АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 января 2012 г. по делу № А04-8365/2011
(извлечение)
24 января 2012 года объявлена резолютивная часть решения.
27 января 2012 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" (ОГРН 1042800172469, ИНН 2808023556)
к администрации п. Тунгала Зейского района Амурской области, Тунгалинскому сельскому Совету народных депутатов
об оспаривании нормативного правового акта
установил:
открытое акционерное общество "Коммунальные системы БАМа" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации п. Тунгала Зейского района Амурской области, Тунгалинскому сельскому Совету народных депутатов о признании подпункта 6.1 пункта 6 решения Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 28 августа 2009 г. № 61 "О внесении изменений и дополнений в Положение о земельном налоге на территории поселения" (далее - решение № 61), пункта 9 статьи 3 решения Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 18 октября 2011 г. № 111 "О принятии положения "О земельном налоге на территории сельсовета" (далее - сельский Совет) не соответствующими требованиям Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) и не действующими полностью.
Общество считает, что указанные нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям НК
РФ, нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности и незаконно возлагают на него обязанности по уплате земельного налога за земельные участки, на которых размещены и (или) предназначены для размещения объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса за период с 13 декабря 2010 года (день государственной регистрации общества) по завышенной ставке 1,5%. Ссылаясь на положения статей 5
, 6
, 394
НК РФ, считает, что на момент принятия сельским Советом решения № 61 и решения № 111 ставка земельного налога не могла превышать 0,3%.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил ответчика по делу и заявленные требования. Просил признать не соответствующим НК
РФ и недействующим подпункт 6.2 пункта 6 решения Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 28 февраля 2009 г. № 61 "О внесении изменений и дополнений в Положение о земельном налоге на территории поселения" "Для прочих", в который, по мнению заявителя, включены и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в размере 1,5%. Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
Администрация и сельский Совет представителей в судебное заседание не направили, запрошенных судом документов не представили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом.
Прокуратура также не обеспечила явку своего представителя, о месте и времени проведения заседания уведомлена надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке статьи 156
АПК РФ.
Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
ОАО "Коммунальные системы БАМа" зарегистрировано 13 декабря 2010 года в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1042800172469, ИНН 2808023556, образовано в порядке приватизации государственного унитарного предприятия "Коммунальные системы БАМа" на основании приказа министерства имущественных отношений Амурской области от 29 ноября 2010 г. № 1455-ОД. Подлежащее приватизации имущество передано обществу по передаточному акту от 29 ноября 2010 года. Согласно уставу имеет филиал - участок ТВС в поселке Тунгала Зейского района Амурской области.
На территории муниципального образования "Поселок Тунгала" расположена система коммунальной инфраструктуры общества, а именно производственные, имущественные объекты, в том числе сеть трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. В подтверждение права собственности на поименованные объекты и занятые под ними земельные участки на территории муниципального образования "Поселок Тунгала" заявителем представлены свидетельства о государственной регистрации права.
Решением Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 27 сентября 2005 г. № 30 принято Положение о земельном налоге, устанавливающее и вводящее в действие земельный налог на территории муниципального образования "Тунгалинский сельсовет".
Пунктом 1 оспариваемого решения сельского Совета от 28 августа 2009 г. № 61 статья 3 Положения о земельном налоге изложена в новой редакции. На территории поселения установлены налоговые ставки земельного налога, в том числе налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Пунктом 4 решения предусмотрено, что пункт 1 решения вступил в законную силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его первого официального опубликования и распространяет действие на правоотношения, возникающие с 1 января 2009 года.
Не согласившись с размером ставки земельного налога, общество 14 января 2011 года обратилось к главе администрации п. Тунгала, 24 января 2011 года - к главе администрации Зейского района Амурской области о приведении в том числе оспариваемого решения в соответствие с положениями Налогового кодекса
Российской Федерации, поскольку объекты имущественного комплекса ОАО "Коммунальные системы БАМа" относятся к объектам жилищно-коммунального комплекса. Одновременно 24 января 2011 года общество обратилось в прокуратуру Зейского района о проведении проверки на соответствие вынесенного решения законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
По окончании проведения проверки прокуратурой Зейского района 15 марта 2011 года в адрес ОАО "Коммунальные системы БАМа" направлен ответ о том, что решение № 61 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Прокуратурой в адрес сельского Совета внесено представление о выявленных нарушениях законодательства с требованием их устранения.
29 марта 2011 года заявителем в адрес главы администрации п. Тунгала направлено письмо с просьбой представить решение сельского Совета, которым устранены выявленные нарушения, письмо оставлено без рассмотрения и ответа.
9 июня 2011 года общество вновь обратилось в прокуратуру Зейского района с просьбой проверить исполнение внесенного в адрес Тунгалинского сельсовета представления и повлиять на дату вступления Положения о земельном налоге.
16 июня 2011 года от прокурора Зейского района поступил ответ, согласно которому нарушения устранены, сельсоветом принято соответствующее решение.
Не согласившись с решениями N№ 61, 111 в оспариваемой части, общество обратилось в Арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Федеральный закон
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Статьей 14
Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394
НК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) установлено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В силу пунктов 1
и 2 статьи 6
НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему кодексу, если такой акт в том числе вводит обязанности, не предусмотренные настоящим кодексом, или изменяет определенное настоящим кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим кодексом; иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего кодекса. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1
настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1
настоящей статьи.
Таким образом, введение органом местного самоуправления налоговой ставки 1,5% в отношении земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, противоречит нормам НК
РФ. При этом в оспариваемом решении указаны объекты ЖКХ, что не в полной мере соответствует категориям, указанным в пункте 1 статьи 394
НК РФ.
Понятие "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в Налоговом кодексе
и иных нормативных правовых актах налогового законодательства не определено, поэтому с учетом статьи 11
названного кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 2
Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Понятие "жилищный фонд" раскрыто в пункте 1 статьи 19
Жилищного кодекса Российской Федерации, это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
В удовлетворении требований к администрации Тунгалинского сельсовета суд считает необходимым отказать, поскольку таковые не предъявлены.
Поскольку общество является плательщиком земельного налога с даты государственной регистрации (13 декабря 2010 года) и имеет на территории муниципального образования "Поселок Тунгала" объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, постольку оспариваемое решение распространяется на заявителя и затрагивает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и он обоснованно в рамках статьи 192
АПК РФ обратился в Арбитражный суд.
Согласно статье 110
АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 333.21
НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим госпошлина для организаций составляет 2000 руб.
При подаче заявления в суд заявителем платежным поручением от 3 ноября 2011 г. № 3881 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на сельский Совет в соответствии с правилами статьи 110
АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110
, 167
- 170
, 180
, 195
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
подпункт 6.2 пункта 1 решения Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 28 августа 2009 г. № 61 "О внесении изменений и дополнений в положение "О земельном налоге на территории поселения" в части установления налоговой ставки по видам разрешенного использования земель на территории поселения в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, на которых размещены и (или) предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, признать не соответствующим Налоговому кодексу
Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу и недействующим.
В удовлетворении требований к администрации поселка Тунгала отказать.
Взыскать с Тунгалинского сельского Совета народных депутатов в пользу открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" (зарегистрировано в налоговом органе по месту нахождения межрайонной инспекции ФНС № 7 по Амурской области, ОГРН 1102808001471, ИНН 2808022556, юридический адрес: г. Тында Амурской области, ул. Привокзальная, 1) 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.