Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2012 г. по делу № 3-170,194-2012

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Л.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Масленниковой И.А., настаивавшей на заявленном требовании, представителей Правительства Пермского края Ш. и Ц., возражавших против удовлетворения заявлений, рассмотрел 11 октября 2012 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлениям Ч. и исполняющего обязанности прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 23 апреля 2012 года № 229-п "Об утверждении Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края",

установил:

Постановлением Правительства Пермского края от 23 апреля 2012 года № 229-п утвержден Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края (далее также - Порядок).
Данное Постановление опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 30 апреля 2012 года № 17.
Ч. обратился в суд с заявлением (с учетом заявления от 4 сентября 2012 года), в котором просит признать противоречащими закону и недействующими пункты 5.1, 5.1.1, 5.1.1.1, 5.1.1.2, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.3.1, 5.1.3.2, 5.1.3.3, 5.1.4, 5.1.4.1, 5.1.4.2, 5.1.4.3, 5.1.5, 5.1.6, 5.1.7, 5.1.8, 5.1.8.1, 5.1.8.2, 5.1.9, 5.1.10, 5.1.11 Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно частям 1, 4 и 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд; граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений; порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Такой порядок установлен Законом Пермского края от 30 июля 2007 года № 80-ПК "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края" (далее также - Закон Пермского края от 30.07.2007 года № 80-ПК).
Согласно статье 4 указанного Закона (в редакции законов Пермского края от 5 марта 2008 года № 212-ПК, от 30 июня 2009 года № 470-ПК) для получения права заготовки древесины по договору купли-продажи гражданами подаются заявления в соответствующие уполномоченные органы.
Более ранняя редакция статьи 4 Закона Пермского края от 30.07.2007 года № 80-ПК в части второго и третьего предложений, которые предусматривали обязанность заявителя представлять документы, подтверждающие соответствующую потребность в древесине, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, признана недействующей вступившим в законную силу решением Пермского краевого суда от 9 января 2008 года по делу № 3-10-2008. В настоящее время действующее законодательство не предусматривает обязанность граждан подтверждать свою потребность в древесине путем представления соответствующих документов.
В соответствии со статьей 3 Закона Пермского края от 30.07.2007 года № 80-ПК граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, устанавливаемом Правительством Пермского края.
По смыслу закона каждый гражданин вправе заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в пределах нормативов, установленных статьей 9 Закона Пермского края от 30.07.2007 года № 80-ПК, с предусмотренной им периодичностью и подтверждать потребность в древесине и ее целевое назначение не обязан. В то же время, исходя из положений Порядка в оспариваемой части, на гражданина возлагается обязанность одновременно с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд представлять в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактическую потребность в древесине.
Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом фактически вводится правовое регулирование, предусмотренное положениями закона, ранее признанным утратившим силу решением суда. Фактически путем издания Порядка предпринята попытка преодолеть решение Пермского краевого суда от 9 января 2008 года.
Он проживает на территории Пермского края, имеет право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, поэтому оспариваемым Порядком нарушено его право на заготовку древесины для собственных нужд, установленное статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации, так как на него возложены дополнительные, не предусмотренные законом обязанности, исполнение которых является условиям для реализации указанного права.
Исполняющий обязанности прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 5.1.2, 5.1.5-5.1.7, 5.1.8.1 и 5.1.8.2 Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, указав в его обоснование следующее.
В силу положений статей 3, 4 Закона Пермского края от 30.07.2007 года № 80-ПК договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан заключается по результатам рассмотрения заявления, при этом представление гражданином, обратившимся для заключения такого договора иных документов, кроме заявления, не предусмотрено.
Федеральное законодательство не определяет перечень документов, которые подает гражданин, желающий приобрести древесину для собственных нужд, предоставляя субъектам Российской Федерации право самостоятельно урегулировать порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, посредством принятия соответствующего закона.
В соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 23 апреля 2012 года № 229-п, для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд гражданин помимо заявления обязан представить дополнительные документы.
Пункты 5.1.2, 5.1.5.-5.1.7, 5.1.8.1, 5.1.8.2 Порядка предусматривают в зависимости от целей использования древесины представление гражданином одновременно с заявлением следующих документов:
для строительства надворных построек - схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения надворных построек в границах земельного участка, согласованной органом местного самоуправления муниципального образования по месту нахождения земельного участка;
для капитального ремонта, реконструкции надворных построек - акта обследования технического состояния надворных построек, подтверждающего необходимость проведения капитального ремонта или реконструкции (составляется комиссией администрации поселения (городского округа) и утверждается главой администрации поселения (городского округа);
для текущего ремонта жилого дома и надворных построек - акта обследования технического состояния жилого дома или надворных построек, подтверждающего необходимость проведения текущего ремонта (составляется комиссией администрации поселения (городского округа) и утверждается главой администрации поселения (городского округа);
для отопления жилого дома (квартиры в многоквартирном доме) и надворных построек - справки, выданной администрацией поселения (городского округа), о наличии у заявителя соответствующих помещений с печным отоплением или списка подворий граждан, постоянно проживающих в жилом доме (квартире в многоквартирном доме) с печным отоплением, заверенного главой администрации сельского поселения (городского округа);
для отопления и ремонта построек на садовом, огородном, дачном земельном участке -справки, выданной администрацией поселения (городского округа), о наличии у заявителя соответствующих помещений с печным отоплением или списка подворий граждан, имеющих постройки на садовом, огородном, дачном земельном участке с печным отоплением, заверенный главой администрации сельского поселения (городского округа);
в случае проведения ремонта построек на садовом, огородном, дачном земельном участке - акта обследования технического состояния построек, подтверждающего необходимость проведения ремонта (составляется комиссией администрации поселения (городского округа) и утверждается главой администрации поселения (городского округа).
Таким образом, Порядок незаконно возлагает на органы местного самоуправления полномочия, не предусмотренные федеральным законодательством, по проведению технического обследования жилого дома, надворных построек и составлению акта технического обследования жилого дома, надворных построек, подтверждающего необходимость проведения капитального и текущего ремонта таких объектов, согласованию схемы размещения надворных построек на земельном участке, составлению и предоставлению справки местной администрации поселения (городского округа) со списком домовладельцев поселения (населенного пункта) о наличии у граждан жилых домов и надворных построек с печным отоплением, выдаче справки местной администрацией поселения (городского округа) о наличии у заявителя (гражданина) в собственности на садовом участке либо обособленном земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства построек с печным отоплением, акта обследования технического состояния построек, подтверждающего необходимость проведения ремонта построек на садовом, огородном, дачном земельном участке.
Указанные полномочия не возложены на органы местного самоуправления федеральным законодательством, в том числе Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее также - Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ), которым установлены общие принципы организации местного самоуправления (статьи 14, 14.1, 16, 16.1, 19 и др.).
При этом перечень вопросов местного значения, установленный Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, в силу части 1 статьи 18 названного Федерального закона не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.
Вышеназванные полномочия в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ) (статьи 26.1-26.1 и др.) не относятся и к полномочиям субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 6, 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ могут быть переданы органам местного самоуправления.
Исходя из изложенного, пункты 5.1.2, 5.1.5.-5.1.7, 5.1.8.1, 5.1.8.2 оспариваемого Порядка противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими.
Определением судьи от 18 сентября 2012 года (л.д. 66-68) дела по заявлениям Ч. и исполняющего обязанности прокурора Пермского края в соответствии со статьей 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Масленникова И.А. заявленные требования поддержала.
Ч. и его представитель - адвокат Исаев А.В. в судебное заседание не явились, известили суд о том, что не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие.
Представители Правительства Пермского края Ш. и Ц. возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных отзывах и возражениях (л.д. 21-23, 24-29, 47-49, 93-95), пояснив, что Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края не противоречит федеральному законодательству и принят Правительством Пермского края в пределах предоставленных ему полномочий.
Исполняющий обязанности министра лесного хозяйства Пермского края М. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил отказать Ч. и исполняющему обязанности прокурора Пермского края в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 166-168).
Заслушав пояснения прокурора, представителей Правительства Пермского края, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлены подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ, а также статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации. В число таких полномочий входит: утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд; нормативно-правовое регулирование отдельных вопросов в области лесных отношений; осуществление полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
Частью 3 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 года № 318, и действуют с 25 октября 2011 года.
В соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 года № 318, настоящий документ устанавливает порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1); граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5); договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 9).
Таким образом, федеральным законодательством не определен перечень документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган гражданину с целью заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, и субъект Российской Федерации вправе самостоятельно урегулировать порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края установлены Законом Пермского края от 30.07.2007 года № 80-ПК.
Согласно части 1 статьи 3, части 1 статьи 4 Закона Пермского края от 30.07.2007 года № 80-ПК граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, устанавливаемом Правительством Пермского края. Граждане, заинтересованные в заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, подают заявления в соответствующие уполномоченные органы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Постановление от 23 апреля 2012 года № 229-п, которым утвержден Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, принято Правительством Пермского края в пределах предоставленных ему полномочий.
Пунктом 1 Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 23 апреля 2012 года № 229-п, установлено, что настоящий Порядок определяет процедуру и условия заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в целях заготовки древесины для собственных нужд граждан (далее - договор купли-продажи) и применяется на территории Пермского края.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для заключения договора купли-продажи гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд (далее - заявитель), подает в соответствующий уполномоченный орган заявление на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее - заявление) по форме, утвержденной уполномоченным органом.


Пунктами 5.1, 5.1.1, 5.1.1.1, 5.1.1.2 Порядка предусмотрено, что для использования древесины в целях строительства, реконструкции жилого дома заявитель одновременно с заявлением представляет в уполномоченный орган:
разрешение на строительство (выдается органом местного самоуправления муниципального образования по месту нахождения земельного участка);
акт обследования помещения и заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, оформленные в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации, - представляются в случае проведения реконструкции жилого дома.
Пунктами 5.1.4, 5.1.4.1, 5.1.4.2, 5.1.4.3 Порядка установлено, что для использования древесины в целях реконструкции многоквартирного дома заявитель одновременно с заявлением представляет в уполномоченный орган:
разрешение на строительство (выдается органом местного самоуправления муниципального образования по месту нахождения земельного участка);
акт обследования помещения и заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, оформленные в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации;
решение (протокол) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении реконструкции многоквартирного дома.
Поскольку получение разрешения на строительство в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, объекта индивидуального жилищного строительства является обязательным в силу требований частей 2, 7, 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положения пунктов 5.1.1.1, 5.1.4.1, не противоречат действующему законодательству федерального уровня.
Положения пункта 5.1.4.3 Порядка также соответствуют требованиям федерального законодательства, так как согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, положения пунктов 5.1.1.2, 5.1.4.2 Порядка, предусматривающие представление заявителем акта обследования помещения и заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, оформленных в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации, возлагают на гражданина, имеющего намерение заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, дополнительную обязанность, не предусмотренную федеральным законодательством, в связи с чем подлежат признанию недействующими.
Ссылка представителей Правительства Пермского края на то, что пункты 5.1.1.2, 5.1.4.2 Порядка приняты в соответствии с требованиями пунктов 7, 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, несостоятельна.
Как указано выше, для реконструкции индивидуального жилого дома или многоквартирного дома требуется разрешение на строительство, выдаваемое в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Представление иных документов, в том числе предусмотренных пунктами 5.1.1.2, 5.1.4.2 Порядка, для реконструкции жилого дома (индивидуального либо многоквартирного) не требуется.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством реализация гражданином права на приобретение лесных насаждений для собственных нужд не ставится в зависимость от признания принадлежащего его помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, что устанавливает Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.3.1, 5.1.3.2, 5.1.3.3 Порядка для использования древесины в целях капитального ремонта жилого дома, общего имущества в многоквартирном доме заявитель обязан дополнительно представить в уполномоченный орган:
правоустанавливающий документ на жилой дом, помещение в многоквартирном доме;
акт обследования помещения и заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, оформленные в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации;
решение (протокол) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме -представляется в случае проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
Положения пункта 5.1.3.3 Порядка соответствуют требованиям федерального законодательства, так как согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Правомерно и требование о предоставлении гражданином правоустанавливающего документа на жилой дом, помещение в многоквартирном доме (пункт 5.1.3.1 Порядка), учитывая цель использования древесины - для капитального ремонта жилого дома, и, принимая во внимание, что разрешение на строительство в данном случае не требуется (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Однако пункт 5.1.3.2 Порядка, возлагающий на заявителя обязанность дополнительно предоставлять акт обследования помещения и заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, оформленные в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации, как уже указано выше, не соответствует федеральному законодательству, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
В соответствии с пунктом 5.1.2 Порядка для использования древесины в целях строительства надворных построек заявитель должен дополнительно представить в уполномоченный орган схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения надворных построек в границах земельного участка, согласованную органом местного самоуправления муниципального образования по месту нахождения земельного участка.
Согласно пункту 5.1.5 Порядка для использования древесины в целях капитального ремонта, реконструкции надворных построек заявитель обязан дополнительно представить в уполномоченный орган акт обследования технического состояния надворных построек, подтверждающий необходимость проведения капитального ремонта или реконструкции (составляется комиссией администрации поселения (городского округа) и утверждается главой администрации поселения (городского округа).
Пунктом 5.1.6 Порядка установлено, что для использования древесины в целях текущего ремонта жилого дома и надворных построек заявитель должен дополнительно представить в уполномоченный орган акт обследования технического состояния жилого дома или надворных построек, подтверждающий необходимость проведения текущего ремонта (составляется комиссией администрации поселения (городского округа) и утверждается главой администрации поселения (городского округа).
В соответствии с пунктом 5.1.8.2 Порядка в случае проведения ремонта построек на садовом, огородном, дачном земельном участке заявитель должен дополнительно представить в уполномоченный орган акт обследования технического состояния построек, подтверждающий необходимость проведения ремонта (составляется комиссией администрации поселения (городского округа) и утверждается главой администрации поселения (городского округа).
Суд считает, что пункты 5.1.2, 5.1.5, 5.1.6, 5.1.8.2 Порядка возлагают на гражданина, имеющего намерение заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, обязанность по представлению дополнительных документов, не предусмотренных федеральным законодательством, в связи с чем данные пункты оспариваемого нормативного правового акта подлежат признанию недействующими.
Доводы представителей Правительства Пермского края и Министерства лесного хозяйства Пермского края в обоснование возражений по заявленным требованиям о том, что представление гражданином, имеющим намерение приобрести древесину для собственных нужд, в зависимости от целей использования лесных насаждений, схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения надворных построек в границах земельного участка, согласованной органом местного самоуправления муниципального образования по месту нахождения земельного участка, акта обследования технического состояния жилого дома или надворных построек, подтверждающего необходимость проведения текущего ремонта, акта обследования технического состояния построек, подтверждающего необходимость проведения ремонта, акта обследования технического состояния надворных построек, подтверждающего необходимость капитального ремонта или реконструкции (составляются комиссией администрации поселения (городского округа) и утверждаются главой администрации поселения (городского округа), обусловлено положениями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, которым определены вопросы местного значения поселения (городского округа), являются несостоятельными.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ определены вопросы местного значения поселения, статьей 16 данного Федерального закона - вопросы местного значения городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений определены статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из анализа указанных выше законоположений следует, что органы местного самоуправления (поселения, городского округа) не наделены полномочиями по составлению актов обследования технического состояния жилых домов, надворных построек, подтверждающих необходимость проведения их текущего и капитального ремонта, реконструкции (в части надворных построек), а также составлению схем планировочной организации земельных участков с обозначением места размещения надворных построек в границах земельных участков в целях реализации гражданами права на приобретение лесных насаждений для собственных нужд, учитывая, что в данном случае предметом правового регулирования являются лесные правоотношения. Не наделены такими полномочиями органы местного самоуправления и положениями статей 14.1, 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. Не передавались такие полномочия органам местного самоуправления и в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.
Пунктом 5.1.7 Порядка установлено, что для использования древесины в целях отопления жилого дома (квартиры в многоквартирном доме) и надворных построек заявителем в уполномоченный орган дополнительно предоставляется справка, выданная администрацией поселения (городского округа), о наличии у заявителя соответствующих помещений с печным отоплением или список подворий граждан, постоянно проживающих в жилом доме (квартире в многоквартирном доме) с печным отоплением, заверенный главой администрации сельского поселения (городского округа).
Согласно пункту 5.1.8.1 Порядка для отопления построек на садовом, огородном, дачном земельном участке заявителем дополнительно в уполномоченный орган предоставляется справка, выданная администрацией поселения (городского округа), о наличии у заявителя соответствующих помещений с печным отоплением или список подворий граждан, имеющих постройки на садовом, огородном, дачном земельном участке с печным отоплением, заверенный главой администрации сельского поселения (городского округа).
Суд считает, что возложение обязанности на заявителя по предоставлению справки, выданной администрацией поселения (городского округа), о наличии у гражданина соответствующих помещений с печным отоплением, не противоречит действующему законодательству федерального уровня, учитывая цель использования древесины.
Вместе с тем, в остальной части пункты 5.1.7, 5.1.8.1 Порядка возлагают на заявителя дополнительную обязанность по предоставлению документов, не связанных непосредственно с наличием у него помещений с печным отоплением, в связи с чем указанные пункты в части слов "или список подворий граждан, постоянно проживающих в жилом доме (квартире в многоквартирном доме) с печным отоплением, заверенный главой администрации сельского поселения (городского округа)" (пункт 5.7.1), а также слов "или список подворий граждан, имеющих постройки на садовом, огородном, дачном земельном участке с печным отоплением, заверенный главой администрации сельского поселения (городского округа)" (пункт 5.1.8.1) подлежат признанию недействующими.
В соответствии с пунктом 5.1.9 Порядка поданные заявления подлежат регистрации уполномоченным органом с указанием даты подачи заявления и номера регистрации. На поданном заявлении проставляется штамп уполномоченного органа с указанием даты подачи заявления и номера регистрации.
Согласно пункту 5.1.10 Порядка все документы представляются в копиях с одновременным представлением подлинника. Копии документов после проверки их соответствия подлиннику заверяются должностным лицом уполномоченного органа, принимающим документы, а подлинник возвращается заявителю.
Пунктом 5.1.11 Порядка предусмотрено, что в случаях, установленных частью 3 статьи 9 Закона Пермского края от 30 июля 2007 года № 80-ПК "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края", заявитель представляет справку об утрате или повреждении их имущества, выданную соответствующим уполномоченным органом.
В силу части 3 статьи 9 Закона Пермского края от 30.07.2007 года № 80-ПК граждане имеют право на заготовку древесины для собственных нужд без учета установленной периодичности в пределах установленных нормативов в следующих случаях:
возникновение непредвиденных обстоятельств (наводнение, пожар, землетрясение, другие форс-мажорные обстоятельства), которые граждане не могли предвидеть или предотвратить и которые повлекли утрату или повреждение их имущества, для восстановления которого требуется использование древесины;
совершение против граждан противоправных действий, повлекших утрату или повреждение их имущества, для восстановления которого требуется использование древесины.
Какое-либо несоответствие пунктов 5.1.9, 5.1.10 и 5.1.11 Порядка положениям нормативных правовых актов федерального уровня суд не усматривает.
Доводы Ч. о том, что принятие Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 23 апреля 2012 года № 229-п, фактически является попыткой преодолеть вступившее в законную силу решение Пермского краевого суда от 9 января 2008 года, которым признана недействующей со дня вступления решения в законную силу статья 4 Закона Пермского края от 30.07.2007 года № 80-ПК (в ранее действовавшей редакции) в части второго и третьего предложений, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
На день рассмотрения Пермским краевым судом дела № 3-10-2008 по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части Закона Пермского края от 30 июля 2007 года № 80-ПК "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края" действовали Правила подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года № 406, содержащие положение, регламентирующее процедуру подготовки заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан. Названное Постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года № 339.
Действующий в настоящее время Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденный Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 года № 318, не определяет перечень документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган гражданину с целью заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, поэтому субъект Российской Федерации вправе самостоятельно урегулировать порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что отдельные положения Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 23 апреля 2012 года № 229-п, оспариваемые Ч. и исполняющим обязанности прокурора Пермского края, противоречат федеральному законодательству, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-19, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующими со дня вступления решения в законную силу следующие положения Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 23 апреля 2012 года № 229-п "Об утверждении Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края":
пункты 5.1.1.2, 5.1.2, 5.1.3.2, 5.1.4.2, 5.1.5, 5.1.6, 5.1.8.2 полностью;
пункт 5.1.7 в части слов "или список подворий граждан, постоянно проживающих в жилом доме (квартире в многоквартирном доме) с печным отоплением, заверенный главой администрации сельского поселения (городского округа)";
пункт 5.1.8.1 в части слов "или список подворий граждан, имеющих постройки на садовом, огородном, дачном земельном участке с печным отоплением, заверенный главой администрации сельского поселения (городского округа)".
Отказать Ч. и исполняющему обязанности прокурора Пермского края в удовлетворении заявленных требований в остальной части.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 16 октября 2012 года.

Судья
БУЗМАКОВ С.С.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru