УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Одной из важнейших функций государства, обеспечивающей порядок управления земельными ресурсами, является государственный надзор за охраной и использованием земель.
От эффективности этого вида надзора, по сути, зависит сохранение земельных ресурсов, в том числе и для будущих поколений.
Объектом государственного земельного надзора являются земельные участки и правоотношения, связанные с их предоставлением, изъятием и использованием. При этом собственники и арендаторы земли в идеале должны быть нацелены на ее рациональное использование в соответствии с целевым назначением и условиями предоставления.
По своим географическим и климатическим характеристикам Тульская область, расположенная в центральной полосе России, богата плодородными землями сельскохозяйственного назначения. Однако реальную картину состояния земель сельскохозяйственного назначения в нашем регионе можно увидеть как визуально, при передвижении по области, так и при просмотре статистических данных, полученных в результате проведения государственного земельного надзора.
Проблема ненадлежащего использования земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, является весьма актуальной в современной России, в связи с чем наблюдается усиление государственной политики по вопросу рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации.
Предпринятые меры обусловлены реальной необходимостью пресечения нарушений земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения, соблюдения требований охраны земель для обеспечения дальнейшего рационального и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения как важнейшего экономического потенциала Российской Федерации.
С 1 июля 2011 года изменился порядок принудительного изъятия участков земель сельскохозяйственного назначения у собственников и порядок принудительного прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения, аренды такого участка.
Земельный участок может быть принудительно изъят у собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения права собственности собственник не использует земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности.
Участок также может быть изъят у собственника в судебном порядке в случае, если используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, и это повлекло существенное снижение плодородия земли или значительное ухудшение экологической обстановки.
При наличии указанных нарушений к собственнику участка сельскохозяйственного назначения сначала должны быть применены меры административной ответственности.
Кроме того, указанному лицу должно быть вынесено предупреждение о допущенном земельном нарушении, в котором устанавливается срок для его устранения.
А прекращение права на земельный участок не освобождает от возмещения вреда, причиненного нарушением земельного законодательства.
Начальник отдела государственного
земельного надзора Управления
Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Тульской области
Н.А.БУРЦЕВА