Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2012 г. № 02-10/74-12

Резолютивная часть решения оглашена 4 октября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 17 октября 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Бутенко Игоря Васильевича - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов Комиссии: Бердниковой Татьяны Николаевны - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Газизова Родиона Маратовича - специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии заявителя С., представителей ОАО "Т" М. доверенности от 14.05.2012 № 65, В. по доверенности от 14.05.2012 № 18, рассмотрев дело № 02-10/74-12 о нарушении открытым акционерным обществом "Т" <> ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области вх. № 3545 от 03.07.2012 поступило обращение от С. (Заявитель) о том, что между Заявителем и открытым акционерным обществом "Т" (далее - ОАО "Т", общество) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28.12.2011 № 20.70.4916.11 (Договор).
Согласно п. 5 указанного договора, ОАО "Т" обязуется выполнить мероприятия по технологическому присоединению в течение 6-ти месяцев со дня заключения договора.
Расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора Заявителем оплачены 30.12.2011.
На момент подачи С. заявления в УФАС по Томской области ОАО "Т" свои обязательства по Договору не исполнены.
По мнению Заявителя, ОАО "Т" нарушило подпункт "б" пункта 16 "Правил технологического присоединения...", согласно которому срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В заседании Комиссии представитель ОАО "Т" пояснил, что возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства неправомерным в связи с тем, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления", организация электроснабжения в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.
При обращении физического лица в ОАО "Т", в установленном порядке, заключило договор технологического присоединения с С. на присоединение жилого дома в деревне П. по ул. <...>. Общая протяженность линий, строительство которых требуется выполнить для присоединения физических лиц в деревне П., составляет 2,5 км. В связи с тем, что Администрацией не был обеспечен установленный порядок технологического присоединения, протяженность линий, необходимых для подключения жилых домов, постоянно меняется. Это обстоятельство привело к увеличению срока проведения корпоративных и торгово-закупочных процедур. В настоящее время договор по выбору подрядчика для строительства электрических сетей в деревне П. в стадии заключения.
Строительство планируется закончить в ноябре 2012 года. Таким образом, неисполнение договора технологического присоединения вызвано объективными обстоятельствами, не позволяющими ОАО "Т" в установленный срок оформить земельные отношения, связанные со строительством электросетевых объектов, выделением финансирования и иных действий, связанных со строительством. Действия ОАО "Т" не направлены на неисполнение договора. По мнению представителя ОАО "Т", нарушение сроков подключения к объектам электросетевого хозяйства является нарушением хозяйственных взаимоотношений между ОАО "Т" и потребителем и не связано с нарушением антимонопольного законодательства.
Комиссией установлено, что между ОАО "Т" (сетевая организация) и С. (Заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28.12.2011 № 20.70.4916.11 (договор).
Согласно п. 5 указанного договора, ОАО "Т" обязуется выполнить мероприятия по технологическому присоединению в течение 6-ти месяцев со дня заключения договора.
Согласно п. 6 договора, сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
В технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора, сетевая организация осуществляет:
приведение технического учета и автомата 0,4 кВ фидер № 1 в ТП Л-19-32 в соответствие нагрузкой,
монтаж участка ЛЭП - 0,4 кВ, L = 350 м от опоры № 8/3 фидер № 1 в ТП Л-19-32 до границ земельного участка.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 01.03.2011) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила технологического присоединения, Правила), для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей Правил технологического присоединения под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя;
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Согласно п. 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
Согласно п. 16 Правил, договор должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Согласно п. 17, размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В заседание Комиссии представитель ОАО "Т" не отрицал, что обществом не исполнены условия договора технологического присоединения. В то же время ссылка представителя ОАО "Т" на бездействия Администрации Томского района муниципального образования "Томский район", которые послужили объективными причинами невыполнения обществом условий договора, Комиссией не может быть принято в силу того, что в соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В пункте 14 Правил технологического присоединения указаны заявители - это физические лица, которые используют энергопринимающие устройства, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Заявителем является физическое лицо - С., который использует энергопринимающие устройства, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, для бытовых нужд и который в соответствие с условиями договора расходы на технологическое присоединение оплатил 30.12.2011.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными сетями (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжением). Указанный пункт содержит ограниченный перечень инженерных систем, которые могут отсутствовать в жилом помещении при соответствующих признаках, а именно: в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных.
В связи с указанным Заявитель не может воспользоваться своим правом, предусмотренным ч. 1 ст. 40 и ч. 2 ст. 35 Конституции РФ.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются с целью последующей передачи электрической энергии до потребителя. Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора технологического присоединения.


ОАО "Т" приказом Томского УФАС России от 18.08.2005 № 101 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, по передаче электрической энергии в географических границах Томской области с долей более 65%.
Приказом ФСТ РФ от 09.12.2005 № 602-э "О включении ОАО "Т" в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" ОАО "Т" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии и в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль.
В соответствии с частью 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражным судом антимонопольного законодательства", если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.
Из указанного следует, что ОАО "Т" в границах балансовой принадлежности электрических сетей, которые находятся в собственности, в аренде или на иных законных основаниях у ОАО "Т", занимает доминирующее положение, так как имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, ОАО "Т" является субъектом естественной монополии как хозяйствующий субъект, занятый оказанием услуг по передаче электрической энергии, и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по передаче электроэнергии в географических границах электрических сетей, принадлежащих обществу на праве собственности, праве аренды, хозяйственном ведении и ином праве.
Представитель ОАО "Т" в заседании Комиссии доминирующее положение ОАО "Т" на рынке услуг по передаче электроэнергии не оспаривал.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Комиссия, изучив материалы дела и выслушав мнения сторон, приходит к следующим выводам:
1. Заявителем является физическое лицо, которое использует энергопринимающие устройства для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
2. Заявителем подана в ОАО "Т" заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица максимальной мощностью до 15 кВт включительно.
3. ОАО "Т" не выполнило требования п. 3 Правил технологического присоединения, в соответствии с которыми сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя - физического лица, сетевая организация обязана заключить с ним договор, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств такого лица мероприятия по технологическому присоединению.
4. Действия ОАО "Т" выразившиеся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С., ущемляют интересы Заявителя, который в течение длительного времени не может построить (достроить) дом, вселиться в него и пользоваться им как жилым помещением. Кроме того, в отсутствие электрической энергии Заявитель не может производить и иные работы, в том числе отделочные, фасадные и т.п.
5. Заявитель не имеет возможности в полной мере осуществить право пользования своим жилым помещением в отсутствие электрической энергии, предусмотренное Конституцией РФ.
Исходя из указанного, Комиссия принимает решение о том, что ОАО "Т", занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии и не выполнив мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С., нарушило ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 - 3 ст. 39, ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать открытое акционерное общество "Т" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в результате невыполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С., тем самым совершило действия, ущемляющие интересы Заявителя.
2. Выдать ОАО "Т" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении ОАО "Т" и должностного лица ОАО "Т" к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
Т.Н.БЕРДНИКОВА
Р.М.ГАЗИЗОВ

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 17 октября 2012 г. № 02-10/74-12

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Бутенко Игоря Васильевича - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов Комиссии: Бердниковой Татьяны Николаевны - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Газизова Родиона Маратовича - специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев дело № 02-10/74-12 о нарушении открытым акционерным обществом "Т" <...> ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 17.10.2012 по делу № 02-10/74-12 о нарушении открытым акционерным обществом "Т" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. Открытому акционерному обществу "Т" прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С.
2. Открытому акционерному обществу "Т" в 2-недельный срок с момента получения предписания выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С., предусмотренные п.п. 5, 6 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28.12.2011 № 20.70.4916.11.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
Т.Н.БЕРДНИКОВА
Р.М. ГАЗИЗОВ

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru