Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2012 г. № 1597-ФАС52-03/12(ж)

Комиссия № 2 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:

- Гребнева Ю.Н.   - председателя   комиссии,    заместителя    руководителя
                    управления,

- Литвиненко Н.В. - заместителя председателя  комиссии,  начальника  отдела
                    контроля естественных монополий,

- Маркова М.Б.    - члена комиссии,  главного  государственного  инспектора
                    отдела контроля естественных монополий,

- Дубинчика А.Э.  - члена комиссии,  главного  специалиста-эксперта  отдела
                    контроля естественных монополий, -

при участии представителя ОАО "Р" (организатора закупки): Т.Д.О. (доверенность от 05.09.2012 № <...>),
рассмотрев 18 декабря 2012 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения жалобу общества с ограниченной ответственностью "И" на действия открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Р" при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ по строительству PTP-сетей на объектах: коттеджный поселок <...>, дачный поселок <...> (номер извещения <...>), -

установила:

07.12.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "И" (далее также - заявитель, ООО "И") на действия открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Р" (Нижегородский филиал) (далее - ОАО "Р", Общество, организатор закупки) при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ по строительству PTP-сетей на объектах: коттеджный поселок <...>, дачный поселок <...> (далее - запрос предложений).
Как указывает заявитель, заказчиком нарушены сроки размещения извещения о проведении запроса предложений, предусмотренные частью 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с момента размещения извещения - 30.11.2012 - до момента окончания подачи заявок на участие в закупке - 07.12.2012 - прошло менее двадцати дней).
Жалоба заявителя Управлением принята к рассмотрению; заседание комиссии антимонопольного органа назначено на 18 декабря 2012 года.
Поскольку проведение закупочных процедур в данном случае является обязательным для организатора в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", порядок рассмотрения антимонопольным органом подобных жалоб регулируется статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
ООО "И" на заседание комиссии антимонопольного органа представителей не направило, хотя предусмотренным законом способом извещено о месте и времени его проведения.
От организатора закупки поступили возражения на жалобу заявителя (исх. № 12н/410 от 13.12.2012), в которых Общество выражает несогласие с позицией ООО "И", полагая доводы заявителя необоснованными и не соответствующими действующему законодательству. Согласно позиции ОАО "Р" запрос предложений не относится к торговой процедуре в соответствии с утвержденным Обществом Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Р", поэтому норма части 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на которую ссылается заявитель, не подлежит применению. При этом организация и проведение рассматриваемого запроса предложений, в том числе в части соблюдения сроков размещения извещения, документации о закупке, произведены в полном соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Р".
Кроме того, Общество указывает на то, что ООО "И" не являлось участником закупки; заявка от него на участие в искомом запросе предложений не поступала.
Иные лица, подавшие заявки на участие в рассматриваемом запросе предложений, явку своих представителей в антимонопольный орган не обеспечили. Они предусмотренным законом способом извещались о времени и месте рассмотрения жалобы заявителя, в связи с чем заседание комиссии проведено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы, полученные в ходе рассмотрения жалобы ООО "И", заслушав выступление представителя Общества, комиссия приходит к следующему.
1. 18 июля 2011 года принят Федеральный закон № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", устанавливающий общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, осуществляемой, в том числе, субъектами естественных монополий (часть 2 статьи 3).
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 47-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся, в частности, услуги общедоступной электросвязи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" утвержден перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, содержащий, в частности, такие услуги как предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных; услуга связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи; предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов) и другие.
ОАО "Р" предоставляет широкий перечень услуг общедоступной электросвязи и включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Таким образом, на действия Общества распространяются требования Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
2. Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг <...> (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с данным Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При этом, исходя из положений части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия организатора, связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении закупки могут быть обжалованы любым лицом, права и законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены.
Таким образом, жалоба ООО "И", не являвшимся участником закупки, о нарушении сроков размещения извещения о закупке подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу.
3. Как установлено комиссией антимонопольного органа, 30 ноября 2012 года ОАО "Р" на официальном сайте, а также на сайте Общества размещено извещение № <...> о проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ по строительству PTP-сетей на объектах: коттеджный поселок <...>, дачный поселок <...>.
Одновременно организатором размещена документация о запросе предложений, спецификация, локальные сметные расчеты, задание на проектирование, проект договора.
Согласно названному извещению заявки на участие в запросе предложений могли быть поданы до 16.00 7 декабря 2012 года.
Статьей 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При этом, исходя из положений частей 2, 3 статьи 3 Закона о закупках, заказчик вправе проводить закупки как в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (конкурсы, аукционы), так и в иных формах. По смыслу Закона о закупках форма, процедура, порядок проведения иных способов закупок должны быть определены в Положении о закупках.
Решением Совета директоров ОАО "Р", зафиксированным в протоколе от 05.03.2012 № 39, утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Р" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 6.1 данного Положения Общество осуществляет закупки следующими способами: открытый конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры, у единого поставщика (исполнителя, подрядчика), закрытые процедуры закупки.
При этом согласно подпункту 12.1.1 Положения под запросом предложений понимается способ осуществления закупок без проведения торгов, при котором информация о потребностях общества в товарах, работах, услугах доводится до неограниченного круга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений, и победителем признается лицо, которое по заключению закупочной комиссии предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и Порядком оценки заявок на участие в закупке.
Подпунктом 12.1.4 Положения определено, что извещение о проведении запроса предложений, документация о запросе предложений и проект договора публикуются на официальном сайте не менее чем за 5 (пять) дней до истечения срока представления заявок для участия в запросе предложений, а при проведении закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 1 000 000 (один миллион) рублей, - не менее чем за 3 (три) дня до дня истечения указанного срока.
Как указывалось выше, между датой опубликования ОАО "Р" на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений и датой окончания приема заявок на участие в данной закупке прошло более 5 дней, то есть определенные Положением сроки размещения извещения Обществом соблюдены.
Между тем заявитель ссылается на несоблюдение нормы права, закрепленной в части 2 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Однако комиссия приходит к выводу, что из буквального толкования указанной нормы права следует, что закрепленное в ней правило о сроках размещения извещения относится исключительно к процедурам торгов - конкурсам и аукционам.
В рассматриваемом случае ОАО "Р" проводило запрос предложений, представляющий собой форму закупки без проведения торгов. Соответственно, при условии соблюдения ОАО "Р" Положения в части срока размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений комиссия приходит к выводу о том, что доводы ООО "И" являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Учитывая вышеизложенное, комиссия антимонопольного органа приходит к итоговому заключению о необоснованности жалобы ООО "И".
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия

решила:

жалобу общества с ограниченной ответственностью "И" на действия открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Р" при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ по строительству PTP-сетей на объектах: коттеджный поселок <...>, дачный поселок <...> (номер извещения <...>), признать необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа по данному делу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Заместитель председателя комиссии
Н.В.ЛИТВИНЕНКО

Члены комиссии
М.Б.МАРКОВ
А.Э.ДУБИНЧИК





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru