Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

ДОКЛАД

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ И О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
В 2012 ГОДУ

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире права человека являются важнейшим объектом изучения и исследования, что говорит о высоком их приоритете.
Активное взаимодействие внутригосударственного и международного права в области прав человека проявляется в создании новых форм реализации института прав человека - международные договоры по правам человека, международные организации, имеющие вектор деятельности защиту именуемых прав, форумы, конференции.
Развитие международного сотрудничества в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, без сомнения, имеет огромное значение для формирования общечеловеческих прав и свобод, которые были бы обязательны для исполнения государствами, добровольно признавшими их юридическую, политическую и моральную силу. Безусловно, международные способы обеспечения прав и свобод человека являются базовыми в данном процессе. Основной вклад в систему эффективного обеспечения прав и свобод человека должно вносить то государство, на территории которого проживают указанные граждане, потому как именно оно является основой развития гражданского общества.
Без сомнения, ни один государственный механизм не способен обеспечить надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина без наличия информации о допускаемых нарушениях и ущемлениях прав граждан в различных сферах их жизни. Кроме того, наличие информационного вакуума не позволит гражданам полноценно реализовывать их права и свободы, в первую очередь, по причине незнания декларированных государством прав и свобод.
Следовательно, первым этапом на пути создания гражданского общества является реализация государством своей обязанности по информированию населения об их правах и разъяснению порядка реализации этих прав. Приведение в жизнь указанного положения позволит исключить целый ряд проблем, к числу которых относятся проблемы непонимания "что такое права человека" и "как их реализовать в повседневной жизни", а также проблемы соблюдения баланса интересов между правами человека и общественными интересами.
Вторым этапом на пути образования гражданского общества является создание государством эффективной системы получения достоверной и полной информации обо всех процессах, происходящих в социальных, экономических, политических и других сферах жизни общества. Реализация данного этапа невозможна без наличия системы органов, занимающихся получением, накоплением, обработкой и анализом процессов, происходящих в общественной жизни, как государства в целом, так и конкретно взятого региона.
Сегодня в Российской Федерации ключевым органом, обладающим возможностью получения достоверной информации, происходящей в обществе, а также дальнейшей передачи данной информации государственному аппарату для принятия мер по восстановлению нарушенных прав граждан, обладает один из правозащитных институтов - институт Уполномоченного по правам человека.
Наличие в Российской Федерации института Уполномоченного по правам человека позволяет преодолеть барьер противоречий между государством и обществом, поскольку в силу своего положения, регламентированного на законодательном уровне, Уполномоченный гарантирует осведомленность общества и граждан об их правах и свободах, об ошибках, допускаемых государством при исполнении своих функций, а также позволяет восстановить нарушенные права и свободы граждан. Также, в рамках имеющихся полномочий, реализуемых в первую очередь посредством рассмотрения обращений граждан, Уполномоченный является носителем информации о проблемах, существующих в различных областях общественной жизни, а также о реакции общества на проводимые государством реформы. Анализируя и обобщая существующие общественные проблемы, общественные интересы и общественное мнение, Уполномоченный имеет возможность довести эту информацию непосредственно до сведения законодательной и исполнительной власти. Следовательно, институт Уполномоченного является не просто проводником информации "общество - государство" и обратно, но центром взаимодействия общества и государства, гарантом, создающим подвижное равновесие между обществом и государством, а также одним из основных механизмов создания истинно гражданского общества.
К числу средств, используемых Уполномоченным для реализации вышеобозначенной цели, относится направление исполнительным и законодательным органам государственной власти ежегодных докладов, содержащих в себе как информацию о проблемах, существующих в обществе, так и соответствующие рекомендации об устранении нарушений прав и законных интересов граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Хабаровского края от 31.07.2006 № 44 "Об Уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае", Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае ежегодно, начиная с 2007 года, направляет Губернатору и в Законодательную Думу Хабаровского края Доклад "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Хабаровского края и о деятельности Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае".
Представленный в этом году Доклад "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Хабаровского края и о деятельности Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае в 2012 году" подготовлен на основе всестороннего изучения жалоб и обращений граждан о допускаемых нарушениях прав и свобод человека и гражданина на территории Хабаровского края. При подготовке Доклада также использовались результаты социологического исследования, проведенного Дальневосточным институтом - филиалом РАНХиГС среди жителей Хабаровского края в рамках проекта: "Соблюдение прав и свобод человека и гражданина и о деятельности Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае", результаты исследования, проведенного Фондом общественное мнение в рамках проекта: "О судах и судьях", аналитические и статистические материалы, предоставленные Уполномоченному государственными органами края, материалы научных конференций и выступлений, а также публикации средств массовой информации.
На основе всестороннего изучения полученной информации в Докладе отражена реальная ситуация, сложившаяся в крае по соблюдению прав человека, затронуты наиболее острые проблемы обеспечения прав и свобод граждан в различных сферах общественной и социальной жизни.
Доклад не является простой констатацией фактов, но содержит предложения и рекомендации, которые, по мнению Уполномоченного, будут способствовать устранению имеющихся нарушений прав граждан.
Особое место в Докладе уделено как вопросам несовершенства нормативно-правовых актов Российской Федерации и края, так и вопросам устранения выявленных в ходе рассмотрения обращений граждан "пробелов" в законодательстве, а также способам их восполнения.
Ежегодный доклад размещен на официальном сайте Уполномоченного в информационной сети Интернет (www.pravo.khv.ru) и в информационно-правовой системе "Консультант Плюс".
Уполномоченный признателен всем, кто помогал осуществлять деятельность краевого правозащитного института, способствовал восстановлению и защите прав и законных интересов населения Хабаровского края.

Раздел I.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ХАБАРОВСКОМ
КРАЕ В 2012 ГОДУ ПО ИТОГАМ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Конституция Российской Федерации закрепляет основные демократические и гуманистические ценности, а также наиболее важные и социально значимые права и свободы человека и гражданина, при этом подчеркивает, что декларированные ей права и свободы принадлежат "любому человеку", находящемуся на территории России, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, что само по себе является признанием государством юридического равенства людей, проживающих на его территории. В свою очередь, законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами есть главный признак и основа гражданского общества.
Однако необходимо отметить, что наличие юридического (правового) равенства не подразумевает наличие фактического равенства, а также равенства социальных и экономических статусов всех членов гражданского общества. Правовое равенство в данном случае представляет собой равенство возможностей - возможностей свободно проявлять свою личность и творческую инициативу.
Содержание данного определения свидетельствует о том, что для формирования гражданского общества принципиально важно создание в обществе условий для проявления инициативы индивида - гражданской инициативы. Благоприятной средой для формирования гражданской инициативы является наличие свободы - свободы разделять любые взгляды и придерживаться любого мировоззрения, свободно создавать любые партии и движения, а также объединяться в различные общественные организации. Однако, чтобы данная свобода не воспринималась гражданами как вседозволенность, необходимо государственное участие в функционировании современного гражданского общества. Поскольку только государство, являясь создателем правового поля, может гарантировать единые условия для всех членов гражданского общества. Кроме того, усиление позиции государства в отношении гражданского общества позволит не только обеспечить гражданам равные условия реализации прав, но и при необходимости увеличить государственное финансирование наиболее востребованных сфер жизни.
Гражданское общество, представляющее собой совокупность отношений между людьми в сфере экономики, культуры и других сферах, развивающихся в рамках общества, невозможно без государственного регулирования этих процессов, поскольку большинство людей не могут единолично разобраться в вопросах жизнеобеспечения. Имея права, закрепленные в высшем нормативном правовом акте, они в то же время зависят от других членов общества, интересы которых часто несопоставимы с их собственными. Поэтому в интересах соблюдения баланса в обществе нередко возникает необходимость защиты прав человека от несовершенства законодательства, бюрократической волокиты, непонимания должностных лиц, правового нигилизма и правовой неграмотности. Институт Уполномоченного по правам человека именно та правозащитная организация, которая в современной России способствует восстановлению нарушенных прав, а также правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод, не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека является естественной структурой гражданского общества.
Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Выступая хранителем как государственных, так и личных интересов граждан, Уполномоченный, тем самым, способен нейтрализовать настороженное отношение общества к государственному аппарату и поддержать или восстановить веру граждан в справедливость действий государства. Кроме того, Уполномоченный в процессе реализации своей деятельности имеет возможность наряду с выявлением недостатков в законодательстве Российской Федерации и края, а также нарушений государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими организациями и их должностными лицами прав и свобод человека принимать действенные меры к их устранению и предотвращению в дальнейшем.
Классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации декларирована Конституцией Российской Федерации и включает в себя личные, политические, социальные, экономические, культурные права и права по защите других прав.
Личные права являются прирожденными и неотъемлемыми для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. К их числу относятся: право на жизнь; право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность; право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; право на защиту чести и доброго имени; свобода мысли, совести и религии; свобода слова и иного выражения; право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком.
Не менее важной категорией субъективных прав и свобод гражданина являются политические права и свободы. Данная категория прав может рассматриваться как предоставленная законом возможность участия гражданина, как индивидуально, так и коллективно, в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти.
В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства.
Политические права и свободы нацелены на активное включение человека в жизнь страны, управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для укрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. К числу политических прав относятся: право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранными, право на равный доступ к государственной службе. Свобода слова и печати и запрет цензуры, свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций также относятся к числу политических прав граждан.
Необходимо отметить, что в декабре 2012 года в целях реализации права граждан на проведение собраний, митингов, уличных шествий или демонстрации, на которых граждане желают
высказать свои позиции и взгляды на отдельные события, происходящие в стране и регионе, в Хабаровском крае было принято решение о смягчении правил проведения массовых акций. Так, Законом Хабаровского края от 26.12.2012 № 256 были внесены изменения в Закон Хабаровского края "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Хабаровского края" и в статью 2 Закона Хабаровского края "О порядке проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования". С принятием указанных изменений отпала необходимость при проведении одиночного пикета и мероприятий с количеством участников до 100 человек в подаче уведомления в органы власти о проведении публичной акции. Кроме того, в законе определены места, в которых проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций запрещено. К ним, в частности, отнесены территории, непосредственно прилегающие к образовательным учреждениям (в том числе дошкольным), и помещения, занимаемые указанными учреждениями.
Думается, что принятые изменения благоприятно отразятся на политической жизни региона, а также помогут гражданам в реализации их права на свободу слова.
В числе политических прав следует указать также и право на обращение. Суть этого права усматривается в возможности граждан России обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные. Реализация данного права предполагает развитие личной инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного, общественного и личного характера.
В 2012 году правом на обращение к Уполномоченному воспользовалось 3020 граждан, из них 2904 - проживающих на территории Хабаровского края, 114 - проживающих на территории других субъектов Российской Федерации и по одному от жителей Украины и Итальянской Республики.
Поступившие в отчетном году обращения содержали в себе индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав конкретных лиц, информационные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, предложения о совершенствовании законодательства и др.
Сообщения о нарушениях прав граждан становились объектом внимательного изучения Уполномоченного. По многим из них Уполномоченный принимал решения о проведении проверки с выездом на место или путем направления соответствующих запросов в компетентные органы государственной власти. При подтверждении, по итогам проверки фактов нарушений прав человека, Уполномоченный обращался в компетентные органы государственной власти с предложениями об устранении выявленных нарушений.
Все поступающие к Уполномоченному обращения рассматривались на предмет их приемлемости, определенной положениями Закона Хабаровского края от 31.07.2006 № 44 "Об Уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае", а затем по существу. Каждому заявителю в возможно короткие сроки направлялся аргументированный ответ. Во многих случаях этот ответ носил промежуточный характер, поскольку для разрешения поставленных заявителем вопросов требовалось взаимодействие с компетентными органами государственной власти края, на что, естественно, уходило дополнительное время.
Уполномоченный был вынужден перенаправить по принадлежности в тот орган, к компетенции которого отнесено право их рассмотрения, 5,3% поступивших обращений по причине их несоответствия установленным в законе критериям приемлемости. Заявителям этих обращений было направлено мотивированное сообщение о причинах отказа в рассмотрении обращения непосредственно Уполномоченным.
По итогам рассмотрения 67,3 процента обращений заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты своих прав, были направлены разъяснения и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий.
Во взаимодействии с компетентными органами государственной власти края Уполномоченный в отчетном году принял меры для восстановления прав 27,4 процента своих заявителей. Много это или мало, каждый определит для себя сам. Однако даже не увенчавшиеся полным успехом усилия по восстановлению прав граждан не были напрасны. Ведь есть надежда на то, что компетентные органы государственной власти края еще раз осмыслят свои действия или решения, ставшие объектом несогласия граждан и в дальнейшем, принимая решения по аналогичным ситуациям, будут более внимательны к вопросам соблюдения прав и законных интересов граждан.
Таким образом, можно констатировать, что обращения в государственные органы и правозащитные институты помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц.
Обращения, связанные с вопросами соблюдения политических прав граждан, находятся в сфере постоянного внимания со стороны Уполномоченного, поскольку политические права и свободы являются основой гражданского общества. Кроме того, политические права и свободы нацелены на активное включение граждан в жизнь страны, а также создают условия для укрепления связей между гражданами, обществом и государством. От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма.
В 2012 году доля обращений, связанных с проблемами соблюдения политических прав граждан, возросла в два раза. Если в 2011 году доля обращений указанной категории составляла 0,3 процента, то в 2012 году эти показатели составили 0,6 процента. Главным образом, обращения данной категории касались вопросов организации и проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций, совершенствования действующего законодательства, вопросов усовершенствования деятельности государственных и муниципальных служащих и отдельных должностных лиц, а также вопроса присвоения почетных званий.
Так, к примеру, в ноябре в адрес Уполномоченного поступило обращение гражданки М., в котором она предлагала Уполномоченному при осуществлении им своей деятельности использовать резолюцию международной научно-практической конференции, посвященной вопросам реализации конституционной концепции непосредственного управления гражданами государством. Аналогичное предложение поступило от гражданки О.
Политические права граждан являются непрерывным условием функционирования всех других видов прав - гражданских, экономических, социальных, культурных.
Гражданские права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, а также необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, частной жизни. Права данной группы - это права, которые определяют положения лица в ходе осуществления правосудия. К этим правам относятся: право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, право на получение присужденного судом.
Вопросам суда и судейского сообщества Уполномоченный ежегодно уделяет большое внимание. Однако приходится констатировать, что проблематика вопросов по данной категории обращений практически не меняется. Как и прежде, основную массу составляют обращения, касающиеся неудовлетворительной работы судейского корпуса.
Так, в адрес Уполномоченного поступило заявление гражданки М. (дело от 04.12.2012 № 1369). В заявлении указывалось, что при рассмотрении дела мировые судьи судебного участка № 4 и № 7 Железнодорожного района г. Хабаровска нарушили нормы гражданского процессуального законодательства, что привело к неоправданной волоките, в результате которой заявительница на протяжении длительного времени не могла получить судебной защиты своих прав.
Уполномоченный не наделен правом самостоятельно проверять факты наличия нарушения в судебной системе, поэтому большинство подобных обращений направляется в компетентные органы для проверки изложенных в них фактов и принятия, при наличии достаточных оснований, соответствующих мер реагирования. Зачастую результатом проведенных проверок является ответ уполномоченного органа об отсутствии нарушений со стороны судей. Однотипность получаемых ответов по указанным фактам нарушений со стороны судейского сообщества нередко вызывает сомнения в их объективности.
Не последнее место по количеству обращений занимают вопросы несвоевременного исполнения судебных актов. В свою очередь, именно уровень исполнения судебных актов является основным критерием эффективности судебной защиты в целом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, неисполнение постановления суда, а равно иное неуважение к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством. Указанные требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты.
Таким образом, без наличия эффективной системы исполнения судебных актов невозможно в должной мере обеспечить конституционные гарантии доступа к правосудию, гарантии защиты государством прав и законных интересов граждан.
Анализ обращений данной категории свидетельствует о том, что сегодня существуют значительные проблемы при исполнении судебных актов. Количество исполнительных документов, поступающих в Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, ежегодно увеличивается, при этом процент фактически исполненных производств едва дотягивает до 50 процентов, что свидетельствует об отсутствии эффективности исполнения актов судов. В свою очередь, отсутствие указанной эффективности способствует формированию в обществе правового нигилизма, а также неуважительного отношения к судебным органам и закону.
Сегодня требуется создание условий для качественного улучшения ситуации в сфере исполнительного производства.
Право на свободу и личную неприкосновенность - важнейшее право человека, и это право должно, в первую очередь, обеспечиваться государственными институтами.
Нарушением права на свободу и личную неприкосновенность применительно к сфере уголовного судопроизводства можно считать незаконное задержание и заключение под стражу. В 2012 году доля обращений, связанных с работой органов внутренних дел, составила 27,1 процента от общего количества обращений данной группы, при этом половина этих обращений была связана с нарушениями прав граждан, допускаемых в ходе дознания и предварительного следствия. Данные факты свидетельствуют о недостатках в работе органов следствия и дознания края, которые в результате приводят к нарушению прав участников уголовного судопроизводства, их законных интересов.
Процесс гуманизации общества требует адекватного изменения нормативной базы в направлении усиления законности реализации и соблюдения прав и свобод лиц, изолированных от общества.
Уполномоченный вынужден констатировать, что количество обращений, связанных с деятельностью исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, возрастает с каждым годом. Если в 2010 году доля обращений данной группы составляла 10,4 процента, в 2011 году - 24,2 процента, то в 2012 году уже возросла до 32,2 процента. Более половины поступивших обращений данной группы связаны с условиями отбывания наказания в исправительных учреждениях, ненадлежащей организацией медицинской помощи, а также обжалованием действий (бездействия) сотрудников администрации учреждений ФСИН.
Не последнее место в категории гражданских прав граждан занимают вопросы гражданства. Гражданство, по сути, является важнейшим правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, а также основой правового статуса личности. Кроме того, закрепленный законодательством страны объем прав и обязанностей может быть реализован в полной мере только при наличии гражданства.
В 2012 году в два раза по сравнению с 2011 годом увеличилось количество обращений по проблемам определения гражданства жителям бывших республик СССР, документировании их паспортами Российской Федерации, по фактам нарушений прав граждан при оформлении паспортов и временной регистрации. Из-за отсутствия комплексного подхода к вопросам регистрации по месту жительства и приобретения российского гражданства возникают ситуации, когда некоторые жители края юридически не оформили свою принадлежность к гражданству. Однако фактически в течение многих лет эти люди имели те же права, а также исполняли одинаковые обязанности.
Значительное место в деятельности Уполномоченного занимают вопросы защиты экономических и социальных прав граждан. Необходимо отметить, что их соблюдение во многом зависит от экономического развития региона, которое позволяет в определенной степени реально обеспечить достойный жизненный уровень граждан. Однако говорить о том, что сегодня у нас в крае обеспечен достойный уровень жизни, в особенности для пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и других социально незащищенных категорий граждан, к сожалению, пока рано. И об этом в первую очередь свидетельствуют обращения, поступающие в почту Уполномоченного и касающиеся нарушений как экономических, так и социальных прав граждан.
Экономические права граждан - это система прав граждан, включающая в себя: право на частную собственность; свободу предпринимательской деятельности; свободу труда и право на труд в нормальных условиях; право наследования; право на защиту от безработицы.
Экономические права граждан - одна из основ конституционного строя России. Количество обращений по проблемам защиты экономических прав возросло на 2,2%, по сравнению с предыдущим годом, их доля в общем объеме поступивших обращений составила 12,2%. Анализ этих обращений, равно как и результаты проведенных по ним проверок, свидетельствует о том, что существовавшие в 2011 году проблемы с обеспечением экономических прав граждан плавно "перетекли" в 2012 год и в целом остаются нерешенными до настоящего времени. Так, актуальными в 2012 году оставались вопросы задолженности по заработной плате, пособий, неправомерных действий работодателя при принятии на работу и увольнении.
Приходится констатировать, что увеличился поток индивидуальных и коллективных жалоб на нарушения прав граждан, допускаемые в процессе банкротства предприятий, что свидетельствует о необходимости приведения законодательства о банкротстве в соответствие с требованиями международных стандартов и Конституции Российской Федерации. Кроме того, данная ситуация свидетельствует о том, что назрела необходимость активизации деятельности государства в вопросах предупреждения банкротства, контроля за деятельностью арбитражных управляющих, социальной защиты увольняемых в связи с ликвидаций предприятий работников.
Уполномоченный занимает активную позицию в восстановлении трудовых прав граждан, в связи с чем в 2013 году в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации были направлены предложения о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части приведения его в соответствие с ратифицированной в мае 2012 года Конвенцией № 173.
Наибольшее количество обращений, поступивших Уполномоченному в 2012 году, связано с защитой или восстановлением социальных прав граждан, к числу которых относятся право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, защиту семьи и детства и т.д. Однако их доля в общем количестве поступивших обращений снизилась на 2,2 процента по сравнению с предыдущим годом и составила 39,5 процента.
В докладе Уполномоченного за 2011 год были подробно рассмотрены вопросы, связанные с реализацией гражданами права на образование, на защиту семьи и детей. В настоящем Докладе Уполномоченный полагает необходимым сосредоточить внимание на других вопросах социальных прав.
Особого внимания заслуживают жалобы и обращения граждан, связанные с охраной здоровья и медицинской помощью. Несмотря на значительные материальные вложения в отрасль здравоохранения, обращения граждан свидетельствуют о том, что в крае отсутствует система медицинской помощи, которая гарантировала бы получение полного объема соответствующих стандартам качества медицинских услуг на территории всего Хабаровского края. Кроме того, анализ обращений свидетельствует о том, что аналогичная ситуация складывается и с обеспечением населения лекарственными препаратами.
Вопросы защиты социально незащищенных слоев населения - пенсионеров, малоимущих граждан также заслуживают внимания. Нередко, как свидетельствуют поступающие обращения, указанные граждане находятся за чертой бедности, поскольку получаемые ими пенсии и пособия, хотя и соответствуют установленной величине прожиточного минимума, в реальной жизни не позволяют удовлетворять хотя бы минимальные потребности в полноценном питании, оплате жилищно-коммунальных услуг, приобретении лекарственных средств, одежды. Данная ситуация требует кардинальных изменений, хотя бы в части пересмотра подхода к установлению на территории Хабаровского края величины прожиточного минимума. В частности, необходимо отходить от системы общего для всей территории края размера прожиточного минимума к установлению его индивидуального размера для каждого муниципального образования.
Посещения Уполномоченным и сотрудниками его аппарата муниципальных образований края показывают, что очень слабо в крае проводится работа по созданию безбарьерной среды. В свою очередь, инвалиды и иные люди с ограниченными возможностями не смогут в должной мере реализовывать свои права на образование, медицинское обслуживание, на доступ к культурным ценностям, на свободу передвижения и другие права, по причине отсутствия пандусов
в медицинских и образовательных учреждениях, учреждениях культуры, в помещениях органов государственной власти и, конечно же, на транспорте. В целях восстановления нарушенных прав данной категории граждан необходим пересмотр имеющихся нормативных документов, регламентирующих постройки жилых, общественных и административных зданий, и, соответственно, внесение изменений в план застройки населенных пунктов Хабаровского края.
К числу социальных прав граждан относится право на жилище. При этом проблемам нарушений прав человека на жилище посвящены 64 процента обращений, поступивших в данной группе прав. По этой причине в 2012 году Уполномоченным и сотрудниками его аппарата была продолжена, начатая в 2007 году, практика посещения органов местного самоуправления края с целью изучения проблемы предоставления (не предоставления) жилых помещений малоимущим гражданам по договору социального найма. В результате проведенных мероприятий установлено, что не во всех органах местного самоуправления работа ведется надлежащим образом. В связи с чем необходимо налаживать взаимодействие между органами местного самоуправления по обмену положительным опытом, имеющимся по данному вопросу в некоторых муниципальных образованиях края.
Проблема предоставления жилья гражданам, проживающих в непригодных для проживания жилых помещениях, в том числе пострадавших в результате пожара, также требует внимательного изучения и принятия соответствующих мер, направленных на разрешение спорных и неурегулированных законодательством вопросов.
Как и прежде, крайне болезненной остается проблема обеспечения жильем выпускников детских интернатных учреждений. Для разрешения данной проблемы органам государственной власти края необходимо обратить внимание на то, что субсидии, выделяемые из федерального бюджета Хабаровскому краю, в процентном соотношении с расходами краевого бюджета значительно ниже субсидий, выделяемых другим субъектам России. Так, к примеру, в 2011 году в Республике Саха (Якутия) на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было предусмотрено из республиканского бюджета 100,0 млн. рублей, из федерального бюджета - более 136 млн. рублей. В Хабаровском крае на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в бюджете края на 2011 год было предусмотрено 181,9 млн. рублей, в том числе 44,3 млн. рублей федеральных средств. На 2012 год 105,8 млн. рублей, в том числе 27,8 млн. рублей субсидий из федерального бюджета.
В заключение хотелось бы отметить, что существование государства обеспечивается совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - гражданской, политической, экономической, социальной, культурной. Без эффективной реализации указанных прав и свобод невозможно построение государственного механизма, учитывающего все интересы современного российского общества в совокупности. Поэтому основные права и свободы не только должны признаваться государством, но и защищаться им как необходимое условие взаимного существования.

Раздел II.













│отрицательно          │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│4. Не знаком с его    │  69,4│      │  59,7│  66,9│      │  40,4│  62,6│      │  75,5│  67,1│      │  58,8│
│деятельностью         │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┤
│     17. Готовы ли Вы сами обратиться к Уполномоченному по правам человека для решения своих проблем?     │
├──────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
│1. Да, безусловно     │  24,4│  23,5│  18,5│  18,8│  19,0│  14,8│  19,5│  18,6│   9,2│  21,9│  20,9│  15,7│
├──────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│2. Скорее да, чем нет │  27,8│  34,5│  30,0│  36,1│  36,0│  22,1│  54,9│  30,5│  19,2│  34,9│  36,5│  25,9│
├──────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│3. Скорее нет, чем да │  23,0│  19,9│  14,5│  19,8│  18,0│  17,4│   6,2│  11,9│  20,0│  19,2│  17,0│  16,4│
├──────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│4. Нет                │  11,1│  10,2│  18,8│  11,4│   6,0│  31,5│   6,2│  10,2│  41,7│  10,5│   8,6│  26,5│
├──────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│5. Затрудняюсь        │  13,4│  11,9│  18,2│  13,9│  21,0│  14,1│  13,3│  28,8│  10,0│  13,5│  17,0│  15,5│
│ответить              │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┤
│18. Достаточно ли, на Ваш взгляд, средства массовой информации (СМИ) освещаются вопросы реализации прав и │
│                                             свобод граждан?                                              │
├──────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
│1. Вполне достаточно  │   -  │   -  │  10,0│   -  │   -  │  18,2│   -  │   -  │  10,8│   -  │   -  │  12,2│
├──────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│2. Скорее достаточно, │   -  │   -  │  19,5│   -  │   -  │  23,6│   -  │   -  │  19,2│   -  │   -  │  20,4│
│чем нет               │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│3. Скорее не          │   -  │   -  │  28,3│   -  │   -  │  17,6│   -  │   -  │  36,7│   -  │   -  │  27,3│
│достаточно, чем да    │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│4. Недостаточно       │   -  │   -  │  29,5│   -  │   -  │  26,4│   -  │   -  │  21,7│   -  │   -  │  27,1│
├──────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│5. Затрудняюсь        │   -  │   -  │  12,8│   -  │   -  │  14,2│   -  │   -  │  11,7│   -  │   -  │  12,9│
│ответить              │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┤
│19. Как Вы относитесь к появлению в России "отраслевых" уполномоченных (уполномоченный по правам ребенка, │
│                          уполномоченный по защите прав предпринимателей и т.д.)                          │
├──────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
│1. Это положительное  │   -  │   -  │  49,4│   -  │   -  │  44,2│   -  │   -  │  21,7│   -  │   -  │  42,6│
│явление               │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│2. Отрицательно, это  │   -  │   -  │  14,6│   -  │   -  │  33,3│   -  │   -  │  38,3│   -  │   -  │  24,0│
│ничего не изменит,    │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │
│только внесет путаницу│      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│3. Затрудняюсь        │   -  │   -  │  36,0│   -  │   -  │  22,5│   -  │   -  │  40,0│   -  │   -  │  33,4│
│ответить              │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │      │
└──────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru