Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2012 г. по делу № А47-14509/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27.12.2012
Решение изготовлено в полном объеме 29.12.2012
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Т.В. Калитановой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.А. Крохиной,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" (462431, Оренбургская область, г. Орск)
к открытому акционерному обществу "Южно-Уральский никелевый комбинат" (462424, Оренбургская область, г. Орск)
о взыскании 1893715 руб. 70 коп.,
при участии в судебном заседании представителя истца - Б. (доверенность от 31.12.2011, действительна до 31.12.2012).
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения спора в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в судебное заседание не явился. Судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Отводов судье, помощнику судьи не заявлено.
Заслушав представителя стороны, исследовав материалы дела, суд,

установил:

иск заявлен о взыскании 1893715 руб. 70 коп. экономического возмещения понесенных истцом расходов за превышение лимита очистки сточных вод за период с мая по декабрь 2011 года, а также 31937 руб. 16 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивал в полном объеме.
В обоснование заявленных требований истец указал следующее.
Между ООО "Орск Водоканал" (поставщиком) и ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат" (абонентом) заключен договор № 20 от 01.01.2010 на очистку сточных вод, приложением № 3 к которому абоненту установлен лимит очистки сточных вод в 38790 кубометров в месяц, 465480 кубометров в год.
Согласно п. 4.7. указанного договора сверхлимитная очистка сточных вод, оплачивается по двукратному тарифу, ежемесячно (пункт в редакции протокола разногласий к договору № 20 от 01.01.2010 и протокола урегулирования разногласий).
Согласно подписанным сторонами актам фактическая очистка сточных вод за период с мая по декабрь 2011 года составила суммарно 600003 кубометра.
Договорной объем очистки сточных вод, установленный приложением № 3 к договору № 20 от 01.01.2010, за период май - декабрь 2011 года составляет 310320 кубометров.
В соответствии с п. 6 распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19 июня 1996 г. № 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы населенных пунктов" абоненты обеспечивают соблюдение нормативов водоотведения в сточных водах, отводимых в системы канализации.
Пункт 19.1.1 данного Распоряжения устанавливает меры экономического воздействия к абонентам за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения) и в п. 20 устанавливает, что за сброс сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения взимается владельцами систем канализации дополнительно к оплате за услуги по приему сточных вод.
Пункты 21 - 22 указанного Распоряжения устанавливают, что плата за сброс сточных вод абонентов в системы канализации с превышением нормативов по объему сточных вод (лимитов водоотведения) устанавливается исходя из принятой кратности к цене (тарифу) за услуги по приему сточных вод, действующего тарифа на услуги по приему сточных вод..., понижающего коэффициента, учитывающего дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, и объема фактически сброшенных сточных вод сверх установленного лимита за расчетный период (в соответствии с договором на прием сточных вод...), предельный размер кратности тарифа за сброс сточных вод абонентов с превышением установленных лимитов водоотведения ограничивается двукратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод.
Тариф на услуги водоснабжения и водоотведения (транспортировка стоков) и по очистке сточных вод, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Орск Водоканал" утверждается решением Орского городского Совета депутатов, является единым для всех групп потребителей и не является дифференцированным для различных групп потребителей.
Согласно решению Орского городского Совета депутатов от 24.11.2010 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения (транспортировка стоков) и по очистке сточных вод, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Орск Водоканал" в 2011 году, установлен тариф по очистке сточных вод за 1 кубический метр (без НДС) в размере 5 руб. 54 коп.
Согласно расчету истца размер платы за превышение лимита очистки сточных вод за период с мая по декабрь 2011 года составляет 1893715 руб. 70 коп. с учетом НДС.
Ввиду того, что в добровольном порядке ответчик задолженность не погашает, истец обратился с настоящим иском в суд.
Ответчик в отзыве на иск (л.д. 140) против удовлетворения иска возражает по мотивам его необоснованности, аргументируя свою позицию следующим.
Ответчик не отрицает факт заключения сторонами договора № 20 (149/10) от 01.01.2010 и считает его продленным на 2011 год согласно п. 8.2 договора. При этом ответчик оспаривает правомочность истца по установлению абонентам лимитов водоотведения, ссылаясь на пункт п. 58 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, в соответствии с которым лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Также ответчик ставит под сомнение возможность взыскания платы за превышение лимита очистки сточных вод по итогам за календарный месяц и до окончания соответствующего календарного года как не соответствующую условиям договора, поскольку приложениями № 2 и № 3 к договору одновременно установлены лимиты очистки стоков в месяц и в год, что, по мнению ответчика, свидетельствует о том, что факт соблюдения установленного режима водоотведения может быть установлен лишь при одновременном нарушении Абонентом всех установленных соответствующим договором предельных лимитов водоотведения на определенные периоды времени, в том числе и при нарушении максимального согласованного сторонами договора объема водоотведения; превышение лимитов водоотведения должно определяться с учетом соответствующего установленного договором годового лимита.
Иное, по мнению ответчика, будет означать возможность двойного, повторного взыскания повышенной платы за оказанные услуги за один и тот же период времени оказания соответствующих услуг, то есть и по итогам календарного месяца, и по итогам календарного года; определение надлежащего либо ненадлежащего исполнения обязательств Комбината по соблюдению согласованных лимитов водоотведения только лишь по итогам календарного месяца создает предпосылки для недостоверного расчета принятых истцом объемов стоков, поскольку допускает возможность неучета "недобора" ответчиком согласованного в договоре месячного лимита сброса сточных вод в течение календарного года.
По мнению ответчика, дополнительным подтверждением необоснованности позиции истца в части возможности взыскания платы за превышение лимита очистки сточных вод по итогам за календарный месяц и до окончания соответствующего календарного года, является итоговая редакция п. 4.7 договора в редакции Протокола согласования, урегулирования разногласий к договору, согласно которой сверхлимитная очистка сточных вод оплачивается поставщику по двукратному тарифу: исключение из п. 4.7 договора указания на "ежемесячный" характер тарифа за сверхлимитную очистку сточных вод, свидетельствует о том, что воля сторон направлена на согласование установления повышенной оплаты за сверхлимитную очистку только в отношении итогового, общего лимита водоотведения, то есть определяемого по итогам календарного года.
Исследовав представленные сторонами в материалы документы, суд находит заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
Между сторонами заключен договор № 20/10 (149/10) от 01.01.2010 на очистку сточных вод (л.д. 15), по условиям которого истец (поставщик) обязался производить прием хозбытовых (фекальных) сточных вод ответчика (абонента) согласно проекту по техническим условиям на подключение к сетям канализации от объектов, указанных в приложении № 3 к договору, и их очистку.
Согласно ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Обязанность оплаты абонентом фактически принятого количества энергии в соответствии с данными учета энергии в порядке, определенном соглашением сторон, установлена также ст. 544 ГК РФ.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении.
В соответствии с п. 4.1 указанного выше договора абоненту устанавливаются объемы лимитов (нормативной потребности), изложенные в приложениях № 2 и № 3 к договору.
Приложением № 3 к договору указано наименование и адрес объекта абонента и установлены лимиты очистки стоков по объекту, объем которых составляет 38790 кубических метров в месяц и 465480 кубических метров в год.
Отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов, регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167.
Согласно пунктам 64, 88 указанных Правил абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод и нести обязанность по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлению организации водопроводно-канализационного хозяйства сведений о результатах такого контроля.
В соответствии с пунктами 63, 64, 65 Правил в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации.
Согласно п. 6, п. 7 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 № 498-р "О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" абоненты обеспечивают соблюдение нормативов водоотведения в сточных водах, отводимых в системы канализации, что должно быть закреплено в обязательствах абонентов при заключении договоров с владельцами систем канализации населенных пунктов на прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Взимание платы владельцами систем канализации населенных пунктов с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации производится за общий объем фактически сброшенных сточных вод по установленным ценам (тарифам) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ на основании заключенных договоров на прием сточных вод и загрязняющих веществ. В состав цен (тарифов) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ включается плата владельцев систем канализации населенных пунктов за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов в пределах установленных нормативов.
Согласно п. 4.7 договора сверхлимитная очистка сточных вод оплачивается поставщику по пятикратному тарифу, ежемесячно.
Протоколом разногласий от 07.04.2010 к договору (л.д. 29) ответчик предложил исключить п. 4.7 из договора.
Протоколом согласования урегулирования разногласий от 07.04.2010 (л.д. 35) п. 4.7 договора изложен в следующей редакции: "Сверхлимитная очистка сточных вод оплачивается Поставщику по двухкратному тарифу".
В силу п. 8.2 срок действия договора составляет период с 01.01.2010 по 31.12.2010, который продлевается на следующий год на тех же условиях ежегодно в течение пяти лет, без дополнительного оформления, если ни одна из сторон не направит другой стороне письменного предложения (уведомления) о расторжении договора.
Из пояснений сторон следует, что договор № 20/10 (149/10) от 01.01.2010 является действующим на спорный период времени, т.е. в период времени с мая по декабрь 2011 года включительно.
Согласно п. 6.1 договора расчеты за очистку сточных вод производятся согласно тарифам, утвержденным в установленном порядке.
Согласно решению Орского городского Совета депутатов от 24.11.2010 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения (транспортировка стоков) и по очистке сточных вод, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Орск Водоканал" в 2011 году, установлен тариф по очистке сточных вод за 1 кубический метр (без НДС) в размере 5 руб. 54 коп.
Согласно подписанным обеими сторонами актам (л.д. 44) истец произвел очистку сточных вод за период с мая по декабрь 2011 года включительно в суммарном объеме 600003 кубических метра, в том числе в мае - в объеме 77126 кубометра; в июне - 68182 кубометра; в июле - 78832 кубометра; в августе - 76107 кубометра; в сентябре - 76604 кубометра; в октябре - 71858 кубометра; в ноябре - 77842 кубометра; в декабре - 73452 кубометра.
Ответчиком оплачена однократная стоимость очистки сточных вод за указанный период в размере 1893715 руб. 70 коп.; доказательств оплаты в двукратном размере (доплаты 1893715 руб. 70 коп.) в материалы дела не представлено.
Довод ответчика о том, что истцом не представлены доказательства наличия у него полномочий на утверждение лимитов водоотведения в соответствии с п. 58 Правил № 167 суд отклоняет как необоснованный, поскольку в силу положений указанного пункта Правил лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-коммунального хозяйства; указанные положения отражены в п. 2 Устава ООО "Водоканал города Орска" (л.д. 68).
Утверждения ответчика о необоснованности двукратной оплаты стоимости за превышение лимита очистки сточных вод не принимаются судом во внимание, поскольку противоречат указанному выше Распоряжению № 498-р.
Довод ответчика о повторной оплате отклоняется судом, так как договором установлены лимиты, как на месяц, так и на год.
Суд оценивает критически довод ответчика о том, что исключение из п. 4.7 договора указания на "ежемесячный" характер тарифа за сверхлимитную очистку сточных вод, свидетельствует о направленности воли сторон на согласование установления повышенной оплаты за сверхлимитную очистку только в отношении итогового, общего лимита водоотведения (определяемого по итогам календарного года), поскольку данный довод основан на предположениях; каких-либо документальных подтверждений в его обоснование суду не представлено.
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Документов, опровергающих исковые требования, а также доказательств оплаты долга ответчик ко дню судебного заседания не представил, расчет не оспорил. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание, что требования истца о взыскании задолженности за превышение лимита очистки сточных вод обоснованны, подтверждаются материалами дела, соответствуют требованиям ст. ст. 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса РФ, доказательств погашения задолженности в материалы дела не представлено, они признаются подлежащим удовлетворению в полной сумме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку суд признает заявленные требования обоснованными, то расходы по государственной пошлине в силу ст. 110 АПК РФ в сумме 31937 руб. 16 коп. относятся на ответчика и взыскиваются в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 169, 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

1. Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Южно-Уральский никелевый комбинат", г. Орск Оренбургская область в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска", г. Орск Оренбургская область 1893715 руб. 70 коп. - основной долг, а также 31937 руб. 16 коп. расходы по уплате государственной пошлины.
2. Исполнительный лист выдать истцу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Челябинск в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья
Т.В.КАЛИТАНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru