УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2012 г. по делу № 510-ФАС52-03/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. - председатель комиссии, заместитель руководителя
управления;
- Довгаль Р.Ю. - член комиссии, заместитель начальника отдела контроля
естественных монополий;
- Пика Е.В. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля
естественных монополий, -
с участием:
К.А.М. - представителя ОАО "Н" (доверенность № 111 от 30.12.2011
г.);
К.Е.К. - представителя ОАО "М" (доверенность от 26.12.2011);
К.Э.В. - представителя ОАО "М" (доверенность от 03.10.2012), -
рассмотрев дело № 510-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Н" (<...>, г. Нижний Новгород, <...>; ИНН <...>) части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление открытого акционерного общества "М" (далее - ОАО "М") на действия открытого акционерного общества "Н" (далее - ОАО "Н"), выразившиеся в направлении в сетевую организацию заявок на введение ограничения режима потребления электроэнергии с нарушением порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии, предусмотренного разделом XIII
Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.
В ходе рассмотрения заявления в действиях ОАО "Н" Управлением обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части подачи в сетевую организацию заявок на введение полного (частичного) ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергией которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
Руководствуясь пунктами 1
и 2 части 2 статьи 39
Федерального закона "О защите конкуренции", антимонопольный орган принял решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Н", о чем на основании части 12 статьи 44
поименованного закона Управлением издан приказ от 05.06.2012 № 170 "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
На заседании комиссии представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении, а также письменных пояснениях от 09.10.2012 № <...>, от 22.10.2012 № <...>, от 25.10.2012 № <...>, от 06.11.2012 б/н. Считают, что ОАО "Н", нарушая установленный нормативно-правовыми актами порядок введения ограничения режима потребления в отношении определенных потребителей (отдельных объектов), создало угрозу наступления негативных последствий - нарушения прав и законных интересов данных потребителей.
Представитель ОАО "Н" факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по делу (письма от 15.10.2012, от 29.10.2012). Считает, что рассматриваемые действия гарантирующего поставщика не привели к ущемлению прав и законных интересов как сетевой организации, так и конечных потребителей, поскольку процедура введения ограничения в отношении рассматриваемых потребителей реализована не была. Просил производство по делу № 510-ФАС52-03/12, возбужденному по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 48
Федерального закона "О защите конкуренции".
В качестве заинтересованных лиц к участию в рассмотрении дела были привлечены все потребители (29 хозяйствующих субъектов), в отношении которых ОАО "Н" были поданы заявки на введение ограничения режима потребления электроэнергии, представленные в материалы дела ОАО "М".
Комиссия, изучив материалы дела № 510-ФАС52-03/12 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
Между ОАО "М" (сетевая организация) и ОАО "Н" (энергосбытовая организация, гарантирующий поставщик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № <...> от 25.01.2008 (далее - договор) с целью исполнения ОАО "Н" обязательств по электроснабжению (купле-продаже электроэнергии) перед потребителями, указанными в приложениях № 2, 3 к договору.
Предметом договора является обязанность ОАО "М" оказывать ОАО "Н" услуги по передаче электрической энергии по своим сетям, а также по организации передачи электрической энергии по сетям прочих сетевых организаций, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии до точек поставки, а ОАО "Н" обязуется оплачивать услуги ОАО "М" в порядке, установленном данным договором.
Согласно пункту 3.3.1. договора ОАО "Н" имеет право подавать в ОАО "М" заявки на введение ограничения и восстановление режима потребления электрической энергии потребителям, если ОАО "Н" соблюден предусмотренный действующими нормативно-правовыми актами и настоящим договором порядок направления соответствующих заявок, а также порядок введения ограничения (восстановления) режима потребления энергии.
Порядок приостановления и возобновления передачи электрической энергии определяется приложением № 6 к договору.
В соответствии с пунктом 3 Приложения № 6 к договору ограничение режима потребления электрической энергии в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате потребленной электрической энергии выполняется сетевой организацией по заявке ОАО "Н" в соответствии с Основными положениями
функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Основные положения № 530; действовали в спорный период).
ОАО "М" представило в Управление заявки на введение ограничения режима потребления электрической энергии (далее также - заявки), поданные ОАО "Н" в сетевую организацию, в отношении следующих 29 хозяйствующих субъектов:
1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "1" (далее - МБОУ "1");
2. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "2" (далее - МБДОУ "2");
3. Муниципальное образовательное учреждение "3" (далее - МОУ "3");
4. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "4" (далее - МБДОУ "4");
5. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "5" (далее - МБОУ "5");
6. Муниципальное образовательное учреждение "6" (далее - МОУ "6");
Согласно пункту 4
постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования статьи 10
Гражданского кодекса РФ и статей 3
и 10
Федерального закона "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
ОАО "Н" своими действиями, выразившимися в направлении в сетевую организацию заявок на введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, создало угрозу наступления негативных последствий в виде угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства.
Само по себе отсутствие согласованной величины аварийной брони не свидетельствует о возможности введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (отдельных объектов), указанных в приложении № 6
к Основным положениям № 530.
Действиями по направлению заявок на введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, у которых в установленном порядке согласован акт технологической и аварийной брони, ОАО "Н" ущемляет права и законные интересы данных потребителей, не только необоснованно не принимая во внимание акт технологической и аварийной брони при введении ограничения, но и нарушая требование законодательства об обязательном введении предварительно частичного ограничения.
Кроме того, ОАО "Н" действиями по направлению заявки на введение ограничения электроснабжения всего многоквартирного жилого дома создало угрозу ущемления прав и законных интересов граждан, не имеющих задолженности за потребленную электроэнергию.
В рассматриваемой ситуации с учетом анализа приведенных выше фактических обстоятельств и норм права, регулирующих сферу снабжения электрической энергией, комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО "Н", выразившиеся в подаче заявок на введение ограничения режима потребления электрической энергии с нарушением норм раздела XIII
Основных положений № 530, в отношении следующих потребителей:
1. МБОУ "1";
2. МБДОУ "2";
3. МОУ "3";
4. МБДОУ "4";
5. МБОУ "5";
6. МОУ "6";
7. МКС(К)ОУ "7";
8. МОУ "8";
9. МБОУ "9";
10. МБОУ "10";
11. МБОУ "11";
12. МБДОУ "12";
13. МУП "Р";
14. МП "Д";
15. МП "К1";
16. ООО МУП "К2";
17. ООО МУП "К3";
18. ООО МУП "К4";
19. МП "4";
20. ГУ "14";
21. ООО "Т" (сторона по договору) - в отношении потребителя ООО "Ст";
22. ООО "Б";
23. ОАО "15", -
а также с нарушением норм Правил
№ 307, касающихся порядка введения ограничения в отношении потребителей-граждан, в отношении МУП "16", нарушают часть 1 статьи 10
Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 50
Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Разрешая вопрос о выдаче предписания (предписаний) ответчику по делу, Комиссия исходит из следующего.
В целях предупреждения совершения в последующем Ответчиком нарушений порядка введения ограничения в отношении отдельных потребителей и объектов Комиссия приходит к заключению о необходимости выдачи ОАО "Н" предписаний о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" издано 04.05.2012, а не 04.05.2006.
При этом Комиссия, сопоставив нормы действующих в момент совершения нарушения Основных положений
функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, и действующих в момент принятия решения Правил
полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2006 № 442 (далее - Правила № 442), а также Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, и Правил
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), приходит к выводу о том, что порядок введения ограничения в отношении потребителей электрической энергии и отдельных объектов, предусмотренный Основными положениями
№ 530 и Правилами
№ 307, и порядок введения ограничения, предусмотренный Правилами
№ 442 и Правилами
№ 354, не противоречат друг другу и не влияют на выводы, изложенные в мотивировочной части настоящего решения. Таким образом, Комиссия считает возможным выдать предписания о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно руководствоваться положениями Правил
№ 442 и Правил
№ 354 при инициировании процедуры введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении отдельных потребителей и объектов.
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23
, частью 1 статьи 39
, статьей 41
, статьей 49
, статьей 50
Федерального закона "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать открытое акционерное общество "Н" (<...>, г. Нижний Новгород, <...>; ИНН <...>) нарушившим часть 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем направления заявок на введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (отдельных объектов), указанных в мотивировочной части настоящего решения, с нарушением норм раздела XIII
Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (в редакции постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179), а также норм Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, касающихся введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении граждан-потребителей.
2. Выдать открытому акционерному обществу "Н" предписания о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ
Члены Комиссии
Р.Ю.ДОВГАЛЬ
Е.В.ПИКА