ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
ПРИКАЗ
от 12 ноября 2012 г. № 01-05/895
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ДЕТЯМ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Законом
Российской Федерации от 10.08.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) и Типовым положением
о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 № 2562, с целью оказания логопедической помощи и обеспечения условий для личностного развития детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить положение
об оказании логопедической помощи детям в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
2. Руководителям образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, провести мероприятия, связанные с реализацией настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела дошкольного образования М.В. Плескевич.
Директор
департамента образования
мэрии города Ярославля
С.В.ТЕРЕХ
Приложение
к приказу
департамента образования
мэрии города Ярославля
от 12.11.2012 № 01-05/895
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом
Российской Федерации от 10.08.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями), Типовым положением
о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 № 2562, с учетом рекомендаций, изложенных в Письме Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 № 2 "Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения".
1.2. Оказание логопедической помощи является целью работы с детьми в возрасте от 3 до 7 лет с фонетико-фонематическими, фонетическими, фонематическими нарушениями речи в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тексту - образовательное учреждение), и направлено на обеспечение условий для личностного развития детей.
1.3. Основными задачами работы по оказанию логопедической помощи детям в образовательном учреждении являются:
- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений;
- своевременное преодоление трудностей речевого развития;
- развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- предупреждение нарушений устной и письменной речи;
- привитие навыков коммуникативного общения;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов образовательного учреждения и родителей (законных представителей) детей.
1.4. Для оказания логопедической помощи детям в образовательном учреждении выделяется кабинет, отвечающий Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.2791-10
.
2. Организация деятельности по оказанию логопедической помощи детям в образовательном учреждении
2.1. Логопедическая помощь детям, имеющим нарушения в развитии устной речи: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее по тексту - нарушение речи), в образовательном учреждении оказывается учителем-логопедом.
2.2. На должность учителя-логопеда принимаются педагоги, имеющие специальное дефектологическое образование.
2.3. Должность учителя-логопеда в образовательном учреждении устанавливается из расчета 0,25 единицы на 18 детей, имеющих нарушения речи.
2.4. Продолжительность рабочего времени (норма педагогической работы за ставку заработной платы) для учителя-логопеда устанавливается за 20 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени учителя-логопеда включает учебную работу, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностной инструкцией, разработанной образовательным учреждением.
2.5. На учителя-логопеда распространяются все льготы и преимущества, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для педагогических работников образовательных учреждений (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения).
2.6. Обследование речи детей в целях определения потребности в оказании им логопедической помощи проводится в образовательном учреждении с согласия родителей (законных представителей) учителем-логопедом в период с 1 по 30 сентября.
2.7. По результатам обследования детей психологомедикопедагогический консилиум (далее по тексту - ПМПк) образовательного учреждения определяет контингент детей, нуждающихся в оказании им логопедической помощи.
2.8. ПМПк создается в образовательном учреждении и действует в соответствии с положением.
2.9. С учетом рекомендаций ПМПк и при наличии письменного согласия родителей (законных представителей) руководитель образовательного учреждения издает приказ об оказании логопедической помощи детям.
2.10. Сроки оказания логопедической помощи детям определяются тяжестью выявленного нарушения речи и могут варьироваться от трех месяцев до одного года.
2.11. При оказании логопедической помощи в образовательном учреждении предусматривается взаимодействие учителя-логопеда, родителей (законных представителей) педагогов образовательного учреждения.
Родители (законные представители) вправе знакомиться с ходом и результатами работы по оказанию логопедической помощи ребенку.
2.12. Основной формой работы учителя-логопеда при оказании логопедической помощи являются индивидуальные занятия с детьми, которые проводятся по плану работы.
2.13. Логопедическая помощь оказывается детям ежедневно по графику, утвержденному приказом по образовательному учреждению.
2.14. Логопедическая помощь оказывается каждому ребенку не менее 2 - 3 раз в неделю. Продолжительность логопедической помощи определяется реализуемой общеобразовательной программой образовательного учреждения и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2791-10
.
2.15. Учитель-логопед ведет следующую документацию:
- журнал
регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи (приложение № 1);
- журнал
учета индивидуальных занятий с детьми (приложение № 2);
- речевые карты
с планом индивидуальных занятий (приложение № 3);
- годовой план консультативно-методической работы с педагогическим коллективом и родителями;
- индивидуальные рабочие тетради;
- тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с родителями;
- расписание индивидуальных занятий и циклограмма использования рабочего времени;
- аналитическая справка по результатам работы за текущий учебный год.
2.16. Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет, имеющие сложные нарушения речи: задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, ринолалия, алалия, задержка психического развития, умственная отсталость, с согласия родителей (законных представителей) направляются ПМПк на психологомедикопедагогическую комиссию для проведения комплексного обследования с целью определения образовательного маршрута детей и решения вопроса об их переводе в соответствующие группы компенсирующей направленности. Детям, имеющим вышеперечисленные сложные нарушения речи, логопедическая помощь может быть оказана только в группах компенсирующей направленности.
2.17. Ежегодно с 1 по 30 мая ПМПк подводит итоги работы учителя-логопеда по оказанию логопедической помощи детям, оказываемой в течение учебного года.
Приложение № 1
Журнал
регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи
┌───┬────────────┬────────────┬──────────────┬────────────────┬───────────┐
│ № │ Фамилия, │ Нарушение │ Дата начала │Результативность│Направления│
│п/п│имя ребенка,│ речи │индивидуальных│ работы (дата │дальнейшей │
│ │ дата │ │ занятий │ окончания │ работы с │
│ │ рождения │ │ │ индивидуальных │ ребенком │
│ │ │ │ │ занятий) │ │
├───┼────────────┼────────────┼──────────────┼────────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ │ │
├───┼────────────┼────────────┼──────────────┼────────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ │ │
└───┴────────────┴────────────┴──────────────┴────────────────┴───────────┘
Приложение № 2
Журнал
учета индивидуальных занятий с детьми
┌───┬──────────────────────┬────────────────────────────┬─────────────────┐
│ № │ Список детей │ Тема │ Дата проведения │
│п/п│ │ │ │
├───┼──────────────────────┼────────────────────────────┼─────────────────┤
│ │ │ │ │
├───┼──────────────────────┼────────────────────────────┼─────────────────┤
│ │ │ │ │
└───┴──────────────────────┴────────────────────────────┴─────────────────┘
Приложение № 3
Речевая карта
с планом индивидуальных занятий
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Особенности фонетико-фонематической стороны речи ребенка
Состояние лексико-грамматического строя
Состояние связной речи
Ответы ребенка
План индивидуальных занятий
Результаты коррекции устной речи
Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком
Сведения об ознакомлении родителей (законных представителей), педагогических работников (дважды в течение учебного года)