Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2012 г. № 7-5-2012/152

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Приморского края проведена проверка осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления, соблюдения субъектами названного законодательства за период 2011 год - истекший период 2012 года.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории города Владивостока располагается значительное количество несанкционированных свалок, в связи с чем, администрацией города Владивостока не исполняются обязанности по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно требований ст. ст. 12, 13 последнего закона - запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
При этом, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об охране окружающей среды" размещение отходов производства и потребления, - относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Статьей 51 этого же Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, - запрещается сброс отходов производства и потребления на водосборные площади и на почву.
Также, запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
При этом, требованиями ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установлено, что санитарное содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Санитарными правилами "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88), предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых зданий, жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений органов местного самоуправления по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Также Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 "Об утверждении правил создания охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" установлено, что землепользователи озелененных территорий обязаны: обеспечить сохранность насаждений; не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых отходов. На озелененных территориях запрещается: складировать любые материалы; устраивать свалки мусора.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Муниципальном правовом акте г. Владивостока "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке" пункт 11 отсутствует.

Требованиями п. п. 2.4, 2.5, 3.1, 3.8, 3.10, 6.1, 6.2, 11 Муниципального правового акта г. Владивостока № 297-МПА от 05.04.2011 "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке" установлены обязанности владельцев частного жилого фонда по вывозу отходов, в том числе путем заключения договоров на вывоз отходов со специализированным предприятием, обеспечения своевременной уборки территории индивидуальной застройки, прилегающей территории. За неисполнение указанных обязанностей на таких лиц возлагается ответственность.
Однако, анализ, поступающих в природоохранную прокуратуру жалоб и обращений свидетельствует о том, что территории индивидуальной жилой застройки в городе Владивостоке, а также территории садоводческих и огороднических товариществ и обществ своевременно не очищаются, землепользователями, владельцами жилых домов, членами указанных общественных организаций не принимаются своевременно меры по выполнению, возложенных на них действующим законодательством обязанностей по организованному сбору отходов производства и потребления и их последующей передачи компаниям, осуществляющим транспортировку таких отходов к местам захоронения (утилизации). Договоры на вывоз мусора не заключаются, придомовые территории, территории садоводческих и огороднических общества, товариществ индивидуальных застройщиков и др. содержатся в неудовлетворительном состоянии, что является нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, влекущим причинение вреда окружающей природной среде - лесам, водным объектам, зеленым насаждениям и качеству атмосферного воздуха на территории Владивостокского городского округа.
Предусмотренные требованиями ст. ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ и ст. ст. 7.21, 11.3 Закона Приморского края от 05.03.2007 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" меры административного характера не могут являться в полной мере действенными при решении данной ситуации, поскольку сведения о наличии таких нарушений не всегда своевременно поступают в органы государственного надзора (контроля), правоохранительные органы.
Кроме того, количество лиц, проживающих в частном секторе и использующих земельные участки для ведения садоводства и дачного хозяйства с каждым годом неизменно увеличивается, что в свою очередь усложняет процедуру проведения контрольно-надзорных мероприятий, поскольку количество сотрудников органов, осуществляющих государственный надзор (контроль) за обращением с отходами производства и потребления и санитарным содержанием жилых и иных территорий в г. Владивостоке сокращается.
Вместе с этим, только Приморским межрайонным природоохранным прокурором в рамках проведенных проверочных мероприятий совместно с сотрудниками Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, установлены факты несанкционированного складирования отходов производства и потребления на территориях в районе домов: № 71 по ул. Интернациональная, № 2 по ул. Леонова, № 46 по ул. Стрелковая, N№ 13, 15 по ул. Невельского, N№ 18, 19 по ул. Фонвизина, № 10, 12 по ул. Вс. Сибирцева, № 29 по ул. 4-я Восточная, № 1 по ул. Лесная, 1, № 34 по ул. 2-я Поселковая, N№ 22, 28 по ул. Марии Расковой, № 201 по ул. Калинина, 201, N№ 90, 92 по ул. Днепровская, № 20 по ул. Добровольского, № 8 по ул. Никифорова, № 26 по ул. 1-я Пригородная, 26, № 62 по ул. Шишкина, № 19 по ул. Херсонская, № 30 по ул. Маковского. N№ 2, 2-а по ул. Сеульская в г. Владивостоке.
Также, по фактам размещения на территории города Владивостока несанкционированных свалок иски об их ликвидации в сентябре 2012 года в Ленинский суд г. Владивостока направлены прокурорами города Владивостока, Фрунзенским, Советским, Первореченским районными прокурорами.
Данные факты свидетельствуют о том, что введение в действие и реализация Муниципального правового акта города Владивостока от 19.06.2006 № 39-МПА "Муниципальная целевая Программа "Отходы" на 2006 - 2015 годы", а также решение Думы г. Владивостока от 08.12.2005 № 146 "Об утверждении Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" не разрешают обозначенной выше проблемы.
Более того, при рассмотрении в сентябре 2012 года указанной категории дел в Ленинском районном суде, представителями администрации г. Владивостока предоставляются не вполне достоверные сведения о ликвидации несанкционированных свалок (в частности при рассмотрении исков Приморского межрайонного природоохранного прокурора к администрации г. Владивостока о ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в районе домов № 2 по ул. Батарейная; № 45/47 по ул. Стрелковая; № 34-а по ул. Саперная в г. Владивостоке).
Акты о проведенных работах составлены формально, отсутствуют фотоматериалы, заключения специалистов, причем повторный выезд на место размещения отходов опровергает выводы, содержащиеся в актах, представленных подчиненными Вам сотрудниками в ходе судебных заседаний.
Считаю, что сложившаяся ситуация свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны администрации города Владивостока и нарушении отдельными должностными лицами администрации г. Владивостока вышеперечисленных требований действующего законодательства, влечет не только ухудшение экологической ситуации в г. Владивостоке, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, но и ухудшение состояния жизни и здоровья населения в нарушение требований Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части нарушения прав на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Приведенные выше факты свидетельствуют о недобросовестном отношении к своим обязанностям отдельных должностных лиц Владивостокского городского округа, поскольку данные нарушения не были выявлены ими самостоятельно, а стали известны лишь после проверки проведенной природоохранной прокуратурой.
Согласно ч. 3 ст. 52 Устава г. Владивостока, глава администрации города осуществляет контроль за деятельностью органов и должностных лиц администрации города, имеет право привлекать к ответственности подчиненных ему должностных лиц за нарушение ими обязанностей, вытекающих из федеральных законов, законов Приморского края, Устава г. Владивостока и существа их должностных полномочий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению всех допущенных нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствующих, и недопущении подобного впредь.
2. В пределах имеющихся полномочий и компетенции решить вопрос о привлечении лиц, виновных в допущенных нарушениях водного законодательства к дисциплинарной ответственности. Копию распорядительного акта о привлечении виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности направить в адрес природоохранного прокурора.
3. Настоящее представление подлежит безотлагательному рассмотрению, о результатах принятых мер в установленный законом 30-дневный срок должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
4. О дате и времени рассмотрения данного представления уведомить Приморского межрайонного природоохранного прокурора.

Приморский межрайонный
природоохранный прокурор
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru