АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2012 г. по делу № А44-3792/2012
Резолютивная часть решения объявлена 7 июня 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 9 июня 2012 года
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Киселевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Кичкиной М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ЗАО "Инженерно-коммерческий центр "Новгородхимстрой" (ИНН 5321051648, ОГРН 1025300798709)
к Думе Великого Новгорода
о признании недействующими решений от 11.11.2008 № 229
, от 27.11.2009 № 533
, от 28.10.2010 № 812
при участии
от заявителя: Л., представителя, доверенность от 29.02.2012 № 2/2012; К., представителя, доверенность пост. от 25.01.2012 № 1/2012;
от ответчика: М., заместителя начальника правового управления аппарата Думы, доверенность от 06.02.2012 № 71;
установил:
ЗАО "Инженерно-коммерческий центр "Новгородхимстрой" (далее - Заявитель, Общество) обратился в арбитражный суд с заявлением к Думе Великого Новгорода (далее - Дума) с требованием о признании недействующими решений Думы Великого Новгорода № 229
от 11.11.2008 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента расчета арендной платы 0,036 по коду функционального использования 7,06; от 27.11.2009 № 533
в части установления коэффициента 0,1795 по коду функционального использования 7,06; от 28.10.2010 № 812
в части установления коэффициента-дефлятора 1,1 по коду функционального использования 7,06.
Определением суда от 28 апреля 2012 года произведено объединение дел А44-778/2012 и настоящего дела.
Представители заявителя поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении. Считали, что решениями Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533
, от 28.10.2010 № 812
, № 229
от 11.11.2008 нарушаются права Общества, что выражается в необоснованности предъявления иска о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком за период 2008 - 2010 годов. Полагали, что в формуле определения коэффициента арендной платы переходный множитель 2,4 применен неправомерно, поскольку экономически не обоснован. Считали, что Постановлением
Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 установлены коэффициенты для расчета арендной платы для всех категорий земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Полагали, что суду не представлены доказательства экономического обоснования повышения коэффициентов. При расчете арендной платы в 2009 и 2010 годах применялись повышающие коэффициенты 2,4 и 4, то есть в общей сложности базовая ставка арендной платы увеличилась в 12 раз.
Представитель Думы требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Полагала, что представленное экономическое обоснование в полном объеме подтверждает обоснованность установленных коэффициентов. Указанный множитель получен путем умножения коэффициента инфляции 1,6 на число 1,46, являющееся соотношением арендной платы к кадастровой стоимости. Пояснила, что для расчета арендной платы за землю в 2009 году были приняты коэффициенты, предложенные ФГУП "Госземкадастрсъемка", применение на практике данных коэффициентов привело к резкому снижению в 2009 году поступлений от арендной платы в бюджет по сравнению с 2008 годом.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.
Комитетом по управлению государственным имуществом области предъявлен иск к ЗАО "ИКЦ "Новгородхимстрой" о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком за период с 01.09.2008 по 11 мая 2011 года (дело А44-7092/2011). При расчете взыскиваемых с ЗАО "ИКЦ "Новгородхимстрой" сумм неосновательного обогащения КУГИ использованы коэффициенты, утвержденные решениями Думы от 11.11.2008 № 229
, от 27.11.2009 № 533
и от 28.10.2010 № 812
(том 1, л. 131 - 136).
Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействующими решения
Думы Великого Новгорода № 229 от 11.11.2008 в части установления коэффициента расчета арендной платы 0,036 по коду функционального использования 7,06, решения
Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533 в части установления коэффициента 0,1795 по коду функционального использования 7,06 и решения
Думы Великого Новгорода от 28.10.2010 № 812 в части установления коэффициента-дефлятора 1,1 по коду функционального использования 7,06.
Обосновывая заявленные требования, Общество полагает, что Думой нарушены основные принципа определения арендной платы, установленные Постановлением
Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, утвержденные Думой коэффициенты являются экономически необоснованными и противоречащими статье 15
Закона РФ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 3 статьи 191
Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Согласно части 1 статьи 192
Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 78
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Оспариваемые решения Думы устанавливают коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, то есть относится к актам органов местного самоуправления.
Решения Думы являются нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, так как устанавливают коэффициенты, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по аренде земельных участков. Решения Думы официально опубликовано в газете "Новгород" 19 ноября 2008 год, 16 декабря 2009 года, 14 апреля, 16 июня, 20 октября, 3 ноября, 8 декабря 2010 года, 10 июня, 6 октября 2011 (том 1, л. 137 - 148), вступили в законную силу.
Полномочие Думы на принятие оспариваемых решений вытекает из статей 34
, 35
Федерального закона № 131-ФЗ, статей 25
и 34
Устава Великого Новгорода.
Решением
Думы № 229 от 11.11.2008 установлен коэффициент расчета арендной платы 0,036 по коду функционального использования 7,06 (том 1, л. 7 - 14).
Согласно решению
Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533 (далее - решение Думы № 533), утверждены коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по коду функционального использования "7.06" установлен коэффициент расчета равный 0,1795 (том 1, л. 47 - 55,155).
Решением
Думы от 28 октября 2010 № 812 к утвержденным решением
Думы № 533 коэффициентам, в том числе коэффициенту "7,06", применен коэффициент-дефлятор 1,1 (том 1, л. 156 - 157).
В силу статьи 65
Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно статье 3
Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом
"О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением
Администрации Новгородской области от 20.12.2007 № 301 утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена (далее - Постановление № 301).
В силу раздела 1
Постановления № 301 размер арендной платы определяется по формуле:
АП = КС x К, где:
АП - годовой размер арендной платы (руб.);
КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
К - коэффициент, устанавливаемый в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, определяемый для различных видов функционального использования земельных участков (процент) (далее - коэффициент).
Пунктом 1.3
постановления № 301 предусмотрено, что для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области.
Согласно пункту 1.4
постановления № 301 при определении размера арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности области, применяются коэффициенты, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, полномочие Думы по установлению оспариваемых коэффициентов предусмотрено органом государственной власти субъекта, а потому у суда нет оснований для выводов о неправомерном использовании для расчета арендной платы коэффициента вида использования земельного участка.
Реализуя свои полномочия, предусмотренные статьей 22
Земельного кодекса РФ, Правительством Российской Федерации Постановлением
от 16.07.2009 № 582, утверждены основные принципа определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу предписаний Постановления
Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
Арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. Данный объективный критерий, не зависящий как от воли арендодателя, так и арендатора и исключающий возможность неравного положения лиц, вступающих в арендные отношения в качестве арендаторов, и был учтен субъектом Российской Федерации - Новгородской областью при определении порядке установления арендной платы в виде коэффициента, определяемого для различных видов функционального использования.
В постановлении
№ 582 закреплены основные принципы определения арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К числу таких принципов отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Решение Думы Великого Новгорода № 229, а не № 299.
В обоснование принятого решения
№ 299 Думой представлен отчет об экономическом обосновании коэффициентов, устанавливаемых в процентах от кадастровой стоимости земельных участков и применяемых для расчета арендной платы за земельные участки в Великом Новгороде, составленный ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ (том 2, л. 28 - 54).
Разделом 4 указанного расчета приводится обоснование предлагаемых к утверждению коэффициентов и формула, по которой осуществлялся подсчет таких коэффициентов: произведение расчетного коэффициента для определения земельного налога, корректирующего коэффициента, учитывающего вид функционального использования и переходного множителя к новой системе расчета арендной платы (том 2, л. 43).
Оснований не доверять проведенным специализированной организацией расчетам у суда не имеется, предложенные коэффициенты являются результатом проведенной аналитической и сравнительной характеристики, нашедшей отражение в представленном отчете.
Следует также отметить, что решением
Арбитражного суда Новгородской области по делу А44-5456/2009, решение
Думы № 229 в части установления коэффициента равного 0,0360 для 13 вида разрешенного использования за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей признано не противоречащим пунктам 10
, 11 части 1 статьи 1
, статье 65
Земельного кодекса РФ, Постановлению
Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В материалах дела имеются представленные Думой документы, собранные в единую папку под названием "Экономическое обоснование арендной платы". Названные документы подготовлены Администрацией Великого Новгорода, ФГУП "Госземкадастрсъемка ВИСХАГИ" и содержат следующие сведения: пояснительную записку, описывающую ситуацию по арендной плате на территории Великого Новгорода (том 1, л. 95 - 105), информацию по арендной плате за землю по годам и по видам функционального использования (том 1, л. 91 - 94), протоколы заседания комиссии по разработке обоснования коэффициентов для расчета размера арендной платы (том 1, л. 108 - 114), классификатор кодов функционального использования территории (Новгородской области) (том 1, л. 84 - 89). Именно эти документы, как пояснила представитель Думы, послужили основанием для принятия оспариваемого решения
№ 533.
Суд установил, что при определении значений коэффициентов Думой учитывались следующие факторы: категория и виды функционального использования земельных участков; кадастровая стоимость земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости; коэффициенты инфляции; учет инвестиционной привлекательности земельных участков для привлечения субъектов хозяйственной деятельности.
Представленные материалы свидетельствуют о проведении анализа и оценки различных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков, на основании которого осуществляется дифференциация величины расчетного коэффициента.
Подобное определение коэффициента является, по мнению суда, непроизвольным и экономически обоснованным. Принципы
, закрепленные в постановлении № 582, при принятии решения Думой соблюдены.
Довод Заявителя о противоречии вынесенных решений Правилам
определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденным постановлением № 582 (далее - Правила), не принимается судом, поскольку оспариваемые коэффициенты установлены для земельных участков, собственность на которые не разграничена. Для земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ - Новгородской области также подлежат применению установленные органами местного самоуправления коэффициенты согласно постановлению
Администрации области № 301. Правила же определяют расчет для разграниченных земель, находящихся в федеральной собственности.
Доводами для оспаривания решения
Думы № 812, как следует из пояснения представителя Заявителя, является не применение коэффициента-дефлятора, а сам коэффициент в размере 0,1795 к которому применен дефлятор. В связи с этим, суд поддерживает ранее изложенный вывод о правомерности коэффициента 0,1795.
По мнению Заявителя, принятые Думой решения создают неравные условия для пользования земельными участками для различных субъектов предпринимательской деятельности, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).
Пунктом 7 части 1 статьи 15
Федерального закона № 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещено предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5
настоящего Федерального закона.
Согласно статье 4
Федерального закона № 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Заявителем не представлено доказательств предоставления такой преференции путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, муниципальных гарантий.
На основании изложенного, суд признает решения Думы Великого Новгорода от 11.11.2008 № 229
"Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента расчета арендной платы 0,036 по коду функционального использования "7,06", от 27.11.2009 № 533
"Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента 0,1795 по коду функционального использования "7,06" и от 28.10.2010 № 812
"О применении коэффициентов, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533, для расчета арендной платы за земельные участки в 2011 году" в части установления коэффициента-дефлятора 1,1 по коду функционального использования "7,06" не противоречащими Постановлению
Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Федеральному закону
от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не нарушающими права и законные интересы Общества.
В соответствии со статьей 110
АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя. Учитывая переплату заявителем государственной пошлины в размере 2000 рублей, последняя подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110
, 167
- 170
, 176
, 195
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворения требования ЗАО "Инженерно-коммерческий центр "Новгородхимстрой" о признании недействующими решения
Думы Великого Новгорода от 11.11.2008 № 229 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента расчета арендной платы 0,036 по коду функционального использования "7,06", решения
Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента 0,1795 по коду функционального использования "7,06" и решения
Думы Великого Новгорода от 28.10.2010 № 812 "О применении коэффициентов, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533, для расчета арендной платы за земельные участки в 2011 году" в части установления коэффициента-дефлятора 1,1 по коду функционального использования "7,06" отказать.
2. Признать решение
Думы Великого Новгорода от 11.11.2008 № 229 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента расчета арендной платы 0,036 по коду функционального использования "7,06", решение
Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента 0,1795 по коду функционального использования "7,06" и решение
Думы Великого Новгорода от 28.10.2010 № 812 "О применении коэффициентов, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533, для расчета арендной платы за земельные участки в 2011 году" в части установления коэффициента-дефлятора 1,1 по коду функционального использования "7,06" не противоречащими Постановлению
Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Федеральному закону
от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Возвратить ЗАО "ИКЦ "Новгородхимстрой" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей по платежному поручению № 12 от 25.01.2012.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
5. Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
М.С.КИСЕЛЕВА
Судьи
Л.А.КУРОПОВА
И.С.АКСЕНОВ