Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 августа 2012 г. по делу № А33-6390/2012

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 29 августа 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи И.А. Раздобреевой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс-МК" (ИНН 2463085654, ОГРН 1072463003007)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965)
о признании частично недействительным решения от 12.03.2012 № 500-15/16-11,
по заявлению третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании частично недействительным решения от 12.03.2012 № 500-15/16-11, при участии:
представителя заявителя: Кононенко И.А. на основании доверенности от 20.04.2012 № 03,
представителя ответчиков: Гнединой А.Ю. на основании доверенности от 10.01.2012 № 13, Шкарупо Т.Э. на основании доверенности от 05.05.2012 № 49,
представителя МКУ "УКС": Выговской Е.И. на основании доверенности от 21.08.2012,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Циммерман,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Альянс-МК" (далее - общество "Альянс-МК", заявитель) обратилось к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, ответчик) с заявлением о признании недействительным пункта 3 решения от 12.03.2012 по делу № 500-15/16-11 в части признания общества с ограниченной ответственностью "Альянс-МК" нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения соглашения, повлекшего за собой недопущение конкуренции при реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилья в г. Шарыпово" (с учетом заявления об изменении предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 03.07.2012).
В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (МКУ "УКС"), обратилось с заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора и просило признать незаконным решение антимонопольного органа от 12.03.2012 по делу № 500-15/16-11 в части признания муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем создания ООО "Альянс-МК" преимущественных условий, которые привели к недопущению конкуренции на торгах на право заключения муниципальных контрактов на долевое строительство в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилья в г. Шарыпово", а также в части признания муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения соглашения, повлекшего за собой недопущение конкуренции при реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилья в г. Шарыпово" (с учетом заявления, уточненного в судебном заседании 22.08.2012).
Указанное ходатайство удовлетворено судом.
В судебном заседании заявитель и МКУ "УКС" поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлениях.
Антимонопольный орган требования общества "Альянс-МК" и МКУ "УКС" оспорил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Антимонопольным органом на основании приказа от 31.10.2011 № 854 России возбуждено дело № 500-15/16-11 в отношении Администрации г. Шарыпово, общества "Альянс-МК" по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Определением от 25.01.2012 № 820 в качестве ответчика по делу № 500-15/16-11 привлечено МКУ "УКС".
В ходе рассмотрения представленных материалов, а также анализа полученной информации, антимонопольный орган установил следующие обстоятельства.
Распоряжением Администрации г. Шарыпово от 25.12.2010 № 2874 Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Шарыпово поручено провести открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для жилищного строительства.
На аукцион было выставлено 4 лота: лоты № 1 и № 2 - земельные участки для строительства 24-х квартирных домов в 4 микрорайоне г. Шарыпово; лоты № 3 и № 4 - земельные участки для строительства 60-квартирных домов в 4 микрорайоне г. Шарыпово.
По итогам открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, между КУМИ и ЗО г. Шарыпово и обществом "Альянс-МК", как единственным участником аукциона по лотам № 3 и № 4 (протокол № 2 от 04.02.2011), заключены долгосрочные договоры аренды земельных участков:
1) договор аренды от 14.02.2011 № 23/1 на земельный участок с кадастровым номером 24:57:0000017:108, расположенный по адресу - г. Шарыпово, 4 микрорайон, дом 27;
2) договор аренды от 14.02.2011 № 22/1 на земельный участок с кадастровым номером 24:57:0000017:109, расположенный по адресу - г. Шарыпово, 4 микрорайон, дом 25.
Постановлением Администрации г. Шарыпово от 04.02.2011 № 23 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан, проживающих в аварийных домах, расположенных на территории муниципального образования города Шарыпово" на 2011 год" утверждена Программа на 2011 год, заказчиком Программы выступила Администрация г. Шарыпово.
Согласно цели Программы, предполагается финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, расположенных на территории г. Шарыпово, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации путем строительства многоквартирных домов, либо приобретением у застройщика жилых помещений в многоквартирных домах.
По результатам выполнения мероприятий Программы предусматривается ликвидация 10939,7 квадратных метров аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда на территории муниципального образования г. Шарыпово, ввод в эксплуатацию 10307,8 квадратных метров новых жилых помещений, переселение 454 человек, создание безопасного и комфортного проживания населения в новом благоустроенном жилье.
Согласно пункту 5.3. Программы Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, являются Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства".
Пунктом 2.2 Раздела 2 предусмотрено, что Программа реализуется в течение 2011 года.
21.06.2011 МКУ "УКС" в рамках реализации Программы размещены извещения о проведении открытых аукционов в электронной форме, номера извещений 0319300241311000011 и 0319300241311000012. Предметом данных аукционов являлось долевое строительство многоквартирного жилого дома, площадью не менее 3 557 квадратных метра, в г. Шарыпово Красноярского края для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
По итогам открытых аукционов в электронной форме на долевое строительство многоквартирного жилого дома площадью не менее 3557 квадратных метров в городе Шарыпово Красноярского края для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, 12.07.2011 аукционная комиссия приняла решение о заключении контрактов с единственным участником размещения заказа по первоначальной цене - обществом "Альянс-МК" (протокол № 2 от 12.07.2011).
Между МКУ "УКС" и обществом "Альянс-МК" 22.07.2011 было заключено два муниципальных контракта:
1) муниципальный контракт от 22.07.2011 № 35 на долевое строительство многоквартирного жилого дома № 25 по адресу: г. Шарыпово, 4 микрорайон;
2) муниципальный контракт от 22.07.2011 № 36 на долевое строительство многоквартирного жилого дома № 27 по адресу: г. Шарыпово, 4 микрорайон.
Общество "Альянс-МК" обратилось в адрес Администрации г. Шарыпово с заявлениями о выдаче разрешения на строительство 60-квартирного жилого дома № 25, г. Шарыпово, 4 микрорайон - 04.05.2011; о выдаче разрешения на строительство 60-квартирного жилого дома № 27, г. Шарыпово, 4 микрорайон - 24.06.2011.
04.05.2011 и 04.07.2011 ООО "Альянс-МК" были выданы разрешения на строительство: на дом № 25 - разрешение от 04.05.2011 № КШ4314000 - 188; на дом № 27 - разрешение от 04.07.2011 № 1Ш24314000-204.
В рамках реализации Программы был проведен еще один открытый аукцион в электронной форме "Долевое строительство многоквартирного жилого дома, площадью не менее 3 575 квадратных метров, в городе Шарыпово Красноярского края для переселения граждан из аварийного жилищного фонда", извещение опубликовано 27.07.2011, номер извещения 0319300241311000015.
По итогам указанного аукциона был заключен муниципальный контракт с ООО "Вектор-95", который распоряжался на праве договора аренды земельным участком, находящимся в государственной собственности, для строительства многоквартирных жилых домов в 7 микрорайоне г. Шарыпово.
Письмом от 15.11.2011 № 661-1/11-УКС МКУ "УКС" сообщило антимонопольному органу, что на территории г. Шарыпово в течение 2011 года деятельность по строительству многоквартирных жилых домов осуществляют ООО "Гражданство", ООО "Альянс-МК", ООО "Вектор-95".
Согласно представленной Администрацией г. Шарыпово информации, на территории г. Шарыпово определено 9 микрорайонов. К частично застроенным микрорайонам относятся микрорайоны 4 и 7, к незастроенным - микрорайон 8 и 9. Таким образом, на территории г. Шарыпово имеется территория для строительства многоквартирных домов.
На основании изложенного антимонопольный орган пришел к следующим выводам:
- при включении в документацию открытых аукционов на долевое строительство условия о месте расположения объекта строительства - 4 микрорайон г. Шарыпово, даже ООО "Вектор-95", которое имело на территории г. Шарыпово земельные участки для строительства многоквартирных жилых домов, не имело возможности поучаствовать в них. Следовательно, данное условие подходило только для ООО "Альянс-МК", так как иных сформированных участков для строительства многоквартирных жилых домов в период проведения открытых аукционов на долевое строительство, кроме земельных участков ООО "Альянс-МК", в 4 микрорайоне г. Шарыпово, по информации МКУ "УКС" не имелось;
- на незастроенной территории 4 микрорайона г. Шарыпово имелась возможность формирования земельных участков под строительство многоквартирных жилых домов, но средняя продолжительность процедуры формирования участка из муниципальных земель для строительства многоквартирных домов составляет три месяца. Таким образом, иным хозяйствующим субъектам, не имеющим заранее полученных сформированных земельных участков для строительства многоквартирного жилого дома в определенном районе и разрешения на строительство, не было возможности участвовать в открытых аукционах на долевое строительство;
- МКУ "УКС", как главный распорядитель Программы, включая в аукционную документацию условия о положении объекта строительства и площади объекта, создало условия для недопущения конкуренции при проведении открытых аукционов на долевое строительство, создало преимущественные условия ООО "Альянс-МК" для участия в открытых аукционах на долевое строительство, не допустило конкуренции при реализации Программы;
- следовательно, деятельность МКУ "УКС", направленная на создание благоприятных условий для ООО "Альянс-МК" при проведении открытых аукционов на долевое строительство, и реализации Программы, свидетельствует о наличии информационного взаимодействия между МКУ "УКС" и обществом "Альянс-МК".
- ввиду отсутствия у МКУ "УКС" документальных доказательств обоснования вышеизложенных обстоятельств дела можно сделать вывод о том, что МКУ "УКС" включены условия о площади объекта долевого строительства, месте расположения объекта долевого строительства по соглашению с ООО "Альянс-МК".
На основании изложенного антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях МКУ "УКС" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а в действиях МКУ "УКС" и общества "Альянс-МК" - состава, нарушающего требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом вынесено решение от 12.03.2012 № 500-15/16-11 о признании муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем создания ООО "Альянс-МК" преимущественных условий, которые привели к недопущению конкуренции на торгах на право заключения муниципальных контрактов на долевое строительство в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилья в г. Шарыпово", а также о признании муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" и общества с ограниченной ответственностью "Альянс-МК" нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения соглашения, повлекшего за собой недопущение конкуренции при реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилья в г. Шарыпово".
В связи с заключением муниципальных контрактов № 35 и № 36 от 22.07.2011 антимонопольным органом решено предписание лицам, признанным нарушившим законодательство о защите конкуренции, не выдавать.
Не согласившись с указанным решением, общество "Альянс-МК" и МКУ "УКС" обратились в суд с заявлениями о признании указанного решения недействительным в части, затрагивающей их права и интересы.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое решение антимонопольного органа является ненормативным правовым актом органа, осуществляющего публичные полномочия, в связи с чем требования заявителя о признании незаконным решения от 16.01.2012 № 586-15-11 суд расценивает в качестве требования о признании указанного решения недействительным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;


4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
8) создание дискриминационных условий;
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Указанный перечень не является исчерпывающим.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет соглашение как договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Следовательно, по настоящему делу антимонопольный орган должен доказать, что соглашение имело место и привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке.
Как следует из материалов дела, антимонопольный орган вменяет МКУ "УКС" и обществу "Альянс-МК" соглашение в устной форме по условиям проведения аукционов на долевое строительство домов в рамках Программы переселения граждан, касающимся места расположения объекта и площади объекта аукциона, в том числе в виде информационного взаимодействия между указанными лицами.
Обосновывая наличие соглашения между МКУ "УКС" и обществом "Альянс-МК", антимонопольный орган ссылается на следующие действия МКУ "УКС", направленные на исполнение соглашения:
- отсутствие оснований для проведения трех аукционов на долевое строительство в рамках реализации Программы переселения граждан при возможности проведения одного аукциона на всю необходимую площадь застройки;
- включение в аукционную документацию аукционов, проводимых на основании извещений от 21.06.2011, условий о положении объекта строительства (4 микрорайон) и площади объекта (3557 кв.м.).
При этом антимонопольный орган отразил в решении, что указанными действиями МКУ "УКС" создало условия для недопущения конкуренции при проведении открытых аукционов на долевое строительство, создало преимущественные условия обществу "Альянс-МК" для участия в открытых аукционах на долевое строительство, не допустило конкуренции при реализации Программы.
В отношении действий, направленных на исполнение соглашения со стороны общества "Альянс-МК", антимонопольный орган указал в судебном заседании следующее:
- подача обществом "Альянс-МК" в сентябре 2010 года заявлений о выделении земельных участков под строительство в 4-ом микрорайоне,
- обращение в мае и июне 2011 за разрешением на строительство домов на указанных земельных участках.
Оценив указанные доводы и представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что антимонопольным органом не доказано наличие между МКУ "УКС" и обществом "Альянс-МК" устного соглашения, направленного на ограничение конкуренции.
Судом установлена следующая хронология действий, связанных с заключением обществом "Альянс-МК" договоров на аренду земельных участков и договоров на долевое строительство домов по Программе переселения граждан:
- аукционы по реализации права аренды на земельные участки под строительство объявлены 29.12.2010, распоряжение № 2874 о проведении аукционов подписано 25.12.2010, т.е. до опубликования Программы;
- постановление Администрации г. Шарыпово об утверждении Программа переселения граждан подписано 04.02.2011,
- результаты аукционов по реализации права аренды на земельные участки подведены и победитель определен 04.02.2011,
- общество "Альянс-МК" являлось единственным участником по реализации права аренды на земельные участки в 4-ом микрорайоне,
- договоры на аренду земельных участков заключены между обществом "Альянс-МК" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрацией г. Шарыпово 14.02.2011,
- разрешение на строительство 60-квартирного жилого дома по адресу: г. Шарыпово, мкр. 4, д. 25, получено обществом "Альянс-МК" 04.05.2011,
- разрешение на строительство 60-квартирного жилого дома по адресу: г. Шарыпово, мкр. 4, д. 27, получено обществом "Альянс-МК" 04.07.2011
- аукционы на долевое строительство многоквартирного жилого дома в 4 мкр. площадью не менее 3557 кв. м. объявлены 21.06.2011,
- согласно протоколам рассмотрения первых частей заявок от 11.07.2011, на участие в аукционах подана одна заявка обществом "Альянс-МК", аукционы признаны несостоявшимися, и в соответствии с протоколами подведения итогов открытого аукциона от 12.07.2011 аукционная комиссия решила заключить муниципальные контракты с единственным участником аукционов,
- изменения в Программу переселения граждан в части количества подлежащих строительству домов (добавлено в скобках дополнительно к общей площади домов их количество: три жилых дома), внесены Администрацией г. Шарыпово 06.09.2011.
Как пояснили в судебном заседании представители антимонопольного органа, нарушений при проведении аукционов на реализацию права аренды земельных участков в 4 мкр. г. Шарыпово в декабре 2001 - феврале 2011 и аукционов на долевое строительство жилых домов в указанном микрорайоне с точки зрения законодательства о размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд не установлено. Указанное в том числе подтверждается актом УФАС по Красноярскому краю № 54 по результатам проведения внеплановой камеральной проверки от 01.09.2011. Разрешения на строительство жилых домов также получены с соблюдением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Получение разрешений на строительство жилых домов N№ 25, 27 не непосредственно после заключения договоров аренды земельных участков, а спустя несколько месяцев, обусловлено, как пояснил представитель общества "Альянс-МК", проведением экспертизы проектно-сметной документации на дома, что подтверждается проектными декларациями на объекты строительства.
Интерес к получению под строительство земельных участков в 4 мкр. г. Шарыпово связан с тем, что именно микрорайоны 4 и 7 являются частично застроенными и в них имеются магистральные сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также транспортная инфраструктура, в связи с чем строительство многоквартирных домов в указанном микрорайоне менее затратно и экономически более выгодно. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом администрации г. Шарыпово от 25.05.2011 № 213/1-ОА.
Суд считает, что антимонопольным органом не доказан факт соглашения между МКУ "УКС" и обществом "Альянс-МК". Поскольку антимонопольным органом соглашение между указанными лицами квалифицируется как устное, т.е. отсутствуют подписанные сторонами документы, доказательствами заключения соглашения могут являться только действия участников соглашения, направленные на выполнение условий такого соглашения.
Вместе с тем, исследованные в ходе судебного разбирательства действия общества "Альянс-МК", направленные на получение права аренды земельных участков под строительство многоквартирных жилых домов, а также на заключение договоров долевого строительства в рамках Программы переселения граждан, совершены с соблюдением всех установленных требований законодательства и не содержат признаков исполнения соглашения с МКУ "УКС".
Кроме того, ряд действий совершены обществом "Альянс-МК" до публикации Программы переселения граждан и до размещения извещений о проведении аукционов на долевое строительство домов.
Антимонопольным органом не представлено доказательств, что обществу "Альянс-МК" от МКУ "УКС" до декабря 2010 года (т.е. до принятия решения об участии в аукционах на право аренды земельных участков в 4 мкр.) было известно о намерении администрации г. Шарыпово принять и опубликовать в феврале 2011 года Программу переселения граждан, а также об объявлении аукционов на долевое строительство двух жилых домов в рамках указанной Программы в 4 мкр. г. Шарыпово.
Получение разрешений на строительство жилых домов через несколько месяцев после заключения договоров аренды земельных участков обосновано заявителем проведением экспертизы проектно-сметной документации. Кроме того, градостроительное законодательство не предусматривает сроков получения разрешения на строительство в зависимости от даты заключения договоров аренды земли. Более позднее получение таких разрешений может быть вызвано и экономическими причинами, связанными с деятельностью застройщика.
Учитывая, что соглашение может быть только двусторонним, исходя из того, что отсутствуют какие-либо признаки заключения соглашения со стороны общества "Альянс-МК", не может быть признан доказанным факт заключения соглашения и муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства".
Информационное взаимодействие между заявителями, на которое указывает антимонопольный орган в оспариваемом решение, не может рассматриваться в качестве соглашения между сторонами, поскольку не является договоренностью, как предусматривает пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Кроме того, доказательств информационного взаимодействия ответчиком также не установлено.
Вместе с тем, суд считает доказанным антимонопольным органом факт нарушения МКУ "УКС" требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В пункте 8 Постановления от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов государственных и иных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Антимонопольным органом вменяется МКУ "УКС", как главному распорядителю Программы переселения граждан, создание условий для недопущения конкуренции при проведении открытых аукционов на долевое строительство и создание преимущественных условий обществу "Альянс-МК" для участия в открытых аукционах на долевое строительство, что привело к устранению конкуренции при реализации Программы.
В качестве доказательств совершения учреждением указанных действий ответчик ссылается на включение в аукционную документацию определенных условий, удовлетворяющих интересам конкретного участника аукциона, а именно, общества "Альянс-МК":
- площади объекта долевого строительства не менее 3557 кв.м.,
- места расположения объекта долевого строительства в 4 микрорайоне г. Шарыпово.
Обосновывая совершение указанных действий, МКУ "УКС" ссылается на внесение администрацией г. Шарыпово в Программу переселения граждан изменений постановлением от 06.09.2011, согласно которым ожидаемым конечным результатом является участие в долевом строительстве домов в г. Шарыпово (три жилых дома), ввод в эксплуатацию 10689,04 кв. м. нового жилья. Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 01.07.2011 г.
Суд считает выводы ответчика обоснованными, а доводы МКУ "УКС" подлежащими отклонению в связи со следующим.
На момент проведения открытых аукционов на долевое строительство МКУ "УКС" не обосновало необходимость и целесообразность проведения трех аукционов. Вместе с тем, указанные аукционы, в т.ч. проведенный впоследствии аукцион на долевое строительство в 7 микрорайоне, мог быть проведен путем выставления одного лота на общую площадь 10689,04 кв. м. требуемого для переселения жилья, как это было предусмотрено в первоначальных редакциях Программы, без указания конкретного места расположения домов. Такой порядок проведения аукциона обеспечил бы возможность участия в аукционе неограниченному числу участников, а не только тем лицам, у которых были на момент проведения аукциона оформлены вещные права на земельные участки в указанных микрорайонах.
Включение указанных условий в аукционную документацию свидетельствует о проведении аукционов, принять участие в которых могли только конкретные лица, а именно, по аукционам на строительство домов в 4 микрорайоне - общество "Альянс-МК", в 7 микрорайоне - общество "Вектор-95".
Ссылка МКУ "УКС" на внесенные изменения в Программу переселения граждан является несостоятельной, т.к. изменения, касающиеся уточнения количества домов, внесены после проведения аукционов, таким образом, аукционная документация в июне 2011 года не могла быть подготовлена с учетом изменений, внесенных в сентябре 2011. Кроме того, администрация г. Шарыпово не наделена правом придавать обратную силу издаваемым нормативным актам.
МКУ "УКС" не назвало, в соответствии с каким нормативным правовым актом оно при подготовке аукционной документации отразило в ней сведения, не содержащиеся в Программе переселения граждан, касающиеся количества подлежащих строительству жилых домов и их конкретное место расположения в г. Шарыпово. Факт наличия в 4 и 7 микрорайонах более развитой инфраструктуры не является основанием для такой конкретизации в аукционной документации.
На основании изложенного суд считает требования общества "Альянс-МК" подлежащими удовлетворению в полном объеме, требования МКУ "УКС" - частичному удовлетворению.
МКУ "УКС", обращаясь с заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, заявило об освобождении от уплаты госпошлины в силу пункта 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Как следует из Устава МКУ "УКС", учреждение создано в целях оказания муниципальных услуг, выполнения работ и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации в т.ч. полномочия органа местного самоуправления по подготовке и участию в реализации муниципальных, региональных программ, федеральных целевых программ по переселению граждан муниципального образования "город Шарыпово Красноярского края" из аварийного фонда и других программ.
Поскольку в данном деле учреждением оспаривается решение о признании его нарушившим статьи 15, 16 Закона о защите конкуренции в связи с исполнением функции по обеспечению реализации муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья, суд считает, что требования МКУ "УКС" не подлежат оплате госпошлиной.
Расходы по уплате госпошлины, понесенные обществом "Альянс-МК", подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требования общества с ограниченной ответственностью "Альянс-МК" удовлетворить полностью, требования муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12.03.2012 по делу № 500-15/16-11 в части признания муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства", общества с ограниченной ответственностью "Альянс-МК" нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения соглашения, повлекшего за собой недопущение конкуренции при реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилья в г. Шарыпово".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-МК" 2000 руб. судебных расходов, связанных с уплатой госпошлины.
В удовлетворении остальных требований муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.А.РАЗДОБРЕЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru