Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2012 г. по делу № 3-66/12

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

                              судьи                         Дмитриевой Л.А.

                              при секретаре                 Никитине В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Саха (Якутия) об оспаривании пункта 1.10 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.08.2012 № 390

установил:

30.08.2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 390 "О предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей" (вместе с "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей", "Положением о Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей"), опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", № 71, 08.09.2012.
Исполняющий обязанности прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании пункта 1.10 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей (далее - Правила), утвержденных названным Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2012 года № 390, противоречащим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим в части установления запрета на предоставление соответствующих социальных выплат детям в случае смерти обоих родителей.
В обоснование заявления, в частности, указано на противоречие оспариваемой правовой нормы положениям статьи 1112 Гражданского кодекса РФ, согласно которой в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Прокурор полагает, что поскольку предусмотренная Правилами социальная выплата предоставляется с учетом количества членов семьи (включая и несовершеннолетних детей), данная выплата не может быть связана неразрывно с личностью гражданина-получателя, а, значит, в случае смерти обоих родителей право на получение социальной выплаты переходит по наследству к детям.
В судебном заседании прокурор Долганов Г.В. требования поддержал в полном объеме, уточнив, что оспаривается абзац 2 пункта 1.10 названных Правил, просит заявление удовлетворить. Указывает на то, что относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72) Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; вместе с тем соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав. Считает, что запрет перехода права на получение социальной выплаты детям в случае смерти родителей, ухудшит имущественное положение несовершеннолетних, не согласен с доводами представителя заинтересованного лица о том, что в случае смерти обоих родителей несовершеннолетние дети могут быть обеспечены жильем только в рамках реализации дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Заиченко Е.С., действующая на основании доверенности от 22.10.2012 г. № 990-П1, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт предусматривает предоставление социальной выплаты единовременно на приобретение или строительство жилого помещения для всей семьи, которая непосредственно является получателем бюджетных средств в лице гражданина (одного из родителей либо единственного родителя). При потере родителей либо лишении их родительских прав статус гражданина, имеющего 5 и более детей, а также статус многодетной семьи утрачивается, при этом сами дети наделяются иным особым правовым статусом - "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", для которых законодательством предусмотрены иные меры социальной поддержки по обеспечению их жильем.
Полагает, что право на улучшение жилищных условий является личным правом, неразрывно связанным с личностью наследодателя, то есть родителя (усыновителя), имеющего 5 и более детей, и не может перейти по наследству его детям.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
30.08.2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 390 "О предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей" (вместе с "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей", "Положением о Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей"), опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", № 71, 08.09.2012.
В соответствии с частью 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Согласно пунктам "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статье 5 Жилищного кодекса РФ вопросы социальной защиты, жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса РФ).
Статья 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предоставляет органам государственной власти субъекта Российской Федерации право устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Вышеназванным Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.08.2012 № 390 в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2016 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 977, определены порядок и условия предоставления семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, единовременных социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения. Единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (далее - социальная выплата) предоставляется родителям (родителю), усыновителям 5 и более несовершеннолетних детей (далее по тексту - Гражданин) (пункт 1.1 Правил).
Гражданин - дееспособный гражданин Российской Федерации, зарегистрированный на территории Республики Саха (Якутия) не менее 5 лет непрерывно на дату подачи документов в территориальный орган Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (далее - Минтруд РС(Я)), состоящий на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях, являющийся одним из родителей (усыновителей) 5 и более несовершеннолетних детей на дату получения социальной выплаты и принявший добровольное решение о получении социальной выплаты (пункт 1.2 Правил).
Пунктом 1.3 Правил к членам семьи Гражданина, учитываемым при расчете предоставляемой социальной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), их несовершеннолетние дети, дети супруга (супруги), а также совершеннолетний ребенок (дети) Гражданина, в случае, если он (они) обучается (обучаются) по очной форме обучения в образовательных учреждениях.
Под социальной выплатой названные Правила предусматривают форму предоставления меры государственной поддержки по обеспечению жильем категорий семей, указанных в пункте 1.1 настоящих Правил, предоставляемой за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (пункт 1.4 Правил). Размер социальной выплаты составляет 35% от расчетной стоимости жилья, рассчитываемой по формуле, изложенной в пункте 1.5 Правил с учетом количества членов семьи.
Как следует из части 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Федеральное законодательство предусмотрело необходимый минимум прав граждан, закрепило обязанности органов власти и местного самоуправления по предоставлению жилья. При этом установлены общие для всех субъектов Российской Федерации категории граждан, которым предоставляются жилые помещения из социального жилищного фонда, - нуждающиеся в жилых помещениях (статья 49 Жилищного кодекса РФ), основания и порядок предоставления жилых помещений нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма, основания для снятия граждан с жилищного учета, другие положения, связанные с предоставлением жилья по договорам социального найма.
Другие порядок и возможные способы реализации прав граждан на жилище на федеральном уровне не регламентированы.
Статьей 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище (п. 1);
используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем представления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п. 2).
Согласно части 6 статьи 5 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Закон Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З № 147-IV (ред. от 21.02.2012) "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)" относит к полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства, в частности:
разработку и реализацию республиканских целевых программ в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства;
оказание социальной помощи и поддержки семьям, нуждающимся в социальной защите (статья 4).
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З № 147-IV государственная поддержка многодетной семьи осуществляется посредством предоставления субсидий, льготных кредитов, беспроцентных ссуд на улучшение жилищных условий.
Исходя из положений части 5 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З № 147-IV порядок предоставления дополнительных мер государственной поддержки устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
Названными Правилами, как следует из их содержания, введены дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством возможности для многодетных семей, состоящих на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по улучшению жилищных условий в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2016 годы". В рамках данной подпрограммы не предоставляется жилье по договорам социального найма, отдельным категориям жителей города оказывается помощь в приобретении жилых помещений в собственность.
Тем самым, субъект Российской Федерации реализовал предоставленные ему федеральным законодательством полномочия в области жилищных отношений и социальной защиты, определил категории граждан из числа жителей субъекта Российской Федерации для участия в отдельных жилищных программах и условия оказания им помощи в приобретении жилья в собственность.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт Правительства Республики Саха (Якутия) издан в пределах полномочий, предоставленных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Между тем при рассмотрении настоящего дела, суд учитывает позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 № 1439-О-О. В данном судебном акте указывается на то, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; вместе с тем соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
В соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2016 годы" участниками подпрограммы являются многодетные семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
Целью подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" является государственная поддержка отдельных категорий граждан Российской Федерации, перед которыми имеются обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
В рамках данной подпрограммы предусмотрено предоставление государственной поддержки социальной группе семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, состоящих на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде социальной выплаты на приобретение жилья (строительство) в размере 35% от расчетной стоимости жилья, вычисляемой как произведение социального норматива площади жилья (18 кв. м на 1 члена семьи) и стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Республике Саха (Якутия), устанавливаемой ежеквартально решением Министерства регионального развития Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З № 147-IV семьей является добровольное и равноправное объединение лиц, основанное на браке, родстве и совместном проживании, связанное общностью жизни (ведением совместного хозяйства, заботой друг о друге, воспитанием детей), взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, а также имущественными правами и обязанностями, предусмотренными нормами семейного права.
Статьей 20 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З № 147-IV установлены обстоятельства, при наличии которых дополнительные меры государственной поддержки семьям, имеющим детей, не предоставляются, в том числе:
1) если ребенок находится на полном государственном обеспечении;
2) родителю (усыновителю) на ребенка, в отношении которого он лишен родительских прав;
3) родителю (усыновителю) на ребенка, выехавшего совместно с ним на постоянное место жительства за пределы Республики Саха (Якутия);
4) если ребенок в возрасте до восемнадцати лет объявлен полностью дееспособным в соответствии с законодательством.
Размер социальной выплаты, предусмотренной названными Правилами, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как количество членов многодетной семьи, включая детей гражданина-получателя.
Анализ вышеприведенных правовых норм указывает на то, что Правила, принятые во исполнение утвержденной Указом Президента РС (Я) государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2016 годы" определяют условия и порядок представления социальной выплаты именно многодетным семьям, то есть должны быть направлены на обеспечение государственной поддержки всех членов данной семьи, а не только родителей (усыновителей).
По смыслу части 5 и части 6 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З № 199-III (ред. от 15.06.2011) "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" постановления и распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) не могут противоречить, в частности, законам Республики Саха (Якутия), а также указам и распоряжениям Президента Республики Саха (Якутия), тем более, когда нормативные акты Правительства Республики Саха (Якутия) приняты на основе и во исполнение правовых актов Президента Республики Саха (Якутия).
Из содержания абзаца 1 пункта 1.10 Правил следует, что в случае смерти Гражданина право на получение социальной выплаты (с учетом даты постановки Гражданина на учет и очередности предоставления социальной выплаты) сохраняется за его супругом (супругой) в соответствии с пунктом 1.7 настоящих Правил.
Согласно оспариваемому прокурором абзацу 2 пункта 1.10 Правил в случае смерти обоих родителей (единственного родителя) право на получение социальной выплаты на детей не распространяется.
Вместе с тем вышеприведенные нормы регионального законодательства, в частности положения Закона Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З № 147-IV, Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 977 не ограничивают в той или иной мере право кого-либо из членов многодетной семьи на получение дополнительных мер государственной поддержки, в том числе и получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, в случае смерти родителей (усыновителей), положения статьи 20 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З № 147-IV в числе оснований, при наличии которых дополнительные меры государственной поддержки семьям, имеющим детей, не предоставляются, такие обстоятельства не предусматривают.
Кроме того, суд принимает во внимание, что одним из условий признания семьи получателем выплаты согласно названным Правилам является принятие на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулируются нормами федерального жилищного законодательства (статьи 49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ), которые наряду с другими условиями предусматривают необходимость признания нуждающихся в жилых помещениях граждан малоимущими (за исключением отнесения граждан к иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям, и признанных по установленным такими нормативными правовыми актами основаниям нуждающимися в жилых помещениях).
Также действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, вышеназванная подпрограмма "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2016 годы", и принятые в рамках реализации указанной подпрограммы Правила предоставления единовременной социальной выплаты, определяя одним из условий участия в подпрограмме принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье, направлены прежде всего на государственную поддержку малоимущих граждан с целью приобретения (строительства) такими гражданами жилых помещений. В силу изложенного предоставляемые в рамках данной государственной программы бюджетные средства на приобретение такими гражданами жилых помещений должны рассматриваться как средства к существованию.
Статьей 1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Также часть 1 статьи 1183 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
В силу пункта "о" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Согласно частям 1 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Вышеприведенные правовые нормы федерального законодательства во взаимосвязи указывают на то, что для социальных выплат, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, установлен особый режим наследования, предусматривающий переход права на получение данных денежных сумм членам семьи умершего, проживавшим совместно с ним, а также его нетрудоспособным иждивенцам.
Таким образом, исключая право членов многодетной семьи на получение причитающихся умершим родителям социальных выплат, оспариваемый пункт Правил ограничивает права указанной категории лиц по сравнению с предоставленным гражданским законодательством объемом правовых гарантий.
По сути, Правительство Республики Саха (Якутия), установив в пункте 1.10 Правил запрет на предоставление соответствующих социальных выплат детям в случае смерти обоих родителей, предусмотрело в отсутствие на то правовых полномочий иное правовое регулирование в сфере гражданского законодательства по вопросам наследования, чем предусмотрено действующим федеральным законодательством, не содержащим такого ограничения.
Доводы представителя Правительства Республики Саха (Якутия) о том, что оспариваемые нормы Правил ограничивают перечень категорий граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, но не отменяют установленный Законом Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 225-З № 457-III (ред. от 29.03.2012) "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)" порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устраняют выявленных судом противоречий нормативного правового акта федеральному и республиканскому законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и признании абзаца 2 пункта 1.10 названных Правил недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующим абзац 2 пункта 1.10 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.08.2012 № 390 со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 04 декабря 2012 года.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru