Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2012 г. по делу № Р-5/16-2012

(извлечение)

5 октября 2012 года объявлена резолютивная часть решения.
8 октября 2012 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело № <...> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", далее - Федеральный закон "О рекламе"), возбужденное по факту: распространения на территории г. <...> <...> области в 2012 году, в том числе 17 июля 2012 года, рекламы отдела на "<...>" "S.", в котором осуществляется реализация нижнего белья, костюмов,

установила:

в Амурское УФАС России поступило заявление К. <...> исх. б/н от 16 июля 2012 года, вх. № <...> от 17 июля 2012 года, исх. б/н от 18 июля 2012 года, вх. № <...> от 19 июля 2012 года) о признаках нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" при размещении рекламы нижнего белья на автобусе по маршруту № <...>.
Заявитель считает, что в вышеуказанной рекламе используются откровенные образы девушек, в том числе в костюме полицейского и медицинского работника, на которые обращают внимание также и дети.
Кроме Амурского УФАС России, заявитель обратилась в телекомпанию <...>. Телекомпания <...> (сетевой партнер: <...>) направило в Амурское УФАС России эфирную справку об изготовлении и размещении информационных материалов (вх. № <...> от 19 июля 2012 года), согласно которой 17 июля 2012 года в эфире программы <...> был размещен информационный материал о маршрутном автобусе № <...>, на борту которого размещена реклама с изображением девушек в откровенных костюмах. Дата проведения съемки совпадает с датой выхода материала в эфир - 17 июля 2012 года.
Фотография и видеоролик с вышеуказанной рекламной информацией был размещен 17 июля 2012 года на сайте <...> (данные материалы приобщены к делу).
В ходе рассмотрения заявления установлено, что в 2012 году, в том числе по состоянию на 17 июля 2012 года, на территории г. <...> распространяется наружная реклама на автобусе (регистрационный знак <...>) по маршруту <...> следующего содержания, текст: "<...> S.", изображение: девушки в нижнем белье, девушка в костюме медицинского работника, девушка в костюме служащего полиции.
24 сентября 2012 года Амурским УФАС России по данному факту возбуждено дело № <...> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") в отношении ИП К. <...> (рекламодателя).
В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, заслушав участвующих в деле лиц, установлены следующие обстоятельства.
В 2012 году, в том числе по состоянию на 17 июля 2012 года, на территории г. <...> распространяется реклама на автобусе (регистрационный знак <...>) по маршруту <...> следующего содержания, текст: "<...> S.", изображение: девушки в нижнем белье, девушка в костюме медицинского работника, девушка в костюме служащего полиции.
Вышеназванная информация подпадает под понятие рекламы, указанное в пунктах 1 - 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае является:
- отдел <...> "S.", в котором осуществляется реализация нижнего белья, костюмов.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Амурским УФАС России в период с 20 июля 2012 года по 31 августа 2012 года было проведено анкетирование среди жителей г. <...> с целью выявления наличия либо отсутствия непристойных и оскорбительных образов. Опрос проводился как для работников и служащих специализированных учреждений: <...> областной детской клинической больницы, <...> областной инфекционной больницы, городской клинической больницы, МОМВД России <...>, так и для остальных жителей г. <...>, независимо от профессии.
По результатам проведенного опроса установлено, что: большинство опрошенных респондентов (53,8%) считают, что в данной рекламе используются непристойные и оскорбительные образы (протокол проведения опроса от 1 сентября 2012 года).
Вопрос использования непристойных и оскорбительных образов в вышеуказанной рекламе отдела на "<...>" "S.", был вынесен на обсуждение экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Амурском УФАС России (далее - Экспертный совет), заседание которого состоялось 14 сентября 2012 года. Экспертный совет, заслушав и обсудив данный вопрос на заседании, с учетом мнения заявителя К. <...> и результатами проведенного опроса, принял решение о признании наличия непристойных образов - вызывающих, неприличных, неуместных, в рекламе на автобусе по маршруту № <...>, в которой содержались изображения девушек в нижнем белье, девушки в костюме медицинского работника, девушки в костюме служащего полиции.
Комиссия Амурского УФАС России считает, что к непристойным образам могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
Слово "непристойный" в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И.Ожегова означает "неприличный, бесстыдный". Слово "бесстыдный" согласно вышеуказанному словарю означает "лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный". "Неприличный" - противоречащий правилам приличия. "Приличие" - правило поведения, вежливость, благопристойность.
В соответствии с информацией, размещенной в общедоступном источнике <...> по адресу: <...>, слово "непристойный" означает "что-то крайне неприличное, бесстыдное, предосудительное, то, что оскорбляет принятые в обществе нормы сексуальной этики и табу".
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 14, а не часть 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Размещенная на автобусе вышеназванная реклама отдела на "<...>", в котором осуществляется реализация нижнего белья, костюмов, имеет свободное распространение, в том числе доступное и для детей, использует образы, пропагандирующие в скрытом виде разврат, антиобщественное поведение, оказывает растлевающее воздействие на детей, вредит их нормальному нравственному, духовному развитию, разрушает их моральные устои и ценности, убивает у них чувство стыда, создает у данной группы населения неправильное представление о женщине, ее месте в обществе, ставя во главу угла таких отношений приоритеты половых особенностей.
Само по себе использование в рекламе, распространяемой на общественном транспорте и доступной для неопределенного круга лиц, изображений полуобнаженных девушек, противоречит правилам приличия, нормам общественной морали и нравственности.
На основании изложенного, комиссия Амурского УФАС приходит к выводу, что в вышеуказанной рекламе использованы непристойные образы. Следовательно, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", данная реклама является ненадлежащей, поскольку не соответствует требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с письменными (исх. от 21 августа 2012 года б/н, вх. от 22 августа 2012 г. № <...>) и устными пояснениями ИП К. <...> (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) подтвердила, что является рекламодателем вышеназванной рекламы, осуществляет предпринимательскую деятельность по договору аренды от 8 июня 2012 года (на срок с 8 июня 2012 года по 30 сентября 2012 года, продление договора до 31 декабря 2012 года) на территории г. <...> в <...> по адресу: <...>, площадью 12 квадратных метров, рекламораспространителем является ИП В. <...>, реклама изготавливалась близким родственником ИП К. <...>, размещалась на автобусе нанятыми для этого людьми, но подтверждающих документов, в том числе платежных, макета рекламы, не имеется. Оплата производилась поквартально наличными денежными средствами. Копия договора на размещение рекламы на автобусе (гос. номер <...>) с ИП В. <...> не представлена в связи с утерей. На заседании комиссии К. <...> пояснила, что договор заключен 18 июня 2012 года сроком на один год.
ИП В. <...> письменно подтвердил (исх. от 3 сентября 2012 года, вх. от 3 сентября 2012 г. № <...>), что рекламодателем является ИП К. <...> (представлена копия договора № <...> от <...> об аренде места на транспортном средстве), макет рекламы также представила она. Оплата за рекламу производилась наличными денежными средствами, подтверждающих платежных документов нет. Фактически реклама размещена 25 июня 2012 года на срок - до 17 июня 2013 года.
В ходе рассмотрения данного дела ИП К. <...> подтвердила, что фактически реклама была размещена с 25 июня 2012 года.
В ходе изучения представленных документов от ИП В. <...> (копия свидетельства № <...> о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, копия паспорта транспортного средства <...>, копия свидетельства о регистрации транспортного средства <...>, фотографии рекламы на 3 листах на автобусе по маршруту № <...> (<...>)) установлено, что автобус, идентификационный номер <...>, регистрационный номер <...>, принадлежит В. <...> по договору лизинга на срок до 20 декабря 2014 года. В. <...> осуществляет предпринимательскую деятельность на территории города <...> (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) по следующим видам деятельности: оптово-розничная торговля, посредническая, внешнеэкономическая, транспортная деятельность, автосервис, содержание автостоянок.
Согласно пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодателем данной рекламы является ИП К. <...> (ОГРНИП <...>, ИНН <...>, место жительства: <...>) - продавец товара, лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя ИП К. <...> произошло распространение на территории г. <...> <...> области вышеназванной ненадлежащей рекламы, не соответствующей требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, установлен факт нарушения:
ИП К. <...> (рекламодателем) требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", к лицам, виновным в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП К. <...> устно, в ходе рассмотрения дела, сообщила о том, что по состоянию на 5 октября 2012 года, реклама продолжает распространяться на автобусе по маршруту № <...> (рег. номер <...>).
ИП К. <...> (рекламодателю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") о прекращении распространения и нераспространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств вышеуказанной рекламы отдела на "<...>" "S.", содержащей непристойные образы и не соответствующей требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП К. <...>, распространенную в 2012 г., в том числе 17 июля 2012 года, на территории г. <...>, а именно:
на автобусе (регистрационный знак <...>) по маршруту № <...> следующего содержания, текст: "<...>, S.", изображение: девушки в нижнем белье, девушка в костюме медицинского работника, девушка в костюме служащего полиции,
поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП К. <...> (рекламодателю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru