Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2012 г. по делу № А33-3690/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 августа 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красноярская региональная энергетическая компания" (ИНН 2466118202, ОГРН 1042402949434)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
с привлечением к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Партнер"
о признании незаконным решения от 06.12.2011 по делу № 69-10-11,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексеевой Д.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - ООО "Красноярская региональная энергетическая компания") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании незаконным решения от 06.12.2011 по делу № 69-10-11.
Определением от 21.05.2012 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - ООО "Партнер").
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления № 66004964285929 от 19.06.2012, № 66004964285912 от 27.06.2012, № 66004964285905 от 27.06.2012), для участия в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, по представленным в материалы дела доказательствам.
Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление ООО "Партнер" о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Красноярскэнергосбыт" в связи с предъявлением неправомерных требований по оплате электрической энергии исходя из безучетного потребления, а также о нарушении требований антимонопольного законодательства ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" по факту неправомерного установления в актах о безучетном потреблении электроэнергии потребителям (юридическими лицами) от 26.10.2010 № 23, от 22.11.2010 № 35 факта безучетного потребления и нарушения Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Положения).
В ходе рассмотрения антимонопольного дела установлено, что между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО "Партнер" заключен договор от 01.12.2008 № 1399 на электроснабжение.
В рамках указанного договора ОАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а ООО "Партнер" (абонент) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
В целях оказания услуг по передаче электрической энергии абонентам, в том числе ООО "Партнер", между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" (сетевая организация) заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 16.11.2009 № 016/3-77.
Приложением № 6 к указанному договору стороны согласовали Регламент взаимодействия "сетевой организации" и "гарантирующего поставщика" в процессе составления и оборота актов о безучетном (бездоговорном) потреблении и расчета объемов потребленной электроэнергии. Приложение № 10 определяет Регламент определения объема передачи электрической энергии "сетевой организации" и фактических потерь электроэнергии в сетях "сетевой организации".
Пунктом 3.3.15 указанного договора в обязанности ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" вменено проведение проверок состояния приборов учета потребителей гарантирующего поставщика.
Приложением № 6 к договору от 16.11.2009 № 016/3-77 установлено, что акты о безучетном потреблении составляются "сетевой организацией" при выявлении фактов безучетного потребления в ходе снятия показаний приборов учета, в том числе контрольных показаний, или в ходе проверок состояния приборов учета и их сохранности (пункт 3 Приложения № 6).
Приложением № 6-1 определена форма Акта о безучетном потреблении электроэнергии потребителями (юридическими лицами).
Согласно пункту 6 Приложения № 6 к договору от 16.11.2009 № 016/3-77 при составлении акта по юридическому лицу необходимо присутствие потребителя или его представителя, акт может быть составлен в отсутствие потребителя, но с обязательным присутствием двух незаинтересованных лиц. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается потребителю, второй остается у сетевой организации. Отказ от подписания акта о безучетном потреблении обязательно должен быть зафиксирован в акте с указанием причин отказа, а факт отказа подтвержден 2-мя незаинтересованными лицами. При отказе потребителя от получения акта, последний должен быть направлен потребителю заказным письмом с уведомлением о вручении.
Пунктом 10 Приложения № 6 к договору № 016/3-77 от 16.11.2009 установлено, что копии оформленных надлежащим образом актов о безучетном потреблении электроэнергии с приложением подписанных потребителем расчетов количества неучтенной электроэнергии передаются гарантирующему поставщику с сопроводительным письмом до 25 числа текущего месяца. В случае несоответствия акта установленной форме, акт с замечаниями возвращается сетевой организации на доработку не позднее 5 дней с момента поступления гарантирующему поставщику.
Приложение № 10 определяет, что объем электрической энергии потребителям за расчетный период определяется суммированием объемов отпущенной электрической энергии юридическим и физическим лицам, в том числе объемов, установленных актами о безучетном потреблении, составленными, в том числе сетевой организацией.
ОАО "Красноярскэнергосбыт" информировало Красноярское УФАС России о том, что 15.11.2010 с сопроводительным письмом № 556 от ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" в адрес ОАО "Красноярскэнергосбыт" был передан акт № 23 от 26.10.2010 о безучетном потреблении электроэнергии абонентом - ООО "Партнер" (письмо направлено директором Кодинского филиала ООО "Краевая сетевая компания Сервис").
Указанный акт составлен инженером-инспектором Суворовым А.А. в присутствии представителей общественности: Федоровой Н.И., Бабушкина Д.С. Акт представителем ООО "Партнер" не подписан. Сведения о том, что акт был составлен в присутствии представителя ООО "Партнер", сведения об отказе от подписания акта представителем ООО "Партнер", а также сведения об отказе от присутствия при его составлении акт не содержит. Указанный акт предписывает ООО "Партнер" в срок до 07.11.2010 установить счетчик (U=380 В, номинал - 5А, рекомендуемый класс точности - 1.0, с датой гос. поверки не более 1 года).
09.12.2010 с сопроводительным письмом № 625 в адрес ОАО "Красноярскэнергосбыт" был передан акт № 35 от 22.11.2010 о безучетном потреблении электроэнергии названным лицом (письмо направлено директором Кодинского филиала ООО "Краевая сетевая компания "Сервис"). Акт № 35 от 22.11.2010 составлен начальником службы учета Подкуйко С.М. в присутствии представителей общественности: Колпакова А.А., Ларина И.В. Акт представителем ООО "Партнер" не подписан. Сведения о том, что акт был составлен в присутствии представителя ООО "Партнер", сведения об отказе от подписания акта представителем ООО "Партнер", а также сведения об отказе от присутствия при его составлении акт не содержит.
Указанные акты приняты ОАО "Красноярскэнергосбыт" для расчета стоимости безучетного потребления электроэнергии. На основании акта № 23 от 26.10.2010 ОАО "Красноярскэнергосбыт" была рассчитана стоимость потребленной электрической энергии в сумме 244 900,69 руб. (объем потребленной электрической энергии - 120 179 кВтч; счет-фактура от 30.11.2010). На основании акта № 35 от 22.11.2010 гарантирующим поставщиком ООО "Партнер" была предъявлена к оплате сумма - 215 934,53 руб. (объем потребления за 5 дней октября - 24 000 кВтч, за 22 дня ноября 2010 года -100 800 кВтч; счет-фактура от 31.12.2010). Общая стоимость электрической энергии, предъявленная ОАО "Красноярскэнергосбыт" к оплате ООО "Партнер" на основании актов о безучетном потреблении, составила 518 537,43 руб.
Условия пункта 4.2.2 договора № 1399 предусматривают право гарантирующего поставщика на введение частичного и (или) полного ограничения режима потребления электрической энергии в случае выявления фактов безучетного потребления электрической энергии. Пунктом 7.6 указанного договора установлено, что в случае повреждения расчетных приборов учета гарантирующий поставщик вправе произвести перерасчет расхода электрической энергии как произведение установленной мощности (или присоединенной мощности) и числа часов работы оборудования за период со дня последней замены расчетных приборов учета или проверки схемы их включения.
Уведомлением от 13.12.2010 № 227-17-267 ОАО "Красноярскэнергосбыт" информировало ООО "Партнер" о наличии задолженности по договору № 1399 от 01.12.2008 в сумме 209 443,19 руб. (определена как разница стоимости электрической энергии, рассчитанной на основании актов о бездоговорном потреблении электроэнергии, и суммой денежных средств, перечисленных ООО "Партнер" на счет ОАО "Красноярскэнергосбыт" в оплату поставленной электрической энергии) и предложило произвести оплату предъявленной суммы в течение двух дней.
Письмом от 21.12.2010 № 131/03-2775 ОАО "Красноярскэнергосбыт" повторно предложило ООО "Партнер" произвести оплату за потребленную электрическую энергию в срок до 10 часов 28 декабря 2010 года, указав на то обстоятельство, что в случае задержки платежа после 10 часов 28 декабря 2010 будет введено частичное ограничение поставки электрической энергии, а с 10 часов 12 января 2011 года - полное ограничение режима потребления электрической энергии до погашения задолженности.
Указанная информация подтверждена письмом от 21.12.2010 № 131/01-2796.
При рассмотрении заявления ОАО "Красноярскэнергосбыт" представило в адрес Красноярского УФАС России информацию о том, что в связи с возражениями ООО "Партнер" от 21.12.2010 № 15 обществом введение ограничения, прекращение поставки электрической энергии на объекты ООО "Партнер" не вводилось.
В заявлении ООО "Партнер" указало на факты нарушения ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" требований действующего законодательства при составлении акта № 23 от 26.10.2010. Так, в соответствии с информацией, представленной ООО "Партнер", акт был составлен в отсутствие представителя общества, руководство общества не было извещено о предполагаемом осмотре объектов электроснабжения общества. О составлении акта ООО "Партнер" также не было уведомлено.
ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" информировало управление о том, что 26.10.2010 осмотр ТП 10/0,4 кВ № 268, расположенной вблизи производственной базы ООО "Партнер" в г. Кодинске Красноярского края, принадлежащей ООО "Партнер", производился в присутствии главного энергетика ООО "Партнер" Щеголева А.М., который отказался от подписания акта в связи с несогласием расчета безучетного потребления электроэнергии. По данному факту составлен акт об отказе от подписи безучетного (бездоговорного) потребления электрической энергии от 26.10.2010.
От присутствия при составлении акта о безучетном потреблении электроэнергии 22.11.2010 согласно информации, представленной ООО "Красноярская региональная энергетическая компания", представитель ООО "Партнер" отказался. По данному факту ООО "Краевая сетевая компания - сервис" составлен акт об отказе от присутствия представителя потребителя от 22.11.2010. При этом доказательства, свидетельствующие о наличии полномочий у ООО "Красноярская сетевая компания - Сервис" по составлению указанных актов в отношении абонентов ОАО "Красноярскэнергосбыт" ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" представлено не было.
Сведения о поступлении акта об отказе от подписи безучетного (бездоговорного) потребления электрической энергии от 26.10.2010, а также акта об отказе от присутствия представителя потребителя от 22.11.2010 в адрес ОАО "Красноярскэнергосбыт" общество не представило. Акт № 23 от 26.10.2010, а также акт № 35 от 22.11.2010 ОАО "Красноярскэнергосбыт" на доработку в адрес ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" не направлялись.
С учетом изложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что акты о безучетном потреблении электрической энергии № 23 от 26.10.2010 и № 35 от 22.11.2010 составлены ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" с нарушением пункта 152 Положений. Указанные акты не были подписаны представителем ООО "Партнер" и не содержали сведений о том, что документы были составлены в присутствии представителя ООО "Партнер", об отказе от подписания актов представителем ООО "Партнер", а также сведений об отказе от его присутствия при составлении актов.
Решением от 06.12.2011 по делу № 69-10-11 УФАС России по Красноярскому краю признало ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в форме составления актов о безучетном потреблении электрической энергии потребителями (юридическими лицами) № 23 от 26.10.2010, № 35 от 22.11.2010 с нарушением требований пункта 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.
Полагая, что решение от 06.12.2011 по делу № 69-10-11 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.


Суд полагает, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган, в том числе:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1);
- устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (пункт 10).
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Следовательно, оспариваемое решение от 06.12.2011 по делу № 69-10-11 вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленной действующим законодательством компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, пунктом 3.2.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 17.01.2007 № 5, установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила), субъектами розничного рынка являются, в том числе сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Исходя из пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Основным видом деятельности ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" является оказание услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Красноярского края в границах расположения электрических сетей, эксплуатируемых ООО "Красноярская региональная энергетическая компания".
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих в пользовании энергией.
В соответствии с пунктом 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 в целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств сетевые организации осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субъектами розничных рынков в порядке, установленном настоящим документом.
Согласно пункту 79 Правил № 530, безучетным потреблением электрической энергии является выявление случаев потребления электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) и настоящими Правилами со стороны покупателя, выразившимся во вмешательстве в работу соответствующего прибора учета или несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета, обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на покупателя, а также в иных действиях покупателя, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии.
Пунктом 151 Правил № 530 установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктом 152 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель. Отказ потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представителя от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а равно отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии или в отдельном акте, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц и подписанном этими лицами.
При этом в силу части 1 пункта 152 указанных Правил в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться не только данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, но и объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
Таким образом, исходя из указанных требований законодательства, если потребителем является юридическое лицо, то в акте в обязательном порядке должны содержаться сведения о его представителе, а сама проверка проводится в присутствии представителя юридического лица. Следовательно, достоверным и допустимым доказательством факта и объема бездоговорного потребления является акт, составленный в соответствии с пунктом 152 Правил № 530. Соблюдение требований данной нормы обеспечивает баланс интересов как сетевой организации, так и потребителя.
Как следует из материалов дела, ОАО "Красноярскэнергосбыт" информировало Красноярское УФАС России о том, что 15.11.2010 с сопроводительным письмом № 556 от ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" в адрес ОАО "Красноярскэнергосбыт" был передан акт № 23 от 26.10.2010 о безучетном потреблении электроэнергии абонентом - ООО "Партнер" (письмо направлено директором Кодинского филиала ООО "Краевая сетевая компания Сервис").
Указанный акт составлен инженером-инспектором Суворовым А.А. в присутствии представителей общественности: Федоровой Н.И., Бабушкина Д.С. Акт представителем ООО "Партнер" не подписан. Сведения о том, что акт был составлен в присутствии представителя ООО "Партнер", сведения об отказе от подписания акта представителем ООО "Партнер", а также сведения об отказе от присутствия при его составлении акт не содержит. Указанный акт предписывает ООО "Партнер" в срок до 07.11.2010 установить счетчик (U=380 В, номинал - 5А, рекомендуемый класс точности - 1.0, с датой гос. поверки не более 1 года).
09.12.2010 с сопроводительным письмом № 625 в адрес ОАО "Красноярскэнергосбыт" был передан акт № 35 от 22.11.2010 о безучетном потреблении электроэнергии названным лицом (письмо направлено директором Кодинского филиала ООО "Краевая сетевая компания "Сервис"). Акт № 35 от 22.11.2010 составлен начальником службы учета Подкуйко С.М. в присутствии представителей общественности: Колпакова А.А., Ларина И.В. При этом указанный акт представителем ООО "Партнер" не подписан. Сведения о том, что акт был составлен в присутствии представителя ООО "Партнер", сведения об отказе от подписания акта представителем ООО "Партнер", а также сведения об отказе от присутствия при его составлении акт не содержит.
Указанные акты были приняты ОАО "Красноярскэнергосбыт" для расчета стоимости безучетного потребления электроэнергии. Общая стоимость электрической энергии, предъявленная ОАО "Красноярскэнергосбыт" к оплате ООО "Партнер" на основании актов о безучетном потреблении, составила 518 537,43 руб.
При рассмотрении антимонопольного дела ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" пояснила, что 26.10.2010 осмотр ТП 10/0,4 кВ № 268, расположенной вблизи производственной базы ООО "Партнер" в г. Кодинске Красноярского края, принадлежащей ООО "Партнер", производился в присутствии главного энергетика ООО "Партнер" Щеголева А.М., который отказался от подписания акта в связи с несогласием расчета безучетного потребления электроэнергии. По данному факту составлен акт об отказе от подписи безучетного (бездоговорного) потребления электрической энергии от 26.10.2010.
От присутствия при составлении акта о безучетном потреблении электроэнергии 22.11.2010 согласно информации, представленной ООО "Красноярская региональная энергетическая компания", представитель ООО "Партнер" отказался. По данному факту ООО "Краевая сетевая компания - сервис" составлен акт об отказе от присутствия представителя потребителя от 22.11.2010. При этом доказательства, свидетельствующие о наличии полномочий у ООО "Красноярская сетевая компания - Сервис" по составлению указанных актов в отношении абонентов ОАО "Красноярскэнергосбыт" ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" представлено не было.
На заседании Комиссии УФАС главный инженер ООО "Партнер" Щеголев А.М. пояснил, что 26.10.2010 в 16 часов 30 мин. позвонил заместитель директора по производству ООО "Партнер" Мирзоев А.А. и сообщил, что в ТП № 268 (принадлежащей ООО "Партнер") находятся представитель ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" инженер-инспектор Суворов А.А. совместно с инспектором Федоровой Н.И. представителем Кодинского филиала ООО "КСК-сервис". К моменту прибытия на базу Щеголева А.М. проверяющие вышли с территории ТП № 268. Щеголева А.М. информировали в устной форме о том, что ООО "Партнер" необходимо заменить прибор учета, расположенного в ТП. Для получения предписания на замену прибора учета электроэнергии ООО "Партнер" необходимо явиться в Кодинский филиал ООО "Красноярская сетевая компания-Сервис" к 9 часам 27.10.2010.
27.10.2010 прибыв в ООО "Красноярская сетевая компания-Сервис" предписание Щеголев А.М. не получил, так как оно не было изготовлено. 28.10.2010 вместо предписания о замене прибора учета электроэнергии, инженер-инспектор Суворов А.А. предложил Щеголеву А.М. подписать акт № 23 от 26.10.2010 о безучетном потреблении электроэнергии.
Прочитав пункт 7 акта Щеголев А.М. отказался от его подписи, в связи с тем, что пункт 7 указанного акта не соответствовал действительности и представитель ООО "Партнер" не присутствовал при осмотре прибора учета электроэнергии в ТП № 268. На претензии Щеголев А.М. получил ответ представителя сетевой организации ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" инженера-инспектора Суворова А.А. о том, что они передадут акт о безучетном потреблении электроэнергии в ОАО "Красноярскэнергосбыт" без подписи представителя ООО "Партнер".
При осмотре ТП № 268 и составлении акта о безучетном потреблении электроэнергии № 23 от 26.10.2010 Щеголев А.М. не присутствовал и соответственно составленный акт подписывать отказался, гак как не был согласен с указанными в нем нарушениями.
22 ноября 2010 года с целью получения акта приемки в эксплуатацию приборов коммерческого учета потребителей в связи с заменой прибора учета электроэнергии в ТП № 268, принадлежащем ООО "Партнер", Щеголев А.М. прибыл в Кодинский филиал ООО "КСК-сервис". При получении указанного акта приемки к Щеголеву А.М. обратилась начальник службы учета Подкуйко С.М., которая попросила подписать акт № 35 от 22.11.2010 о безучетном потреблении электроэнергии ООО "Партнер". Щеголев А.М. отказался его подписывать и получать, так как был уверен, что фактической проверки не проводилось и акт о безучетном потреблении электроэнергии составлен без выезда к ТП по надуманным основаниям. В этот день 22.11.2010 производилась замена прибора учета электроэнергии в указанном ТП № 268 и Щеголев А.М. практически весь день находился возле ТП. Следовательно, указанные в акте № 35 от 22.11.2010 о безучетном потреблении электроэнергии нарушения не соответствуют действительности.
Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что о составлении акта о безучетном потреблении электроэнергии № 35 от 22.11.2010 уполномоченные представители ООО "Партнер" не были уведомлены и не имели возможности отказаться от присутствия при составлении указанного акта.
Исходя из вышеизложенного, комиссия УФАС правомерно пришла к выводу, что акты о безучетном потреблении электрической энергии № 23 от 26.10.2010, № 35 от 22.11.2010 были составлены ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" с нарушением требований пункта 152 Правил № 530.
Действия ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" по составлению актов о безучетном потреблении электрической энергии № 23 от 26.10.2010 и № 35 от 22.11.2010 в нарушение требований, установленных пунктом 152 Правил № 530, и передача названных актов ОАО "Красноярскэнергосбыт" для выставления сумм к оплате могли привести к ущемлению интересов ООО "Партнер".
При установленных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что антимонопольным органом доказано нарушение заявителем требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также законность и обоснованность принятого решения от 06.12.2011 по делу № 69-10-11.
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
При подаче настоящего заявления в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в размере 2 000 рублей, которая с учетом рассмотрения дела подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Красноярская региональная энергетическая компания" требований отказать.
Проверено на соответствие положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.В.БОЛУЖ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru