АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2012 г. по делу № А29-7740/2012
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 6 декабря 2012 года, полный текст решения изготовлен 10 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Воркутауголь" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) к Печорскому управлению Ростехнадзора об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Т.К. (по доверенности),
от ответчика: К.А. (по доверенности),
установил:
ОАО "Воркутауголь" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Печорскому управлению Ростехнадзора (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 9/МК-2012 по делу об административном правонарушении от 24 июля 2012 года, которым Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 210000 руб. на основании ч. 1 ст. 9.1
КоАП РФ.
Заявитель на требованиях настаивает, полагая, что событие административного правонарушения отсутствует, а также указывает, что наличие в штате геологической службы Общества работников, не имеющих геологического образования, в данном случае существенной угрозы не представляло и вредных последствий за собой не повлекло.
Ответчик требования не признал, представил отзыв на заявление, в котором изложил возражения против требований, а также дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое постановление.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, а также дело об административном правонарушении, представленное ответчиком, суд считает, что требования заявителя надлежит удовлетворить, поскольку совершенное Обществом правонарушение является малозначительным.
Часть 1 статьи 9.1
КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
31 мая 2012 года исполняющим обязанности прокурора г. Воркуты в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1
КоАП РФ, рассмотрев которое и прилагаемые к нему материалы уполномоченное должностное лицо ответчика, придя к выводу о том, что Обществом допущено нарушение требований ст. 9
Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Положения
о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр", вынесло оспариваемое постановление от 24 июля 2012 года, назначив Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 210000 руб. на основании ч. 1 ст. 9.1
КоАП РФ.
Согласно оспариваемому постановлению и материалам дела об административном правонарушении при проведении в период с 16 по 30 апреля 2012 года прокурорской проверки исполнения Обществом законодательства о промышленной безопасности прокурором 27 апреля 2012 года обнаружено, что к работе в качестве специалистов геологической службы Общества по должности участкового геолога допущены работники, не соответствующие предъявляемым к специальности "геолог" квалификационным требованиям:
- на опасном производственном объекте "Шахта угольная (Воркутинская) на должности участкового геолога работает С.Т., имеющая квалификацию "горный инженер" по специальности "маркшейдерское дело" и "горный инженер" по специальности "открытые горные выработки", а также аттестованная на должность "энергодиспетчер";
- на опасном производственном объекте "Шахта угольная (Комсомольская) в качестве участкового геолога работает Д.Д., имеющий квалификацию "горный техник" по специальности "маркшейдерское дело" и квалификацию "инженер" по специальности "электропривод и автоматика промышленных установок и технических комплексов", а также аттестованный на должность начальника участка БВР.
Указанные обстоятельства квалифицированы ответчиком как совершение Обществом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1
КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих за собой признание незаконным и отмену оспариваемого постановления, судом не установлено, а заявителем таковых суду не приведено.
Суд считает, что ответчик обоснованно пришел к выводу о том, что, допустив указанных выше лиц к работе на должности геолога, и не укомплектовав геологическую службу геологами, имеющими надлежащую квалификацию, Общество нарушило установленные требования промышленной безопасности, чем совершило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1
КоАП РФ.
В соответствии со ст. 9
Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2001 № 18 утверждено "Положение
о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр".
Согласно пунктам 4
, 5
, 6
, 20
, 21
, 23
"Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр" пользователи недр (к которым относится Общество) обязаны обеспечить проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон. В соответствии со статьей 22
указанного Закона РФ "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность.
Для реализации требований законодательства о недрах организации могут образовывать в своем составе самостоятельные структурные подразделения - службы главного геолога и главного маркшейдера.
Деятельность служб осуществляется в соответствии с условиями лицензий на производство маркшейдерских работ (служба главного маркшейдера) и на эксплуатацию горных производств и объектов (служба главного геолога), положениями, разработанными в соответствии с настоящим Положением
, а также другими нормативными правовыми актами.
На основании "Положения
о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр" организации - недропользователи разрабатывают положения о службах главного геолога и главного маркшейдера (далее - положения), которые утверждаются руководителем организации - недропользователя по согласованию с Госгортехнадзором России или его территориальным органом. Положения разрабатываются с учетом профиля организации в соответствии с требованиями промышленной безопасности и охраны недр.
Штат служб главного геолога и главного маркшейдера устанавливается исходя из необходимости своевременного, качественного и в установленные требованиями нормативных документов сроки выполнения всего комплекса геологических и маркшейдерских работ с учетом видов полезного ископаемого, геологического строения месторождения, горнотехнических и гидрогеологических факторов, объемов и технологии ведения горных, горнопроходческих, строительно-монтажных и строительных работ, площади горного и земельного отводов, их застроенности, а при открытом способе разработки - и климатических условий региона. Численность служб организации определяется в соответствии с методикой, которую утверждает руководитель организации по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России.
В соответствии с "Положением
о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр" Обществом утверждено и согласовано 7 декабря 2011 года с Управлением Положение о геологическом обеспечении промышленной безопасности и охраны недр.
Положением о геологическом обеспечении промышленной безопасности и охраны недр установлена штатная численность работников геологической службы на подземных и на поверхностных работах структурных подразделений, в том числе 5 заместителей главного геолога и 5 участковых геологов, из них по одному заместителю главного геолога и одному участковому геологу на шахтах "Воркутинская" и "Комсомольская", где и работают С. и Д., не имеющие необходимой квалификации по геологии.
Довод заявителя о том, что указанные лица имеют высшее образование и прослушали курс лекций по геологии, в данном случае значения для разрешения дела не имеет.
Согласно "ОК 009-2003
. Общероссийский классификатор специальностей по образованию", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст и введенному в действие с 01.01.2004, квалификация, которую имеют С. и Д., не относится к направлению подготовки "геология и разведка полезных ископаемых (прикладная геология), а относится к направлению подготовки "горное дело".
Согласно утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 20.12.2002 № 82 "Квалификационному справочнику
должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр" квалификационным требованием к назначению на должность специалиста-геолога является высшее профессиональное (геологическое) образование, которого С. и Д. не имеют; не имеют указанные лица и необходимого стажа работы в должности геолога (техника-геолога), что исключало возможность их назначения на должность геолога.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2012 года по делу № 2-1841/2012 по иску прокурора г. Воркуты к Обществу в интересах неопределенного круга лиц об обязании укомплектовать штат геологов, имеющих соответствующую квалификацию в качестве геологов, установлено, что при фактических обстоятельствах правонарушения, указанных в оспариваемом постановлении от 24 июля 2012 года, квалификация С. и Д. не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к должности "геолог", что является нарушением "Положения
о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр" и Положения Общества о геологическом обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, и в силу чего геологическая служба Общества не укомплектована геологами в соответствии с Положением о геологическом обеспечении.
Указанным решением Воркутинского городского суда Общество обязано укомплектовать штат геологов, имеющих соответствующую квалификацию по геологическому профилю в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В силу ст. 69
АПК РФ решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2012 года по делу № 2-1841/2012 является обязательным для арбитражного суда, рассматривающего настоящее дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, учитывая, что прокурор г. Воркуты обращался в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, т.е., в том числе и Управления.
Приходя к выводу о доказанности совершения Обществом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1
КоАП РФ, суд, учитывая отсутствие сведений о том, что ненадлежащая квалификационная подготовка (отсутствие профессионального (геологического) образования) С. и Д. повлекла за собой недостатки и упущения в обеспечении промышленной безопасности; то обстоятельство, что штат лиц, ответственных за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах и работающих в геологической службе Общества укомплектован, и к этим лицам и выполнению ими своих обязанностей по осуществлению производственного контроля Управление претензий не имеет; а также то, что квалификация С. и Д. хотя и получена не по геологии, однако, относится в соответствии с "ОК 009-2003
. Общероссийский классификатор специальностей по образованию" к направлению, как и геология относящемуся к одной укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Геология, разведка и разработка
полезных ископаемых", и считает возможным освободить заявителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, поскольку совершенное Обществом правонарушение является малозначительным.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере промышленной безопасности.
Об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере промышленной безопасности свидетельствует и то обстоятельство, что для устранения указанного в оспариваемом постановлении нарушения требований промышленной безопасности решением Воркутинского городского суда Обществу предоставлен длительный срок - семь месяцев, и не потребовано устранить нарушение немедленно.
Таким образом, суд общей юрисдикции вступившим в законную силу решением установил возможность работы Общества в течение семи месяцев, по существу, при наличии таких же обстоятельств, которые расценены ответчиком как правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1
КоАП РФ, что и свидетельствует о малозначительности правонарушения.
Руководствуясь статьями 167
- 170
, 176
, 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2.9
КоАП РФ, суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление исполняющего обязанности начальника отдела горного надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Печорского управления Ростехнадзора № 9/МК-2012 по делу об административном правонарушении от 24 июля 2012 года (г. Воркута), которым ОАО "Воркутауголь" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 210000 руб. на основании ч. 1 ст. 9.1
КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке через Арбитражный суд Республики Коми и вступает в силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Судья