Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2012 г. по делу № А17-1525/2012

г. Иваново

Судья Арбитражного суда Ивановской области Бадин А.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в лице Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры к Службе по охране объектов животного мира Ивановской области, обществу с ограниченной ответственности "БАС" о признании недействительным дополнительного соглашения от 23.01.12 № 177/4-2012, при участии от истца - С. по дов. от 01.04.11, от ответчика Служба по охране объектов животного мира Ивановской области - О. по дов. от 21.02.12,

установил:

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в лице Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры обратилось в суд с иском к Службе по охране объектов животного мира Ивановской области (далее - Служба) и ООО "БАС" о признании недействительным дополнительного соглашения от 23.01.12 № 177/4-2012 к заключенному между ответчиками в соответствии со статьями 30, 31, 33.1 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов № 4/964-2011 от 11.07.2011.
Исковые требования обоснованы тем, что согласно договору от 11.07.2011 Служба предоставляет, а ООО "БАС" приобретает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в отношении судака на рыбопромысловом участке № 4 (в границах, установленных распоряжением Службы от 08.04.2010 № 122 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Ивановской области") в размере 3,1% от квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на территории Ивановской области. Договор заключен сроком на 10 лет.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "от N" следует читать "N".

К указанному договору сторонами незаконно заключено дополнительное соглашение от № 177/4-2012 от 23.01.2012 с целью овеществления доли квоты в размере 3,1% добычи (вылова) водных биоресурсов, которым Службой произведено распределение квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для ООО "БАС". Согласно дополнительного соглашения - в соответствии с приказом Федерального агентства по рыболовству от 28.11.2011 г. № 1172 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот на 2012 год" данная доля квоты в размере 3,1% на 2012 год в отношении судака составит 390 кг.
Истец указывает, что в соответствии с пунктами 3.6.6, 3.6.8 Положения о Службе по охране объектов животного мира Ивановской области, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009 № 113-уг Служба распределяет между пользователями квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства и промышленные квоты в пресноводных водных объектах, а также заключает договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Вместе с тем, в соответствии с пунктами 4.3.6., 1.11. Положения начальник Службы издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы, которые обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, государственных предприятий и учреждений и иных хозяйствующих субъектов.
Кроме того, постановлением Правительства Ивановской области от 14.09.2006 № 154-п (в редакции постановления Правительства Ивановской области от 08.02.2012 № 39-п) утвержден порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями водными биоресурсами на территории Ивановской области (далее - Порядок), согласно пунктам 2, 3, 5 и 6 которого квоты, утвержденные в установленном порядке для Ивановской области, распределяются между пользователями Службой. Распределение квот осуществляется для каждого пользователя путем определения общего годового объема вылова рыбы и годовых объемов вылова по лимитируемым видам рыб пропорционально площадям рыбопромысловых участков. Для получения квот пользователи подают в Службу заявки на выделение квот. Служба рассматривает заявки в течение десяти рабочих дней, определяет объемы квот, издает приказы о выделении квот по каждому пользователю и доводит их до сведения пользователей в письменном виде.
Таким образом, распределение между пользователями квот добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства и промышленные квоты в пресноводных водных объектах, как исполнение полномочий по вопросам охраны и использования водных биологических ресурсов, должно осуществляться путем издания начальником Службы соответствующих приказов.
Согласно ч. 1 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2008 № 612 установлены правила подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также форма примерного договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Принятие дополнительных соглашений к договорам о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов федеральным законодательством и законодательством Ивановской области не предусмотрено.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям искового заявления, пояснив, что для ООО "БАС" доля квоты в размере 3,1% на 2012 год в отношении судака составит 390 кг, однако эта доля в размере 3,1%, составляющая 390 кг, должна быть определена приказом начальника Службы, а не дополнительным соглашением сторон.
Представитель Службы по охране объектов животного мира Ивановской области в судебном заседании иск не признал и, ссылаясь на доводы отзыва, пояснил, что прокурор ошибочно полагает, что дополнительным соглашением произведено распределение квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для ООО "БАС", так как предметом дополнительного соглашения является не распределение квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, которая уже определена, в порядке установленном Постановлением Правительства Ивановской области от 14.09.2006 № 154-п "О порядке распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями водными биоресурсами на территории Ивановской области", а овеществление указанной квоты добычи (вылова) водных биоресурсов. Указанное обстоятельство следует из содержания самого дополнительного соглашения.
Пунктом 2 договора № 4/964-2011 от 11.07.2011 "О закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" определено, что квоты на каждый календарный год по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов распределяются исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и доли квот, оговоренной настоящим договором.
Доля квоты добычи (вылова) соответствующего вида водных биологических ресурсов, (в данном случае - 3.14% от квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на территории Ивановской области) является математической абстракцией.
Квоты на каждый календарный год по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов, исчисляются в реальном выражении (в данном случае - 390 килограмм судака).
Порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями водными биоресурсами на территории Ивановской области установлен постановлением Правительства Ивановской области от 14.09.2006 № 154-п "О порядке распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями водными биоресурсами на территории Ивановской области".
Порядок исчисления квот на каждый календарный год по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов действующим законодательством не регламентирован, в связи с чем Служба, руководствуясь нормами гражданского права, вправе решать данный вопрос в форме заключения дополнительных соглашений с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на осуществление промышленного рыболовства.
Ответчик ООО "БАС", извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в суд не обеспечило. В связи с чем в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
В ранее направленном в суд отзыве на иск ООО "БАС" исковые требования не признало, указав, что в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 31 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", промышленные квоты распределяются между лицами, указанными в ст. 19 указанного Федерального закона, путем заключения с ними договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологически ресурсов на десять лет. Порядок распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанных в п. 1 ст. 31 указанного Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Правил подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2008 № 612 "О подготовке и заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов", указанными договорами закрепляются доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, распределенные между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Федеральным агентством по рыболовству или органом власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 30.09.2009 № 879 "Об утверждении Перечня видов биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов", судак отнесен к виду водных биологических ресурсов, на который устанавливается общий допустимый улов.
Приказом Службы по охране объектов животного мира Ивановской области № 78 от 07.07.2011 "О долях квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке № 4" утверждена доля квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для. ООО "БАС" в объеме 3,1% от промышленной квоты добычи (вылова) по соответствующему району добычи (водные объекты Ивановской области).
На основании Приказа Службы № 78 от 07.07.2011 11 июля 2011 года между ООО "БАС" и Службой заключен договор № 4/964-2011 о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, которым закреплена доля квоты для ООО "БАС" в отношении добычи судака выраженная в процентах в размере 3,1%.
Промышленные доли квот в килограммах (тоннах) в отношении каждого заявителя рассчитываются как произведение утвержденной в установленном порядке на очередной год Федеральным агентством по рыболовству промышленной квоты по соответствующему району добычи и закрепленной за заявителем доли квоты в процентах по соответствующему виду водного биологического ресурса.
Порядок ежегодного доведения до сведения заявителей размеров квот, исчисленных в килограммах (тоннах), а также документы, с помощью которых квоты, исчисленные в килограммах, ежегодно доводятся до сведения заявителей, не регламентированы действующим законодательством, Исчисление квоты в килограммах (тоннах) для конкретного заявителя не является затруднительным, исчислить ее может каждый заявитель самостоятельно, поэтому стороны договора № 4/964-2011 от 11.07.2011 о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов вправе решить данный вопрос в форме заключения дополнительного соглашения к указанному договору.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
Между Службой по охране объектов животного мира Ивановской области и ООО "БАС" заключен договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов № 4/964-2011 от 11.07.2011, в соответствии с п. 1 которого Служба предоставляет, а ООО "БАС" приобретает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в отношении судака на рыбопромысловом участке № 4 (в границах, установленных распоряжением Службы от 08.04.2010 № 122 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Ивановской области") в размере 3,1% от квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на территории Ивановской области.
Согласно п. 2 договора № 4/964-2011 от 11.07.2011 квоты на каждый календарный год по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов распределяются исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и доли квот, оговоренной настоящим договором.
Указанные положения договора истцом не оспариваются.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 28 ноября 2011 г. № 1172 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот на 2012 год", в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. № 768 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)", пунктом 5.5.5 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 444, приказом Федерального агентства по рыболовству от 8 августа 2011 г. № 815 "Об утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, на 2012 год", распределены общие допустимые уловы водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2012 год.
Согласно приложению (Таблица 5 Водные объекты Ивановской области) к приказу от 28 ноября 2011 г. № 1172, квота добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства по Горьковскому водохранилищу в отношении судака на 2012 год определена в размере 12,6 тонн.
Таким образом, определенная для ООО "БАС" договором № 4/964-2011 от 11.07.2011 доля квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в отношении судака на рыбопромысловом участке № 4 (в границах, установленных распоряжением Службы от 08.04.2010 № 122 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Ивановской области") в процентном выражении в размере 3,1% от квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на территории Ивановской области на 2012 год, исчисленная в реальном выражении, составляет 390 килограмм (12600 : 100 x 3,1).
При указанных обстоятельствах, к указанному договору между Службой и ООО "БАС" заключено дополнительное соглашение № 177/4-2012 от 23.01.2012 согласно которого с целью овеществления доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в размере 3,1%, стороны определили, что в соответствии с приказом Федерального агентства по рыболовству от 28.11.2011 г. № 1172 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот на 2012 год" данная доля квоты в размере 3,1% на 2012 год в отношении судака составит 390 кг.
Считая, что размер доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства, определенной договором № 4/964-2011 от 11.07.2011 для ООО "БАС" в процентном выражении 3,1%, может быть исчислен и установлен для ООО "БАС" в реальном выражении (в килограммах) на 2012 год исключительно приказом начальника Службы по охране объектов животного мира Ивановской области, прокурор обратился в суд настоящим иском о признании дополнительного соглашения № 177/4-2012 от 23.01.2012 недействительным, как не соответствующего Порядку распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями водными биоресурсами на территории Ивановской области, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 14.09.2006 № 154-п "О Порядке распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями водными биоресурсами на территории Ивановской области", а также Положению о Службе по охране объектов животного мира Ивановской области, утвержденному Указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009 № 113-уг
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 № 2142/10, от 14.04.2009 № 17468/08, согласно статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации под законами, содержащими нормы гражданского права, понимаются сам Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, а под иными правовыми актами - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Другие нормативные акты: акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (инструкции, приказы, положения и т.п.), а также акты органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - к законам и иным правовым актам не отнесены.
Таким образом, являются неосновательными доводы истца о недействительности дополнительного соглашения со ссылкой на нормы Порядка распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями водными биоресурсами на территории Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 14.09.2006 № 154-п "О Порядке распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями водными биоресурсами на территории Ивановской области", а также Положения о Службе по охране объектов животного мира Ивановской области, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009 № 113-уг, которые относится к нормативным актам органов субъекта Российской Федерации и поэтому в силу статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются правовыми актами, содержащими нормы гражданского права.
В связи с этим несоответствие оспариваемого дополнительного соглашения указанным истцом правовым актам не влечет его недействительности на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Несмотря на предложение суда, содержащееся в определении от 30 марта 2012 года истец не указал нормы законов и иных правовых актов, запрещающих вносить изменения и дополнения в договоры, а также каким требованиям закона или иных правовых актов Российской Федерации не соответствует оспариваемое дополнительное соглашение.
Ссылки истца как на основание для признания дополнительного соглашения недействительным на положения п. 1 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма, также являются надуманными, немотивированными и неосновательными.
То обстоятельство, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 № 612 установлены правила подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также форма примерного договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, и федеральным законодательством не предусмотрено заключение дополнительных соглашений к договорам о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, не может быть положено в основу выводов о недействительности оспариваемого дополнительного соглашения.
В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно п. 3 ст. 427 Гражданского кодекса Российской Федерации примерные условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия.
Примерная форма договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 года № 612 "О подготовке и заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" не является правовым актом либо императивной нормой, не установлена законом, поэтому по смыслу пункта 1 статьи 422 ГК РФ не носит обязательный характер, а лишь определяет примерные условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 427 ГК РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Истец не указал, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, другие законы, а также положения договора № 4/964-2011 от 11.07.2011, предусматривающие запрет на внесение изменений или дополнений в договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, в том числе по вопросу об установлении на конкретный год доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, определенной в процентном выражении, в ее реальном содержании в виде приходящихся на указанную процентную квоту конкретного объеме добычи (вылова) водных биоресурсов в виде весового показателя, измеряемого в единицах измерения веса - килограммах, тоннах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении иска Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в лице Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры к Службе по охране объектов животного мира Ивановской области, обществу с ограниченной ответственности "БАС" о признании недействительным дополнительного соглашения от 23.01.12 № 177/4-2012.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в полном объеме.

Судья
А.Н.БАДИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru