Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2012 г. по делу № А76-11344/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15.11.2012 г.
Полный текст решения изготовлен 19.11.2012 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Костылева И.В., судей Мрез И.В., Наконечной О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Дальняя два", г. Челябинск
к Челябинской городской Думе

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Решение Челябинской городской Думы № 21/2 принято 17.04.2007, а не 24.04.2007.

о признании недействующим положений подпункта 14 пункта 10, пункта 11 Приложения к решению Челябинской городской Думы от 24.04.2007 г. № 21/2 "Порядок подготовки утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинска",
при участии третьих лиц: Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска, Администрации г. Челябинска
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Дудко С.Н. - представителя по доверенности от 19.07.2012 паспорт
от ответчика: Пронина А.В. - представителя по доверенности от 07.06.2012 служебное удостоверение.
от третьих лиц:
от Администрации: Кутепова А.С. - представителя по доверенности от 12.03.2012 (служебное удостоверение).
от Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска: Бочаровой Ю.Г. - представителя по доверенности от 11.01.2012 (служебное удостоверение).
от Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска: Секериной Э.А. - представителя по доверенности от 29.10.2012 (служебное удостоверение).

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дальняя два" (далее - Заявитель, Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица 10.09.2007 г., основной государственный регистрационный номер 1047424549105 (л.д. 37).
ООО "Дальняя два" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (л.д. 2 - 11) к Администрации города Челябинска, Челябинской городской Думе, Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска, в котором просит:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка здесь и далее по тексту: Решение Челябинской городской Думы "Об утверждении Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске" имеет номер 21/2, а не 21/1 и принято 17.04.2007, а не 24.04.2007.

- признать недействующим положение пункта 11 Приложения к решению Челябинской городской Думы от 24.04.2007 г. № 21/1 "Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинска", противоречащим ст. 44, 48 Градостроительного кодекса РФ;
- признать незаконными действия Администрации города Челябинска, выразившиеся в отказе (письмо от 02.04.2012 исх. № 40-2887/6с) подготовить и выдать ООО "Дальняя два" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 74:36:0427005:0096, площадью 23 220 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Советский район, ул. Дальняя, 2-я;
- признать недействительным ненормативный правовой акт - распоряжение от 23.01.2012 № 322 Администрации города Челябинска об установлении частного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:04 27 005:0096.
Определением арбитражного суда Челябинской области от 18.06.2012 г. по делу № А76-7945/2012 в отдельные производства выделены требования:
- о признании недействующим положения пункта 11 Приложения к решению Челябинской городской Думы от 24.04.2007 г. № 21/1 "Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинска", противоречащим Федеральному закону ст. 44, 48 Градостроительного кодекса РФ.
- о признании недействительным ненормативного правового акта - распоряжения от 23.01.2012 № 322 Администрации города Челябинска об установлении частного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:04 27 005:0096 с присвоением номеров дел - А76-11344/2012 и А76-11345/2012.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является требование о признании недействующим положения пункта 11 Приложения к решению Челябинской городской Думы от 24.04.2007 г. № 21/1 "Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинска".
Изначально, при обращении в суд с тремя требованиями, Заявителем были указаны в качестве ответчиков Администрация города Челябинска, Челябинская городская Дума, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска.
Заявителем в настоящем деле заявлено ходатайство о замене ненадлежащих ответчиков и о привлечении Администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 28.08.2012 г. исключены из числа ответчиков по настоящему делу Администрация г. Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска.
Данным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска.
Заявителем представлено итоговое письменное уточнение предмета заявленных требований (л.д. 48), в соответствии с которым просит признать недействующими подпункт 14 пункта 10, пункт 11 Приложения к решению Челябинской городской Думы от 17.04.2007 № 21/2 "Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске".
Судом уточнение заявленных требований принято в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражно-процессуального кодекса РФ.
В обоснование заявленных требований Заявитель указывает, что положения Градостроительного кодекса РФ не предусматривают наличие правовых оснований для истребования эскизного проекта размещения объектов капитального строительства (реконструкции объектов капитального строительства).


Заявитель полагает, что оспариваемые положения "Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске" нарушают права Заявителя, поскольку на него неправомерно возлагается обязанность по представлению эскизного проекта размещения объектов капитального строительства (реконструкции) для получения градостроительного плана земельного участка.
Заявитель также указывает, что такой эскизный проект может быть подготовлен в процессе разработки проектной документации, которая осуществляется уже при наличии градостроительного плана земельного участка.
Ответчик с требованиями Заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 25 - 27), считает, что необходимость предоставления эскизного проекта размещения объектов капитального строительства (реконструкции) обусловлена необходимостью заполнения Формы градостроительного плана.
По мнению Ответчика, тот факт, что в ГрК РФ не определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче градостроительного плана не означает, что выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется на основании одного только заявления о его выдаче.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация г. Челябинска с требованиями заявителя не согласно по основаниям, изложенным в письменном мнении (л.д. 41 - 43), полагает, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям ГрК РФ, считает, что необходимость предоставления эскизного проекта размещения объектов капитального строительства (реконструкции) обусловлена необходимостью заполнения Формы градостроительного плана.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска с требованиями заявителя не согласно по основаниям, изложенным в письменном мнении (л.д. 40), полагает, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям ГрК РФ.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска с требованиями заявителя не согласно по основаниям, изложенным в письменном мнении (л.д. 44 - 47), полагает, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям ГрК РФ, считает, что необходимость предоставления эскизного проекта размещения объектов капитального строительства (реконструкции) обусловлена необходимостью заполнения Формы градостроительного плана.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд считает требования Заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Челябинской городской Думы от 17.04.2007 № 21/2 "Об утверждении Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске" утвержден "Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске" (далее - Порядок).
Подпунктом 14 пункта 10 Порядка предусмотрено, что в состав перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка, входит, в частности, эскизный проект размещения объектов капитального строительства (реконструкции объектов капитального строительства), согласованный ГУАиГ.
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что эскизный проект размещения объектов капитального строительства (реконструкции) должен содержать:
1) ситуационный план размещения объектов;
2) эскиз объемно-планировочного решения объектов;
3) схему генплана (М 1:500 - 1:2000) с указанием сносимых и сохраняемых объектов;
4) основные технико-экономические показатели: планируемое целевое назначение объектов, процент застройки и озеленения, этажность и основные параметры объекта строительства (реконструкции);
5) расчет необходимого количества мест для парковки автотранспорта;
6) расчет инсоляции (при необходимости).
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (пункт 2).
Пункт 3 статьи 44 ГрК РФ предусматривает, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из вышеизложенных норм следует, что ГПЗУ по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
В силу части 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
На основании приведенных норм закона суд приходит к выводу о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что требование о предоставлении, для получения градостроительного плана земельного участка, эскизного проекта размещения объектов капитального строительства (реконструкции объектов капитального строительства), является неправомерным, не соответствующим ГрК РФ, в связи с чем требование заявителя о признании недействующим подпункт 14 пункта 10 "Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске" является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Поскольку подлежит признанию недействительным положение подпункта 14 пункта 10 "Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске", предусматривающее необходимость предоставления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка эскизного проекта размещения объектов капитального строительства, как следствие, подлежит признанию недействительным пункт 11 Порядка, устанавливающего требования к содержанию такого эскизного проекта.
В связи с вышеизложенным, требования Заявителя подлежат удовлетворению.
Довод Ответчика и третьих лиц относительно того, что представление с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка непосредственно эскизного проекта размещения объектов капитального строительства необходимо для заполнения Формы градостроительного плана земельного участка судом отклоняется по следующим основаниям.
Форма градостроительного плана земельного участка, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 г. № 207, предусматривает строки для заполнения оснований подготовки градостроительного плана в виде реквизитов заявления обратившегося физического или юридического лица, а также их фамилии, имени, отчества и наименования, что соответствует вышеназванным нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как отражает лишь факт поступления обращения и не содержит никаких предписаний о предоставлении каких-либо иных документов.
Строки 2.2. Формы градостроительного плана земельного участка предусматривают отражение следующей информации: "Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. Назначение объекта капитального строительства".
Применительно к пункту 2.2. Формы ГПЗУ сделана ссылка о том, что данный пункт заполняется на земельные участки, на которые распространяется действие градостроительного регламента.
В силу ч. 1 ст. 36 ГрК РФ, Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Названный пункт 2.2. Формы градостроительного плана, вводя строки для заполнения в Форме сведений соответствующей категории земельных участков, обеспечивает соблюдение требований пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми до принятия в установленном данным Кодексом порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 г., и после утверждения формы градостроительного плана земельного участка в составе градостроительного плана земельного участка, для которого градостроительный регламент устанавливается и на который распространяется действие градостроительного регламента, должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Таким образом, является необоснованным довод Ответчика и третьих лиц о необходимости представления Заявителем эскизного проекта размещения объектов капитального строительства для заполнения Формы градостроительного плана земельного участка.
При обращении с заявлением в арбитражный суд заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 6000 руб., в т.ч. 2000 руб. по требованию о признании недействующим нормативного правового акта.
Согласно п/п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Между тем в случае, если решение принято полностью или частично не в пользу органа местного самоуправления, выступающего по делу в качестве ответчика, вопрос о возмещении истцу расходов по уплате государственной пошлины решается исходя из общего принципа отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5, 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
В связи с изложенным, поскольку требования Заявителя удовлетворены, с Администрации г. Челябинска и с ГУАИГ г. Челябинска в пользу Заявителя подлежат взысканию в равных долях судебные расходы по госпошлине в общей сумме 2000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования Общества с ограниченной ответственностью "Дальняя два" удовлетворить.
Признать недействующими подпункт 14 пункта 10, пункт 11 "Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске", утвержденного решением Челябинской городской Думы от 17.04.2007 № 21/2, как не соответствующими Градостроительному кодексу РФ.
Взыскать с Челябинской городской Думы в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Дальняя два" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
И.В.КОСТЫЛЕВ

Судьи:
И.В.МРЕЗ
О.Г.НАКОНЕЧНАЯ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru