Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2012 г. по делу № А33-4607/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31 июля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 06 августа 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Гаражно-строительного потребительского кооператива "Ника" (г. Красноярск, ИНН 2463076770, ОГРН 1062463006473)
к Департаменту градостроительства Администрации г. Красноярска (г. Красноярск, ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476)
о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию комплекса гаражей боксового типа,
об обязании ввести в эксплуатацию комплекс гаражей боксового типа,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский Федеральный университет" (г. Красноярск);
Российская Федерация, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (г. Красноярск)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Потемкиной И.А., представителя по доверенности от 13.03.2012, Хоботова В.М., председателя на основании протокола общего собрания от 03.02.2012 № 7,
от Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска: Павлюченко О.В., представителя по доверенности от 13.12.2011,
от Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае: Михеевой И.А., представителя по доверенности от 03.08.2011 № 03-56/4/21689,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатенко В.Н.,

установил:

Гаражно-строительный потребительский кооператив "Ника" обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска, Департаменту градостроительства Администрации г. Красноярска с требованиями:
1. о признании недействительным отказа Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска от 08.02.2012 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию комплекса гаражей боксового типа, на 56 боксов по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 83 "Д", пр. Свободный, 83 "к";
2. об обязании Администрации города Красноярска ввести в эксплуатацию комплекс гаражей боксового типа на 56 боксов по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 83 "Д", пр. Свободный, 83 "к".
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 16.05.2012 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание, судебное заседание на 16.05.2012, для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский Федеральный университет", Российская Федерация, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
Определением от 16.05.2012 судебное заседание отложено на 18.07.2012.
Заявителем представлено заявление об уточнение предмета заявления, согласно которому просит:
1. признать недействительным отказ Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска от 08.02.2012 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию комплекса гаражей боксового типа, на 56 боксов по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 83 "Д", пр. Свободный, 83 "к";
2. обязать Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска ввести в эксплуатацию комплекс гаражей боксового типа на 56 боксов по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 83 "Д", пр. Свободный, 83 "к".
Уточнение предмета заявления принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявителем представлено заявление об отказе от заявленных требований к Администрации города Красноярска. Отказ от требований предъявленных к Администрации г. Красноярска принят судом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в отношении предъявленных к Администрации г. Красноярска требований прекращено, о чем вынесено определение от 19.07.2012.
Определением от 18.07.2012 судебное разбирательство отложено на 31.07.2012.
Третье лицо - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский Федеральный университет" в судебное заседание не явилось, о месте и времени его проведения извещено надлежащим образом (уведомление о вручении № 55741). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска отклонил заявленные требования, просил в удовлетворении требований отказать на основании доводов изложенных в отзыве на заявление:
- при подачи заявления от 30.01.2012 № 605-ек о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, заявителем не были предоставлены документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые являются необходимыми для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а именно:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
4) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; Данное обстоятельство подтверждается перечнем документов, прилагаемых к заявлению ГСПК "НИКА" от 30.01.2012 № 605-ек;
- отказ департамента градостроительства в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 08.02.2012 № 01/458-дг не является препятствием для повторного предъявления документов, после устранения причин отказа;
- таким образом, оспариваемый отказ департамента градостроительства в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подготовлен уполномоченным лицом, в соответствии и по основаниям, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Представитель Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае не возражал против удовлетворения заявленных требований, представил в материалы дела отзыв, согласно которому:
- заявителем избран неправильный способ защиты;
- объекты гаражного бокса никогда не были зарегистрированы в установленном законом порядке, являются вновь созданными объектами. Заявителю необходимо доказать факт возникновения у него права собственности на объекты, обратиться с требованиями о признании права собственности на спорное недвижимое имущество.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский Федеральный университет" представило отзыв на заявление согласно которому:
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:56 общей площадью 448484,10 кв. м предоставлен Красноярскому государственному университету Постановлением мэра г. Красноярска № 392 от 14.10.1992;
- зарегистрировано право Российской Федерации - свидетельство о государственной регистрации права от 27.03.2007 г., серия 24ЕЗ № 573493 и право постоянного (бессрочного) пользования за ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" - свидетельство о государственной регистрации права от 7.06.2007 г. серия 24ЕЗ № 573493;
- по результатам проведения землеустроительных работ в 2008 году и в связи с уточнением описания местоположения границ земельный участок был разделен на два, о чем Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю было издано Распоряжение № 10-1362р от 29.08.2008 г.:
один участок площадью 11946,18 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, участок А, занимаемый учебно-административными зданиями и сооружениями;
второй участок площадью 436537,92 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, участок Б, занимаемый учебно-административными зданиями и сооружениями;
- на два вышеуказанных земельных участка было зарегистрировано право Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования за ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" - свидетельства о государственной регистрации права от 4.03.2009 серии 24ЕИ, № 131118 и № 131119, впоследствии, в связи с реорганизацией, за ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" - свидетельства о государственной регистрации права от 15.07.2010 серии 24ЕИ, № 757701 и № 757789;
- 11.06.2010 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае издано Распоряжение № 10-428р "О внесении изменений в Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 29.08.2008 г. № 10-1362р "О разделе земельного участка и утверждении проектов границ вновь образованных земельных участков", согласно которому земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:0056 разделен на четыре земельных участка, два из которых полностью соответствуют вышеназванным участку А и Б, а два других с кадастровыми номерами 24:50:0100443:204, площадью 1679,0 кв. м и 24:50:0100443:205, площадью 218,0 кв. м и разрешенным использованием - комплекс гаражей боксового типа распоряжениями № 10-31 Ор и № 10-3lip от 06.03.2008 были ранее предварительно согласованы ГСПК "Ника" и, кроме того, исключены при уточнении границ федерального земельного участка, что подтверждается письмом ТУФА УГИ по Красноярскому краю № 06-4646/11656 от 21.05.2009 председателю правления ГСПК "Ника" Хоботову В.М.;
- в настоящее время на земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100443:204, площадью 1679,0 кв. м и 24:50:0100443:205, площадью 218,0 кв. м и разрешенным использованием - комплекс гаражей боксового типа зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования за ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" регистрируется, что подтверждается расписками от 21.02.2012 за № 24-24-01/071/2012 (запись 523 и 524).
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Администрации Красноярского государственного университета 16.10.1992 выдано свидетельство на право пользования земельным участком общей площадью 448484,1 кв. м, расположенным в Октябрьском районе г. Красноярска по пр. Свободному, 79
Письмом от 25.06.2001 Красноярский государственный университет обратился в Министерство образования Российской Федерации с просьбой согласовать земельный участок под размещение комплекса индивидуальных гаражей, расположенный на территории хозяйственной зоны университета.
В ответном письме от 30.07.2001 № 02-55-542/35-05-09 сообщено, что образовательное учреждение вправе самостоятельно сдавать в аренду земельные участки без права выкупа с согласия Ученого совета.
На заседании Ученого совета 08.10.2001 принято решение выделить на территории Красноярского государственного университета земельный участок под строительство гаражей (40 - 50) для сотрудников университета, что подтверждается протоколом № 4.
Красноярский государственный университет письмом от 12.05.2005 обратился в Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации с просьбой согласовать земельный участок площадью 150 кв. м. под строительство шести гаражей на территории хозяйственной зоны университета.
В ответном письме от 19.05.2005 № 3783/16-04-06 сообщено, что образовательное учреждение вправе самостоятельно сдавать в аренду земельные участки без права выкупа с согласия Ученого совета.
На заседании Ученого совета 04.07.2005 принято решение разрешить строительство на территории хоззоны Красноярского государственного университета 51 автогаража (45 + 6), а также жилого дома для малосемейных на общей территории 1,78 га, в том числе 45 гаражей - 0,18 га, 6 гаражей - 0,028 га, жилой дом - 1,5 га.
Приказом Красноярского государственного университета от 08.07.2005 № 266 принято решение определить участок строительства, а также для ведения работ по проектированию и строительству гаражей создать гаражно-строительный кооператив из инвесторов-сотрудников университета по ранее утвержденным спискам администрации и профкома университета.
Красноярский государственный университет письмом от 08.09.2005 № 32-1071/11 обратился в Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации с просьбой разрешить использование земельных участков на территории хозяйственной зоны университета по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 79 - 81, в том числе под строительство 52 автогаражей (45+7) - 0,21 га (0,18 га + 0,03 га).
В ответ письмом от 14.09.2005 № 16-55-411/16-02-14 Федеральное агентство по образованию согласовало вовлечение в оборот указанной части земельного участка с обязательным оформлением в установленном порядке совместно с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Письмом от 07.10.2005 № 10-8254/11397 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю согласовало Красноярскому государственному университету изменение разрешенного использования на часть земельного участка на другой вид использования для строительства жилых домов и гаражного комплекса для сотрудников университета.
Проректором КрасГУ по капитальному строительству 29.11.2005 утверждены списки (участки на 7 и 45 гаражей) участников долевого строительства комплекса индивидуальных гаражей на территории хозяйственной зоны Красноярского государственного университета по адресам: пр. Свободный, 79 - 81, входящих в кооператив "Ника".
Согласно пунктам 1.1., 2.1. устава гаражно-строительного потребительского кооператива "Ника", утвержденного 03.02.2006, последний создан решением Общего собрания членов Гаражно-строительного потребительского кооператива, добровольно объединившихся на основе членства для строительства и эксплуатации гаражей в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Приказом Красноярского государственного университета от 09.03.2006 № 101 принято решение передать гаражно-строительному потребительскому кооперативу "Ника" полномочия заказчика, связанные со строительством и вводом в эксплуатацию гаражей.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 06.07.2006 № 1580-арх утверждены градостроительный план № 000000000000000000000000274, земельных участков площадью 0,0227 га и 0,2162 га, расположенных по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, пр. Свободный, 79.
Департамент градостроительства администрации г. Красноярска 13.07.2006 выдал Красноярскому государственному университету разрешение № 182 на строительство комплекса гаражей боксового типа с подвалами по адресу: Свободный, 79 - 81.
Автогражданский кооператив "Ника" (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью "Герион" (подрядчик) заключили договор строительного подряда от 17.07.2006, в соответствии с пунктом 1.1. которого подрядчик обязуется в установленный законом срок построить по заданию заказчика 57 автогаражей по 18 кв. м. для хранения транспортных средств на территории хозяйственной зоны университета по адресу: пр. Свободный, 79 - 81. Срок выполнения работ определен в пункте 2.1. договора: с июля 2006 года по октябрь 2006 года.
Комплекс гаражей боксового типа по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 83д и 83к, принят заказчиком по акту приемки законченного строительством объекта от 27.10.2006 № 1.
Согласно заключению Управления архитектуры администрации г. Красноярска комплексу гаражей боксового типа с подвалами присвоены адреса: г. Красноярск, пр. Свободный, 81к и 83д.
Архитектурно-планировочной комиссией при управлении архитектуры подписаны акты от 29.08.2007 и от 15.10.2007 о выборе земельных участков для предварительного согласования места размещения комплекса гаражей боксового типа гаражно-строительного кооператива "Ника" - земельные участки площадью 1679 кв. м. и 218 кв. м, расположенный по адресу: пр. Свободный, 83Д.
Распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 06.03.2008 № 10-310р и № 10-311р гаражно-строительному потребительскому кооперативу "Ника" предварительно согласованы места размещения объектов - комплексов гаражей боксового типа на земельных участках площадью 1679,00 кв. м. и 218,00 кв. м, расположенных по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 - 81, 83 "д" на территории ФГОУРПО "Сибирский федеральный университет", сформированном в проекции земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:50:0100443:0056.
Согласно информации от 12.08.2008 № 1419 и 25.12.2000 № 1568, предоставленной ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" филиала по Красноярскому краю, объект недвижимости - 50 гаражей боксового типа, расположенный по адресу: пр. Свободный, 81к, имеет общую площадь 1085,2 кв. м, объект недвижимости - 7 гаражей боксового типа, расположенный по адресу: пр. Свободный, 83д, имеет общую площадь 308,5 кв. м.
В материалы дела представлены технические паспорта по состоянию на 21.12.2006 гаражных боксов № 48, 46, 49, 50, 51, 52, расположенных по адресу: пр. Свободный, 83д.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 29.08.2008 № 10-1362р принято решение о разделе земельного участка федеральной собственности, с кадастровым номером 24:50:0100443:0056, ориентировочной площадью 448484,1 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, путем деления на два земельных участка:
- площадью 11946,18 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, участок А,
- площадью 436537,92 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, участок Б.
В вышеуказанное распоряжение Распоряжением от 11.06.2010 № 10-428р внесены изменения в следующей редакции:
В связи с уточнением границ земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:50:0100443:0056, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, считать его площадь равной 450381,1 кв. м. Разделить указанный участок и образовать следующие участки:
- с кадастровым номером 24:50:0100556:828, площадью 11946,18 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, участок А,
- с кадастровым номером 24:50:0100443:199, площадью 436537,92 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, участок Б;
- с кадастровым номером 24:50:0100443:204, площадью 1679,0 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 - 81;
- с кадастровым номером 24:50:0100443:205, площадью 218,0 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 83д, разрешенное использование - комплекс гаражей боксового типа.
Письмом от 21.10.2008 № 03-ФАО-701/16-02-11 Федеральное агентство по образованию сообщило о согласии отказаться от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 8046,75 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 83г.
Согласно кадастровому паспорту от 06.04.2009 № 24ЗУ/09-110088 земельный участок площадью 1679 кв. м, расположенный по адресу: пр. Свободный, 79-81, с кадастровым номером 24:50:0100443:204 (24:50:0100443:204) поставлен на кадастровый учет 14.04.2009.


Земельный участок площадью 218 кв. м, расположенный по адресу: пр. Свободный, 83д, с кадастровым номером: 24:50:0100443:205, поставлен на кадастровый учет 22.04.2009.
Письмом от 21.05.2009 № 06-4646/11656 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от 21.05.2009 № 06-4646/11656 сообщило, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0100443:204 и 24:50:0100443:205 в управлении отсутствуют. При преобразовании федерального земельного участка 24:50:0100443:0056, площадью 448484,1 кв. м произведено уточнение местоположения границ земельного участка и его площади под объектами, находящимися в оперативном управлении ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет". Указанный земельный участок разделен на два:
- с кадастровым номером 24:50:0100556, площадью 11946,18 кв. м;
- с кадастровым номером 24:50:0100443:199, площадью 436537,92 кв. м. При уточнении границ федерального земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:0056 территория гаражного кооператива "Ника" из его площади исключена.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100556:828, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый учебно-административными зданиями и сооружениями, общая площадь 11946,18 кв. м, адрес: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, участок А, на праве постоянного (бессрочного) пользования зарегистрирован за ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.07.2010 серии 24 ЕИ 757789.
Согласно кадастровому паспорту от 01.03.2012 № 24/12-46897 вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 28.11.2008, образовался путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:0056.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:199, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый учебно-административными зданиями и сооружениями, общая площадь 11946,18 кв. м, адрес: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, участок Б, на праве постоянного (бессрочного) пользования зарегистрирован за ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.07.2010 серии 24 ЕИ 757701.
Согласно кадастровому паспорту от 01.03.2012 № 24/12-46979 вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 09.12.2008, образовался путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:0056.
ФГАОУ ВПО "Сибирский государственный университет" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлениями о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 79 - 81, 83д, что подтверждается расписками от 21.02.2012.
Письмом от 21.02.2012 № 38/10-984 ФГАО ВПО "Сибирский федеральный университет" сообщил о том, что в настоящее время документы на земельный участок с кадастровыми номерами 24:50:0100443:205 и 24:50:0100443:204 сданы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю для осуществления регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за Университетом.
Гаражно-строительного кооператива "Ника" обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением от 30.01.2012 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта капитального строительства: комплекса гаражей боксового типа по адресу: пр. Свободный, 83д. Из заявления следует, что к заявлению приложены следующие документы:
- Акты выбора земельных участков от 29.08.2007 и от 15.10.20,
- распоряжение № 274 - 282 об утверждении градостроительных планов;
- разрешение на строительство от 20.07.2007 № 3;
- акт КС-11 № 3 от 20.07.2007;
- 2 документа подтверждающих соответствие объекта нормам и правилам.
В ответ на обращение гаражно-строительного кооператива "Ника" Департамент градостроительства администрации г. Красноярска письмом от 08.02.2012 № 01/458-дг сообщил об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию комплекса гаражей боксового типа на 56 боксов по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 83д. В качестве оснований для отказа указано:
- непредоставление документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
правоустанавливающих документов на земельный участок;
градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекта планировки территории и проекта межевания территории;
схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
- не представлены документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в письме об отказе в выдаче разрешения указано, что данный отказ не является препятствием для повторного предъявления документов, после устранения причин отказа.
Полагая, что отказ Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска от 08.02.2012 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию комплекса гаражей боксового типа, на 56 боксов по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 83 "Д", пр. Свободный, 83 "к", противоречит законодательству и нарушает права гаражно-строительного кооператива "Ника" последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Из положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В рамках настоящего дела гаражно-строительный кооператив "Ника" оспаривает отказ Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска от 08.02.2012 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию комплекса гаражей боксового типа, на 56 боксов по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 83 "Д", пр. Свободный, 83 "к".
Согласно входящему штампу Арбитражного суда Красноярского края заявление поступило в арбитражный суд 29.03.2012. Таким образом, заявление гаражно-строительный кооператив "Ника" о признании незаконным отказа Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска от 08.02.2012 подано с соблюдением требований, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными ненормативного акта, решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: 1) несоответствие обжалуемого ненормативного акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; и 2) нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность органа, действия которого обжалуются, по доказыванию соответствия оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием).
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с пунктом 3.5. Положения о Департаменте градостроительства Администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 № 114-р, в функции Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска входит выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города.
Из вышеизложенного следует, что Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска имеет необходимые полномочия для рассмотрения заявления гаражно-строительного кооператива "Ника" о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и оспариваемый отказ подготовлен уполномоченным лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В силу части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Факт подачи гаражно-строительным кооперативом "Ника" 30.01.2012 в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Из оспариваемого заявителем отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию следует, что основанием для отказа послужило непредоставление документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
правоустанавливающих документов на земельный участок;
градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекта планировки территории и проекта межевания территории;
схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также не представлены документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
6.1. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, в силу пункта 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствие документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит следующий перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Из заявления гаражно-строительного кооператива "Ника" от 30.01.2012 следует, что при обращении в Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска последним предоставлены следующие документы:
- акты выбора земельных участков от 29.08.2007 и от 15.10.2007,
- распоряжение № 274 - 282 об утверждении градостроительных планов;
- разрешение на строительство от 20.07.2007 № 3;
- акт КС-11 № 3 от 20.07.2007;
- 2 документа, подтверждающих соответствие объекта нормам и правилам.
Доказательств того, что при обращении с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявителем предоставлялись правоустанавливающие документы на земельный участок, схемы, отображающие расположение построенных объектов капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, подписанные лицом, осуществляющим строительство, а также заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, суду не представлено.
Из представленных в материалы дела документов следует, что спорные объекты - комплекс гаражей боксового типа размещены на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0100443:205 и 24:50:0100443:204.
Документами, имеющимися в материалах дела, подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100443:205 площадью 218 кв. м. и 24:50:0100443:204 площадью 1679,0 кв. м, разрешенным использование - комплекс гаражей боксового типа образованы из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:0056 (Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 11.06.2010 № 10-428, от 29.08.2008 № 10-1362р) и зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерации. Ранее Постановлением администрации г. Красноярска от 14.10.1992 № 392 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:0056 на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлялся Красноярскому государственному университету (в настоящее время ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет". Из расписок Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 21.02.2012 следует, что ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" поданы заявления о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100443:205 и 24:50:0100443:204.
Доказательств того, что земельные участки, на которых размещены спорные объекты, когда-либо предоставлялись гаражно-строительному кооперативу "Ника" в материалах дела отсутствуют.
Также из материалов дела следует, что разрешение на строительство комплекса гаражей боксового типа с подвалами от 13.07.2006 № 182 выдавалось Красноярскому государственному университету сроком до 31.12.2006. Доказательств наличия разрешения на строительство спорных объектов у заявителя суду не представлено.
С заявлением о вводе объекта в эксплуатацию заявителю обратился в Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска 31.01.2012, в то время как из представленных в материалы дела технических паспортов на гаражные боксы следует, что указанные объекты завершены строительством в 2006 году.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу, что Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска правомерно отказал гаражно-строительному кооперативу "Ника" в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку последний не представил пакет необходимых документов, что в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в выдаче разрешения.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания оспариваемого акта недействительным арбитражный суд должен обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судом отказано в признании оспариваемого отказа недействительным, требование об обязании Департамента градостроительства Администрации города Красноярска ввести в эксплуатацию комплекс гаражей боксового типа на 56 боксов по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 83 "Д", пр. Свободный, 83 "к", удовлетворению не подлежит, поскольку являются требованием направленным на устранение нарушений, которых судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявления гаражно-строительного кооператива "Ника" г. Красноярск отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г. Красноярске.
Апелляционная жалоба настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Р.В.ЛЕСКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru