Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2012 г. по делу № 510-ФАС52-03/12

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнев Ю.Н. - председатель    комиссии,     заместитель     руководителя
                 управления;

- Довгаль Р.Ю. - член  комиссии,  заместитель  начальника  отдела  контроля
                 естественных монополий;

- Пика Е.В.    - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела  контроля
                 естественных монополий, -

с участием:

К.А.М.         - представителя ОАО "Н" (доверенность №  111  от  30.12.2011
                 г.);

К.Е.К.         - представителя ОАО "М" (доверенность от 26.12.2011);

К.Э.В.         - представителя ОАО "М" (доверенность от 03.10.2012), -

рассмотрев дело № 510-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Н" (<...>, г. Нижний Новгород, <...>; ИНН <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление открытого акционерного общества "М" (далее - ОАО "М") на действия открытого акционерного общества "Н" (далее - ОАО "Н"), выразившиеся в направлении в сетевую организацию заявок на введение ограничения режима потребления электроэнергии с нарушением порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии, предусмотренного разделом XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.
В ходе рассмотрения заявления в действиях ОАО "Н" Управлением обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части подачи в сетевую организацию заявок на введение полного (частичного) ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергией которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
Руководствуясь пунктами 1 и 2 части 2 статьи 39 Федерального закона "О защите конкуренции", антимонопольный орган принял решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Н", о чем на основании части 12 статьи 44 поименованного закона Управлением издан приказ от 05.06.2012 № 170 "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
На заседании комиссии представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении, а также письменных пояснениях от 09.10.2012 № <...>, от 22.10.2012 № <...>, от 25.10.2012 № <...>, от 06.11.2012 б/н. Считают, что ОАО "Н", нарушая установленный нормативно-правовыми актами порядок введения ограничения режима потребления в отношении определенных потребителей (отдельных объектов), создало угрозу наступления негативных последствий - нарушения прав и законных интересов данных потребителей.
Представитель ОАО "Н" факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по делу (письма от 15.10.2012, от 29.10.2012). Считает, что рассматриваемые действия гарантирующего поставщика не привели к ущемлению прав и законных интересов как сетевой организации, так и конечных потребителей, поскольку процедура введения ограничения в отношении рассматриваемых потребителей реализована не была. Просил производство по делу № 510-ФАС52-03/12, возбужденному по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции".
В качестве заинтересованных лиц к участию в рассмотрении дела были привлечены все потребители (29 хозяйствующих субъектов), в отношении которых ОАО "Н" были поданы заявки на введение ограничения режима потребления электроэнергии, представленные в материалы дела ОАО "М".
Комиссия, изучив материалы дела № 510-ФАС52-03/12 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
Между ОАО "М" (сетевая организация) и ОАО "Н" (энергосбытовая организация, гарантирующий поставщик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № <...> от 25.01.2008 (далее - договор) с целью исполнения ОАО "Н" обязательств по электроснабжению (купле-продаже электроэнергии) перед потребителями, указанными в приложениях № 2, 3 к договору.
Предметом договора является обязанность ОАО "М" оказывать ОАО "Н" услуги по передаче электрической энергии по своим сетям, а также по организации передачи электрической энергии по сетям прочих сетевых организаций, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии до точек поставки, а ОАО "Н" обязуется оплачивать услуги ОАО "М" в порядке, установленном данным договором.
Согласно пункту 3.3.1. договора ОАО "Н" имеет право подавать в ОАО "М" заявки на введение ограничения и восстановление режима потребления электрической энергии потребителям, если ОАО "Н" соблюден предусмотренный действующими нормативно-правовыми актами и настоящим договором порядок направления соответствующих заявок, а также порядок введения ограничения (восстановления) режима потребления энергии.
Порядок приостановления и возобновления передачи электрической энергии определяется приложением № 6 к договору.
В соответствии с пунктом 3 Приложения № 6 к договору ограничение режима потребления электрической энергии в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате потребленной электрической энергии выполняется сетевой организацией по заявке ОАО "Н" в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Основные положения № 530; действовали в спорный период).
ОАО "М" представило в Управление заявки на введение ограничения режима потребления электрической энергии (далее также - заявки), поданные ОАО "Н" в сетевую организацию, в отношении следующих 29 хозяйствующих субъектов:
1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "1" (далее - МБОУ "1");
2. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "2" (далее - МБДОУ "2");
3. Муниципальное образовательное учреждение "3" (далее - МОУ "3");
4. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "4" (далее - МБДОУ "4");
5. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "5" (далее - МБОУ "5");
6. Муниципальное образовательное учреждение "6" (далее - МОУ "6");








Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального закона "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
ОАО "Н" своими действиями, выразившимися в направлении в сетевую организацию заявок на введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, создало угрозу наступления негативных последствий в виде угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства.
Само по себе отсутствие согласованной величины аварийной брони не свидетельствует о возможности введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (отдельных объектов), указанных в приложении № 6 к Основным положениям № 530.
Действиями по направлению заявок на введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, у которых в установленном порядке согласован акт технологической и аварийной брони, ОАО "Н" ущемляет права и законные интересы данных потребителей, не только необоснованно не принимая во внимание акт технологической и аварийной брони при введении ограничения, но и нарушая требование законодательства об обязательном введении предварительно частичного ограничения.
Кроме того, ОАО "Н" действиями по направлению заявки на введение ограничения электроснабжения всего многоквартирного жилого дома создало угрозу ущемления прав и законных интересов граждан, не имеющих задолженности за потребленную электроэнергию.
В рассматриваемой ситуации с учетом анализа приведенных выше фактических обстоятельств и норм права, регулирующих сферу снабжения электрической энергией, комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО "Н", выразившиеся в подаче заявок на введение ограничения режима потребления электрической энергии с нарушением норм раздела XIII Основных положений № 530, в отношении следующих потребителей:
1. МБОУ "1";
2. МБДОУ "2";
3. МОУ "3";
4. МБДОУ "4";
5. МБОУ "5";
6. МОУ "6";
7. МКС(К)ОУ "7";
8. МОУ "8";
9. МБОУ "9";
10. МБОУ "10";
11. МБОУ "11";
12. МБДОУ "12";
13. МУП "Р";
14. МП "Д";
15. МП "К1";
16. ООО МУП "К2";
17. ООО МУП "К3";
18. ООО МУП "К4";
19. МП "4";
20. ГУ "14";
21. ООО "Т" (сторона по договору) - в отношении потребителя ООО "Ст";
22. ООО "Б";
23. ОАО "15", -
а также с нарушением норм Правил № 307, касающихся порядка введения ограничения в отношении потребителей-граждан, в отношении МУП "16", нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Разрешая вопрос о выдаче предписания (предписаний) ответчику по делу, Комиссия исходит из следующего.
В целях предупреждения совершения в последующем Ответчиком нарушений порядка введения ограничения в отношении отдельных потребителей и объектов Комиссия приходит к заключению о необходимости выдачи ОАО "Н" предписаний о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" издано 04.05.2012, а не 04.05.2006.

При этом Комиссия, сопоставив нормы действующих в момент совершения нарушения Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, и действующих в момент принятия решения Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2006 № 442 (далее - Правила № 442), а также Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), приходит к выводу о том, что порядок введения ограничения в отношении потребителей электрической энергии и отдельных объектов, предусмотренный Основными положениями № 530 и Правилами № 307, и порядок введения ограничения, предусмотренный Правилами № 442 и Правилами № 354, не противоречат друг другу и не влияют на выводы, изложенные в мотивировочной части настоящего решения. Таким образом, Комиссия считает возможным выдать предписания о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно руководствоваться положениями Правил № 442 и Правил № 354 при инициировании процедуры введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении отдельных потребителей и объектов.
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать открытое акционерное общество "Н" (<...>, г. Нижний Новгород, <...>; ИНН <...>) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем направления заявок на введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (отдельных объектов), указанных в мотивировочной части настоящего решения, с нарушением норм раздела XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (в редакции постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179), а также норм Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, касающихся введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении граждан-потребителей.
2. Выдать открытому акционерному обществу "Н" предписания о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Члены Комиссии
Р.Ю.ДОВГАЛЬ
Е.В.ПИКА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru