Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2012 г. по делу № А33-5598/2012

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 06 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "МРСК Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
о признании незаконным решения от 27.01.2012 по делу № 414-10-11,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: Перетока Т.Я.,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: Табунцовой Н.Н. на основании доверенности № 146Н/308 от 23.12.2011,
ответчика: Сугоровой В.В. на основании доверенности № 37 от 08.02.2012,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Варыгиной,

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - общество "МРСК Сибири", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконным решения от 27.01.2012 по делу № 414-10-11.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена гражданка Перетока Т.Я.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении и дополнениях к нему, суду пояснил, что установленный срок технологического присоединения не был соблюден в связи с необходимостью строительства объектов электросетевого хозяйства и длительностью выделения земельного участка администрацией г. Шарыпово для такого строительства.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, суду пояснил, что, не выполняя в течение практически двух лет технологическое присоединение объекта жилищного строительства, принадлежащего гр. Перетока Т.Я., заявитель действовал с превышением допустимых пределов осуществления гражданских прав.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени его проведения извещено в установленном порядке.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
В антимонопольный орган поступила жалоба гражданки Перетоки Т.Я. на действия общества "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении сроков технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя (Перетоки Т.Я.) - объекта индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, кв. Листвяг, пер. Ачинский, 5, к электрическим сетям.
На основании жалобы гр. Перетоки Т.Я. возбуждено дело № 414-10-11 по признакам нарушения обществом "МРСК Сибири" требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
Между обществом "МРСК "Сибири" и гражданкой Перетока Т.Я. заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 19.03.2010 № 20.24.24563.09, согласно которому исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя (Перетоки Т.Я.), а именно: объекта индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, кв. Листвяг, пер. Ачинский, 5, в точке присоединения, определенной техническими условиями, но не далее 25 метров от границы участка заявителя, в соответствии со следующими характеристиками: максимальная мощность 15 кВт, категория надежности третья, уровень напряжения 10 кВ.
В соответствии с пунктом 1.6 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, что заявитель (Перетока Т.Я.) не нарушает сроки выполнения своих обязательств, 6 месяцев (до 19.09.2010). Пунктами 2.1.1, 2.3.1 договора установлена обязанность сторон надлежащим образом исполнить пункты 10 и 11 технических условий в срок не позднее, чем за десять рабочих дней до окончания срока, установленного пунктом 1.6 договора.
Плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей была внесена гр. Перетока Т.Я. 13.04.2010.
В соответствии с техническими условиями к договору от 19.03.2010 № 20.24.24563.09 точкой присоединения объекта заявителя к электрическим сетям является новая ВЛ 0,4 кВ от вновь устанавливаемой ТП 10/0,4 кВ.
Пунктом 10 технических условий определены мероприятия по технологическому присоединению, выполнение которых осуществляет общества "МРСК Сибири", в том числе:
- разработка проекта электроснабжения присоединяемого объекта на напряжении 10/0,4 кВ;
- строительство (прокладка) кабельной линии 10 кВ (протяженностью 250 метров) от опоры № 36 ВЛ 10 кВ Ф. 20-8 до РУ-Ю кВ проектируемой ТП 10/0,4 кВ;
- установка в центре нагрузки комплектной трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ, с силовым трансформатором мощностью 160 кВА, с учетом перспективного развития;
- строительство воздушной линии ВЛИ 0,4 кВ (протяженностью 120 метров) на железобетонных опорах с самонесущим изолированным проводом (расчетного сечения) от РУ-0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ до границы балансовой и эксплуатационной ответственности, расположенной не далее 25 метров от границы участка заявителя;
- согласование места установки ТП 10/0,4 кВ, трассы линии электропередач" 10 кВ - 0,4 кВ.
В соответствии с пунктом 11 технических условий гражданке Перетоке Т.Я. необходимо осуществить прокладку ответвления 0,23 кВ самонесущим изолированным проводом от точки присоединения к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" расположенной не далее 25 метров от границы участка заявителя до выносного пункт учета (ВПУ) и от ВПУ до ввода в жилой дом.
Антимонопольным органом установлено, что исполнение заявителем мероприятий по технологическому присоединению зависит от выполнения сетевой организацией своих мероприятий в части установки трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ и строительства от нее воздушной линии 0,4 кВ, являющейся точкой присоединения объекта заявителя к электрическим сетям общества "МРСК Сибири". От указанной линии заявитель, согласно техническим условиям, осуществляет прокладку ответвления 0,23 кВ до выносного пункта учета, затем от ВПУ до ввода в жилой дом.
Письмом от 06.09.2011 гр. Перетока Т.Я. обратилась в адрес Шарыповского РЭС (структурного подразделения филиала общества "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго") с просьбой определить точку присоединения к сетям ОАО "МРСК Сибири" для выполнения пункта 11 технических условий. Письмом от 27.09.2011 гр. Перетока Т.Я. информировала общество "МРСК Сибири" о том, что неисполнение сетевой организацией пункта 10 технических условий к договору об осуществлении технологического присоединения не позволяет ей определить точку присоединения, в связи с чем отсутствует возможность исполнить пункт 11 технических условий.
Письмом от 11.10.2011 (исх. № 1.3/19-12924) общество "МРСК Сибири" информировало гр. Перетоку Т.Я. о мероприятиях, выполненных сетевой организацией: заключен и в полном объеме исполнен договор подряда от 06.09.2010 № 14.2400.1106.10 на выполнение проектных работ с ООО "ПМК Сибири"; проведены торги и заключен договор подряда от 10.05.2011 № 11.2400.1838.11 на выполнение строительно-монтажных работ с ООО "МЭС"; ведется работа по оформлению документов на земельный участок под строительство объектов электросетевого хозяйства, а также о том, что в соответствии с дополнительным соглашением от 06.04.2011 № 13/03-3905 к договору об осуществлении технологического присоединения с пролонгацией сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению определен до 31.12.2011.
Кроме того, согласно сведениям, представленным Администрацией города Шарыпово на запрос гр. Перетоки Т.Я., установлено следующее: по состоянию на 06.10.2011 разрешение на строительство объектов электросетевого хозяйства: ТП 10/0,4 кВ, ВЛ 0,4 кВ не выдавалось, строительство объектов не начато; общество "МРСК Сибири" осуществляет сбор документов, необходимых для получения разрешения на строительство линейного объекта ВКЛ 10/0,4 кВ с КТПП 10/0,4 кВ, который обеспечит расположение воздушной линии 0,4 кВ не далее 25 метров от границы участка, расположенного по адресу, г. Шарыпово, кв. Листвяг, пер. Ачинский, 5.
Кроме того, согласно информации, представленной индивидуальным предпринимателем Винниковой Н.А. (письмо от 01.10.2011 № 41) на обращение гражданки Перетока Т.Я. по вопросу создания проекта наружного электроснабжения (0,23 кВ) энергопринимающего устройства заявителя, проект электроснабжения выполнить не представляется возможным, так как точки присоединения 0,23 кВ согласно пункту 11 Технических условий к электрическим сетям общества "МРСК Сибири", в данное время не существует.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом о приемке выполненных работ за ноябрь 2011 года от 07.11.2011 за период с 01.11.2011 по 07.11.2011. Согласно указанному акту, работы о строительству КТПП 10/0,4 кВ с силовым трансформатором мощностью 160 кВА, ВЛИ 0,4 кВ от проектируемой КТПП 10/0,4 кВ вдоль пер. Ачинского по договору от 10.05.2011 № 11.2400.1838.11, заключенному между ОАО "МРСК Сибири" и подрядной организацией ООО "Монтажэлектросервис", были выполнены в ноябре 2011 года.
Таким образом, ответчиком установлено, что гр. Перетока Т.Я. не имела возможности исполнить пункт 11 Технических условий к договору от 19.03.2010 № 20.24.24563.09 в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли заявителя (Перетока Т.Я.), а именно, в связи с тем, что строительство ТП 10/0,4 кВ, ВЛ 0,4 кВ (точка присоединения) по состоянию на указанную дату не было начато.
На основании изложенного антимонопольным органом установлено, что мероприятия по технологическому присоединению объекта гр. Перетоки Т.Я. до границ принадлежащего ей земельного участка были выполнены сетевой организацией с нарушением установленного срока - строительство объектов электросетевого хозяйства, являющихся в соответствии с техническими условиями точкой присоединение к электрическим сетям (ВЛ 0,4 кВ от вновь устанавливаемой ТП 10/0,4 кВ) было завершено 07.11.2011.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что невыполнение обществом "МРСК Сибири" в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гр. Перетоки Т.Я. (объекта индивидуального жилищного строительства, расположенной по адресу: г. Шарыпово, кв. Листвяг, пер. Ачинский, № 5) до границ принадлежащей заявителю земельного участка, не позволило указанному лицу приобретать услугу по передаче электрической энергии и, как следствие, привело к невозможности заключения договора на электроснабжение, что, в свою очередь, могло привести к ущемлению интересов гр. Перетоки Т.Я.
На основании изложенного антимонопольный орган пришел к выводу, что указанные действия общества "МРСК Сибири" образуют состав правонарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем возбудил дело № 414-10-11, по результатам которого признал общество "МРСК Сибири" нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту невыполнения в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гражданки Перетоки Т.Я. (объекта индивидуального жилищного строительства, расположенной по адресу: г. Шарыпово, кв. Листвяг, пер. Ачинский, № 5) до границ принадлежащего заявителю (Перетока Т.Я.) земельного участка.
Не согласившись с решением ответчика от 27.01.2012 по делу № 414-10-11, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона "О защите конкуренции", антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
На основании вышеизложенного оспариваемые решения вынесены уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
При этом суд не принимает довод заявителя о том, что отношения общества "МРСК Сибири" и гр. Перетока Т.Я. не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера, вытекающего из исполнения договоров.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в пункте 1 Постановления от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона).
Учитывая это, арбитражные суды должны иметь в виду, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.
Это означает, в частности, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Судом установлено, что Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э общество "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.
Таким образом, общество "МРСК Сибири" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;


8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Как следует из содержания оспариваемого решения антимонопольного органа от 27.01.2012 по делу № 414-10-11, общество "МРСК Сибири" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" без конкретизации к какому-либо пункту части 1 статьи 10 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
В силу статьи 2 Федерального закона "Об электроэнергетике", законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 16 Правил договор (об осуществлении технологического присоединения) должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
При этом пункт 14 Правил к указанным заявителям относит физических лиц, обратившихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Из материалов дела следует, что между обществом "МРСК "Сибири" и гр. Перетока Т.Я. заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 19.03.2010 № 20.24.24563.09, согласно которому общество "МРСК Сибири" приняло обязательства по оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающего устройства (объекта жилищного строительства), в точке присоединения, определенной техническими условиями.
Факт невыполнения в установленный шестимесячный срок мероприятий по технологическому присоединению названного энергопринимающего устройства обществом "МРСК Сибири" не оспаривается.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Из смысла приведенных разъяснений следует, что действия, прямо не поименованные в части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (пункты 1 - 11) могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением только в случае установления антимонопольным органом факта наличия со стороны доминирующего субъекта признаков злоупотребления правом, выражающихся в наложении на контрагентов неразумных ограничений или необоснованных условий реализации контрагентами своих прав.
По мнению суда, антимонопольный орган доказал, что общество "МРСК Сибири", нарушив срок технологического присоединения жилых домов вышеназванных граждан, действовало вне допустимых пределов осуществления гражданских прав.
Как следует из пункта 10 технических условий, являвшихся неотъемлемой частью договора от 19.03.2010 № 20.24.24563.09, общество "МРСК Сибири" в целях технологического присоединения гр. Перетоки Т.Я. приняло на себя в том числе следующие обязательства:
- разработка проекта электроснабжения присоединяемого объекта на напряжении 10/0,4 кВ;
- строительство (прокладка) кабельной линии 10 кВ (протяженностью 250 метров) от опоры № 36 ВЛ 10 кВ Ф. 20-8 до РУ-Ю кВ проектируемой ТП 10/0,4 кВ;
- установка в центре нагрузки комплектной трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ, с силовым трансформатором мощностью 160 кВА, с учетом перспективного развития;
- строительство воздушной линии ВЛИ 0,4 кВ (протяженностью 120 метров) на железобетонных опорах с самонесущим изолированным проводом (расчетного сечения) от РУ-0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ до границы балансовой и эксплуатационной ответственности, расположенной не далее 25 метров от границы участка заявителя;
- согласование места установки ТП 10/0,4 кВ, трассы линии электропередач" 10 кВ - 0,4 кВ. обосновывая свои требования, заявитель указывает, что выполнение перечисленных мероприятий требует значительных организационных и материальных затрат, что привело к нарушению установленного Правилами 6-месячного срока на технологическое присоединение.
Для выполнения технических условий обществом "МРСК Сибири" были выполнены следующие действия:
- после заключения договора с гр. Перетока Т.Я. приказом от 07.07.2010 № 320 мероприятия для подключения заявителя были включены в инвестиционную программу;
- для разработки проектно-сметной документации на строительство сетей электроснабжения для технологического присоединения объекта гр. Перетока Т.Я. проведены закупочные процедуры по выбору подрядчика: сравнительная матрица составлена 27.08.2010, договор с ООО "ПМК Сибири" на осуществление проектных работ заключен 06.09.2010. Срок завершения работ по договору - не позднее октября 2010. Дополнительным соглашением к договору от 26.11.2010 стороны определили срок завершения работ считать не позднее 30.11.2010;
- для выполнения строительно-монтажных работ по разработанным мероприятиям для технологического присоединения гр. Перетоки Т.Я. данные мероприятия были сформированы в закупку "Строительство КЛ 10 кВ от опоры № 36 (ф. 20-8) до проектируемой КТПП 10/0,4 кВ (протяженностью 250 м), строительство ВЛИ 0,4 кВ от проектируемой КТПП 10/0,4 кВ вдоль пер. Ачинского (протяженностью 120 м), установка КТПП 10/0,4 кВ с силовым трансформатором мощностью 160 кВА", решение о включении данной закупки в годовую комплексную программу закупок (далее - ГКПЗ) 2010 года было принято 28.07.2010 (выписка из протокола № 28 от 28.07.2010). согласно указанному решению определен месяц и год начала поставки товара - октябрь 2010, месяц окончания поставки - декабрь 2010, планируемая цена лота - 1 313 000 руб., источник финансирования - прибыль;
- в дальнейшем в указанное решение вносились изменения: 14.10.2010 - об изменении месяца объявления о начале процедуры поставки (протокол № 43), 25.11.2010 - об изменении месяца объявления о начале процедуры поставки (протокол № 52). Указанные сроки изменялись, как пояснил представитель заявителя, в связи с неготовностью проектно-сметной документации;
- 30.11.2010 принят Приказ № 832 о проведении закупок и назначении экспертной группы, в т.ч. по закупке, связанной с технологическим присоединением гр. Перетоки Т.Я. Установлен срок определения победителя закупок - 13.01.2011;
- 14.12.2010 внесены изменения в ГКПЗ на 2010 год в части закупки, связанной с технологическим присоединением гр. Перетоки Т.Я. в части стоимости закупки: увеличена стоимость до 1 560, 000 тыс. руб. (протокол № 60)
- 23.12.2010 подписан Приказ № 904 об утверждении проектно-сметной документации;
- 30.12.2010 составлен Отчет экспертной группы об оценке предложений участников открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора подряда на выполнение работ по строительству объектов электроснабжения для технологического подключения, 11.01.2011 определен победитель запроса - ООО "МонтажЭлектроСервис", предложивший стоимость выполнения работ 1 559 993, 77 руб. Второе место присвоено заявке ООО "ПМК Сибири" со стоимостью коммерческого предложения 1 555 814, 21 руб.;
- 21.04.2011 на заседании Центральной конкурсной комиссии принято решение о внесении изменений в существенные условия проектов договоров с подрядными организациями, победившими в регламентированных закупочных процедурах, в части цены договора, цена снижена до 1 248 000 руб., срок выполнения работ по договору изменен на апрель - август 2011 года;
- 10.05.2011 заключен договор подряда с ООО "МонтажЭлектроСервис" на выполнение работ по строительству объектов электроснабжения для технологического подключения.
Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании и следует из представленных в материалы дела доказательств, одновременно с заключением договоров на разработку ПСД, на выполнение строительных работ, проведение соответствующих закупок, заявителем осуществлялись действия по выбору и оформлению права аренды на земельный участок для строительства объектов электроснабжения:
- 19.10.2010 в администрацию г. Шарыпово подано заявление о выделении земельного участка под строительство объектов электроснабжения вдоль переулка Ачинского (письмо от 11.10.2010 № 266/80.2, вх. № 02-41/4182);
- 01.12.2010 заявитель обратился в администрацию г. Шарыпово с напоминанием о необходимости обеспечения выбора земельного участка;
- 01.02.2011 между заявителем и ООО "ЦПИ "ГеоКад" заключен договор на проведение кадастровых работ;
- 23.03.2011 заявитель обратился в администрацию г. Шарыпово об оформлении актов выбора земельных участков под строительство объектов электроснабжения вдоль переулка Ачинского;
- 27.04.2011 распоряжением администрации г. Шарыпово № 962 утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Шарыпово, квартал Листвяг, пер. Ачинский, № 1/1 для строительства ВКЛ 10/0,4 кВ с КТПП 10/0,4 кВ;
- 11.05.2011 утвержден акт выбора и обследования земельного участка под строительство объекта;
- 30.05.2011 составлен кадастровый паспорт земельного участка;
- 25.05.2011 администрацией г. Шарыпово принято распоряжение № 1308 о публикации информационного сообщения о возможном предоставлении земельного участка для строительства;
- 10.08.2011 администрацией г. Шарыпово принято распоряжение № 2145 о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 16.08.2011 заявитель обратился в администрацию г. Шарыпово с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства ВКЛ 10/0,4 кВ с КТПП 10/0,4 кВ;
- 31.08.2011 администрацией г. Шарыпово принято распоряжение № 2406 о представлении заявителю земельного участка для строительства ВКЛ 10/0,4 кВ с КТПП 10/0,4 кВ;
- 15.09.2011 между администрацией г. Шарыпово и заявителем заключен договор аренды земельного участка под строительство.
Согласно акту о приемке выполненных работ за ноябрь 2011, строительство КЛ 10 кВ от опоры № 36 (ф. 20-8) до проектируемой КТПП 10/0,4 кВ (протяженностью 250 м), строительство ВЛИ 0,4 кВ от проектируемой КТПП 10/0,4 кВ вдоль пер. Ачинского (протяженностью 120 м), установка КТПП 10/0,4 кВ с силовым трансформатором мощностью 160 кВА выполнено 07.11.2011.
Акт о технологическом присоединении был подписан между сторонами 15.12.2011.
Проанализировав представленные доказательства, в том числе Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Сибири", суд пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом совершения заявителем правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем совершения действий по технологическому присоединению объекта, принадлежащего гр. Перетока Т.Я., с превышением допустимых пределов осуществления гражданских прав, что повлекло нарушение прав указанного лица, в связи со следующим.
С момента заключения договора о технологическом присоединении (19.03.2010) и до начала осуществления мероприятий по проведению закупочных процедур (28.07.2010) прошло более 4 месяцев, в течение которых заявителем не совершалось никаких действий по выполнению обязательств по договору. При этом Правилами технологического присоединения установлен максимальный срок для присоединения - 6 месяцев.
Ссылка заявителя о направлении 17.05.2010 запроса № 1.3/05-4962 в КГУ "Красноярская краевая государственная экспертиза" о необходимости проведения государственной экспертизы в отношении строительства новых объектов электросетевого хозяйства и получение 04.06.2010 ответа КГУ "Красноярская краевая государственная экспертиза" об отсутствии необходимости проведения указанной государственной экспертизы, не может служить доказательством выполнения условий договора о технологическом присоединении, поскольку из указанных писем не следует, что они направлены в связи с исполнением договора с гр. Перетока Т.Я.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств невозможности начать исполнение договорных обязательств, в т.ч. в части выбора подрядчика для подготовки проектно-сметной документации, до получения разъяснений от КГУ "Красноярская краевая государственная экспертиза". Вместе с тем, выбор подрядчика осуществлен только 27.08.2010.
Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Сибири" не установлены какие-либо сроки проведения регламентированных закупок, при этом заявителем неоднократно переносились сроки начала процедуры поставок. Основанием для таких действий заявитель указал неисполнение подрядчиком обязательств по подготовке проектно-сметной документации.
При этом подрядчик для подготовки проектно-сметной документации, согласно сравнительной матрице, был выбран 27.08.2010, т.е. более чем через 5 месяцев после заключения договора на технологическое присоединение, договор с ним был заключен 06.09.2010. В договоре подряда на подготовку ПСД были установлены сроки выполнения работ - не позднее октября 2010, однако, дополнительным соглашением к договору от 26.11.2010 стороны определили срок завершения работ считать не позднее 30.11.2010. Представитель заявителя в судебном заседании не смог пояснить причины увеличения срока исполнения договора.
Отсутствием проектно-сметной документации заявитель объясняет позднее (19.10.2010) обращение в администрацию за выделением земельного участка для строительства объектов электроснабжения. Однако, вышеперечисленные действия заявителя не свидетельствуют о принятии каких-либо мер к более быстрому изготовлению ПСД с учетом установленных законодательством сроков технологического присоединения объектов потребителя.
Кроме того, из приложения к письму от 11.10.2010 № 266/80.2 в администрацию г. Шарыпово о выделении земельного участка следует, что в администрацию были представлены выкопировка с адресного плана г. Шарыпово, пояснительная записка к техническому заданию (заявитель не смог пояснить, к какому именно), выписка из реестра договоров (до 15 кВт) для включения в ИПР. Каких-либо документов, касающихся проектно-сметной документации на строительство объекта электроснабжения, к письму не прикладывалось. Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности направления указанного заявления в более ранние сроки.
Приведенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о злоупотреблении заявителем доминирующим положением при выполнении обязательств по технологическому присоединению, несвоевременном выполнении возложенных на общество "МРСК Сибири" обязанностей по договору технологического присоединения.
Учитывая установленные Правилами технологического присоединения сроки присоединения (6 месяцев), которые были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 № 334, заявитель должен был при установлении порядка проведения регламентированных закупок, заключении договоров на разработку проектно-сметной документации и осуществление строительно-монтажных работ, исходить из максимального соблюдения требований законодательства, регулирующего отношения по технологическому присоединению.
Фактические действия общества "МРСК Сибири" привели к необоснованному затягиванию сроков исполнения обязательств по договору от 19.03.2010 № 20.24.24563.09 (общий срок выполнения мероприятий с момента заключения договора составил 21 месяц) и не позволили, в том числе, гр. Перетока Т.Я. своевременно исполнить свою часть обязательств по прокладке ответвления 0,23 кВ самонесущим изолированным проводом от точки присоединения к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" расположенной не далее 25 метров от границы участка заявителя до выносного пункт учета (ВПУ) и от ВПУ до ввода в жилой дом в соответствии с пунктом 11 Технических условий.
На основании изложенного суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27.01.2012 по делу № 414-10-11.
Проверено на соответствие Федеральному закону "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.А.РАЗДОБРЕЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru