Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2012 г. по делу № А04-8366/2011

(извлечение)

24 января 2012 года объявлена резолютивная часть решения.
27 января 2012 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" (ОГРН 1042800172469, ИНН 2808023556)
к администрации п. Огорон Зейского района Амурской области (ОГРН 1022800928897, ИНН 2815000743), Огоронскому сельскому Совету народных депутатов
об оспаривании нормативного правового акта

установил:

открытое акционерное общество "Коммунальные системы БАМа" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации поселка Огорон Зейского района Амурской области, Огоронскому сельскому Совету народных депутатов (далее - сельский Совет, ответчик) о признании не соответствующим положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и не действующим полностью (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подпункта 6.2 пункта 6 решения Огоронского сельского Совета от 1 февраля 2008 г. № 23/125 "О внесении изменений и дополнений в Положение о земельном налоге на территории поселения" "Для прочих", в который, по мнению заявителя, включены и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в размере 1,5% с даты издания, уточнив при этом ответчика.
Фактически требования заявлены об оспаривании ставки земельного налога, установленного для земель, на которых размещены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, что исходя из структуры оспариваемого нормативного правового акта содержится в подпункте 6.2 пункта 1.
Общество, ссылаясь на положения статей 5, 6, 394 НК РФ, считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям НК РФ, нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности и незаконно возлагает на него обязанности по уплате земельного налога по земельным участкам, на которых размещены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, за период с 13 декабря 2010 года по 31 декабря 2011 года по завышенной ставке 1,5%. На момент принятия Огоронским сельским Советом народных депутатов решения от 1 февраля 2008 г. № 23/125 "О внесении изменений и дополнений в Положение о земельном налоге на территории поселения", решения от 12 ноября 2011 г. № 24/113 "О принятии Положения о земельном налоге" ставка соответствующего налога не могла превышать 0,3%.
Уточненные требования в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты судом к рассмотрению.
Администрация и сельский Совет представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В отзыве указали, что фактически в 2010 г. ставка налога на землю для объектов жилищно-коммунального комплекса составляла 0%, а в 2011-м - 0,3%, в связи с чем просят заявителя отказаться от иска.
Прокуратура явку своего представителя не обеспечила, о месте и времени проведения заседания уведомлена надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
ОАО "Коммунальные системы БАМа" зарегистрировано 13 декабря 2010 года в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1042800172469, ИНН 2808023556, образовано в порядке приватизации государственного унитарного предприятия "Коммунальные системы БАМа" на основании приказа министерства имущественных отношений Амурской области от 29 ноября 2010 г. № 1455-ОД. Подлежащее приватизации имущество передано обществу по передаточному акту от 29 ноября 2010 года. Согласно уставу имеет филиал - участок ТВС в поселке Огорон Зейского района Амурской области.
На территории муниципального образования "Поселок Огорон" расположена система коммунальной инфраструктуры общества, а именно производственные, имущественные объекты, в том числе сеть трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. В подтверждение права собственности на поименованные объекты и занятые под ними земельные участки на территории муниципального образования "Поселок Огорон" заявителем представлены свидетельства о государственной регистрации права.
Решением Огоронского сельского Совета от 14 октября 2005 г. № 7/39 принято Положение о земельном налоге, устанавливающее и вводящее в действие земельный налог на территории муниципального образования "Огоронский сельсовет".
Пунктом 1 решения сельского Совета от 1 февраля 2008 г. № 23/125 "О внесении изменений и дополнений в Положение о земельном налоге на территории поселения" (далее - решение № 23/125) статья 3 Положения о земельном налоге изложена в новой редакции. Установлены налоговые ставки земельного налога на территории поселения, в том числе налоговая ставка 0% в отношении земель, на которых размещены объекты жилищно-коммунального хозяйства, и налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, не вошедших в подпункт 6.1 (для прочих). Пунктом 2 решения предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его подписания и распространяет действие на правоотношения, возникающие с 1 января 2009 года.
Полагая, что объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства не подпадают под понятие "объекты ЖКХ", общество 14 января 2011 года обратилось к главе администрации п. Огорон о приведении в том числе решения в соответствие с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации. 24 января 2011 года ОАО "Коммунальные системы БАМа" обратилось в прокуратуру Зейского района о проведении проверки на соответствие вынесенного решения налоговому законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. По окончании проведения проверки прокуратурой Зейского района 15 марта 2011 года в адрес ОАО "Коммунальные системы БАМа" направлен ответ о том, что в указанном решении выявлены нарушения законодательства Российской Федерации. В адрес Огоронского сельского Совета прокуратурой внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.
18 апреля 2011 года администрацией поселка Огорон в адрес общества был направлен проект решения о внесении изменений в положение о земельном налоге, в котором ставка соответствующего налога установлена 0,3%; данное решение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после 1 января 2011 года. Обращение к администрации поселка Огорон от апреля 2011 г. об изменении даты вступления в силу решения с внесенными изменениями на 1 декабря 2010 года и направлении копии данного решения оставлено без изменения.
9 июня 2011 года общество вновь обратилось в прокуратуру Зейского района с просьбой проверить исполнение внесенного в адрес Огоронского сельсовета представления и повлиять на дату вступления Положения о земельном налоге. 16 июня 2011 года от прокурора Зейского района поступил ответ, согласно которому нарушения устранены, сельсоветом принято соответствующее решение.
Не согласившись с решением сельского Совета № 23/125 в оспариваемой части, ОАО "Коммунальные системы БАМа" обратилось в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 12, а не пункт 3 статьи 12 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Таким образом, Огоронский сельский Совет народных депутатов устанавливал налоговые ставки по земельному налогу на территории муниципального образования "Поселок Огорон" в рамках предоставленных полномочий.
Однако утверждение ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не соответствует положениям НК РФ.
В силу пунктов 1, 2 статьи 6 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему кодексу, если такой акт в том числе вводит обязанности, не предусмотренные настоящим кодексом, или изменяет определенное настоящим кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим кодексом; иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего кодекса. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Понятие "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в Налоговом кодексе и иных нормативных правовых актах налогового законодательства не определено, поэтому с учетом статьи 11 названного кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Понятие "жилищный фонд" раскрыто в пункте 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Неточное указание в оспариваемом решении категории объектов послужило основанием для уплаты обществом земельного налога за земли, на которых размещены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса с даты его государственной регистрации (13 декабря 2010 года).
Ссылка администрации Огоронского сельсовета на решение от 1 ноября 2011 г. № 33/165 о внесении изменений в Положение о земельном налоге судом отклонена, поскольку оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после 1 января 2011 года. Кроме того, не представлены доказательства его обнародования, то есть вступления в силу.
Соответствие оспариваемого акта федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, Огоронским сельсоветом не доказано, судом не установлено. Установление ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости для земельных участков, на которых размещены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), то есть выше допустимой 0,3%, противоречит положениям НК РФ.
В удовлетворении требований к администрации Огоронского сельсовета суд считает необходимым отказать, поскольку таковые не предъявлены.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим госпошлина для организаций составляет 2000 руб.
При подаче заявления в суд заявителем платежным поручением от 3 ноября 2011 г. № 3880 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Поскольку уточненные требования удовлетворены в полном объеме, то расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

подпункт 6.2 пункта 1 решения Огоронского сельского Совета народных депутатов от 1 февраля 2009 г. № 23/125 "О внесении изменений и дополнений в Положение о земельном налоге на территории поселения" в части установления налоговой ставки по видам разрешенного использования земель на территории поселения в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, на которых размещены и (или) предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, признать не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, и не действующим.
В удовлетворении требований к администрации поселка Огорон отказать.
Взыскать с Огоронского сельского Совета народных депутатов в пользу открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" (зарегистрировано в налоговом органе по месту нахождения межрайонной инспекции ФНС № 7 по Амурской области, ОГРН 1102808001471, ИНН 2808022556, юридический адрес: г. Тында, Амурской области, ул. Привокзальная, 1) 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru