КЫТМАНОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2012 г. № 109
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЫТМАНОВСКОГО РАЙОНА НА 2013 - 2025 ГОДЫ
В соответствии с п. 4 ст. 24 Устава муниципального образования Кытмановский район Алтайского края районный Совет народных депутатов решил:
1. Утвердить концепцию
социально-экономического развития Кытмановского района на 2013 - 2025 годы (Прилагается).
2. Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянные комиссии районного Совета народных депутатов: по социальным вопросам и по экономической политике, собственности, природопользованию и земельным отношениям.
Глава района
Н.А.ТАРАСОВ
КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КЫТМАНОВСКИЙ РАЙОН НА 2013 - 2025 ГОДЫ
1. Краткая оценка сложившихся тенденций
социально-экономического развития Кытмановского района
за 2008 - 2011 годы
Экономическое развитие Кытмановского района в 2008 - 2011 годах в целом соответствовало общекраевым параметрам, преобладающей тенденцией являлся рост основных показателей.
Рост индекса промышленного производства в 2011 году к уровню 2007 года составил 107,1% (в целом по краю - на 123,1%). По итогам 2011 года объем отгруженной промышленной продукции достиг 83,892 млн рублей. Наблюдается рост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2011 году к уровню 2007 года. Рентабельность производства животноводческой продукции увеличилась в 2 раза, объем чистой прибыли в 2011 году по сравнению с 2007 годом увеличился в 1,7 раза.
В 2011 году населением за счет собственных средств и привлеченных кредитов построено 651 кв. м жилья. С ростом потребительской активности населения торговля становится одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Кытмановского района. Начиная с 2010 года, на динамику розничной торговли наиболее существенное влияние оказывает рост продажи непродовольственных товаров, почти в 2 раза превышающий рост оборота продовольственных товаров.
На протяжении последних лет за счет средств краевого, федерального бюджетов и внебюджетных источников активно формируется система мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства района, создается инфраструктура поддержки предпринимательства.
Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике составил - 25,5%.
За 2008 - 2012 годы инвестиционные вложения в экономику района возросли на 35% (по Алтайскому краю - на 15%). Объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций Кытмановского района составил в 2011 году 137,7 млн рублей.
Усиление динамики экономического развития Кытмановского района положительно влияет на доходы и качество жизни населения - обеспечиваются ежегодные темпы роста заработной платы. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2011 году составила 10,0 тыс. рублей и выросла к уровню 2007 года на 90,4% (по Алтайскому краю - на 77%).
Уровень официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению в 2011 году составил 4% против 8,3% в 2007 году.
Расходы консолидированного бюджета в 2011 году составили 282,9 млн рублей, в общей сумме которых расходы на социально-культурную сферу - 84%. При общем приросте расходов консолидированного бюджета за 2011 год к уровню 2007 года в 1,7 раза расходы на социально-культурные мероприятия выросли в 2 раза.
За 2011 год доходы консолидированного бюджета Кытмановского района составили 294,8 млн рублей, прирост на 78,6% к уровню 2007 года. При этом налоговые и неналоговые доходы возросли в 2,5 раза. Основным доходным источником консолидированного бюджета Кытмановского района по итогам 2011 года является налог на доходы физических лиц (34,1% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов).
Определенные изменения произошли в структуре экономики. В 2011 году по сравнению с уровнем 2007 года возросла доля обрабатывающих производств (с 24% до 26,4%), что связано, прежде всего, с ростом их инвестиционной активности. Среди других секторов можно отметить рост удельного веса сельского хозяйства. В 2012 году наблюдается рост удельного веса сельского хозяйства.
2. Характеристика потенциала (производственного, природного,
рекреационного), оценка конкурентных преимуществ
и стратегических ресурсов как основы для
долгосрочного развития
К основным факторам, определяющим перспективы развития Кытмановского района, его место в Алтайском крае, относятся:
2.1. Ресурсный потенциал. Район располагает запасами разнообразных природных ресурсов.
Наличие плодородных земель, сенокосов и пастбищ, сумма положительных температур в вегетационный период растений являются хорошей базой для формирования мощного агропромышленного комплекса.
Кытмановский район располагает значительными ресурсами деловой древесины и такими дефицитными продуктами побочного лесопользования, как папоротник-орляк, лечебные травы, ягоды, грибы.
На первом этапе будут достигнуты следующие индикаторы (2017 год к 2013 году):
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2,5 года;
- рост валового внутреннего продукта - 137 - 138 процентов;
- рост производительности труда - 140 - 141 процент;
- снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - 81 - 83 процента;
- рост реальных располагаемых доходов населения - 153 - 154 процента;
- рост инвестиций в основной капитал - 180 - 185 процентов.
Второй этап (2018 - 2025 годы) - переход на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.
Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются:
- ожидаемой новой технологической инновационной волной, связанной с распространением новых технологий, качественно меняющих свойства выпускаемых товаров, процессы производства и потребления;
- повышением демографической нагрузки на трудоспособное население, способным усилить напряженность в пенсионной системе;
- интенсивным расширением среднего класса, формирующим спрос на комфортное жилье, качественные услуги образования и здравоохранения.
Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают следующее:
- в области развития человеческого потенциала:
- распространение стандартов здорового образа жизни;
- переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;
- внедрение инновационных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;
- выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;
- распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда.
На втором этапе будут достигнуты следующие индикаторы (2025 год к 2018 году):
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2 года;
- рост валового внутреннего продукта - 125 - 136 процентов;
- рост производительности труда - 161 - 171 процент;
- рост реальных располагаемых доходов населения - 165 - 173 процента;
- рост инвестиций в основной капитал - 150 - 165 процентов.
Приоритеты социальной и экономической политики в этот период включают следующее:
в области развития человеческого потенциала:
- улучшение качества социальной среды и здоровья, выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;
- ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения.
7. Ожидаемый результат
В результате социально-экономического развития Кытмановского района на 2012 - 2025 годы, решения задач и достижения целей, поставленных на период до 2025 года, экономика и социальная сфера района выйдет на более высокий уровень, обеспечивающий устойчивое экономическое развитие района и улучшение качества жизни населения.
В 2012 - 2025 годах прогнозируется ежегодный темп роста промышленного производства на уровне 1,5 - 2,0%, за счет более эффективного использования производственных мощностей, при достаточном наличии поставляемого сырья. Прирост объемов производства продукции промышленности в 2025 году к уровню 2012 года составит 15,8%. Увеличится индекс промышленного производства к 2025 году до 135% к уровню 2012 года. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2025 году составит 159% к уровню 2012 года.
Производство сельскохозяйственной продукции за период 2012 - 2025 годов превысит уровень 2011 года на 36,6%, ежегодные темпы прироста составят от 1 - 3,0%. Темпы прироста продукции растениеводства будут опережать темпы прироста продукции животноводства.
На потребительском рынке района сохранится положительная динамика развития оборота розничной торговли, его объем будет ежегодно прирастать на 5 - 10% и к 2025 году увеличится по сравнению с 2011 годом на 61%.
Прогнозируется увеличение платных услуг, предоставленных населению района: за период 2012 - 2025 гг. - на 78%. Ежегодный темп прироста инвестиций в основной капитал составит в среднем 107,5%. Основным источником инвестиций в основной капитал будут собственные средства предприятий и организаций, а также кредиты банка. В общем объеме инвестиций в жилищное строительство более половины займут средства индивидуальных застройщиков.
Положительная динамика, прослеживающаяся в основных отраслях экономики, создаст необходимые условия для позитивных изменений в социальной сфере.
В 2025 году среднемесячная заработная плата в районе составит 39517 рублей. Темп роста среднемесячной заработной платы за период с 2012 - 2025 годы составит 263,5%. Прирост среднемесячных доходов населения за период с 2012 - 2025 годы составит 251,8%.
Рост реальных денежных доходов, среднемесячной заработной платы, среднего размера пенсий позволит сократить долю населения с доходами ниже величины прожиточного минимума и снизить дифференциацию населения по уровню доходов.
Население получит возможность:
получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы;
обеспечение доступным и качественным жильем, создание комфортной среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства.
Будут созданы экономические условия сохранения и умножения культурных и духовных ценностей, обеспечения качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, улучшится качество окружающей среды и экологических условий жизни человека, снизится уровень преступности.
Секретарь
М.В.ЧЕРНОВА