АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2012 г. № А16-1231/2011
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2012 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Осадчук О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барановой Е.А.,
при участии: от заявителя - ИП Болваненко В.Н., представителя Стебловской Е.В. (доверенность от 26.05.2009 № 79-01/001567), от заинтересованного лица - представителя Шохова О.В. (доверенность от 12.01.2012 № 27), представителя Бут Т.А. (доверенность от 10.01.2012 № 5),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда дело по заявлению индивидуального предпринимателя Болваненко Владимира Николаевича, г. Биробиджан
о признании незаконным постановления
мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 22 ноября 2011 г. № 4215 "О признании утратившим силу постановления главы мэрии города от 15.06.2004 № 272 "Об организации движения транспортных средств в муниципальном образовании "Город Биробиджан" в части признания недействительными согласованных до 7 июля 2011 года мэрией города паспортов автобусных маршрутов, схем автобусных маршрутов, расписания движения автобусов (п. 2 постановления),
установил:
индивидуальный предприниматель Болваненко Владимир Николаевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным пункта 2
постановления мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - мэрия города) от 22 ноября 2011 года № 4215 "О признании утратившим силу постановления главы мэрии города от 15.06.2004 № 272 "Об организации движения транспортных средств в муниципальном образовании "Город Биробиджан", в соответствии с которым признаны недействительными согласованные до 07 июля 2011 года мэрией города паспорта автобусных маршрутов, схемы автобусных маршрутов, расписания движения автобусов.
В обоснование заявленного требования предпринимателем указано на несоответствие оспариваемого постановления
ст. 15
Федерального закона "О защите конкуренции", ст. 6
Федерального закона "О безопасности дорожного движения", п. п. 4.16
- 4.19
Положения об обеспечении перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, ст. 4
закона ЕАО № 3-ОЗ "Об автомобильном пассажирском транспорте в Еврейской автономной области".
В судебном заседании предприниматель и его представитель настаивали на удовлетворении заявленного требования, указав, что закрытие маршрута № 21а "Бумагина-Широкая", разработанного и открытого индивидуальным предпринимателем с получением согласования мэрии города в 1999 году, создает заявителю препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, что противоречит статье 34
Конституции Российской Федерации.
Мэрия города представила отзыв и дополнение к нему, в котором указала, что, принимая оспариваемое постановление
, муниципальное образование реализовывало полномочия, предоставленные ему ст. 16
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст. 5
закона ЕАО "Об автомобильном пассажирском транспорте в Еврейской автономной области"; в целях улучшения транспортного обслуживания населения мэрией города разработана и постановлением
от 07.07.2011 № 2307 утверждена маршрутная сеть муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, в связи с этим 22.11.2011 мэрий города принято постановление
№ 4215, которым признано утратившим силу постановление
главы мэрии города от 15.06.2004 № 272, ранее утверждавшее маршрутную сеть города, и, соответственно, признаны недействительными ранее утвержденные паспорта автобусных маршрутов.
В судебном заседании представители мэрии города, поддержав доводы, изложенные в отзыве, просили в удовлетворении требований предпринимателя отказать.
Из материалов дела судом установлено - индивидуальный предприниматель Болваненко В.Н. имеет лицензию АСС-79-000482 от 26.03.2002 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В 1999 году мэрия города согласовала предпринимателю организацию нового маршрута 21а - пос. Бумагина (по кольцу) до ул. Широкой (т. 2, лл.д. 33 - 34).
Паспорт маршрута 21а "Бумагина-Широкая" утвержден мэрией города (т. 2, лл.д. 37 - 60).
В составе паспорта утверждена схема маршрута с указанием опасных участков и расписание движения автобусов.
Пунктом 2
постановления мэрии города от 22.11.2011 № 4215 паспорта автобусных маршрутов, схемы автобусных маршрутов, расписания движения автобусов, согласованные мэрией города до 07.07.2011, признаны недействительными.
Полагая, что признание паспорта маршрута 21а "Бумагина-Широкая" недействительным влечет закрытие данного маршрута, что создает предпринимателю препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности на данном маршруте путем прекращения осуществления перевозок пассажиров, последний обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав выступления лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного предпринимателем требования в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановление
мэрии города от 22.11.2011 № 4215 в оспариваемой предпринимателем части является ненормативным правовым актом, поскольку адресовано ограниченному кругу лиц, в связи с этим рассматривается судом по правилам главы 24
АПК РФ.
Согласно части 4 статьи 200
АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает - нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200
АПК РФ).
В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 16
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно пп. 35 п. 1 ст. 27
Устава муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к полномочиям мэрии города.
Маршрут 21а "Бумагина-Широкая", организованный предпринимателем, признан мэрией города муниципальным автобусным маршрутом регулярных перевозок и включен последней в маршрутную сеть муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, что подтверждается ранее действующими постановлениями мэрии от 15.07.2004 № 272, от 05.03.2007 № 161
, от 01.04.2010 № 1000
.
В силу п. 9 статьи 3
закона Еврейской автономной области от 25.10.2006 № 3-ОЗ "Об автомобильном пассажирском транспорте общего пользования в Еврейской автономной области" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования относятся открытие, закрытие, изменение и утверждение муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе временных (сезонных) маршрутов регулярных перевозок для обеспечения потребностей жителей муниципального образования в определенный период времени.
Согласно п. 3 ст. 4
закона № 3-ОЗ открытие, закрытие или изменение маршрутов регулярных перевозок определяется организаторами перевозок на основании анализа пассажиропотока, проводимого ими как по своей инициативе, так и по письменным заявлениям, направленным организаторам перевозок перевозчиками, общественными организациями, населением.
На основании заявлений жителей города, поступивших в мэрию города в 2011 году, о пересмотре муниципальных автомобильных маршрутов (т. 1 лл.д. 98 - 102) по результатам проведенного выборочного обследования пассажиропотоков в осеннезимний и весенне-летний периоды (лл.д. 82 - 91) мэрией города разработана и утверждена постановлением
от 07.07.2011 № 2307 муниципальная маршрутная сеть муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области. В названной муниципальной маршрутной сети маршрут 21а "Бумагина-Широкая" отсутствует.
В соответствии с п. 4 статьи 4
закона № 3-ОЗ формирование маршрутов регулярных перевозок удостоверяется паспортом маршрута, в связи с чем исполнение постановления мэрии города от 07.07.2011 № 2307 влечет разработку и согласование новых паспортов на организованные маршруты и недействительность ранее согласованных паспортов.
Таким образом, оспариваемое предпринимателем постановление
в части признания недействительными паспортов автобусных маршрутов, схем автобусных маршрутов, расписания движения автобусов, согласованных мэрией города до 07.07.2011, закону
ЕАО № 3-ОЗ не противоречит.
Доводы предпринимателя о том, что принятое постановление
в нарушение статьи 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" препятствует к ведению заявителем предпринимательской деятельности в области пассажирских перевозок, Арбитражным судом не принимаются, поскольку предприниматель не утратил права на осуществление данного вида лицензионной деятельности.
Доводы заявителя со ссылкой на Федеральный закон
от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Положение
об обеспечении перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, сводятся к оценке закрытия маршрута 21а "Бумагина-Широкая", что предметом настоящего дела не является, в связи с эти отклоняются судом.
Поскольку оспариваемое постановление
принято мэрией города в рамках предоставленных полномочий, действующему законодательству не противоречит, не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, основания для признания ненормативного акта в оспариваемой части незаконным у Арбитражного суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167
- 170
, 176
, 180
, 181
, 200
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Болваненко Владимира Николаевича о признании незаконным постановления
мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 22 ноября 2011 г. № 4215 "О признании утратившим силу постановления главы мэрии города от 15.06.2004 № 272 "Об организации движения транспортных средств в муниципальном образовании "Город Биробиджан" в части признания недействительными согласованных до 7 июля 2011 года мэрией города паспортов автобусных маршрутов, схем автобусных маршрутов, расписания движения автобусов - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Судья
О.Ю.ОСАДЧУК