Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2012 г. по делу № А29-7740/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 6 декабря 2012 года, полный текст решения изготовлен 10 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Воркутауголь" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) к Печорскому управлению Ростехнадзора об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Т.К. (по доверенности),
от ответчика: К.А. (по доверенности),

установил:

ОАО "Воркутауголь" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Печорскому управлению Ростехнадзора (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 9/МК-2012 по делу об административном правонарушении от 24 июля 2012 года, которым Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 210000 руб. на основании ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Заявитель на требованиях настаивает, полагая, что событие административного правонарушения отсутствует, а также указывает, что наличие в штате геологической службы Общества работников, не имеющих геологического образования, в данном случае существенной угрозы не представляло и вредных последствий за собой не повлекло.
Ответчик требования не признал, представил отзыв на заявление, в котором изложил возражения против требований, а также дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое постановление.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, а также дело об административном правонарушении, представленное ответчиком, суд считает, что требования заявителя надлежит удовлетворить, поскольку совершенное Обществом правонарушение является малозначительным.
Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
31 мая 2012 года исполняющим обязанности прокурора г. Воркуты в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, рассмотрев которое и прилагаемые к нему материалы уполномоченное должностное лицо ответчика, придя к выводу о том, что Обществом допущено нарушение требований ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр", вынесло оспариваемое постановление от 24 июля 2012 года, назначив Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 210000 руб. на основании ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Согласно оспариваемому постановлению и материалам дела об административном правонарушении при проведении в период с 16 по 30 апреля 2012 года прокурорской проверки исполнения Обществом законодательства о промышленной безопасности прокурором 27 апреля 2012 года обнаружено, что к работе в качестве специалистов геологической службы Общества по должности участкового геолога допущены работники, не соответствующие предъявляемым к специальности "геолог" квалификационным требованиям:
- на опасном производственном объекте "Шахта угольная (Воркутинская) на должности участкового геолога работает С.Т., имеющая квалификацию "горный инженер" по специальности "маркшейдерское дело" и "горный инженер" по специальности "открытые горные выработки", а также аттестованная на должность "энергодиспетчер";
- на опасном производственном объекте "Шахта угольная (Комсомольская) в качестве участкового геолога работает Д.Д., имеющий квалификацию "горный техник" по специальности "маркшейдерское дело" и квалификацию "инженер" по специальности "электропривод и автоматика промышленных установок и технических комплексов", а также аттестованный на должность начальника участка БВР.
Указанные обстоятельства квалифицированы ответчиком как совершение Обществом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих за собой признание незаконным и отмену оспариваемого постановления, судом не установлено, а заявителем таковых суду не приведено.
Суд считает, что ответчик обоснованно пришел к выводу о том, что, допустив указанных выше лиц к работе на должности геолога, и не укомплектовав геологическую службу геологами, имеющими надлежащую квалификацию, Общество нарушило установленные требования промышленной безопасности, чем совершило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2001 № 18 утверждено "Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр".
Согласно пунктам 4, 5, 6, 20, 21, 23 "Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр" пользователи недр (к которым относится Общество) обязаны обеспечить проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон. В соответствии со статьей 22 указанного Закона РФ "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность.
Для реализации требований законодательства о недрах организации могут образовывать в своем составе самостоятельные структурные подразделения - службы главного геолога и главного маркшейдера.
Деятельность служб осуществляется в соответствии с условиями лицензий на производство маркшейдерских работ (служба главного маркшейдера) и на эксплуатацию горных производств и объектов (служба главного геолога), положениями, разработанными в соответствии с настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми актами.
На основании "Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр" организации - недропользователи разрабатывают положения о службах главного геолога и главного маркшейдера (далее - положения), которые утверждаются руководителем организации - недропользователя по согласованию с Госгортехнадзором России или его территориальным органом. Положения разрабатываются с учетом профиля организации в соответствии с требованиями промышленной безопасности и охраны недр.
Штат служб главного геолога и главного маркшейдера устанавливается исходя из необходимости своевременного, качественного и в установленные требованиями нормативных документов сроки выполнения всего комплекса геологических и маркшейдерских работ с учетом видов полезного ископаемого, геологического строения месторождения, горнотехнических и гидрогеологических факторов, объемов и технологии ведения горных, горнопроходческих, строительно-монтажных и строительных работ, площади горного и земельного отводов, их застроенности, а при открытом способе разработки - и климатических условий региона. Численность служб организации определяется в соответствии с методикой, которую утверждает руководитель организации по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России.
В соответствии с "Положением о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр" Обществом утверждено и согласовано 7 декабря 2011 года с Управлением Положение о геологическом обеспечении промышленной безопасности и охраны недр.
Положением о геологическом обеспечении промышленной безопасности и охраны недр установлена штатная численность работников геологической службы на подземных и на поверхностных работах структурных подразделений, в том числе 5 заместителей главного геолога и 5 участковых геологов, из них по одному заместителю главного геолога и одному участковому геологу на шахтах "Воркутинская" и "Комсомольская", где и работают С. и Д., не имеющие необходимой квалификации по геологии.
Довод заявителя о том, что указанные лица имеют высшее образование и прослушали курс лекций по геологии, в данном случае значения для разрешения дела не имеет.
Согласно "ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст и введенному в действие с 01.01.2004, квалификация, которую имеют С. и Д., не относится к направлению подготовки "геология и разведка полезных ископаемых (прикладная геология), а относится к направлению подготовки "горное дело".
Согласно утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 20.12.2002 № 82 "Квалификационному справочнику должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр" квалификационным требованием к назначению на должность специалиста-геолога является высшее профессиональное (геологическое) образование, которого С. и Д. не имеют; не имеют указанные лица и необходимого стажа работы в должности геолога (техника-геолога), что исключало возможность их назначения на должность геолога.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2012 года по делу № 2-1841/2012 по иску прокурора г. Воркуты к Обществу в интересах неопределенного круга лиц об обязании укомплектовать штат геологов, имеющих соответствующую квалификацию в качестве геологов, установлено, что при фактических обстоятельствах правонарушения, указанных в оспариваемом постановлении от 24 июля 2012 года, квалификация С. и Д. не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к должности "геолог", что является нарушением "Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр" и Положения Общества о геологическом обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, и в силу чего геологическая служба Общества не укомплектована геологами в соответствии с Положением о геологическом обеспечении.
Указанным решением Воркутинского городского суда Общество обязано укомплектовать штат геологов, имеющих соответствующую квалификацию по геологическому профилю в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В силу ст. 69 АПК РФ решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2012 года по делу № 2-1841/2012 является обязательным для арбитражного суда, рассматривающего настоящее дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, учитывая, что прокурор г. Воркуты обращался в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, т.е., в том числе и Управления.
Приходя к выводу о доказанности совершения Обществом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, суд, учитывая отсутствие сведений о том, что ненадлежащая квалификационная подготовка (отсутствие профессионального (геологического) образования) С. и Д. повлекла за собой недостатки и упущения в обеспечении промышленной безопасности; то обстоятельство, что штат лиц, ответственных за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах и работающих в геологической службе Общества укомплектован, и к этим лицам и выполнению ими своих обязанностей по осуществлению производственного контроля Управление претензий не имеет; а также то, что квалификация С. и Д. хотя и получена не по геологии, однако, относится в соответствии с "ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию" к направлению, как и геология относящемуся к одной укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Геология, разведка и разработка полезных ископаемых", и считает возможным освободить заявителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, поскольку совершенное Обществом правонарушение является малозначительным.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере промышленной безопасности.
Об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере промышленной безопасности свидетельствует и то обстоятельство, что для устранения указанного в оспариваемом постановлении нарушения требований промышленной безопасности решением Воркутинского городского суда Обществу предоставлен длительный срок - семь месяцев, и не потребовано устранить нарушение немедленно.
Таким образом, суд общей юрисдикции вступившим в законную силу решением установил возможность работы Общества в течение семи месяцев, по существу, при наличии таких же обстоятельств, которые расценены ответчиком как правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, что и свидетельствует о малозначительности правонарушения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2.9 КоАП РФ, суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление исполняющего обязанности начальника отдела горного надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Печорского управления Ростехнадзора № 9/МК-2012 по делу об административном правонарушении от 24 июля 2012 года (г. Воркута), которым ОАО "Воркутауголь" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 210000 руб. на основании ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке через Арбитражный суд Республики Коми и вступает в силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru