ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 2012 г. № 06-11/103-12
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления В.И.Шевченко,
члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Н.В.Базарова, специалист-эксперт разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Е.В.Чуклина, рассмотрев дело № 06-11/103-12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения звуковой рекламы салона красоты "П" в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общества с ограниченной ответственностью "Э", представитель П., на основании Устава, без участия индивидуального предпринимателя Р., установила:
В соответствии с планом проверок Томского УФАС России на 2012 год, приказом Томского УФАС России от 05.05.2012 № 91 управлением проведена проверка деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Э".
В соответствии с актом № 9 от 08.06.2012, составленным по результатам указанной проверки, антимонопольным органом выявлены признаки нарушения требований части 7 статьи 24
Федерального закона "О рекламе" в рекламе салона красоты "П" следующего содержания: "Салон красоты "П" Японский маникюр, биогель, восковая депиляция На все скидка 50% Салон красоты "П" <...> Запись по телефону <...>".
Согласно материалам проверки указанная реклама распространялась в торговом центре "Г" в период с 30 марта 2012 года по 5 апреля 2012 года.
В связи с изложенным определением от 17.09.2012 возбуждено дело 06-11/103-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ИП Р. и ООО "Э".
В письменных пояснениях на определение ООО "Э" указало, что признает факт нарушения требований законодательства о рекламе при распространении рекламы салона красоты "П". На стадии экспертизы и согласования содержания рекламы ответственное лицо ООО "Э" посчитало рекламируемую услугу - восковую депиляцию - косметической процедурой, а не медицинской.
Индивидуальный предприниматель Р. письменный отзыв на определение не представил.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению данного дела представитель ООО "Э" подтвердила доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, Комиссия считает установленным следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (ст. 3)
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация "Салон красоты "П" Японский маникюр, биогель, восковая депиляция На все скидка 50% Салон красоты "П" <...> Запись по телефону <...>" адресована неопределенному кругу лиц, по своему содержанию направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к салону красоты "П", услугам, оказываемым в салоне, в том числе восковой депиляции.
В соответствии с Номенклатурой
медицинских услуг (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н), Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении (утв. Минздравсоцразвития РФ 12.07.2004) депиляция относится к простым медицинским услугам (раздел "А", код А 14)
.
В части 7 статьи 24
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" определено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В рассматриваемой рекламе отсутствует предупреждение, предусмотренное ч. 7 ст. 24
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", что свидетельствует о нарушении требований указанной статьи
.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17
Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 4
Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30) медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем
согласно приложению. В перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности включены работы (услуги), в том числе по косметологии, мануальной терапии, хирургии, стоматологии детской.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Кроме того, согласно ответу Комитета по лицензированию Томской области № 2119 от 06.11.2012 удаление волос с помощью воска относится к эпиляции, при указании данной услуги удаляется подкожная часть волоса вместе с луковицей. Восковая эпиляция является косметологической услугой и может оказываться при наличии лицензии на медицинскую деятельность. ИП Р. (салон красоты "П") не входит в федеральный реестр медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность. Лицензия на осуществление медицинской деятельности ИП Р. не выдавалась.
Также согласно ответу Управления Росздравнадзора по Томской области № И70-1192/12 от 13.11.2012 услуги по депиляции механической, химической, восковой относятся к медицинской деятельности, при осуществлении медицинской помощи по косметологии и подлежат лицензированию. В реестре лицензий на медицинскую деятельность, который ведет Управление Росздравнадзора по ТО, индивидуальный предприниматель Р. не значится.
С учетом изложенного реклама салона красоты "П", распространяемая в торговом центре "Г" в период с 30 марта 2012 года по 5 апреля 2012 года, нарушает пункт 7 статьи 7
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно п. 4 ст. 3
указанного Закона реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.
Согласно чч. 6
, 7 ст. 38
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований п. 7 ст. 7
указанного Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является индивидуальный предприниматель Р., рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является общество с ограниченной ответственностью "Э" <...>, что подтверждается договором № 64 от 23.03.2012 (с приложением), актами № 280 от 05.04.2012, 279 от 28.03.2012, заявкой на производство аудиопродукции от 27.03.2012, заявкой на размещение аудиоролика от 28.03.2012, платежным поручением № 14 от 30.03.2012, письменными пояснениями ООО "Э" № 74 от 09.10.2012 (с приложениями), устными пояснениями представителя ООО "Э".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33
, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37
- 42
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую в торговом центре "Г" в период с 30 марта 2012 года по 5 апреля 2012 года, следующего содержания: "Салон красоты "П" Японский маникюр, биогель, восковая депиляция На все скидка 50% Салон красоты "П" <...> Запись по телефону <...>", поскольку в ней нарушены п. 7 ст. 7
, ч. 7 ст. 24
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Р. предписание
об устранении нарушения законодательства о рекламе.
3. Не выдавать ООО "Э" предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 16 ноября 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО
Члены Комиссии:
Н.В.БАЗАРОВА
Е.В.ЧУКЛИНА
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 16 ноября 2012 г. № 06-11/103-12
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 06-11/103-12
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И.Шевченко - руководитель Томского УФАС России;
члены Комиссии: Е.П.Фоминых - начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Е.В.Чуклина - специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
на основании своего решения
от 16 ноября 2012 г. по делу № 06-11/103-12 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой в торговом центре "Г" в период с 30 марта 2012 года по 5 апреля 2012 года с нарушением требований п. 7. ст. 7
, ч. 7 ст. 24
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33
, частями 1
, 3 статьи 36
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44
, 45
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю Р. в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение Федерального закона
от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы следующего содержания: "Салон красоты "П" Японский маникюр, биогель, восковая депиляция На все скидка 50% Салон красоты "П" <...> Запись по телефону <...>" с нарушением п. 7 ст. 7
, ч. 7 ст. 24
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. ИП Р. представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1
настоящего предписания в срок до 10 декабря 2012 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО
Члены Комиссии:
Н.В.БАЗАРОВА
Е.В.ЧУКЛИНА