АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 января 2012 г. по делу № А04-8366/2011
(извлечение)
24 января 2012 года объявлена резолютивная часть решения.
27 января 2012 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" (ОГРН 1042800172469, ИНН 2808023556)
к администрации п. Огорон Зейского района Амурской области (ОГРН 1022800928897, ИНН 2815000743), Огоронскому сельскому Совету народных депутатов
об оспаривании нормативного правового акта
установил:
открытое акционерное общество "Коммунальные системы БАМа" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации поселка Огорон Зейского района Амурской области, Огоронскому сельскому Совету народных депутатов (далее - сельский Совет, ответчик) о признании не соответствующим положениям Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) и не действующим полностью (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подпункта 6.2 пункта 6 решения Огоронского сельского Совета от 1 февраля 2008 г. № 23/125 "О внесении изменений и дополнений в Положение о земельном налоге на территории поселения" "Для прочих", в который, по мнению заявителя, включены и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в размере 1,5% с даты издания, уточнив при этом ответчика.
Фактически требования заявлены об оспаривании ставки земельного налога, установленного для земель, на которых размещены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, что исходя из структуры оспариваемого нормативного правового акта содержится в подпункте 6.2 пункта 1.
Общество, ссылаясь на положения статей 5
, 6
, 394
НК РФ, считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям НК
РФ, нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности и незаконно возлагает на него обязанности по уплате земельного налога по земельным участкам, на которых размещены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, за период с 13 декабря 2010 года по 31 декабря 2011 года по завышенной ставке 1,5%. На момент принятия Огоронским сельским Советом народных депутатов решения от 1 февраля 2008 г. № 23/125 "О внесении изменений и дополнений в Положение о земельном налоге на территории поселения", решения от 12 ноября 2011 г. № 24/113 "О принятии Положения о земельном налоге" ставка соответствующего налога не могла превышать 0,3%.
Уточненные требования в соответствии со статьей 49
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты судом к рассмотрению.
Администрация и сельский Совет представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В отзыве указали, что фактически в 2010 г. ставка налога на землю для объектов жилищно-коммунального комплекса составляла 0%, а в 2011-м - 0,3%, в связи с чем просят заявителя отказаться от иска.
Прокуратура явку своего представителя не обеспечила, о месте и времени проведения заседания уведомлена надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке статьи 156
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
ОАО "Коммунальные системы БАМа" зарегистрировано 13 декабря 2010 года в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1042800172469, ИНН 2808023556, образовано в порядке приватизации государственного унитарного предприятия "Коммунальные системы БАМа" на основании приказа министерства имущественных отношений Амурской области от 29 ноября 2010 г. № 1455-ОД. Подлежащее приватизации имущество передано обществу по передаточному акту от 29 ноября 2010 года. Согласно уставу имеет филиал - участок ТВС в поселке Огорон Зейского района Амурской области.
На территории муниципального образования "Поселок Огорон" расположена система коммунальной инфраструктуры общества, а именно производственные, имущественные объекты, в том числе сеть трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. В подтверждение права собственности на поименованные объекты и занятые под ними земельные участки на территории муниципального образования "Поселок Огорон" заявителем представлены свидетельства о государственной регистрации права.
Решением Огоронского сельского Совета от 14 октября 2005 г. № 7/39 принято Положение о земельном налоге, устанавливающее и вводящее в действие земельный налог на территории муниципального образования "Огоронский сельсовет".
Пунктом 1 решения сельского Совета от 1 февраля 2008 г. № 23/125 "О внесении изменений и дополнений в Положение о земельном налоге на территории поселения" (далее - решение № 23/125) статья 3 Положения о земельном налоге изложена в новой редакции. Установлены налоговые ставки земельного налога на территории поселения, в том числе налоговая ставка 0% в отношении земель, на которых размещены объекты жилищно-коммунального хозяйства, и налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, не вошедших в подпункт 6.1 (для прочих). Пунктом 2 решения предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его подписания и распространяет действие на правоотношения, возникающие с 1 января 2009 года.
Полагая, что объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства не подпадают под понятие "объекты ЖКХ", общество 14 января 2011 года обратилось к главе администрации п. Огорон о приведении в том числе решения в соответствие с требованиями Налогового кодекса
Российской Федерации. 24 января 2011 года ОАО "Коммунальные системы БАМа" обратилось в прокуратуру Зейского района о проведении проверки на соответствие вынесенного решения налоговому законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. По окончании проведения проверки прокуратурой Зейского района 15 марта 2011 года в адрес ОАО "Коммунальные системы БАМа" направлен ответ о том, что в указанном решении выявлены нарушения законодательства Российской Федерации. В адрес Огоронского сельского Совета прокуратурой внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.
18 апреля 2011 года администрацией поселка Огорон в адрес общества был направлен проект решения о внесении изменений в положение о земельном налоге, в котором ставка соответствующего налога установлена 0,3%; данное решение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после 1 января 2011 года. Обращение к администрации поселка Огорон от апреля 2011 г. об изменении даты вступления в силу решения с внесенными изменениями на 1 декабря 2010 года и направлении копии данного решения оставлено без изменения.
9 июня 2011 года общество вновь обратилось в прокуратуру Зейского района с просьбой проверить исполнение внесенного в адрес Огоронского сельсовета представления и повлиять на дату вступления Положения о земельном налоге. 16 июня 2011 года от прокурора Зейского района поступил ответ, согласно которому нарушения устранены, сельсоветом принято соответствующее решение.
Не согласившись с решением сельского Совета № 23/125 в оспариваемой части, ОАО "Коммунальные системы БАМа" обратилось в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Федеральный закон
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Статьей 14
Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 12, а не пункт 3 статьи 12 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 12
НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Пунктом 1 статьи 394
НК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Таким образом, Огоронский сельский Совет народных депутатов устанавливал налоговые ставки по земельному налогу на территории муниципального образования "Поселок Огорон" в рамках предоставленных полномочий.
Однако утверждение ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не соответствует положениям НК
РФ.
В силу пунктов 1
, 2 статьи 6
Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему кодексу, если такой акт в том числе вводит обязанности, не предусмотренные настоящим кодексом, или изменяет определенное настоящим кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим кодексом; иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего кодекса. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1
настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1
настоящей статьи.
Понятие "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в Налоговом кодексе
и иных нормативных правовых актах налогового законодательства не определено, поэтому с учетом статьи 11
названного кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 2
Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Понятие "жилищный фонд" раскрыто в пункте 1 статьи 19
Жилищного кодекса Российской Федерации, это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Неточное указание в оспариваемом решении категории объектов послужило основанием для уплаты обществом земельного налога за земли, на которых размещены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса с даты его государственной регистрации (13 декабря 2010 года).
Ссылка администрации Огоронского сельсовета на решение от 1 ноября 2011 г. № 33/165 о внесении изменений в Положение о земельном налоге судом отклонена, поскольку оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после 1 января 2011 года. Кроме того, не представлены доказательства его обнародования, то есть вступления в силу.
Соответствие оспариваемого акта федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, Огоронским сельсоветом не доказано, судом не установлено. Установление ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости для земельных участков, на которых размещены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), то есть выше допустимой 0,3%, противоречит положениям НК
РФ.
В удовлетворении требований к администрации Огоронского сельсовета суд считает необходимым отказать, поскольку таковые не предъявлены.
Согласно статье 110
АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 333.21
НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим госпошлина для организаций составляет 2000 руб.
При подаче заявления в суд заявителем платежным поручением от 3 ноября 2011 г. № 3880 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Поскольку уточненные требования удовлетворены в полном объеме, то расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110
, 167
- 170
, 180
, 195
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
подпункт 6.2 пункта 1 решения Огоронского сельского Совета народных депутатов от 1 февраля 2009 г. № 23/125 "О внесении изменений и дополнений в Положение о земельном налоге на территории поселения" в части установления налоговой ставки по видам разрешенного использования земель на территории поселения в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, на которых размещены и (или) предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, признать не соответствующим Налоговому кодексу
Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, и не действующим.
В удовлетворении требований к администрации поселка Огорон отказать.
Взыскать с Огоронского сельского Совета народных депутатов в пользу открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" (зарегистрировано в налоговом органе по месту нахождения межрайонной инспекции ФНС № 7 по Амурской области, ОГРН 1102808001471, ИНН 2808022556, юридический адрес: г. Тында, Амурской области, ул. Привокзальная, 1) 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.