Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2012 г. по делу № 3-21/2012

Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пискуновой Н.В.,
при секретаре Купаловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Сахалинской области, утвержденных постановлением администрации Сахалинской области от 31 мая 2006 года № 126-па,

установил:

постановлением администрации Сахалинской области от 31 мая 2006 года № 126-па утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Сахалинской области.
Указанное постановление опубликовано в газете "Губернские ведомости" от 15 июня 2006 года № 105(2582).
В настоящее время оно действует в редакции постановления Правительства Сахалинской области от 15 июня 2011 года № 226.
3 октября 2011 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу судебного решения абзацев 2 и 3 пункта 1.2 названных Правил в части слов "рыбопромысловых"; абзацев 2 и 3 пункта 1.2 в части, исключающей из понятия "маломерные суда" непарусные спортивные суда; пункта 2.10 в части, устанавливающей безопасную скорость движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных судов не более 30 км/ч; пункта 4.7 в части слов "ориентировочное время возвращения".
31 октября 2011 года прокурор дополнил заявленные требования. Просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 1.1, 1.2, 1.5 раздела 1; пункты 2.1, 2.3, 2.10, 2.12, подпункты 2.12.1 - 2.12.22 раздела 2; разделы 3 - 7 названных Правил.
Решением Сахалинского областного суда от 18 ноября 2011 года заявление прокурора Сахалинской области удовлетворено частично. Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Сахалинской области, утвержденных постановлением администрации от 31 мая 2006 года № 126-па, а именно, пункт 1.1 в части установления единого порядка пользования маломерными судами во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации; абзацы 2 и 3 пункта 1.2 в части слов "рыбопромысловых"; абзацы 2 и 3 пункта 1.2 в части, исключающей из понятия "маломерные суда" непарусные спортивные суда; пункт 2.3 в части, допускающей возможность эксплуатации гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов без государственной регистрации и технического освидетельствования (осмотра); пункт 2.10 в части, устанавливающей безопасную скорость движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных судов не более 30 км/час; подпункт 2.12.7 пункта 2.12 в части указания на то, что воднолыжник, буксируемый маломерным судном, считается членом экипажа буксируемого судна, и, следовательно, все требования по этому пункту относятся и к воднолыжнику; подпункт 2.12.10 пункта 2.12 в части слов "пересекать их курс на расстоянии менее 0,5 километра"; подпункт 2.12.14 пункта 2.12; подпункт 2.12.15 пункта 2.12; подпункт 2.12.16 пункта 2.12 в части слов "следовать по нему на расстоянии 10 метров от кромки судового хода"; пункт 3.1 раздела 3 в части слов "кроме судов, указанных в пункте 2.3 настоящих Правил"; абзац 4 пункта 3.1; пункты 4.2 - 4.5; пункт 4.7 в части слов "ориентировочное время возвращения"; подпункт 4.8.1 пункта 4.8 в части слов "документов на перевозимый груз, а водителем судна с экипажем 2 и более человек дополнительно судовой роли; подпункт 4.8.9 пункта 4.8; раздел 5. В удовлетворении остальной части требований прокурору отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2012 года решение Сахалинского областного суда от 18 ноября 2011 года отменено в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункта 4.8.1 раздела 4 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Сахалинской области в части слов "документов на перевозимый груз, а водителем судна с экипажем 2 и более человек дополнительно судовой роли", подпункта 4.8.9 раздела 4 указанных Правил, а также в той части решения, в которой прокурору отказано в удовлетворении его заявления о признании противоречащим и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункта 4.8.1 раздела 4 названных Правил за исключением слов "документов на перевозимый груз, а водителем судна с экипажем 2 и более человек дополнительно судовой роли". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
При новом рассмотрении дела прокурор уточнил заявленные требования. Просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 4.8.1 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Сахалинской области только в части слов "документов на перевозимый груз". В обоснование заявленного требования указал на то, что указанный пункт Правил устанавливает запрет на выпуск маломерного судна с баз (сооружений) для их стоянок в случае непредставления судоводителем документов на перевозимый груз, однако необходимость предъявления таких документов не предусмотрена ни нормами приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июня 2005 года № 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации", ни положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. При этом, предусмотрев запрет на выход судна, региональный законодатель не установил конкретный вид документов, обязательный для предъявления в случае выпуска маломерного судна, что порождает правовую неопределенность, допускающую неоднозначность толкования нормативного правового акта в указанной части. Пункт 4.8.1 в части, устанавливающей запрет на выпуск маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок в случае непредъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном и талона к нему, судового билета с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования, по мнению прокурора, требованиям федерального законодательства не противоречат, поскольку в указанной части он дублирует содержание подпункта "а" пункта 14 Приказа № 502. В части установленного в этом же пункте запрета на выпуск маломерного судна с базы в случае непредъявления водителем судна с экипажем 2 и более человек дополнительно судовой роли, прокурор указал на то, что с учетом предусмотренной положениями статей 25 и 27 Кодекса торгового мореплавания обязанности для судоводителей обеспечить наличие судовой роли на маломерном судне, а также в связи с необходимостью в соответствии с пунктом 12 Приказа № 502 установления на базах (сооружениях) для стоянок для маломерных судов режима, обеспечивающего контроль за выходом в плавание и возвращением на базу маломерных судов, их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, требованиям федерального законодательства он также не противоречит. Не противоречит федеральному законодательству и 4.8.9 Правил, поскольку он соответствует положениям статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статье 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, предусматривающих наличие на судне разрешения на судовую радиостанцию, а также пункту 2.12.21 Правил, налагающему запрет на выход в море судна с неисправными радиостанциями.
В судебном заседании прокурор Ю Н.Д. заявление прокурора области в указанной части поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Сахалинской области Болдов Ю.В. с заявлением прокурора области согласился.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявления прокурора, выслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 2 и пункту 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному кодексу. На основании и во исполнение Водного кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
В пределах предоставленных органу государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Правительством Сахалинской области утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Сахалинской области.
В соответствии со статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство и издаваемые в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах целевого использования водных объектов.
Согласно статье 37 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.
В силу статьи 47 названного Кодекса использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте.
Основными нормативными актами в этой области являются Кодекс внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июня 2005 года № 502 (далее - приказ № 502) в рамках предоставленных названному Министерству Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" полномочий, иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которым нормативные правовые акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4.8.9 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Сахалинской области, а не пункт 4.9.

Согласно пунктам 4.8.1, 4.9 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Сахалинской области, утвержденных постановлением администрации Сахалинской области от 31 мая 2006 года № 126-па, выпуск маломерных судов с базы запрещается в случае непредъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном и талона к нему, судового билета с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования, документов на перевозимый груз, а водителем судна с экипажем 2 и более человек - дополнительно судовой роли.; отсутствия на судне, выходящем в море, исправной радиостанции с 6-м и 16-м каналами УКВ.
Анализ положений приведенных норм свидетельствует о том, что закрепленный в них запрет на выпуск маломерного судна с базы не противоречит требованиям Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, Приказа № 502, согласно пункту 12 которого на базе (сооружении) для стоянок маломерных судов устанавливается режим, предусматривающий контроль за выходом в плавание и возвращением на базу маломерных судов, их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности.
При этом, пункт 4.8.1 названных Правил в части запрета выпуска маломерных судов в связи с непредъявлением судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном и судового билета с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования дублирует подпункт "а" пункта 14 Приказа № 502, что не может указывать на их несоответствие федеральному законодательству. Талон к удостоверению на право управления, подтверждающий проверку навыков практического управления маломерным судном, ранее предусмотренный Правилами аттестации граждан на право управления судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды Российской Федерации от 12 сентября 1995 года № 359, и выдаваемый после проверки навыков практического управления судоводителем маломерным судном, является документом, аналогичным личной карточке водителя, которая в соответствии с правилами аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июня 2005 года № 498, также подтверждает проверку навыков практического управления маломерным судном. В этой связи, требование о предъявлении судоводителем талона к удостоверению на право управления маломерным судном положениям действующего законодательства не противоречит.
Требование о предоставлении водителем с экипажем 2 и более человек судовой роли соответствует положениям пункта 9 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статье 27 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, согласно которым маломерные суда должны иметь судовую роль. Правила ведения судовой роли утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации Российской Федерации от 3 апреля 2000 года № 28. Согласно пункту 3 названного приказа судовая роль является основным судовым документом, содержащим сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна. В силу пункта 9 данного приказа в судовую роль вносятся входящие в состав экипажа судна лица.
В этой связи, требование о предоставлении судовой роли водителем судна с экипажем 2 и более человек положениям федерального законодательства также не противоречит.
Запрет на выпуск маломерных судов с базы при непредъявлении судоводителем документов на перевозимый груз положениям подпункта "е" пункта 14 Приказа № 502, согласно которому выпуск маломерных судов с базы не производится в случаях нарушения норм грузоподъемности, соблюдение которых может быть проверено лишь при проверке документов на перевозимый груз, не противоречит.
В соответствии с частью 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу части 2 статьи 67 Кодекса внутреннего водного транспорта составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза и являются документами на перевозимый груз.
Таким образом, в приведенных нормах перечислены документы, подтверждающие заключение договора перевозки груза.
В этой связи, неустановление в пункте 4.8.1 конкретного вида документов, обязательного для предъявления в случае выпуска маломерного судна с базы, о правовой неопределенности этой нормы не свидетельствует, поскольку не порождает ее неоднозначное толкование.
При таких обстоятельствах, оснований для признания пункта 4.8.1 Правил в части запрета на выпуск маломерного судна с базы при непредъявлении документов на перевозимый груз и признания его по этим основаниям недействующим не имеется.
Установленный в пункте 4.8.9 Правил запрет на выпуск маломерных судов с базы при отсутствии на судне, выходящем в море, исправной радиостанции с 6-м и 16-м каналами УКВ не противоречит требованиям статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта и статьям 25, 27 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, предусматривающих наличие на судне разрешения на судовую радиостанцию, а соответственно ее исправное состояние.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления прокурора Сахалинской области не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 4.8.1 и 4.8.9 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Сахалинской области, утвержденных постановлением администрации Сахалинской области от 31 мая 2006 года № 126-па, прокурору Сахалинской области отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд с течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 29 мая 2012 года.

Судья Сахалинского областного суда
Н.В.Пискунова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru