ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2012 г. № 479
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА
Во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в целях дальнейшего совершенствования государственной политики по улучшению положения детей в Республике Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
Утвердить прилагаемую Республиканскую стратегию
действий в интересах детей в Республике Северная Осетия-Алания на период до 2017 года.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
С.ТАКОЕВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 29 декабря 2012 г. № 479
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА
I. Общие положения
Обеспечение благополучного и защищенного детства, практическое решение задач по дальнейшему улучшению положения детей, усилению социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечению доступного и качественного образования детей, защите прав и интересов детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране здоровья детей и, в целом, возрождению и укреплению института семьи, оздоровлению демографической ситуации, созданию благоприятной жизненной среды для детей и семей с детьми являются приоритетами социальной политики Республики Северная Осетия-Алания.
Данные приоритетные цели и задачи определены в рамках дальнейшего совершенствования государственной семейной и демографической политики, оздоровления демографической ситуации, всемерного повышения социального статуса и престижа семьи в Республике Северная Осетия-Алания, с учетом влияния национально-этнических, исторических, территориально-географических, миграционных и иных факторов и отражены в Конституции
Республики Северная Осетия-Алания: "Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства", "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей", в Стратегии
социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года, в принципах, сформулированных Главой Республики Северная Осетия-Алания Т.Д. Мамсуровым: "Мы и раньше говорили и не устанем повторять - ничто не имеет никакого значения, если это не делается для детей, для будущего".
В результате принятых мер в республике в последние годы наметились и укрепляются позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту, далеки от окончательного решения и требуют постоянного внимания.
Республиканская стратегия действий в интересах детей в Республике Северная Осетия-Алания на период до 2017 года (далее - Республиканская стратегия) определяет основные направления и задачи политики Республики Северная Осетия-Алания в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Реализацию Республиканской стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: "Семейная политика детствосбережения", "Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие детей", "Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни", "Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства", "Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия", "Комплексная безопасность детей", "Дети и молодежь - участники реализации Республиканской стратегии".
Республиканская стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих федеральных и международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, институтов и сегментов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее значимых и актуальных проблем детства.
Республиканская стратегия разработана в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Национальная стратегия), с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
Основные меры социальной поддержки семей с детьми определены в рамках российского законодательства и установлены Законами Республики Северная Осетия-Алания "О семейной политике
в Республике Северная Осетия-Алания", "О республиканской целевой программе
"Улучшение демографической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания", "О социальном обслуживании
населения в Республике Северная Осетия-Алания", "О прожиточном минимуме
в Республике Северная Осетия-Алания", "Об оплате труда
приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье", "О размере
и порядке выплаты опекуну (попечителю) денежных средств на содержание ребенка", "О государственном пособии
гражданам, имеющим детей", "Об обеспечении жильем
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об организации
и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Северная Осетия-Алания", "О начальном профессиональном образовании
в Республике Северная Осетия-Алания", "О мерах
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Северная Осетия-Алания", "О мерах
по защите нравственности и здоровья детей в Республике Северная Осетия-Алания", "О целевой программе
"Безопасность образовательного учреждения", "О государственных наградах
Республики Северная Осетия-Алания" (учреждено почетное звание "Мать - героиня Республики Северная Осетия-Алания"), "О молодежной политике
в Республике Северная Осетия-Алания", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций", "Об основах отдыха
, оздоровления и занятости детей в Республике Северная Осетия-Алания"; Указами Президента (Главы) Республики Северная Осетия-Алания от 17 декабря 1992 г. № 105 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", от 27 января 1994 года № ПР-01
"О мерах по усилению социальной защиты населения", от 12 апреля 2004 г. № 48
"О первоочередных мерах поддержки малообеспеченных семей и реализации срочных программ занятости трудоспособного населения в Республике Северная Осетия-Алания", от 16 мая 2005 г. № 89 "О мерах по улучшению медицинского обслуживания и материального положения молодых семей с детьми в г. Беслане Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания", от 21 января 2008 г. № 12
"О наделении Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Республике Северная Осетия-Алания".
Инструментом практического решения ряда вопросов в сфере детства стала реализация мероприятий, предусмотренных республиканскими целевыми программами "Здоровый ребенок"
, "Профилактика заболеваний
, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов в питании населения Республики Северная Осетия-Алания", "Молодежь Осетии"
, "Молодой семье - доступное жилье", "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних" на 2011 - 2014 годы, "Развитие системы
отдыха и оздоровления детей в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012 - 2014 годы, "Гармония мира - миру детства", "Доступная среда
в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012 - 2014 годы и др.
В республике в числе первых субъектов Российской Федерации был создан институт Уполномоченного по правам ребенка при Главе (Президенте) Республики Северная Осетия-Алания.
Только в 2012 году приняты Законы Республики Северная Осетия-Алания "О республиканском
материнском (семейном) капитале в Республике Северная Осетия-Алания", "О предоставлении многодетным семьям земельных участков на территории Республики Северная Осетия-Алания". Практически осуществляется Комплексный план мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах в Республике Северная Осетия-Алания Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В республике успешно развивается республиканская система учреждений социального обслуживания семей с детьми, включающая 18 учреждений различного типа.
Сложность, масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
1. Основные проблемы в сфере детства
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
Расширение спектра мер воспитательного характера.
VII. Дети - участники реализации Республиканской стратегии
1. Краткий анализ ситуации
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции
о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Республике Северная Осетия-Алания формируется правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские, подростковые и молодежные общественные объединения, молодежные палаты, парламенты.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.
2. Основные задачи
Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования различными политическими силами детей в качестве инструмента достижения собственных целей.
3. Первоочередные меры
Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
4. Ожидаемые результаты
Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".
Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
VIII. Механизм реализации Республиканской стратегии
Республиканская стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и приоритетными национальными проектами.
Республиканскую стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - в 2012 - 2014 годах и второй - в 2015 - 2017 годах.
Сроки и основные этапы реализации Республиканской стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.
Для успешной реализации Республиканской стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на республиканские министерства образования и науки, социального развития, здравоохранения, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры и массовых коммуникаций.
На основе постоянного мониторинга реализации Республиканской стратегии предусматривается проведение корректировки управленческих решений. Механизмом контроля за ходом реализации Республиканской стратегии являются ежегодные информационно-аналитические доклады Правительству Республики Северная Осетия-Алания, подготавливаемые заинтересованными республиканскими министерствами, а также альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.