Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2012 г. по делу № А82-13199/2011

Резолютивная часть решения по делу вынесена 4 мая 2012 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Коробовой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Потребительского союза садоводов "Нефтяник-8" (ИНН 7627010642, ОГРН 1027601606317)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области (ИНН 7607021043, ОГРН 1047600431966)
о признании недействительным решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности
при участии
от заявителя - председателя правления Ладанова А.И.;
от ответчика - Романовой М.А. - ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 01.03.2011

установил:

Потребительский союз садоводов "Нефтяник-8" (далее - налогоплательщик, ПСС "Нефтяник-8") обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 14.06.2011 № 113 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Производство по данному делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А82-11897/2011, возбужденному по заявлению ПСС "Нефтяник-8" к Управлению Росреестра по Ярославской области о признании незаконными действий Управления по внесению 20.02.2010 в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:17:168701:44, об обязании исключить данные сведения и восстановить данные о кадастровой стоимости земельного участка в размере 557798,42 руб., начиная с 20.02.2010.
Решением суда от 31.01.2012 в удовлетворении данных требований заявителю отказано. Судебный акт обжалован не был и вступил в законную силу.
Представитель налогоплательщика в судебном заседании поддержал доводы заявления и пояснил, что при исчислении земельного налога за 2010 г. он исходил из сведений о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010, полученных им 22.01.2010 г. в установленном порядке. Заявитель полагает, что налоговый орган при проведении камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2010 г. неправомерно воспользовался сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом налогообложения, по состоянию на 20.02.2010, полученными 21.02.2011 в электронном виде.
Представитель налогового органа требования заявителя не признал и пояснил, что земельный налог за 2010 г. по результатам камеральной проверки налоговой декларации исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной по состоянию на 01.01.2010. Законность доначисления налога подтверждается, в том числе, судебным актом по делу А82-11897/2011.
Проверив доводы сторон и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд не установил оснований для удовлетворения требований заявителя.
Материалами дела подтверждается право собственности ПСС "Нефтяник-8" на земельный участок общей площадью 352573 кв. м. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 29.11.2004 право собственности на земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу Ярославская область, Ярославский район, на территории Карабихского сельсовета зарегистрировано за правообладателем на основании решения суда.
Согласно налоговой декларации по земельному налогу за 2010 г. налогоплательщик исчислил налог в сумме 1673 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 557798 руб. и ставки налога - 0,3%. С учетом уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей сумма налога к доплате составила 418 руб.
При проведении камеральной налоговой проверки, результаты которой отражены в акте № 550 от 10.05.2011, было установлено что кадастровая стоимость земельного участка, являющегося объектом налогообложения, согласно представленным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области сведениям, составляет 22 772 690 руб. С учетом этого налог, подлежащий уплате за 2010 г. исчислен налоговым органом в сумме 68 318 руб. Поскольку исчисление и уплата авансовых платежей в течение налогового периода не производились, данная сумма признана подлежащей уплате в бюджет. Сумма заниженного налога составила 67 900 руб. (68318 руб. - 418 руб.) Актом проверки также установлена переплата по налогу в сумме 4 224 руб.
По результатам рассмотрения акта проверки и возражений налогоплательщика заместителем начальника Инспекции принято решение № 113 от 14.06.2011 об отказе в привлечении к ответственности. Решением установлено отсутствие вины ПСС "Нефтяник-8" в исчислении налога в заниженном размере, поскольку спорный показатель кадастровой стоимости земельного участка был указан в кадастровой выписке от 22.01.2010. Вместе с тем, поскольку указанная в кадастровой выписке кадастровая стоимость земельного участка с 01.01.2010 г. является иной, налогоплательщику предложено уплатить заниженную сумму налога - 67 900 руб. и 2 267.14 руб. пеней, начисленных по состоянию на 14.06.2011.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 01.08.2011 № 286, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, решение Инспекции оставлено без изменения.
Поскольку ПСС "Нефтяник-8" полагал, что кадастровая стоимость земельного участка, с учетом которой выполнен расчет суммы земельного налога, не соответствует законно установленной, он обратился в суд с заявлением к Управлению Росреестра по Ярославской области и ФБУ "Кадастровая палата по Ярославской области".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 31.01.2012 по делу № А82-11897/2011 установлено следующее.
Первоначально внесенная в ГКН кадастровая стоимость земельного участка заявителя соответствовала той, которая была утверждена постановлением Правительства Ярославской области № 384-а от 10.09.2007. Данным постановлением утверждались результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области.
Та кадастровая стоимость, которая была внесена в ГКН 20.02.2010, соответствует постановлению Правительства Ярославской области № 1189-п от 09.12.2009. Данным постановлением утверждались результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области. Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области, указанные в пункте 1, подлежат применению в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях с 01.01.2010.
Согласно Методическим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2005 № 145 (в редакции, действовавшей до 08.07.2011) данные методические рекомендации применяются для кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий, земель, занятых внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, и не применяются для государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений.
То же положение содержат и действующие Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные Приказом Минэкономразвития от 20.09.2010 № 445, согласно пункту 1.3 которых данные методические указания не применяются для государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений.
Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений утверждена другим нормативным актом - Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307.
Из изложенного следует, что для одной и той же категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в зависимости от вида функционального использования применяются различные методы кадастровой оценки земель, определенные, соответственно, разными правовыми актами.
Земельный участок, принадлежащий заявителю, был поставлен на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования 09.03.2004 - до состоявшегося судебного решения, которым установлено, что земельный участок был передан в аренду с правом выкупа сельскохозяйственным производственным кооперативом "Север" акционерному обществу "Ярославнефтеоргсинтез" для образования коллективного садоводческого товарищества.
После состоявшегося судебного акта и государственной регистрации права собственности заявителя вид функционального использования земельного участка, как предназначенного для использования в целях садоводства садоводческим объединением, изменен не был, и на момент определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области земельный участок значился к ГКН с прежним видом функционального использования - для сельскохозяйственного производства.
При таких обстоятельствах суд признал действия Росреестра, изменившего кадастровую стоимость земельного участка заявителя на ту, которая соответствует фактическому виду его разрешенного (функционального) использования, соответствующими Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 № 222 и разработанным в соответствии с пунктами 11 и 13 названного постановления Правительства РФ № 316.
Доводы о том, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 22 772 690 руб. ошибочно внесена в Государственный кадастр недвижимости, с учетом содержания вышеуказанного судебного акта, после возобновления производства по делу не были поддержаны.
Заявитель вместе с тем полагает, что при проведении проверки и вынесении решения налоговый орган изменил установленный налоговым законодательством порядок определения налоговой базы по земельному налогу.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В ходе рассмотрения спора установлено, что налогоплательщик на момент представления налоговой декларации располагал сведениями об изменившейся с 01.01.2010 кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, но не учитывал ее по причинам, послужившим основанием обращения в суд.
Поскольку налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством обязаны платить законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и налоговой ставке, налоговый орган при проведении проверки правомерно доначислил земельный налог, размер которого соответствует действительным налоговым обязательствам налогоплательщика.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением Правительства Ярославской области № 1189-п от 09.12.2009, соответствующие сведения внесены в Государственный кадастр недвижимости 20.02.2010 и подлежат применению в целях исчисления земельного налога, начиная с 01.01.2010.
Факт получения заявителем утративших актуальность сведений о кадастровой стоимости земельного участка принят налоговым органом во внимание и послужил основанием для отказа в привлечении к налоговой ответственности.
Доводы заявителя, относящиеся к порядку заполнения налоговой декларации в части исчисления авансовых платежей по налогу судом не оцениваются как не повлиявшие на законность оспариваемого ненормативного акта. Авансовые платежи по налогу ПСС "Нефтяник-8" в течение 2010 г. не уплачивались. Спор с налоговым органом возник у налогоплательщика в связи с исполнением заявлений о зачете. Относящиеся к порядку исполнения заявлений о зачете действия и акты налогового органа не являются предметом принятого к рассмотрению суда заявления.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления Потребительского союза садоводов "Нефтяник-8" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области № 113 от 14.06.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3) в месячный срок.

Судья
КОРОБОВА Н.Н.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru