АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "УСТЬ-ЦИЛЕМСКИЙ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2012 г. № 06/1162
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"УСТЬ-ЦИЛЕМСКИЙ"
В целях усиления муниципального финансового контроля постановляю:
1. Утвердить Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля органами местного самоуправления муниципального района "Усть-Цилемский" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
3. Постановление вступает в силу со дня принятия.
Глава муниципального района
"Усть-Цилемский" -
Руководитель администрации района
А.ПОЗДЕЕВ
Утвержден
Постановлением
администрации муниципального района
"Усть-Цилемский"
от 28 июня 2012 г. № 06/1162
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"УСТЬ-ЦИЛЕМСКИЙ"
1. Настоящий Порядок устанавливает порядок осуществления внутреннего финансового контроля органами местного самоуправления муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - органы местного самоуправления), а также основные цели, принципы и методы осуществления внутреннего финансового контроля органами местного самоуправления.
2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
2.1. Внутренний финансовый контроль - предусмотренная локальными нормативными актами органа местного самоуправления муниципального района "Усть-Цилемский" система мероприятий по контролю за его деятельностью в сфере управления финансовыми ресурсами, осуществляемых в целях проверки законности и целесообразности управленческих решений в сфере управления финансами, полноты их реализации, достоверности отражения в учете и направленных на обеспечение соблюдения всеми структурными подразделениями и работниками действующего законодательства и внутренних регламентов.
2.2. Органы внутреннего финансового контроля - относящиеся к системе внутреннего контроля органа местного самоуправления, структурные подразделения и сотрудники, уполномоченные и ответственные за выполнение закрепленных за ними внутренними документами функций по осуществлению внутреннего финансового контроля.
2.3. Комплексная проверка - форма контроля, включающая в себя комплекс мер по определению, изучению, проверке, оценке состояния и результатов деятельности структурных подразделений, выработке мер по повышению ее эффективности, а также установлению качества осуществления операционной и контрольной среды внутри проверяемого подразделения в отношении его структурных единиц (отделов, групп, отдельных сотрудников).
2.4. Целевая проверка - форма контроля, включающая в себя проведение комплекса контрольных мероприятий по одному или нескольким направлениям деятельности структурного подразделения, по поручению руководящего должностного лица органа местного самоуправления.
2.5. Контрольная проверка - форма контроля, направленная на изучение промежуточных и (или) конечных результатов работы по устранению недостатков, выявленных в ходе комплексной или целевой проверки. В зависимости от степени тяжести выявленных нарушений данная проверка может являться частью комплексной проверки.
2.6. Служебная проверка - комплекс мероприятий, проводимых по решению руководящего должностного лица органа местного самоуправления, с участием заинтересованных структурных подразделений в целях полного, объективного и всестороннего установления всех обстоятельств совершенного работником дисциплинарного проступка. Указанная проверка может проводиться в форме служебного расследования с привлечением, в том числе, работников отдела по управлению внутренней политикой. Служебное расследование может являться составляющей частью контрольной проверки.
3. Цели и функции системы внутреннего финансового контроля органов местного самоуправления муниципального района "Усть-Цилемский".
3.1. Внутренний финансовый контроль осуществления финансовой деятельности, ведения бухгалтерского и налогового учета осуществляется в целях:
3.1.1. Обеспечения соблюдения всеми сотрудниками, ответственными за формирование внутренней и внешней отчетности о финансово-хозяйственной деятельности органа местного самоуправления, требований действующего законодательства, а также внутренних документов, определяющих и регулирующих финансово-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления.
3.1.2. Обеспечения достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей).
3.1.3. Обеспечения контроля за своевременным принятием мер по устранению выявленных нарушений при ведении бухгалтерского и налогового учета.
3.1.4. Обеспечения соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Коми и локальных нормативных актов органа местного самоуправления муниципального района "Усть-Цилемский".
3.1.5. Обеспечения сохранности активов органа местного самоуправления.
3.1.6. Обеспечения целевого и эффективного использования средств бюджета муниципального района "Усть-Цилемский".
3.1.7. Обеспечения своевременного выявления и анализа финансовых и операционных рисков, которые могут оказать существенное негативное (отрицательное) влияние на осуществление полномочий, возложенных на орган местного самоуправления, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью.
3.2. К функциям внутреннего финансового контроля относятся:
3.2.1. Обеспечение соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Коми, локальных нормативных актов органа местного самоуправления муниципального района "Усть-Цилемский", в том числе требований учетной политики, инструкций, а также решений руководящего должностного лица органа местного самоуправления в сфере управления финансовыми ресурсами органа местного самоуправления.
3.2.2. Обеспечение соответствия локальных нормативных актов органа местного самоуправления нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Коми в сфере управления финансовыми ресурсами органа местного самоуправления.
3.2.3. Проверка системы бухгалтерского учета органа местного самоуправления, мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению системы бухгалтерского учета, при необходимости.
3.2.4. Обеспечение достоверности бухгалтерской и оперативной информации, используемой для составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки финансово-хозяйственных операций, остатков по бухгалтерским счетам.
3.2.5. Обеспечение полноты и своевременности осуществления бухгалтерского учета в органе местного самоуправления.
3.2.6. Создание условий для предотвращения ошибок и искажений при составлении документации бухгалтерского учета.
3.2.7. Оценка эффективности механизма внутреннего финансового контроля, изучение и оценка контрольных процедур в структурных подразделениях органа местного самоуправления.
3.2.8. Проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества органа местного самоуправления.
3.2.9. Работа над совершенствованием системы внутреннего финансового контроля и контроль за отдельными элементами ее структуры.
3.2.10. Разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков.
4. Система внутреннего финансового контроля.
4.1. Система внутреннего финансового контроля органа местного самоуправления включает следующие элементы:
4.1.1. Положение о системе внутреннего контроля.
4.1.2. Положение о расчетах с подотчетными лицами.
4.1.3. Учетная политика.
4.1.4. Положение о документообороте.
4.1.5. Компьютерная система учета и обработки данных.
4.1.6. Информационное обеспечение деятельности структурного подразделения, ответственного за осуществление внутреннего контроля (периодическая литература, справочно-информационные электронные базы данных).
4.1.7. Положение о материально ответственных лицах.
4.1.8. Приказы о материальной ответственности с сотрудниками, работающими в местах хранения товарно-материальных ценностей.
4.1.9. Должностные инструкции.
4.1.10. Инструкции по хранению, приемке, отпуску материалов.
4.1.11. Приказ о составе лиц, имеющих право подписи финансовых документов и документов об отпуске товарно-материальных ценностей.
4.1.12. Приказ о составе лиц, имеющих право приобретать товарно-материальные ценности за наличный расчет.
4.1.13. Положение о системе нормирования материальных и трудовых ресурсов.
4.1.14. Приказ о постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
4.1.15. Приказ о проведении плановых инвентаризаций имущества и финансовых обязательств.
4.1.16. Положение о постоянно действующей комиссии по постановке на учет и списанию основных средств и мягкого инвентаря, закрепленного за органом местного самоуправления на праве оперативного управления.
5. Принципы и методы осуществления внутреннего финансового контроля.
5.1. Основными принципами осуществления внутреннего финансового контроля являются:
5.1.1. Регулярность. Осуществление функций внутреннего финансового контроля производится на регулярной основе.
5.1.2. Гибкость. Отдельные направления проверок и объекты внутреннего финансового контроля определяются в соответствии с масштабами деятельности, характером финансово-хозяйственных операций и сделок, совершаемых органом местного самоуправления.
5.1.3. Полнота охвата. Проверки осуществляются по всем направлениям финансовой деятельности органа местного самоуправления, объектом проверки может являться любое подразделение и финансово-хозяйственная операция на предмет соответствия налоговому и (или) бюджетному законодательству и экономической обоснованности производимых операций.
5.1.4. Приоритетность проверок по особо сложным направлениям. Проверки могут быть сплошные, выборочные, тематические, комплексные. Форма и периодичность проверок определяются исходя из сложности операций, их регулярности, степени влияния на результат уставной деятельности сотрудниками, ответственными за организацию системы внутреннего финансового контроля по согласованию с руководящим должностным лицом органа местного самоуправления.
5.2. При осуществлении проверок используются следующие основные методы:
5.2.1. Ознакомление со структурой и текстом документа, то есть, определение подлинности и правильности оформления документов, а также проверка отражения первичных документов в бухгалтерском учете.
5.2.2. Арифметическая проверка, заключающаяся в оценке арифметической точности данных, отраженных в первичных документах и в бухгалтерском учете.
5.2.3. Сверка отчетной информации различных структурных подразделений с целью обеспечения достоверности данных финансовой и бухгалтерской отчетности, корректности производимых расчетов.
5.2.4. Анализ и оценка формируемой информации, сравнение взаимозависимости финансовой и нефинансовой информации, в целях выявления некорректно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление причин некорректного отражения хозяйственных операций.
5.2.5. Проверка соответствия совершаемых операций в сфере управления финансовыми и нефинансовыми активами органа местного самоуправления действующему законодательству.
6. Права и обязанности сотрудников в рамках осуществления внутреннего финансового контроля
6.1. Сотрудники, ответственные за проведение проверок, имеют право:
6.1.1. Получать от руководящих лиц и уполномоченных ими сотрудников проверяемого подразделения все запрашиваемые и необходимые для проведения проверки документы и (или) копии документов и иной информации, а также любые сведения, необходимые для осуществления контроля.
6.1.2. Определять соответствие действий, осуществляемых работниками органа местного самоуправления, требованиям действующего законодательства, внутренним документам органа местного самоуправления, определяющим организацию учета и отчетности, порядок проводимых операций (заключаемых сделок), участвовать в согласовании внутренних документов органа местного самоуправления.
6.1.3. При необходимости привлекать сотрудников иных структурных подразделений для целей осуществления внутреннего финансового контроля.
6.2. Сотрудники, ответственные за проведение проверок, обязаны:
6.2.1. Обеспечивать непрерывность осуществления контроля путем регулярных проверок деятельности финансового подразделения и других структурных подразделений органа местного самоуправления, а также других контрольных процедур на предмет соответствия их действий требованиям законодательства Российской Федерации, а также внутренних документов органа местного самоуправления, регулирующих его деятельность.
6.2.2. Разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных в ходе проверок нарушений.
6.2.3. Осуществлять контроль за полнотой, эффективностью и своевременностью исполнения мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.
6.2.4. Формировать заключения по результатам проведенных проверок, отражающих цели проводимой проверки, аспекты финансово-хозяйственной деятельности органа местного самоуправления, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению.
6.2.5. Своевременно доводить до руководящего должностного лица органа местного самоуправления следующие сведения:
6.2.5.1. информацию о фактах нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов органа местного самоуправления.
6.2.5.2. сведения о фактах нарушений, связанных с функционированием системы внутреннего финансового контроля.
6.2.5.3. информацию о выполнении мероприятий по устранению допущенных нарушений.
6.2.6. Осуществлять обзор разрабатываемых структурными подразделениями органа местного самоуправления локальных нормативных документов, внутренних распорядительных документов и принимать участие в их согласовании с целью обеспечения соответствия действующему налоговому, бюджетному законодательству и законодательству в сфере бухгалтерского учета.
7. Организация проведения проверок и порядок формирования и рассмотрения их результатов.
7.1. Направления проверок, перечень проверяемых вопросов, сроки, порядок осуществления проверок определяются руководящим должностным лицом с учетом регламентов и стандартов, предусмотренных действующим законодательством.
7.2. Осуществляемые проверки проводятся в соответствии с рабочими документами, формы и порядок заполнения которых предусмотрены соответствующими регламентами и стандартами.
7.3. Контроль за принятием мер по устранению выявленных нарушений осуществляется путем:
7.3.1. Повторных проверок.
7.3.2. Анализа отчетов ответственных за ведение учета сотрудников об устранении выявленных нарушений.
7.3.3 Ведения реестра замечаний (сводной таблицы в электронном виде), выявленных по результатам проверок, и на регулярной основе осуществления контроля за устранением указанных замечаний.
7.4. В течение 2 недель после проведения проверок, лицами, в работе которых выявлены нарушения, предоставляется отчет об устранении указанных замечаний.
7.5. Сотрудники подразделений, ответственных за формирование информации о ведении финансово-хозяйственной деятельности в органе местного самоуправления, должны своевременно предоставлять запрашиваемые документы, предоставлять устные и письменные разъяснения по вопросам, возникшим в результате проверки.