Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2012 г. по делу № 3-83/2012

Волгоградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре Я.,
с участием:
прокурора прокуратуры Волгоградской области Мещеряковой Л.В.,
представителей заявителя администрации городского поселения город Краснослободск А., Щ.,
представителей заинтересованных лиц:
Волгоградской областной Думы Б.,
Правительства Волгоградской области С.,
администрации Среднеахтубинского района Т.,
Среднеахтубинской районной Думы К.,
"19" сентября 2012 года в г. Волгограде рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Волгоградского областного суда гражданское дело по заявлению главы городского поселения г. Краснослободска Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 раздела XIII приложения № 1 к Закону Волгоградской области от 30 ноября 2006 года № 1327-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Среднеахтубинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями",

установил:

Глава городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 "Площадка для временного хранения твердых бытовых отходов, инвентарный номер 01100031" раздела XIII "Имущество предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора" приложения 1 "Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Среднеахтубинского муниципального района, но не отнесенным законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Среднеахтубинского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Среднеахтубинским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность городского поселения г. Краснослободск" к Закону Волгоградской области от 30 ноября 2006 года № 1327-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Среднеахтубинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
В обоснование своих требований указал, что объект "Площадка для временного хранения твердых бытовых отходов" предназначен для утилизации твердых бытовых отходов и на основании указанного Закона был включен в реестр муниципальной собственности городского поселения г. Краснослободск. Между тем, в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14, подп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Таким образом, в силу п. 9 ч. 3 ст. 50 этого же Федерального закона указанный объект должен находиться в собственности Среднеахтубинского муниципального района, который должен нести ответственность за содержание такого рода объектов.
Таким образом, заявитель полагал, что оспариваемый в части Закон Волгоградской области от 30 ноября 2006 года № 1327-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Среднеахтубинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" противоречит федеральным нормам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании представители заявителя по доверенности А. и Щ. заявленные требования поддержали и просили суд их удовлетворить, указывая, что спорный объект фактически является "свалкой". Отходы, размещенные на этой свалке, хранятся постоянно, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Представитель по доверенности органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, Волгоградской областной Думы - Б., а также представители заинтересованных лиц: Правительства Волгоградской области - по доверенности С., администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области - по доверенности Т. и Среднеахтубинской районной Думы - по доверенности К., в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, поскольку оспариваемый Закон был принят в соответствии с установленным законом порядком безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями. По мнению представителей спорный объект является "площадкой для временного хранения твердых бытовых отходов" и в таком качестве принят на баланс заявителя.
Суд, выслушав участников, заключение прокурора Мещеряковой Л.В., полагавшей заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства и материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч. 1).
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2).
Как следует из материалов дела, 30 ноября 2006 г. Главой Администрации Волгоградской области был подписан принятый 21 ноября 2006 г. Волгоградской областной Думой Закон Волгоградской области № 1327-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Среднеахтубинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Закон был опубликован в печатном издании "Волгоградская правда" 05 декабря 2006 г., № 226 (спецвыпуск 3) и вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (статья 3 Закона).
Статьей 1 данного документа утверждены перечни безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Среднеахтубинского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований.
Приложение 1 к данному Закону представляет собой Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Среднеахтубинского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Среднеахтубинского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Среднеахтубинским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность городского поселения г. Краснослободск.
Согласно п. 1 разд. XIII указанного приложения в собственность муниципального образования городское поселение г. Краснослободск передано в качестве имущества, предназначенного для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, поименованное как "Площадка для временного хранения твердых бытовых отходов, инвентарный номер 01100031", расположенный в г. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области.
Статьями 83, 85 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ) был установлен переходный период до 01 января 2009 г., в течение которого должна быть реализована реформа местного самоуправления, предусматривающая перераспределение имущества между муниципальными образованиями в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) и Законом Волгоградской области от 12 января 2006 г. № 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом".
Частью 11.1. ст. 154 названного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 упомянутого Федерального закона.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ видами имущества правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из объяснений участвующих в деле лиц в судебном заседании и не оспаривалось ими, порядок согласования спорного имущества, подлежащего передаче в собственность городского поселения г. Краснослободск Волгоградской области и указанного в пункте 1 раздела XIII приложения № 1 к Закону Волгоградской области от 30 ноября 2006 года № 1327-ОД, был соблюден надлежащим образом.
При этом, объект, переданный городскому поселению г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области под наименованием "Площадка для временного хранения твердых бытовых отходов, инвентарный номер 01100031", является отведенным местом для складирования отходов производства и потребления, и фактически выполняет функции свалки. Отходы, размещенные на этой свалке, хранятся постоянно, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании заинтересованными лицами, подтверждаются материалами гражданского дела № 2-454/2010, решением Краснослободского районного суда от 28.06.2010 г. по данному делу, из которого следует, что спорный объект является "свалкой" отходов, которые хранятся постоянно, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Из материалов дела также следует, что на момент принятия Закона Волгоградской области от 30 ноября 2006 года № 1327-ОД спорный объект не имел статуса "Площадка для временного хранения твердых бытовых отходов", отведение земли, кадастровый паспорт, инвентарный номер 01100031" оформлены данному объекту после принятия Закона и передачи объекта на баланс заявителю.
Вместе с тем в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 14 п. 1 ст. 15 этого Федерального закона установлено, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При этом, в силу п. 12 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в собственности поселений может находиться, в частности, имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно, же п. 9 ч. 3 ст. 50 этого же Федерального закона в собственности муниципальных районов может находиться, в частности, имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В то же время, согласно ч. 5 этой же статьи Закона, в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.
Следовательно, спорный объект не может находиться в собственности поселения, поскольку он относится к видам имущества, которое может находиться в собственности муниципального района, и соответствует полномочиям муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом передача в собственность муниципального образования объекта предназначенного для решения вопросов, не относящихся к его предмету ведения, нарушает права городского поселения г. Краснослободск, возлагает дополнительные обязанности по содержанию такого имущества.
Таким образом, судом установлено наличие противоречия оспариваемой части Закона области федеральному законодательству в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителей Волгоградской областной Думы и представителя Правительства Волгоградской области и других заинтересованных лиц о том, что спорный объект является "Площадкой для временного хранения твердых бытовых отходов" противоречат установленным выше обстоятельствам и доказательствам в силу чего несостоятельны. Довод о том, что заявитель имеет договора о вывозе отходов на лицензированный полигон г. Волжского не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя ввиду того, что данный факт не имеет правового значения для разрешения спорных правоотношений и в силу вышеуказанных обстоятельств. Все указанные договора также заключены после принятия Закона.
При разрешении заявленных требований с достоверностью установлено наличие противоречий оспариваемой нормы Закона области требованиям федерального законодательства, что в силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ является безусловным основанием для признания нормативного правового акта в оговоренной части недействующим.
С учетом того, что оспариваемая норма Закона области действовала в течение длительного времени, Волгоградский областной суд с целью соблюдения прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и иных заинтересованных лиц, на которых распространяется действие оспариваемого пункта нормативного правового акта, полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление главы городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1 "Площадка для временного хранения твердых бытовых отходов, инвентарный номер 01100031" раздела XIII "Имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора" приложения 1 "Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Среднеахтубинского муниципального района, но не отнесенным законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Среднеахтубинского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Среднеахтубинским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность городского поселения г. Краснослободск" к Закону Волгоградской области от 30 ноября 2006 года № 1327-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Среднеахтубинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Сообщение о принятом судом решении опубликовать в газете "Волгоградская правда" после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Волгоградского областного суда
М.Б.ГАЙДАРОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru