Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 октября 2012 г. по делу № А33-14157/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 октября 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ачинское нефтехимическое предприятие" (ИНН 2443020641, ОГРН 1022401162266)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска
о признании решения, изложенного в сообщении от 02.07.2012 № К-04-19-4563 недействительным,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Обуховой Н.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ачинское нефтехимическое предприятие" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска о признании решения, изложенного в сообщении от 02.07.2012 № К-04-19-4563 недействительным.
Заявление принято к производству суда. Определением от 07.09.2012 возбуждено производство по делу.
Заявитель (его представитель) в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Ачинское нефтехимическое предприятие".
Ответчик (его представитель) в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, по существу требование заявителя не оспорил.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Ачинское нефтехимическое предприятие" (далее по тексту - ООО "Ачинское нефтехимическое предприятие") зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401162266.
ООО "Ачинское нефтехимическое предприятие" 05.06.2012 направило в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска (далее - Комитет) заявление (от 05.06.2012 вх. № К-04-18-4324), согласно которому просило предоставить преимущественное право на приобретение недвижимого имущества, общей площадью 53,6 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 5, дом 3, арендуемое по договору аренды от 20.05.2003 № 865.
Уведомлением от 02.07.2012 № К-04-19-4563 ООО "Ачинское нефтехимическое предприятие" в реализации преимущественного права на приобретение вышеуказанного арендуемого имущества отказано на основании пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Полагая, что отказ является незаконным и нарушает права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска, утвержденного Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 24.12.2010 № 13-101р, Комитет является органом администрации г. Ачинска, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в области управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ачинска.
В соответствии с пунктом 2.2.4 указанного Положения для выполнения возложенных задач Комитет в установленном порядке заключает договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования объектами муниципальной собственности третьим лицам.
Таким образом, Комитет является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении расположенного на территории города Ачинска муниципального имущества в собственность заинтересованным лицам.
Как следует из материалов дела, ООО "Ачинское нефтехимическое предприятие" обратилось в Комитет с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение недвижимого имущества, общей площадью 53,6 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 5, дом 3, арендуемое по договору аренды от 20.05.2003 № 865.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, арендатору, который является субъектом малого и среднего предпринимательства, предоставляется преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при одновременном выполнении ряда условий.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Из материалов дела следует, что ООО "Ачинское нефтехимическое предприятие":

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а не Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

- относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, не указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, а также не осуществляющим добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых);
- непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ (до 05.08.2008) владело и пользовалось арендуемым имуществом (расположенное по адресу: г. Ачинск, микрорайон 5, дом 3);
- не имеет задолженности по арендной плате на день подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- владеет помещением площадью 53,6 кв. м., не превышающим установленного предельного значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества (1 000 кв.м.);
- названное имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, заявитель соответствует всем условиям, необходимым для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества.
Как следует из материалов дела 20.05.2003 ООО "Ачинское нефтехимическое предприятие" и Комитет заключили договор № 865, в соответствии с которым Комитет предоставляет в аренду нежилое помещение общей площадью 50,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Ачинск, микрорайон 5, дом 3, на срок с 01.05.2003 по 31.12.2003 для размещения магазина. Помещение передано по акту приема-передачи от 20.05.2003.
Соглашениями от 22.12.2003, 23.12.2004, 15.12.2005, 18.09.2006, 27.11.2006, 22.01.2007, 18.12.2007, 01.02.2008 к договору от 20.05.2003 № 865 вносились изменения в части изменения арендной платы, продления срока аренды.
Соглашением от 01.12.2008 договор аренды от 20.05.2003 № 865 расторгнут.
1 декабря 2008 между ООО "Ачинское нефтехимическое предприятие" и Комитетом заключен договор № 865/08 аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 5, дом 3, общей площадью 53,6 кв. м. на срок с 01.12.2008 по 31.10.2009, для использования под магазин. Помещение передано по акту приема-передачи от 01.12.2008.
Соглашениями от 30.12.2008, 27.11.2009 к договору от 01.12.2008 № 865/08 вносились изменения в части изменения арендной платы, продления срока аренды.
Уведомлением от 25.10.2010 № К-04-19-7548 Комитет сообщил обществу, что на основании разъяснений Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Федерального закона № 159-ФЗ, статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды от 01.12.2008 № 865/08 является ничтожной сделкой.
27 декабря 2011 между ООО "Ачинское нефтехимическое предприятие" и Комитетом заключен договор № 1769 аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 5, дом 3, общей площадью 52,20 кв. м. на срок с 27.12.2011 по 20.06.2012, для использования под магазин. Помещение передано по акту приема-передачи от 27.12.2011.
Уведомлением Комитета от 02.07.2012 № К-04-19-4563 заявителю отказано в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения в связи с тем, что у общества отсутствует одно из необходимых условий, предусмотренных статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ, арендуемое обществом имущество не находилось у него во временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ. Наличие иных условий, предусмотренных статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ, Комитет не оспаривает.
Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу о том, что арендуемое ООО "Ачинское нефтехимическое предприятие" имущество находилось в его временном пользовании в соответствии с договором аренды такого имущества более двух лет до дня вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ.
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд установил, что действие договора аренды 20.05.2003 № 865 неоднократно продлялось указанными выше соглашениями, ООО "Ачинское нефтехимическое предприятие" продолжает пользоваться нежилым помещением без перерыва, со стороны арендодателя возражений относительно использования имущества согласно указанному договору не поступало.
Таким образом, ООО "Ачинское нефтехимическое предприятие" доказан факт того, что оно арендует недвижимое имущество, общей площадью 53,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, микрорайон 5, дом 3, непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ (до 05.08.2008).
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что у заявителя имелись правовые основания претендовать на реализацию преимущественного права на приобретение арендуемого имущества - нежилого помещения общей площадью 53,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 5, дом 3.
Следовательно, у Комитета отсутствовали основания для отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, отказ Комитета в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности, изложенный в письме от 02.07.2012 № К-04-19-4563 не соответствует требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ; нарушает права и законные интересы заявителя.
Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требований заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд считает необходимым в качестве меры, восстанавливающей нарушенное право заявителя, обязать Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ачинское нефтехимическое предприятие", а именно, произвести действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций составляет 2 000 рублей.
Согласно платежному поручению от 20.08.2012 № 154 ООО "Ачинское нефтехимическое предприятие" произведена уплата государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Учитывая, что требования заявителя удовлетворены, понесенные им судебные расходы в сумме 2 000 рублей подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Ачинское нефтехимическое предприятие" удовлетворить.
Признать недействительным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска от 02.07.2012 № К-04-19-4563 об отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность недвижимого имущества общей площадью 53,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 5, дом 3.
Заявление проверено на соответствие Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ачинское нефтехимическое предприятие", а именно, произвести действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ачинское нефтехимическое предприятие" 2000 рублей госпошлины, уплаченной по платежному поручению от 20.08.2012 № 154.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.А.ИВАНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru