Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2012 г. по делу № А33-14024/2012

Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 10 декабря 2012 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации Емельяновского района ОГРН 1022400665297
к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края
об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 175-08/АО от 16.08.2012,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Циммерман, с использованием средств аудиозаписи,

установил:

администрация Емельяновского района (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее - административный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 175-08/АО от 16.08.2012.
На основании статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определением от 10.09.2012 заявление оставлено без движения.
21.09.2012 обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, устранены заявителем. Заявление принято к производству суда. Определением от 21.09.2012 возбуждено производство по делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте проведения судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и административного органа, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Администрация Емельяновского района зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022400665297.
09.04.2012 в Службу поступило обращение гражданина Карпова Е.В., в котором указано, что на 5,5 км автодороги по правой стороне при движении из п. Устюг в сторону п. Талое расположена несанкционированная свалка отходов.
В связи с поступившим обращением, в период с 23.04.2012 по 17.05.2012 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства.
В рамках проверки проведен натуральный осмотр территории, в ходе которого установлено, что на 5,5 км справа от автодороги п. Устюг - п. Талое Емельяновского района выявлено место несанкционированного расположения отходов.
С целью установления необходимых обстоятельств, административным органом проведено административное расследование, о чем вынесено определение от 17.05.2012. Определением от 15.06.2012 срок административного расследования продлен до 15.07.2012.
В рамках проведения административного расследования, Службой направлен запрос в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" о предоставлении сведений о постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены свалки отходов.
Согласно представленной информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" от 25.07.2012 № 1-6/13401, по представленным координатам не удалось идентифицировать предполагаемое местоположение несанкционированной свалки.
Таким образом, земельный участок, на котором установлено несанкционированное расположение отходов, не идентифицирован, не установлены его границы, земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
В ходе административного расследования, административный орган пришел к выводу, что в данном случае обязанность по организации, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов возложена на администрацию Емельяновского района, однако администрация Емельяновского района не предприняла мер по ликвидации несанкционированного места расположения отходов на 5,5 км справа от автодороги п. Устюг - п. Талое Емельяновского района.
По результатам проведенного административного расследования, усмотрев действиях администрации административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственным инспектором отдела надзора за атмосферным воздухом, отходами производства и потребления Н.Н. Малаховой составлен протокол от 16.07.2012 № 0099 об административном правонарушении.
Постановлением о назначении административного наказания от 16.08.2012 № 175-08/АО администрация Емельяновского района признана виновной в совершении административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ; заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207 - 211).
По части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края (в редакции, действующей на дату совершения правонарушения) (далее по тексту - Положения от 01.08.2008 № 19-п), Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим государственный надзор в областях охраны окружающей среды, обращения с отходами.
Пунктом 3.10. Положения от 01.08.2008 № 19-п предусмотрено, что в компетенцию Службы входит осуществление государственного надзора в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории края в виде регионального государственного надзора в области обращения с отходами.
Часть 1 статьи 23.29 КоАП РФ предусматривает, что органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы.
Протокол об административном правонарушении от 16.07.2012 № 0099 составлен и постановление о назначении административного наказания от 16.08.2012 № 175-08/АО вынесено государственным инспектором отдела надзора за атмосферным воздухом, отходами производства и потребления Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Н.Н. Малаховой.
Протокол об административном правонарушении от 16.07.2012 № 0099 составлен в отсутствие законного представителя администрации, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте его составления. Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о назначении административного наказания от 16.08.2012 № 175-08/АО вынесено с участием представителя администрации по доверенности от 15.08.2012 А.С. Любяшкиной, при надлежащем извещении юридического лица о дате, времени и месте рассмотрения дела и вынесении оспариваемого постановления.
Нарушений процессуальных норм при составлении протокола и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено.
Статья 1.6. КоАП РФ предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.


В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статья 8.2. КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Определении ВАС РФ от 04.07.2012 № ВАС-4973/12 по делу № А60-50398/2011, состав упомянутого административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Объективная сторона вмененного администрации правонарушения состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе отходов производства и потребления.
Из содержания статей 2.1 и 26.1 КоАП РФ следует, что в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъекта правонарушения и субъективной стороны правонарушения.
Согласно пункту 2 статьи 26.1. КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Суд полагает, что административным органом не установлено (не доказано) наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ в части привлечения к административной ответственности надлежащего субъекта административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 16.07.2012 № 0099 и оспариваемому постановлению, административным органом установлен факт расположения отходов на почве, а именно на территории Емельяновского района на 5,5 км справа от автодороги п. Устюг - п. Талое.
Отходы (твердые бытовые и строительные) расположены вдоль дороги, идущей к заброшенному песчаному карьеру. Отходы расположены навалом высотой до 0,5 - 0,7 м с обеих сторон дороги на протяжении 70 м.
Далее располагается более крупное место расположения твердых бытовых и строительных отходов. Указанная площадка начинается в 30 м от заброшенного песчаного карьера и огибая его, тянется еще на 30 м. Ширина свалки ограничена с северо-восточной стороны крутым склоном, с юго-восточной стороны - лесным массивом, с южной стороны оврагом, и составляет около 17 - 20 м.
В самом карьере отходов не установлены, однако они рассыпаны по северо-восточному склону карьера. Навалы здесь достигают высоты 1 - 1,5 м, отходы расположены сплошным покровом, следы грунта просматриваются редко.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
По статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под сбором отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Оспариваемым постановлением к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ привлечена администрация Емельяновского района.
Согласно пункту 1 статьи 1 Устава Емельяновского района Красноярского края официальное наименование муниципального образования Емельяновский район - Емельяновский район, представляющий собой совокупность поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно, а также через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
В силу пункта 6 статьи 5 Устава, в состав муниципального образования Емельяновский район входят городские и сельские поселения.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) под муниципальным районом понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; под вопросами местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
По пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 28 Устава Емельяновского района Красноярского края определено, что структуру органов местного самоуправления Емельяновского района составляют Емельяновский районный Совет депутатов, глава Емельяновского района, администрация Емельяновского района, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 41 Устава администрация Емельяновского района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Емельяновского района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Аналогичное положение закреплено подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и пунктом 14 статьи 6 Устава заявителя.
Таким образом, к полномочиям администрации Емельяновского района в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.
На изложенное обстоятельство также указано и административным органом в оспариваемом постановлении.
Между тем, указанные полномочия являются властно-распорядительной функцией заявителя, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.
Администрация Емельяновского района как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет деятельность по сбору отходов на территории района. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены, об их наличии не заявлено.
Принятие соответствующих действий по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на 5,5 км справа от автодороги п. Устюг - п. Талое Емельяновского района, не входит в круг полномочий заявителя по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Наличие у администрации Емельяновского района Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов, утвержденного Постановлением Красноярского края от 15.07.2009 № 1164, не свидетельствует об осуществлении администрацией деятельности по сбору отходов, а также наличии у нее обязанности по их сбору; подтверждает исполнение заявителем обязанности по организации указанной деятельности.
Довод административного органа со ссылкой на пункт 7.8. ГОСТа 30772-2001 о том, что поскольку в результате проверки собственник отходов, то есть лицо, в результате хозяйственной деятельности которого образовались отходы, не установлен, собственником отходов является орган местного самоуправления, рассмотрен арбитражным судом и отклонен на основании следующего.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Пунктом *** статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 7.8. ГОСТа 30772-2001 собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, в случае не установления собственника отходов, собственником отходов могут быть названные лица, а не только орган местного самоуправления; право обращения отходов в свою собственность принадлежит лицам, в собственности, владении или пользовании которых находится земельный участок; указанное право не свидетельствует о наличии соответствующей обязанности.
Из оспариваемого постановления следует, что земельные участки, на которых установлено несанкционированное расположение отходов, не идентифицированы, не установлены их границы, земельные участки не поставлены на государственный кадастровый учет.
Ссылка ответчика на статью 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, признается судом необоснованной, поскольку приведенная норма указывает на распоряжение земельными участками, а не на осуществление хозяйственной деятельности по сбору отходов.
При указанных обстоятельствах, администрация Емельяновского района надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2. КоАП РФ, не является.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что административным органом не установлено наличие состава административного правонарушения, надлежащим образом не установлено лицо, совершившее противоправные действия (бездействие).
При указанных обстоятельствах, административным органом не доказано совершение заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Следовательно, основания для привлечения администрации к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ отсутствовали, оспариваемое постановление является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит отмене, заявление администрации Емельяновского района подлежит удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление администрации Емельяновского района удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 16.08.2012 № 175-08/АО о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Н.Н.ФРОЛОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru