Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2012 г. по делу № Р-24/19-2012

(извлечение)

6 ноября 2012 года объявлена резолютивная часть решения.
9 ноября 2012 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело № <...> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", далее - Федеральный закон "О рекламе"), возбужденное по факту: распространения в 2012 году на территории г. <...> <...> области в телефонном справочнике предприятий "Желтые страницы <...> 2012/13" рекламы стоматологической клиники, а также оказываемых ею медицинских услуг,

установила:

в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), Амурским УФАС России в соответствии с приказом руководителя <...> от 25 июля 2012 г. № 317 "О проведении проверки размещения рекламы медицинских услуг в телефонном справочнике предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13", проведена проверка размещения в указанном телефонном справочнике рекламы медицинских услуг в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
В ходе проведенной 26 июля 2012 г. проверки, путем просмотра печатного издания, зафиксирована следующая информация, размещенная на странице 128, текст: "Клиника С. г. <...>, <...>, <...>, e-mail: <...> - Лечение, удаление и протезирование - Имплантация зубов - Отбеливание и профилактика - Комплексная проф. гигиена Здоровья Вам и вашим зубам!". Изображение: зуб, яблоко, открытый рот.
18 октября 2012 года Амурским УФАС России по данному факту возбуждено дело № <...> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе") в отношении ООО <...> (далее - Общество-1) (рекламодателя), ООО <...> (далее - Общество-2) (рекламопроизводителя и рекламораспространителя).
В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, заслушав участвующих в деле лиц, установлены следующие обстоятельства.
В 2012 году на территории г. <...> <...> области распространяется рекламная информация в телефонном справочнике предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13", размещенная на странице 128, текст: "Клиника С. г. <...>, <...>, <...>, e-mail: <...> - Лечение, удаление и протезирование - Имплантация зубов - Отбеливание и профилактика - Комплексная проф. гигиена Здоровья Вам и вашим зубам!". Изображение: зуб, яблоко, открытый рот.
Вышеуказанная информация подпадает под понятие рекламы, указанное в пунктах 1 - 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Объектами рекламирования в данном случае являются:
- стоматологическая клиника, а также оказываемые ею медицинские услуги.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
На основании пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В приложении к названному Положению в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, среди прочего, указаны ортодонтия, стоматология, в том числе детская, общей практики, ортопедическая, профилактическая, терапевтическая, хирургическая.
В соответствии с письмом министерства здравоохранения <...> области (исх. от 24 сентября 2012 г. № <...>, вх. от 25 сентября 2012 г. № <...>), стоматология ортопедическая - раздел стоматологии, который занимается протезированием зубов по определенным стоматологическим методикам и целью которых есть восстановление целостности зубного ряда; стоматология хирургическая - раздел стоматологии, практикующий такие методы лечения как: удаление зубов, операции по сохранению зубов, подсадка костной ткани, подготовка и имплантация зубов, а также разнообразные эстетические операции в пародонтологии. Удаление зубов проводится в рамках "стоматологии хирургической" или при несложных случаях в рамках "стоматологии". Необходимо наличие лицензии по профильной специальности.
Из письма управления Росздравнадзора по <...> области (исх. от 15 августа 2012 г. № <...>, вх. от 16 августа 2012 г. № <...>) следует, что Общество-1 (ИНН <...>, ОГРН <...>, место осуществления лицензируемого вида деятельности - <...>), имеет лицензию <...> от 15 июля 2010 года (действует бессрочно) на следующий перечень работ и услуг: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу, стоматологии, стоматологии ортопедической, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по стоматологии, стоматологии ортопедической, стоматологии хирургической.
Пунктом 2 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27, платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.
Под медицинской услугой понимается мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость (ОСТ 91500.01.0005-2001 "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденный приказом Минздрава России от 22 января 2001 г. № 12). Лечение заболевания - совокупность медицинских услуг, результатом которых является изменение течения заболевания (исход заболевания).
На основании Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, а лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояния пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК-002-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163, лечение зубов (код 081403), лечение болезней полости рта (код 081404), зубопротезирование (код 081405), ортодонтия (код 081406), услуги по профилактике болезней (код 081402), консультативный прием врачами-специалистами (код 081401) отнесены к медицинским услугам (код 081000).
Кроме этого, перечень услуг, являющихся медицинскими, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. № 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг". В соответствии с ним, протезирование, лечение, удаление зуба, осмотр полости рта, профессиональное отбеливание зубов, профессиональная гигиена полости рта и зубов относятся к медицинским услугам (класс А подраздел 07), представляющим собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с письмом министерства здравоохранения <...> области (исх. от 24 сентября 2012 г. № <...>, вх. от 25 сентября 2012 г. № <...>), показания и противопоказания к различным медицинским услугам и процедурам определяются лечащим врачом индивидуально.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация представляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27, установлено, что медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя, в том числе, сведения об условиях предоставления и получения медицинских услуг.
В связи с изложенным, особое значение приобретает достоверная информация об оказываемых медицинских услугах, в том числе о наличии соответствующих противопоказаний.
Как видно из материалов дела, содержание вышеназванной рекламы направлено на привлечение внимания к конкретным медицинским услугам по лечению, удалению и протезированию, имплантации зубов, отбеливанию и профилактике. Кроме этого, наименование клиники, адрес, контактный телефон выделены отдельно, более крупным жирным шрифтом, а предоставляемые услуги - другим шрифтом, меньшего размера, в нижней части макета рекламы.
На основании изложенного, комиссия Амурского УФАС приходит к выводу, что в вышеуказанной рекламе объектом рекламирования является как стоматологическая клиника, так и оказываемые ею медицинские услуги, в связи с чем данная реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний по применению вышеназванных услуг и необходимости консультации со специалистом перед их применением размером, установленным законодательством.
Следовательно, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", данная реклама является ненадлежащей, поскольку не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", ответственность несет рекламодатель.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", ответственность несет рекламораспространитель.
В ходе изучения представленных документов (исх. от 5 сентября 2012 г. № <...>, вх. от 5 сентября 2012 г. № <...>, исх. от 6 сентября 2012 г. № <...>, вх. от 6 сентября 2012 г. № <...>) Общество-2 (копия устава Общества-2 от <...>, копия устава редакции средства массовой информации - журнала "Желтые страницы <...>. <...> область", утвержденного приказом директора Общества-2 <...>, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица <...>, копия свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации <...>, копия решения <...>, копия декларации на товары <...>, копия накладной <...> на отпуск материалов на сторону от 8 февраля 2012 года, копия товарной накладной <...> от 7 февраля 2012 года, копия договора <...> возмездного оказания информационных услуг, копия счета <...> от 1 сентября 2011 года, копия счета-фактуры <...> от 1 сентября 2011 года, копия акта приемки-передачи информационных услуг по договору <...> от 1 сентября 2011 года, копия технического задания, копия макета рекламы) установлено, что директором Общества-2 (ОГРН <...> ИНН <...>, юридический адрес: <...>) является К. <...>. Телефонно-информационный справочник "Желтые страницы <...> 2012/13" напечатан в Китае, дата поступления тиража в город <...> - 1 февраля 2012 года. Срок реализации тиража объектами розничной торговли с 7 февраля 2012 года по 5 февраля 2013 года. По истечении срока реализации вышеназванный телефонно-информационный справочник изымается из продажи (в 2012 году остатки нереализованного тиража за 2011 год изымались в конце января 2012 года, о чем свидетельствует акт № <...> от 30 января 2012 года о возврате нереализованного тиража за 2011/2012 год, счет-фактура <...> от 31 января 2012 года). Общество-2 реализовало вышеназванный телефонный справочник: 8 февраля 2012 года ООО <...> (далее - Общество-3), 7 февраля 2012 года - филиалу ФГУП "Почта России" УФПС <...> области.
Основными видами деятельности Общества-2, исходя из пункта 3.3 устава общества, являются как издательская деятельность, так и рекламная деятельность. Общество-2, в лице начальника отдела редакции справочника С. <...>, действующей на основании доверенности <...> от 1 января 2011 года, заключило договор с Обществом-1 на размещение материалов, в соответствии с техническим заданием и макетом, в справочном издании "Желтые страницы <...> 2012/13". В соответствии с пунктом 1.5 указанного договора, планируемый срок поступления издания в продажу - 5 февраля 2012 года.
Согласно пункта 6.1 устава редакции средства массовой информации - журнала "Желтые страницы <...>. <...> область, органами управления редакцией являются: учредитель, главный редактор. Местонахождение редакции - <...>.
Из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по <...> области (исх. от 2 августа 2012 г. № <...>; вх. от 6 августа 2012 г. № <...>) следует, что учредителем средства массовой информации - журнала "Желтые страницы - <...>. <...> область" является Общество-2. Примерная тематика и (или) специализация - информационно-справочное издание о товарах и услугах; реклама - не более 40%. Форма периодического распространения - журнал, территория распространения - <...> область.
Из письменных пояснений Общества-1 (исх. б/д б/н, вх. от 6 сентября 2012 г. № <...>) следует, что Общество-2 является рекламопроизводителем и рекламораспространителем. На заседании комиссии Амурского УФАС представители Общества-2 также подтвердили, что Общество-2 является рекламопроизводителем вышеназванной рекламы, макет рекламы был согласован сторонами. Вина в нарушении Федерального закона "О рекламе" Общества-2, как рекламопроизводителя, отсутствует.
Таким образом, в ходе рассмотрения материалов дела установлено, что Общество-2 является рекламораспространителем вышеназванной рекламы.
Общество-1 письменно (исх. б/д б/н, вх. от 6 сентября 2012 г. № <...>) подтвердило, что является рекламодателем рекламы в телефонном справочнике "Желтые страницы <...> 2012/13". В ходе рассмотрения представленных документов общества (копия договора <...>, копия счета-фактуры <...> от 1 сентября 2011 года, копия акта приемки-передачи информационных услуг по договору <...> от 1 сентября 2011 года, копия технического задания, копия свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации <...>, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица <...>, копия выписки из ЕГРЮЛ от <...>, копия лицензии № <...> от 15 июля 2010 года, копия устава <...>) установлено, что Общество-1 (ИНН <...>, ОГРН <...>) осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии по адресу: г. <...>, <...>.
Согласно пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодателем данной рекламы является Общество-1 (ИНН <...>, ОГРН <...>, юридический адрес: <...>; место осуществления деятельности: <...>) - лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Согласно пункта 6 статьи 3, пункта 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", рекламопроизводителем и рекламораспространителем данной рекламы является Общество-2 (ОГРН <...>, ИНН <...>, юридический адрес: <...>; место осуществления деятельности: <...>) - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя Общества-1, рекламораспространителя Общества-2 произошло распространение на территории г. <...> <...> области вышеназванной ненадлежащей рекламы, не соответствующей требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, установлен факт нарушения:
Обществом-1 (рекламодателем) требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Обществом-2 (рекламопроизводителем и рекламораспространителем) требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", к лицам, виновным в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществу-1 (рекламодателю), Обществу-2 (рекламопроизводителю и рекламораспространителю) в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), выдать предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, о прекращении распространения и нераспространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств вышеуказанной рекламы стоматологической клиники, а также оказываемых ею медицинских услуг, не содержащей предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста размером, установленным законодательством, и не соответствующей требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг Общества-1, распространенную на территории г. <...> <...> области в 2012 г. в телефонном справочнике предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13", размещенную на странице 128, текст: "Клиника С. г. <...>, ул. <...>, тел. <...>, e-mail: <...> - Лечение, удаление и протезирование - Имплантация зубов - Отбеливание и профилактика - Комплексная проф. гигиена Здоровья Вам и вашим зубам!". Изображение: зуб, яблоко, открытый рот, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать Обществу-1 (рекламодателю) и Обществу-2 (рекламопроизводителю и рекламораспространителю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru