Зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 19 декабря 2012 г. № RU18000201200979
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 12 декабря 2012 г. № 01-02/104
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ
НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ,
ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В целях реализации Федерального закона
от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Программу
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
Порядок
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Приказ
Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики от 13 августа 2012 года № 01-02/56 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" признать утратившим силу.
3. Ответственность за исполнение настоящего приказа возложить на начальника отдела опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Т.А. Санникову.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Зам. председателя
Комитета по делам семьи
и демографической политике
при Правительстве
Удмуртской Республики
А.Л.КЛОКОВА
Утвержден
приказом
Комитета по делам семьи
и демографической политике
при Правительстве
Удмуртской Республики
от 12 декабря 2012 г. № 01-02/104
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ
В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, стать патронатным воспитателем) (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 127
Семейного кодекса Российской Федерации.
оставшегося без попечения родителей
Данный раздел включает в себя следующие темы:
обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
проведение самооценки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по их желанию).
3. Требования к уровню подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей, успешно освоивших Программу
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства приемного ребенка на воспитание в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых лицу, взявшему на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие Программу, должны знать:
свои права и обязанности как лиц, взявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в отношении приемного ребенка;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие Программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания приемного ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье приемного ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.