Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2012 г. по делу № 3-77/2012

Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Свинцовой Г.В.,
при секретаре Ахметовой Л.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Челябинске помещении Челябинского областного суда гражданское дело по заявлению прокурора Челябинской области об оспаривании в части Приложения № 4 к Подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 г. № 250-п,

установил:

прокурор Челябинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзаца 2 пункта 5, пункта 7, пункта 8 Приложения № 4 к Подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 г. № 250-п (в редакции от 15.03.2012 № 65-п); обязании Правительство Челябинской области опубликовать сообщение о решении суда в газете "Южноуральская панорама" в течение месяца со дня вступления его в законную силу.
В обоснование требований прокурор указал на противоречие оспариваемых положений Подпрограммы пунктам 6, 18, 21, ч. 2 п. 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Челябинской области Полежаев Д.А. заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Челябинской области Дульский И.В. в судебном заседании с заявлением не согласился. В представленном отзыве на заявление указал, что оспариваемые прокурором положения приняты в пределах компетенции Правительства Челябинской области и не содержат положений, противоречащих федеральному законодательству.
Выслушав объяснения прокурора Полежаева Д.А., поддержавшего доводы заявления, представителя Правительства Челябинской области - Дульского И.В., возражавшего против удовлетворения требований, проверив оспариваемые нормативные положения на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных прокурором Челябинской области требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный, акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно пунктам "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства или иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе, путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 г. № 250-П утверждена Областная целевая программа "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы", в состав которой входит подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий". Постановление опубликовано в газете "Южноуральская панорама", № 324, спецвыпуск № 80, от 21.12.2010 г.
На день рассмотрения судом дела постановление действует в редакции постановлений Правительства Челябинской области от 24.02.2011 № 56-П (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 13.05.2011 № 119, спецвыпуск № 36), от 15.06.2011 № 180-П (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 07.07.2011 № 169, спецвыпуск № 48), от 05.10.2011 № 355-П (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 13.10.2011 г. № 249), от 24.11.2011 № 433-П (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" № 298 от 10.12.2011, спецвыпуск № 67), от 07.12.2011 № 446-П (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" № 11 от 01.02.2012, спецвыпуск № 2), от 15.03.12 № 65-П (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" № 71 от 17.05.2012, спецвыпуск № 16) с изменениями, внесенными Решением Челябинского областного суда от 25.10.2011 № 3-114/2011).
Пунктом 5 Порядка формирования органами местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, являющегося приложением № 4 к подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы" (далее по тексту - Порядок) предусмотрено, что в первоочередном порядке в Список включаются молодые семьи-участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Среди остальных участников подпрограммы приоритетным правом на включение в Список обладают молодые семьи, имеющие ребенка-инвалида; молодые семьи, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет; молодые семьи, членом которых является инженер - участник жилищной программы, реализуемой промышленным предприятием Челябинской области.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что молодая семья, включенная органом местного самоуправления в Список, в случае достижения одним из супругов в молодой семье либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, утрачивает право на получение социальной выплаты и подлежит исключению из Списка.
Пунктом 8 Порядка установлено, что в течение года органы местного самоуправления осуществляют инвентаризацию сформированного Списка с целью исключения из него молодых семей - участников подпрограммы:
1) при достижении одним из супругов в молодой семье либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет;
2) получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках настоящей подпрограммы.
В случае принятия решения об исключении молодой семьи из Списка по основаниям, установленным настоящим пунктом, орган местного самоуправления в течение 10 дней направляет участникам подпрограммы уведомление о принятом в их отношении решении.
В силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в совокупности с положениями статьи 2 Жилищного кодекса РФ и содержанием части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ создание условий для реализации гражданами права на жилье с использованием для этого бюджетных средств, выделяемых с целью приобретения или строительства жилых помещений, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в состав которой вошла программа "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансирования помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Согласно паспорту подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы государственная поддержка молодых семей путем предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов и собственных (или заемных) средств молодых семей-участников подпрограммы (раздел IV).
В соответствии с разделами IV и V Федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и пунктом 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (Приложение № 4 к указанной Федеральной подпрограмме) средства на реализацию указанной подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение с этой целью из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов денежных средств.
Таким образом, получение гражданами-участниками программы денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках федеральной программы "Жилище", возможно путем участия в региональных и муниципальных программах.
В силу статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Приведенные конституционно-правовые нормы не исключают право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты и определять категории граждан, нуждающихся в предоставлении мер государственной поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья их использования, приведенных в приложении № 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее по тексту - федеральная подпрограмма), порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка, определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи-участники подпрограмм, поставленные на учет до 1 марта 2005 года.
В соответствии с пунктом 21 указанных Правил в составе областной Подпрограммы разработан Порядок формирования органами местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (приложение 4 к областной Подпрограмме), который утвержден постановлением Правительства Челябинской области.
Подпунктом "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплен принцип самостоятельного осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Поскольку из положений пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья их использования, приведенных в приложении № 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы следует, что порядок формирования и утверждения органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка, определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то Правительство Челябинской области в рамках предоставленных ему полномочий, был вправе конкретизировать общие положения федерального законодательства. Определение в оспариваемом прокурором абзаце 2 пункта 5 Порядка конкретного порядка очередности включения в списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляет собой реализацию вышеприведенного положения федерального законодательства. Выделение в оспариваемой норме приоритетных категорий среди остальных участников Подпрограммы не нарушает права молодых семей-участников Подпрограммы, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, на первоочередное включение в указанный список. При этом Правительством Челябинской области не установлены дополнительные критерии на участие в региональной подпрограмме.
Мероприятия федеральной целевой программы и принятых в порядке ее реализации законов субъектов РФ направлены на решение ряда задач, одной из которых является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, создание условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; укрепление семейных отношений, улучшение демографической ситуации в стране, что указано в паспорте федеральной подпрограммы.
Учитывая цели и задачи подпрограммы Правительство Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрело и специальные условия для получения молодой семьей-участницей подпрограммы социальной выплаты, к которым относится, в том числе и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что возрастной критерий для участников данной подпрограммы установлен Правительством Российской Федерации именно на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, а органу исполнительной власти субъекта предоставлено право определения порядка формирования списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и формы этого списка, поэтому включение Правительством Челябинской области оспариваемых положений пунктов 7 и 8 Порядка, предусматривающих право органа местного самоуправления осуществлять инвентаризацию списков молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и исключать из этих списков семьи-участники подпрограммы ввиду их несоответствия требованиям этой подпрограммы в связи с достижением возраста, превышающего 35 лет, не свидетельствует об их противоречии нормам федерального законодательства.
Включение в списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, и утратившей в связи с этим право на получение социальной выплаты, не отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы и будет противоречить положениям подпункта "а" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их исполнения - Приложения № 3 к федеральной подпрограмме.
По вышеприведенным основаниям суд не соглашается с доводом прокурора о том, что, поскольку пунктом 17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной подпрограммы не предусмотрено принятие органом местного самоуправления такого решения, как исключение молодой семьи из списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, то орган местного самоуправления не вправе осуществлять инвентаризацию сформированного Списка и исключать из него семьи-участники по достижении одним из супругов 35-летнего возраста.
Из толкования пункта 17 названных Правил федеральной подпрограммы следует, что решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы орган местного самоуправления принимает в 10-дней срок с даты представления необходимых документов. Вместе с тем инвентаризация списка и решение об исключении семьи из списка осуществляются органами местного самоуправления в период, последующий за принятием решения о признании семьи участником подпрограммы. Оспариваемые прокурором правовые нормы не устанавливают инвентаризацию и порядок внесения изменений в утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Следовательно, оспариваемые пункты 7 и 8 Порядка не противоречат пунктам 17, 18 и ч. 2 п. 26 указанных Правил и приняты в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.
Доводы прокурора о противоречии оспариваемых нормативных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации несостоятельны, так как данный Кодекс не регулирует отношения, связанные с предоставлением молодым семьям социальных выплат.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в части признании недействующими абзаца 2 пункта 5 и пункта 7 Порядка.
Вместе с тем, суд полагает, что требование прокурора о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 8 Порядка подлежит удовлетворению.
Правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из равенства всех перед законом и судом, установленному статьями 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации, который может быть обеспечен только при условии ее ясности, единообразного понимания и применения всеми правоприменителями.
Из системного анализа положений оспариваемого Порядка в его взаимосвязи с положениями нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу, следует очевидное отсутствие конкретизации положения пункта 8 Порядка, предусматривающего положение о том, что "В течение года" органы местного самоуправления осуществляют инвентаризацию сформированного Списка с целью исключения из него молодых семей-участников подпрограммы.
Согласно пункту 3 Порядка орган местного самоуправления формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получать социальную выплату в планируемом году, до 1 сентября года, предшествующего планируемому. Таким образом, единая дата для утверждения таких списков всеми органами местного самоуправления на территории Челябинской области не установлена, эти списки утверждаются до начала года, предшествующего получению социальной выплаты, начало планируемого года также наступает спустя четыре месяца после даты формирования списка. Следовательно, положение "в течение года" органы местного самоуправления осуществляют инвентаризацию сформированного списка с целью исключения из него молодых семей-участников подпрограммы имеет формальную неопределенность.
В данном случае неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и свидетельствует о возможности неограниченного усмотрения в процессе ее правоприменения, следовательно, снижает уровень правовых гарантий граждан-участников областной подпрограммы, предусмотренных федеральным законодательством, что в такой ситуации допускает возможность нарушения принципа равенства всех перед законом и судом, в связи с чем, подлежит признанию недействующей полностью, поскольку положения данного пункта Порядка взаимосвязаны.
Решение суда о признании части нормативного правового акта недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), и влечет за собой утрату силы этой части нормативного правового акта, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующем нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Учитывая изложенное, суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора о возложении на Правительство Челябинской области обязанности по публикации сообщения о решении суда в течение месяца со вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь частью 2 статьи 253, статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

заявление прокурора Челябинской области удовлетворить частично.
Признать пункт 8 Приложения № 4 к Подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 г. № 250-п, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Обязать Правительство Челябинской области опубликовать сообщение о решении суда в газете "Южноуральская панорама" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований в остальной части прокурору Челябинской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий
Г.В.СВИНЦОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru