Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 ноября 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - зам. руководителя управления Г.И. Жданова,
членов Комиссии: начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- специалиста-эксперта Е.В. Бочаровой,
рассмотрев дело № 71, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" открытым акционерным обществом "Р": <...>, ОГРН <...>,
в отсутствие:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ОАО "Р" установила:
В городе Липецке на рекламной конструкции 3 x 6 м (призматрон), на площади Победы, центральная клумба (р-н к/т "С"), 13 августа 2012 года распространялась реклама следующего содержания: "Р" Исполняем желания! Кредиты на любые цели <...>". Данная реклама была сфотографирована и заснята на видео фотоаппаратом марки "Canon PowerShot SX130 IS".
Помимо указанной информации в рекламе, в нижней левой ее части, буквами очень маленького размера имеется информация, не подвергающаяся прочтению невооруженным глазом, не воспринимаемая без применения специальных технических средств, предположительно содержащая наименование лица, оказывающего банковскую услугу (предоставление кредита). Прочтение информации, выполненной буквами маленького размера, невозможно, о чем свидетельствуют фотографии.
Ввиду того, что данные сведения напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, который не поддается прочтению без специальных средств, а также того обстоятельства, что изображение этой рекламы находится на довольно-таки большом расстоянии от неопределенного круга лиц, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы лишен возможности ознакомиться с ее подробным описанием.
24.08.2012 за № 3388-04 в адрес открытого акционерного общества "Р" Липецким УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации. В ответ открытое акционерное общество "Р" представило следующие документы: копию макета рекламного баннера; копию договора № 01/03/2011/24/КР-А; копию медиаплана к договору № 01/03/2011/24/КР-А; копию п/п № 253481 от 03.08.2012; копию счета на оплату № 445 от 25.07.2012; копии кредитных договоров по программам: "Экспресс-Кредит", "Мега-Кредит", "Корпоративный кредит", "Под залог недвижимости", "Экспресс-автокредит"; копию анкеты-заявления по программе "Супер-Экспресс"; копию лицензии Банка России. Из представленных обществом документов следует, что указанная Липецким УФАС России реклама распространялась в августе 2012 года. Распространение рекламы осуществлялось по поручению Банка ЗАО "К" на основании договора № 01/03/2011/24/КР-А от 01.03.2011 и соответствующего медиаплана.
Из представленного открытым акционерным обществом "Р" макета рекламы следует, что микрошрифт в нижней левой части рекламы звучит следующим образом: "Подробную информацию о кредитном продукте, об условиях кредитования, о процедуре оформления кредита и иную информацию о получении кредита вы можете узнать по телефону круглосуточного контакт-центра <...> (звонок по России бесплатный) и на сайте <...> Открытое акционерное общество "Р". Генеральная лицензия ЦБ РФ № 3073. Реклама.".
То обстоятельство, что законодательство не содержит понятия шрифта маленького размера, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым.
Также необходимо отметить, что технические условия размещения рекламы (тип рекламной конструкции (призматрон), место расположения - рядом с проезжей частью дороги и на довольно-таки дальнем расстоянии от неопределенного круга лиц, ограниченное время считывания информации, отсутствие каких-либо пешеходных зон рядом с рекламной конструкцией для более детального ознакомления со всей информацией, размещенной на рекламном баннере, а также размер шрифта) лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст.
Формальное присутствие в рекламе сведений о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие.
Ввиду того, что привлекательная для потребителя информация является читаемой и доступной ("Р" Исполняем желания! Кредиты на любые цели <...>"), а информация, которая обязательна в силу закона, выполнена буквами маленького размера, исключающими факт ее восприятия, антимонопольный орган приходит к выводу, что в размещаемой посредством рекламной конструкции (призматрон) размером 3 x 6 м рекламе сведения о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги, отсутствуют.
Делая вывод о невозможности прочтения информации, антимонопольный орган руководствуется совокупностью следующих обстоятельств размещения рекламы: тип рекламной конструкции устроен таким образом, что через несколько секунд на той же самой конструкции появляется другая реклама, информация выполнена буквами очень маленького размера, отдаленность расположения рекламной конструкции, ограниченное время считывания информации из проезжающего мимо транспорта, отсутствие каких-либо пешеходных зон рядом с рекламной конструкцией для более детального ознакомления со всей информацией, размещенной на рекламном баннере.
Статья 1 ФЗ "О рекламе" в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
П. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
П. 3 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Потребителю важно знать, какое лицо делает заманчивое предложение о финансовой услуге. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
В рекламе открытого акционерного общества "Р": "Р" Исполняем желания! Кредиты на любые цели <...>" указан вид банковской услуги, а именно "кредитование". Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, где установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии со ст. 30 ФЗ "О банках и банковской деятельности" отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено Федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. В связи с этим, руководствуясь ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе", в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество), которое в рекламе отсутствует.
Согласно ст. 7 ФЗ от 02.12.1990 № 395-I "О банках и банковской деятельности": "Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации".
Согласно статье 54 Гражданского кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего Закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг.
Как уже было отмечено, наименование юридического лица включает в себя, кроме непосредственного названия, также обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, ОАО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.
Особое внимание также следует обратить на Письмо ФАС России от 29.11.2010 № АК/41963.
Так, в соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы России, являющейся уполномоченным органом на дачу разъяснений по вопросам применения рекламного законодательства, от 29.11.2010 № АК/41963 "О применении Федерального закона "О рекламе" в случае выявления фактов доведения в рекламе до сведения потребителей существенной информации мелким нечитаемым шрифтом", при оценке рекламы следует учитывать то, что исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств. При этом то обстоятельство, что нормами ФЗ "О рекламе" не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. С учетом изложенного, в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.
Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель, которым в силу п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе" является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть открытое акционерное общество "Р".
В соответствии с указанными выше фактами реклама финансовой услуги "кредитование" открытого акционерного общества "Р" как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе", т.к. не содержит в полном объеме информации о наименовании лица, оказывающего услугу по кредитованию.
На рассмотрение дела № 71, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, законный представитель (представитель с надлежащим образом оформленными полномочиями) 20.11.2012 не явился. На основании пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области посчитала возможным рассмотреть дело № 71 в отсутствие ОАО "Р", т.к. в материалах дела имеются данные о своевременном извещении общества о месте и времени рассмотрения дела.
На рассмотрении дела по рекламе № 71 20 ноября 2012 года из имеющихся в материалах дела доказательств Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что реклама ОАО "Р" не содержит обязательного наименования лица, оказывающего банковские услуги.
Комиссия считает, что формальное присутствие в рекламе текста, необходимого для размещения при сообщении в ней о наименовании лица, оказывающего банковские услуги, предусмотренного ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе", на что указывается обществом, но напечатанного мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, а следовательно, не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потенциальных потребителей рекламы в заблуждение относительно наименования лица, предоставляющего банковскую услугу по предоставлению кредитов.
Таким образом, поскольку, исходя из положений п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является только информация, распространенная каким-либо способом, то информация нечитаемая, не обеспечивающая достижение главной цели рекламы - привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, не может рассматриваться как распространенная и размещенная в установленном порядке. Отсутствие в ФЗ "О рекламе" и подзаконных нормативных актах требований к размеру шрифта само по себе не означает правомерность и возможность размещения (распространения) нечитаемой рекламы (информации), смысл и содержание которой будут недоступны для восприятия потребителями.
Комиссией учтены такие обстоятельства, влияющие на невозможность восприятия (прочтения) информации, как: технические условия размещения рекламы (тип рекламной конструкции (призматрон), место расположения - рядом с проезжей частью дороги и на довольно-таки дальнем расстоянии от неопределенного круга лиц, ограниченное время считывания информации, отсутствие каких-либо пешеходных зон рядом с рекламной конструкцией для более детального ознакомления со всей информацией, размещенной на рекламной конструкции, а также размер шрифта); крупный размер шрифта привлекательной для потребителя информации и одновременно мелкий размер шрифта информации, которая должна была быть размещена в соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, Комиссия приходит к выводу о том, что, исходя из способа и места размещения спорной рекламы, потенциальному потребителю не была доступна информация о том, какое лицо оказывает банковскую услугу.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу открытого акционерного общества "Р" следующего содержания: "Р" Исполняем желания! Кредиты на любые цели <...>" как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ОАО "Р" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в настоящее время реклама не распространяется.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Г.И.ЖДАНОВ

Члены Комиссии
Р.Б.МАРГИЕВ
Е.В.БОЧАРОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru