Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2012 г. по делу № А33-7122/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31.07.2012.
В полном объеме решение изготовлено 06.08.2012.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шишкиной И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АПРЕЛЬ-99" (ИНН 2466076087, ОГРН 1022402647739, г. Красноярск)
к администрации Центрального района в городе Красноярске (ИНН 2466000962, ОГРН 1022402670366, г. Красноярск)
о признании недействительным распоряжения,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (г. Красноярск),
- департамента градостроительства администрации г. Красноярска
- ООО КРО "Бастион";
- ЗАО "Сибагропромстрой".
В судебном заседании присутствуют:
от заявителя: Чайчук И.В. - представитель по доверенности от 21.05.2012;
от органа, распоряжение которого оспаривается: Старицына Т.С. - представитель по доверенности от 26.12.2011; Рейхерт Ю.Ф. - представитель по доверенности от 26.12.2011,
при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Токмаковым Г.А. до перерыва, секретарем судебного заседания Чанчиковой И.В. после перерыва,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АПРЕЛЬ-99" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Центрального района в городе Красноярске о признании недействительным распоряжения администрации Центрального района в городе Красноярске от 28.04.2012 № 304 в части отмены распоряжения администрации Центрального района в городе Красноярске от 20.04.2009 № 195 "О размещении летнего кафе ООО "АПРЕЛЬ-99", зона № 18, место № 1".
Заявление принято к производству суда. Определением от 05.05.2012 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (далее - третье лицо), привлечен департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Определением от 18.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - привлечен Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, судебное разбирательство отложено на 04.07.2012.
Определением от 04.07.0212 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ЗАО "Сибагропромстрой" и ООО КРО "Бастион", судебное разбирательство отложено на 25.07.2012.
Третьи лица, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в судебное заседание не явились. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в их отсутствие.
Администрация Центрального района в г. Красноярске представлен отзыв на иск, в котором ответчик требования не признает по следующим основаниям:
- исходя из требований Положения о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска (утв. Постановлением администрации г. Красноярска от 30.03.2004 № 140), срок размещения летнего кафе должен соответствовать сроку, на который утверждена схема размещения летних кафе, так как разрешение на установку выдается в месте, которое включено в схему, утвержденную руководителем администрации района;
- распоряжением администрации района от 13.03.2009 № 122 была утверждена схема размещения зон летних кафе на сезон 2009 года, распоряжением № 156 от 31.03.2009 схема дополнена зоной № 18 - Театральная площадь, нижний ярус, 2 места;
- распоряжение № 195 от 20.04.2009 размещении летнего кафе ООО "Апрель-99" было издано с нарушением норм действующего на момент его издания Положения о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, так как срок размещения летнего кафе превышал срок согласований этой схемы уполномоченными органами;
- в настоящее время действует Положение о порядке размещения временных объектов № 55 от 09.02.2010, согласно которому схемы размещения летних кафе согласовываются с Департаментами градостроительства и городского хозяйства администрации города Красноярска, главным управлением по делам ГО и ЧС администрации города, МКУ "Городские леса";
- схемы размещения зон сезонных кафе, летних веранд утверждаются распоряжениями руководителей администраций районов в городе, размещение летних кафе возможно только в соответствии с утвержденными схемами;
- поскольку в 2010 и 2011 году в схему размещения объектов было включено место № 1 в зоне 18 - Театральная площадь, распоряжение администрации Центрального района № 195 от 20.04.2009 отменено не было;
- 27.04.2012 администрацией района получено из Департамента градостроительства согласование схемы, согласно которой из схемы исключено место № 1 на Театральной площади (ООО "Апрель-99"), в схему включено место № 2 на Театральной площади (КРОО "Бастион");
- распоряжением администрации Центрального района от 28.04.2012 № 299 утверждена схема размещения летних кафе, в которую место № 1 - ООО "Апрель-99" не включено;
- на основании изложенного было отменено распоряжение администрации Центрального района в городе Красноярске № 195 от 20.04.2009 "О размещении летнего кафе ООО "Апрель-99";
- ЗАО "Сибагропромстрой" было получено два ордера на ведение работ № 265 и 331;
- при завершении работ в зимний период времени ордер выдается до восстановления благоустройства в теплое время года под гарантии, предоставленные организацией, проводящей работы (пункт 1.4 Положения о порядке согласования проведения строительно-монтажных, планово-предупредительных и аварийных работ на объектах инженерной инфраструктуры");
- выданные ЗАО "Сибагропромстрой" ордера до настоящего времени не закрыты, сети прокладывались через земельный участок, на котором в летнее время размещается летнее кафе "Апрель-99", а соответственно вблизи него есть риск возникновения аварийных ситуаций (провалов грунта вследствие усадки почвы);
От Департамента градостроительства администрации г. Красноярска поступил отзыв на заявление, в котором Департамент сообщает следующее:
- письмом № 581-ацр администрация Центрального района в г. Красноярске направила в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска для рассмотрения и согласования схему размещения сезонных кафе на сезон 2012 года;
- по результатам рассмотрения схемы Департамент согласовал место № 1 на нижнем ярусе Театральной площади (КРОО "Бастион");
- до момента рассмотрения схемы в Департамент градостроительства поступило обращение ЗАО "Сибагропромстрой" от 16.04.2012 № 448 с просьбой ограничить в летний период передачу земельных участков от нижней площадки театра Оперы и балета до ул. Дубровинского по причине проведения земляных работ, а как следствие, риска провала земляного грунта, угрозы жизни и здоровью отдыхающих; земляные работы проводятся ЗАО "Сибагропромстрой" на основании разрешений (ордеров) в целях выноса сетей водопровода и электроснабжения с земельного участка, предоставленного юридическому лицу для строительства гостиницы с подземным паркингом и расположенного по адресу г. Красноярск, ул. Перенсона, 2;
- учитывая изложенное, исключение схемы земельного участка расположенного по адресу Красноярск, Театральная площадь, нижняя площадка место № 1 законно и обоснованно.
ЗАО "Сибагропромстрой" представлены ордера на ведение земляных работ и пояснения, согласно которым работы по выносу сетей электроснабжения закончены, работы по выносу сетей водопровода находятся на утверждении в ООО "Краском"; работы по восстановлению благоустройства продолжаются.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16.00 час. 31.07.2012, о чем публиковалось сообщение в сети "Интернет" на сайте ВАС РФ.


При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Распоряжением администрации Центрального района в городе Красноярске № 122 от 12.03.2009 (в редакции распоряжения № 156 от 31.03.2009) утверждена схема размещения зон летних кафе на территории Центрального района согласно приложению. В приложении указано на включение в схему двух мест № 1 и № 2 на нижнем ярусе Театральной площади в зоне № 18.
Распоряжением администрации Центрального района города Красноярска № 195 от 20.04.2009 ООО "Апрель-99" разрешено размещение временного летнего кафе на земельном участке площадью 250 кв. м. находящемся по адресу Театральная площадь, нижний ярус, у памятника А.П. Чехову, зона № 18, место № 1 на период с 01.05.2009 по 30.09.2013, обществу предписано заключить договор аренды земельного участка с Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
К указанным распоряжениям администрацией представлены согласования Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 06.02.2009 № 10/547-дг на сезон 2009 г. 1 Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 09.06.2008; Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 16.02.2009, Департамента городского хозяйства от 24.03.2009, Главного управления по делам ГО и ЧС администрации г. Красноярска от 20.01.2009, УВД по г. Красноярску от 12.02.2009,.
К распоряжению № 122 от 12.03.2009 прилагается схема размещения кафе на нижнем ярусе Театральной площади место 1 и № 2..
В 2010 и 2011 году место № 1 на нижнем ярусе Театральной площади включалось в схему размещения сезонных кафе.
На 2012 год место размещения № 1 на нижнем ярусе Театральной площади согласовано Главным управлением по делам ГО и ЧС администрации г. Красноярска (письмо от 27.04.2012), Департаментом городского хозяйства (письмо от 28.04.2012 № 11/13487-дгх), МКУ "Городские леса" от 25.04.2012 № 66-гл.
В письме от 28.04.2012 № 11/1387-дгх Департамент городского хозяйства сообщает, что при размещении сезонных кафе в районе места № 1 на Театральной площади просит учесть действующие ордера № 265 и № 331 выданные ЗАО "Сибагропромстрой" со сроком окончания работ по благоустройству до 01.06.2012.
Письмом от 25.04.2012 администрация Центрального района в г. Красноярске обратилась в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с просьбой о согласовании схемы размещения зон сезонных кафе в сезон 2012 года, включив в предлагаемую схему место № 1 на Театральной площади ООО "Апрель -99".
Письмом от 27.04.2012 № 01/1020-дг Департамент градостроительства администрации г. Красноярска направил в адрес Администрации Центрального района в г. Красноярске согласованную схему размещения сезонных кафе на сезон 2012 года, в которой согласовано на Театральной площади место № 2 на нижней площадке у памятника А.П. Чехову (КРОО "Бастион"), место № 1 (ООО "Апрель-99") исключено из согласования.
Распоряжением администрации Центрального района в г. Красноярске № 299 от 28.04.2012 утверждена схема размещения сезонных кафе на 2012 год, в которой место № 1 на нижнем ярусе Театральной площади отсутствует.
Распоряжением администрации Центрального района в г. Красноярске № 304 от 28.04.2012 в числе прочих отменено распоряжение администрации Центрального района г. Красноярска № 195 от 20.04.2009 "О размещении летнего кафе ООО "Апрель-99", зона № 18, место № 1".
В материалы дела ответчиком представлено заявление ООО "Апрель-99" от 28.04.2012 вх. № 356 в адрес администрации Центрального района в г. Красноярске с просьбой разрешить размещение сезонного кафе на земельном участке расположенном на нижнем ярусе Театральной площади зона № 18 место № 1 на период с 01.05.2012 по 30.09.2012.
Письмом от 05.05.2012 № 973 Администрация Центрального района в г. Красноярске сообщила ООО "Апрель-99", что распоряжение № 195 от 20.04.2009 "О размещении летнего кафе ООО "Апрель-99" было принято с нарушением норм действующего на дату его издания Положения о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска № 140 от 30.03.2004, так как срок размещения летнего кафе превышал срок действия утвержденной схемы размещения летних кафе, а также срок согласований этой схемы уполномоченными органами. Место № 1 на нижнем ярусе Театральной площади не включено в схему размещения летних кафе распоряжением администрации Центрального района № 299 от 28.04.2012, в связи с чем распоряжение № 195 от 20.04.2009 отменено распоряжением № 304 от 82.04.2012.
Ссылаясь на то, что распоряжение администрации Центрального района в г. Красноярске № 304 от 28.04.2012 в части отмены ранее принято распоряжения № 195 от 20.04.2009 "О размещении летнего кафе ООО "Апрель-99" противоречит закону и нарушает права общества, ООО "Апрель-99" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявления общество ссылается на следующее:
- за все годы существования летнего кафе ООО "Апрель-99" на нижнем ярусе Театральной площади, место № 1 никаких претензий и нареканий уполномоченных органов не было;
- общество заключало ежегодно договоры аренды земельного участка и оплачивало арендную плату;
- общество проводило благоустройство территории, уборку мусора, побелки и покраски бордюров, разбивку и уход за цветочными клумбами;
- без обоснования причин администрация Центрального района в г. Красноярске отменила оспариваемым распоряжением ранее принятое распоряжение № 195 от 20.04.2009, в нем имеется только ссылка на распоряжение № 299 от 28.04.2012 об утверждении схемы размещения сезонных кафе на территории района;
- распоряжением № 195 от 20.04.2009 обществу предоставлено право на размещение сезонного кафе по 2013 год, при его издании схемы уже были утверждены;
- оспариваемый ненормативный акт нарушает права общества, поскольку ведение деятельности летнего кафе стало невозможным.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании таких актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением администрации города от 30.03.2004 № 140 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска.
Указанное Положение, действовало в период принятия распоряжения администрации Центрального района в г. Красноярске № 195 от 20.04.2009 "О размещении летнего кафе ООО "Апрель-99", зона № 18 место № 1".
Согласно пункту 1.3.17 данного Положения, летнее кафе - временное сооружение общественного питания сезонного функционирования, возводимое с использованием легких тентовых конструкций, торгово-технологического, холодильного оборудования и мебели.
Пунктом 5.1 Положения № 140 предусмотрено, что администрации районов в городе разрабатывают схемы, определяющие размещение зон летних кафе на территории административных районов, и согласовывают их с департаментами градостроительства и городского хозяйства администрации города, территориальным управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, главным управлением ГО, ЧС и ПБ администрации города Красноярска, управлением внутренних дел по городу Красноярску, Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю.
Согласованные схемы размещения зон летних кафе утверждаются распоряжениями глав районных администраций.
Изменения и дополнения в утвержденные схемы размещения зон летних кафе могут быть внесены для реализации городских целевых программ, приоритетных направлений деятельности администрации города в сфере потребительского рынка и услуг и в иных случаях, предусмотренных правовыми актами города. Данные изменения и дополнения согласовываются администрациями районов в городе с департаментами градостроительства и городского хозяйства администрации города, территориальным управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, главным управлением ГО, ЧС и ПБ администрации города Красноярска, управлением внутренних дел по городу Красноярску, Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и утверждаются распоряжениями глав районных администраций.
Пунктом 5.7 Положения № 140 предусмотрено, что распоряжение главы районной администрации о разрешении на размещение временного сооружения является основанием для установки летнего кафе.
После установки временного сооружения заявитель обязан в 3-дневный срок сдать установленный объект по акту приема представителям администрации района в городе и департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города.
В случаях размещения временных объектов на не принадлежащем заявителю земельном участке акт приема объекта является основанием для заключения договора аренды земельного участка, а для государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления - основанием для заключения договора безвозмездного срочного пользования земельным участком между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города на срок до одного года.
Согласно пункту 5.10 Положения, срок размещения временных сооружений определяется распоряжением главы районной администрации от 5 месяцев до 5 лет.
Довод администрации Центрального района в г. Красноярске о том, что распоряжение № 195 от 20.04.2009 изначально являлось незаконным, поскольку схема летних кафе была согласована только на 2009 год, не может быть принят судом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 48 названного Закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт. По смыслу приведенных положений Закона в этом случае полномочный орган, должностное лицо обязано обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права, подлежащим применению.
Как следует из материалов дела, в 2009 году по результатам рассмотрения представленных ООО "Апрель-99" документов в порядке пунктом 5.4, 5.5, 5.6, 5.10 указанного Положения, администрацией Центрального района в г. Красноярске принято распоряжение № 195 от 20.04.2009 "О размещении летнего кафе ООО "Апрель-99" зона № 18 место № 1" на Театральной площади сроком на 5 лет на период с 01.05.2009 по 30.09.2013.
Пункт 5.10 Положения № 140 предусматривает возможность издания распоряжения о размещении сезонного кафе на срок от 5 месяцев до 5 лет, распоряжение № 195 от 20.04.2010 данный срок не превышает, соответствует пункту 5.10 Положения.
В распоряжении Администрации Центрального района г. Красноярска № 122 от 13.03.2009 "Об утверждении схемы размещения зон летних кафе не содержится информации о том, что схема утверждаются только на 2009 год. В распоряжении указано на утверждение схемы размещения летних кафе на территории Центрального района без указания на ограничение срока действия такой схемы в течение 2009 года.
Ежегодное согласование администрацией схемы размещения сезонных кафе может быть обусловлено правилами пункта 5.1 Положения № 140, в целях внесения изменений и дополнений в утвержденную схему, для реализации городских целевых программ, приоритетных направлений деятельности администрации города в сфере потребительского рынка и услуг и в иных случаях, предусмотренных правовыми актами города. Данные изменения и дополнения согласовываются администрациями районов в городе с департаментами градостроительства и городского хозяйства администрации города, территориальным управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, главным управлением ГО, ЧС и ПБ администрации города Красноярска, управлением внутренних дел по городу Красноярску, Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и утверждаются распоряжениями глав районных администраций.
Сложившаяся практика ежегодного пересогласования администрацией района ранее согласованного места № 1 в нижнем ярусе Театральной площади зона № 18 для размещения летнего кафе ООО "Апрель-99" сама по себе не означает незаконности издания распоряжения № 195 от 20.04.2009.
Основания для отмены распоряжения администрации района в городе о размещении сезонного кафе установлены в пунктах 5.6 - 5.8 Положения № 140 от 30.03.2004 (в случае установки временного сооружения с нарушением схемы и места размещения; с нарушением согласованного проекта; в случае непредставления согласования (заключения) органа, уполномоченного на осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за функционированием сезонного кафе).
Иные основания для отмены ранее принятого распоряжения на размещение сезонного кафе в Положении № 140 не указаны.
В настоящее время действует утвержденное Постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 № 55 Положение о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска.
Согласно пунктов 5.6, 5.7 и 5.8 указанного Положения, основанием для отмены распоряжения администрации о разрешении на размещение летнего кафе является также непредставление в месячный срок после установки временного сооружения согласования (заключение) органа, уполномоченного на осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за функционированием сезонного кафе; установка летнего кафе не в соответствии с согласованным проектом (эскизом); установка временного сооружения с нарушением схемы и места размещения объекта.
Доказательства наличия вышеуказанных нарушений со стороны ООО "Апрель-99", которые могли бы явиться основанием для отмены ранее принятого распоряжения, суду не представлены.
Доводы администрации района о законности отмены распоряжения № 195 от 20.04.2009 в связи с несогласованием места № 1 Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска ввиду наличия выданных ЗАО "Сибагропромстрой" ордеров на ведение земляных работ, рассмотрены судом.
Данные мотивы принятия оспариваемого распоряжения № 304 от 28.04.2012 в нем не указаны. Согласно вводной части распоряжения № 304 от 28.04.2012 в редакции распоряжения от 02.07.2012 № 457, распоряжение принято со ссылкой на пункт 5.1 Положение № 140, пункт 5.1 Положения № 55, распоряжение администрации Центрального района г. Красноярска № 299 от 28.04.2012 "Об утверждении схемы размещения сезонных кафе на территории Центрального района г. Красноярска".
Как следует из материалов дела, 23.04.2012 ЗАО "Сибагропромстрой" обратилось в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с письмом от 16.04.2012 № 448, в котором сообщило, что обществу выдано разрешение на строительство гостиницы по ул. Перенсона, 2; были организованы работы по выносу сетей водопровода с нижней площадки театра Оперы и балета на ул. Дубровинского - Перенсона, 2 на глубине более 3-х метров, организован вынос сетей электроснабжения. Учитывая риск провала грунта в летнее время, ордера на ведение земляных работ действуют до 01.06.2012 и будут продлены. В письме ЗАО "Сибагропромстрой" просит не передавать в пользование третьих лиц земельный участок от нижней площади театра Оперы и балета до ул. Дубровинского вблизи места прокладки эл. кабеля и водопровода.
Согласно ордеру на ведение земляных работ № 265, ведение работ по выносу эл. сетей предусмотрено по указанным в нем точкам. Из соотнесения схемы размещения сезонных кафе на Театральной площади нижний ярус, место № 1 и № 2 видно с точками ведения работ видно, что работы по выносу эл. сетей будут проводиться частично на участке № 1. Сроки проведения работ согласно графика по демонтажу брусчатого покрытия по трассе прохождения сетей с 14.10.2011 по 09.04.2012, уплотнение и выравнивание основания с 10.04.2012 по 09.05.2012, благоустройство в виде укладки брусчатки с 10.05.2012 по 10.06.2012.
Из письма ЗАО "Сибагропромстрой" от 23.04.2012 в адрес Департамента градостроительства администрации г. Красноярска следует, что на 23.04.2012 работы по выносу эл. кабеля и сетей водопровода уже выполнены, а срок действия ордеров - по 01.06.2012, их продление будет производиться по мере необходимости.
Согласно документу о фактическом проведении работ по выносу эл. сетей - технической документации по сдаче-приемке электромонтажных работ, по состоянию на 15.03.2012 (т.е до принятия оспариваемого распоряжения) данные работы были выполнены.
В соответствии с ордером на производство земляных работ № 331, ЗАО "Сибагропромстрой" разрешены работы по выносу сетей водопровода с территории стройплощадки по схеме - точки 1-2. Как следует из прилагаемой к ордеру схемы, линия выноса сетей водопровода незначительно (с одного угла по точкам 150.97 и 149.57 топоплана) заходит на участок № 1 предоставленный ООО "Апрель-99"). Данные работы также выполнены ЗАО "Сибагропромстрой", что следует из пояснений общества, находятся на утверждении в ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс". Укладка брусчатки согласно графику ведения работ с 16.05.2012 по 01.06.2012.
На дату принятия оспариваемого распоряжения администрация Центрального района не установила фактические обстоятельства, касающиеся объемов подлежащих выполнению и фактически выполненных ЗАО "Сибагропромстрой" работ по двум ордерам, не установила место взаимного расположения ранее согласованной площадки для размещения кафе и схемы ведения работ; сроки ведения собственно земляных работ, фактическую невозможность размещения сезонного кафе весь сезон в период с 01.05.2012 по 30.09.2012 на участке исходя из сроков ведения работ. Кроме того, на дату принятия оспариваемого ненормативного акта ордера действовали по 01.06.2012. Согласно схем к ордерам, работы предполагалось вести только на части площадки № 1. Указанные обстоятельства могли быть учтены администрацией района при определении площади для размещения летнего кафе на сезон 2012 года (с целью ее корректировки), а также срока начала размещения летнего кафе в 2012 году.
Из фотографий участка от 18.07.2012, где должно было располагаться сезонное кафе ООО "Апрель-99" видно, что земляные работы на участке не ведутся, брусчатка уложена; работы по укладке остатков брусчатки ведутся непосредственно у памятника А.П. Чехову, где не предполагалось размещение сезонного кафе.
Таким образом, учитывая установленные графиком сроки ведения земляных работ и работ по восстановлению благоустройства, взаимное расположение места ведения работ и согласованного места № 1 на нижнем ярусе Театральной площади, суд полагает, что у администрации Центрального района не имелось оснований для отмены ранее принятого распоряжения № 195 от 20.04.2009 на весь сезон 2012 года.
Кроме того, какие-либо документы, подтверждающие наличие оснований для отмены распоряжением № 304 от 28.04.2012 распоряжения № 195 от 20.04.2009 в отношении размещения сезонного кафе на период 2013 года, не представлены. Мотивы отмены распоряжения № 195 от 20.04.2009 на сезон с 01.05.2013 по 30.09.2013 в оспариваемом распоряжении не содержатся. Доказательств того, что такое размещение не могло быть осуществлено обществом в 2013 году, в деле не имеется. Ведение работ на участке по выносу сетей предусмотрено в 2012 году.
С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2002 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Оспариваемое распоряжение № 304 от 28.04.2012 принято с нарушением Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 5.6, 5.7, 5.8 Положения о порядке размещения временных объектов на территории г. Красноярска № 55 от 09.02.2010, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем является недействительным в оспариваемой части.
С учетом вышеизложенного, требования общества подлежат удовлетворению.
В силу правил статьи 110 АПК Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение администрации Центрального района в городе. Красноярска № 304 от 28.04.2012 в части отмены распоряжения администрации Центрального района в городе Красноярске № 195 от 20.04.2009 "О размещении летнего кафе ООО "Апрель-99", зона № 18, место № 1".
Взыскать с администрации Центрального района в городе Красноярске в пользу общества с ограниченной ответственностью "Апрель-99" 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.В.ШИШКИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru