Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2012 г. по делу № 3-23/2012

Сахалинский областной суд:
под председательством судьи Богомоловой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Купаловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказа министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 15 сентября 2011 года № 71-п "Об утверждении административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Выдача бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов",

установил:

15 сентября 2011 года министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области издан приказ № 71-п "Об утверждении административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Выдача бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов" (далее - Приказ № 71-п).
Пунктом 1 данного приказа утвержден административный регламент министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Выдача бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов" (далее - административный регламент).
Как следует из положений административного регламента, он разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения и (или) имеющим долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий, устанавливает порядок и процедуру выдачи бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
12 мая 2012 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащим требованиям Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приказа № 71-п, ссылаясь на то, что к полномочиям министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области не относится самостоятельное утверждение административного регламента в сфере установления порядка и процедуры выдачи бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов при наличии федерального регулирования данного вопроса, в связи с чем административный регламент принят министерством с превышением предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Овчеренко Д.А. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Смирнова А.Л. возражала против удовлетворения требования прокурора, указав на то, что приказ, которым утвержден административный регламент предоставления государственной услуги, принят министерством в пределах предоставленных ему полномочий во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Сослалась также на то, что государственная услуга "Выдача бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов" является самостоятельным полномочием субъекта Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 209), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 29 Федерального закона № 209 разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение формы разрешения на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи такого разрешения, а также порядка оформления и выдачи такого разрешения, что предусмотрено пунктом 10 статьи 32 Федерального закона № 209.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона № 209 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по заключению охотхозяйственных соглашений (в том числе по организации и проведению аукционов на право заключения таких соглашений, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 4 статьи 33 Федерального закона № 209 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 33 данного Федерального закона полномочий, в том числе обязательные для исполнения административные регламенты, методические указания и инструктивные материалы.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе до утверждения регламентов, указанных в пункте 3 части 4 статьи 33 названного Федерального закона, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций (пункт 4.1 части 5 статьи 33 Федерального закона № 209).
Статьей 31 Федерального закона № 209 регламентированы вопросы выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, куда включено предоставление органами государственной власти бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов по заявкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В силу пункта 2 названной статьи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона, предоставляются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи.
Частью 5 статьи 31 Федерального закона № 209 определено, что перечень документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации статьи 31 Федерального закона № 209 Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 23 апреля 2010 года № 121, пунктом 1 которого утверждены Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - Порядок) и Форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Как следует из пункта 1 указанного Порядка, он определяет процедуру выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Пунктами 7 и 8 данного Порядка урегулировано, какие сведения указываются в заявке на выдачу бланков разрешений, представляемой в уполномоченный орган, а также какие документы необходимо приложить к данной заявке.
В соответствии с пунктом 9 Порядка уполномоченный орган со дня получения заявки на выдачу бланков разрешений в течение пяти рабочих дней осуществляет проверку содержания заявки, комплектности прилагаемых к ней документов и выдает бланки разрешений юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, представившим заявку, в получении которых делается соответствующая отметка, или направляет указанным лицам мотивированный отказ с указанием причин отказа в случае, если заявка и прилагаемые к ней документы не соответствуют требованиям настоящего Порядка или содержат недостоверные сведения.
Из анализа приведенного законодательства следует, что к полномочиям федерального органа исполнительной власти относится регулирование вопросов, касающихся перечня документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также утверждение формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В данном случае Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляя свои полномочия, издало приказ от 23 апреля 2010 года № 121, который в том числе определяет порядок и процедуру выдачи бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области с превышением предоставленных указанному органу государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в обозначенной сфере правового регулирования, поскольку полномочия по регулированию названных вопросов в установленном порядке ему не переданы, все необходимые нормы для регламентации данных правоотношений приняты управомоченным органом государственной власти Российской Федерации.
Ссылка представителя заинтересованного лица на то, что министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области утвердило административный регламент предоставления государственной услуги в пределах своих полномочий во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон № 210), является несостоятельной, поскольку Федеральный закон № 209 к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не относит самостоятельное утверждение административных регламентов предоставления государственных услуг в сфере переданных субъекту Российской Федерации полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а положения статьи 6 и части 1 статьи 12 Федерального закона № 210, на которые сослался представитель, вопросы полномочий по утверждению административных регламентов не регулируют.
Указание представителя заинтересованного лица на то, что государственная услуга "Выдача бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов" является самостоятельным полномочием субъекта Российской Федерации, основано на неправильном толковании положений Федерального закона № 209.
В этой связи, суд удовлетворяет требование прокурора и признает Приказ № 71-п противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда приказ министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 15 сентября 2011 года № 71-п "Об утверждении административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Выдача бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Сахалинского областного суда
Ю.А.Богомолова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru