Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2012 г. по делу № А04-8365/2011

(извлечение)

24 января 2012 года объявлена резолютивная часть решения.
27 января 2012 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" (ОГРН 1042800172469, ИНН 2808023556)
к администрации п. Тунгала Зейского района Амурской области, Тунгалинскому сельскому Совету народных депутатов
об оспаривании нормативного правового акта

установил:

открытое акционерное общество "Коммунальные системы БАМа" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации п. Тунгала Зейского района Амурской области, Тунгалинскому сельскому Совету народных депутатов о признании подпункта 6.1 пункта 6 решения Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 28 августа 2009 г. № 61 "О внесении изменений и дополнений в Положение о земельном налоге на территории поселения" (далее - решение № 61), пункта 9 статьи 3 решения Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 18 октября 2011 г. № 111 "О принятии положения "О земельном налоге на территории сельсовета" (далее - сельский Совет) не соответствующими требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и не действующими полностью.
Общество считает, что указанные нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям НК РФ, нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности и незаконно возлагают на него обязанности по уплате земельного налога за земельные участки, на которых размещены и (или) предназначены для размещения объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса за период с 13 декабря 2010 года (день государственной регистрации общества) по завышенной ставке 1,5%. Ссылаясь на положения статей 5, 6, 394 НК РФ, считает, что на момент принятия сельским Советом решения № 61 и решения № 111 ставка земельного налога не могла превышать 0,3%.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил ответчика по делу и заявленные требования. Просил признать не соответствующим НК РФ и недействующим подпункт 6.2 пункта 6 решения Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 28 февраля 2009 г. № 61 "О внесении изменений и дополнений в Положение о земельном налоге на территории поселения" "Для прочих", в который, по мнению заявителя, включены и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в размере 1,5%. Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
Администрация и сельский Совет представителей в судебное заседание не направили, запрошенных судом документов не представили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом.
Прокуратура также не обеспечила явку своего представителя, о месте и времени проведения заседания уведомлена надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.
Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
ОАО "Коммунальные системы БАМа" зарегистрировано 13 декабря 2010 года в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1042800172469, ИНН 2808023556, образовано в порядке приватизации государственного унитарного предприятия "Коммунальные системы БАМа" на основании приказа министерства имущественных отношений Амурской области от 29 ноября 2010 г. № 1455-ОД. Подлежащее приватизации имущество передано обществу по передаточному акту от 29 ноября 2010 года. Согласно уставу имеет филиал - участок ТВС в поселке Тунгала Зейского района Амурской области.
На территории муниципального образования "Поселок Тунгала" расположена система коммунальной инфраструктуры общества, а именно производственные, имущественные объекты, в том числе сеть трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. В подтверждение права собственности на поименованные объекты и занятые под ними земельные участки на территории муниципального образования "Поселок Тунгала" заявителем представлены свидетельства о государственной регистрации права.
Решением Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 27 сентября 2005 г. № 30 принято Положение о земельном налоге, устанавливающее и вводящее в действие земельный налог на территории муниципального образования "Тунгалинский сельсовет".
Пунктом 1 оспариваемого решения сельского Совета от 28 августа 2009 г. № 61 статья 3 Положения о земельном налоге изложена в новой редакции. На территории поселения установлены налоговые ставки земельного налога, в том числе налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Пунктом 4 решения предусмотрено, что пункт 1 решения вступил в законную силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его первого официального опубликования и распространяет действие на правоотношения, возникающие с 1 января 2009 года.
Не согласившись с размером ставки земельного налога, общество 14 января 2011 года обратилось к главе администрации п. Тунгала, 24 января 2011 года - к главе администрации Зейского района Амурской области о приведении в том числе оспариваемого решения в соответствие с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку объекты имущественного комплекса ОАО "Коммунальные системы БАМа" относятся к объектам жилищно-коммунального комплекса. Одновременно 24 января 2011 года общество обратилось в прокуратуру Зейского района о проведении проверки на соответствие вынесенного решения законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
По окончании проведения проверки прокуратурой Зейского района 15 марта 2011 года в адрес ОАО "Коммунальные системы БАМа" направлен ответ о том, что решение № 61 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Прокуратурой в адрес сельского Совета внесено представление о выявленных нарушениях законодательства с требованием их устранения.
29 марта 2011 года заявителем в адрес главы администрации п. Тунгала направлено письмо с просьбой представить решение сельского Совета, которым устранены выявленные нарушения, письмо оставлено без рассмотрения и ответа.
9 июня 2011 года общество вновь обратилось в прокуратуру Зейского района с просьбой проверить исполнение внесенного в адрес Тунгалинского сельсовета представления и повлиять на дату вступления Положения о земельном налоге.
16 июня 2011 года от прокурора Зейского района поступил ответ, согласно которому нарушения устранены, сельсоветом принято соответствующее решение.
Не согласившись с решениями N№ 61, 111 в оспариваемой части, общество обратилось в Арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) установлено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему кодексу, если такой акт в том числе вводит обязанности, не предусмотренные настоящим кодексом, или изменяет определенное настоящим кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим кодексом; иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего кодекса. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, введение органом местного самоуправления налоговой ставки 1,5% в отношении земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, противоречит нормам НК РФ. При этом в оспариваемом решении указаны объекты ЖКХ, что не в полной мере соответствует категориям, указанным в пункте 1 статьи 394 НК РФ.
Понятие "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в Налоговом кодексе и иных нормативных правовых актах налогового законодательства не определено, поэтому с учетом статьи 11 названного кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Понятие "жилищный фонд" раскрыто в пункте 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
В удовлетворении требований к администрации Тунгалинского сельсовета суд считает необходимым отказать, поскольку таковые не предъявлены.
Поскольку общество является плательщиком земельного налога с даты государственной регистрации (13 декабря 2010 года) и имеет на территории муниципального образования "Поселок Тунгала" объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, постольку оспариваемое решение распространяется на заявителя и затрагивает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и он обоснованно в рамках статьи 192 АПК РФ обратился в Арбитражный суд.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим госпошлина для организаций составляет 2000 руб.
При подаче заявления в суд заявителем платежным поручением от 3 ноября 2011 г. № 3881 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на сельский Совет в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

подпункт 6.2 пункта 1 решения Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 28 августа 2009 г. № 61 "О внесении изменений и дополнений в положение "О земельном налоге на территории поселения" в части установления налоговой ставки по видам разрешенного использования земель на территории поселения в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, на которых размещены и (или) предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, признать не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу и недействующим.
В удовлетворении требований к администрации поселка Тунгала отказать.
Взыскать с Тунгалинского сельского Совета народных депутатов в пользу открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" (зарегистрировано в налоговом органе по месту нахождения межрайонной инспекции ФНС № 7 по Амурской области, ОГРН 1102808001471, ИНН 2808022556, юридический адрес: г. Тында Амурской области, ул. Привокзальная, 1) 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru