Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2011 г. № 88

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 10 марта 2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 318, возбужденное в отношении Думы города Ангарска <...>, по признакам нарушений ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ,

установила:

По результатам рассмотрения обращения ООО "Ф", направленного в Управление ФАС по Иркутской области для рассмотрения по существу депутатом Законодательного Собрания Иркутской области Ф.Ю.И., приказом № 318 от 02.06.2010 в отношении Думы города Ангарска возбуждено дело № 318 по признакам нарушений ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006 (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившихся в принятии решений Думы города Ангарска от 25.12.2009 № 387-35гД "О бюджете города Ангарска на 2010 год", от 29.12.2008 № 217-18гД "О бюджете города Ангарска на 2009 год", предусматривающих предоставление денежных средств (субсидий) в сумме, превышающей установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, хозяйствующим субъектам определенной организационно-правовой формы (муниципальные казенные предприятия) в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по озеленению, благоустройству, содержанию и ремонту автомобильных дорог, содержанию мест захоронения, организации мест захоронения, не наделенным правом на исключительное выполнение данных видов работ или услуг, без проведения торгов по выбору хозяйствующего субъекта для выполнения указанных работ для нужд муниципального образования, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с недопущением органом местного самоуправления возникновения конкурентных отношений между потенциальными хозяйствующими субъектами на соответствующих товарных рынках оказания услуг.
Определениями № 355 от 02.07.2010, № 491 от 23.08.2010, № 527 от 14.09.2010, № 671 от 13.10.2010, № 775 от 23.11.2010, № 844 от 22.12.2010 рассмотрение дела № 318 откладывалось.
В соответствии с письменными пояснениями представителя ответчика, ст. 8 Устава города Ангарска устанавливает, что в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган города Ангарска - Дума города Ангарска.
Согласно ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления отнесено "утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении".
Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены два самостоятельных вида бюджетных ассигнований: предоставление субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Предоставление указанных выше субсидий не является размещением муниципального заказа, является иной формой бюджетных ассигнований, не основанных на гражданских правоотношениях, тем самым указанные правоотношения не регулируются ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
Статья 78 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных расходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Указанные субсидии предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете, и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правыми актами местной администрации.
Пунктом 23 решения Думы города Ангарска от 25.12.2009 № 387-35гД "О бюджете города Ангарска на 2010 год", предусмотрены случаи предоставления субсидий из бюджета города Ангарска.
В соответствии с ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статья 78 Бюджетного кодекса РФ не ставит размер предоставляемой субсидии в зависимость от предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, установленного Центральным банком РФ. Кроме того, Бюджетным кодексом РФ установлена казначейская система исполнения бюджетов, что исключает расчеты наличными деньгами.
По мнению ответчика, решение Думы города Ангарска от 25.12.2009 № 387-35гД "О бюджете города Ангарска на 2010 год" отвечает требованиям действующего законодательства РФ, в том числе требованиям Бюджетного кодекса РФ и ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Кроме того, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ решением Думы города Ангарска от 02.06.2010 № 458-41г утвержден годовой отчет об исполнении бюджета города Ангарска на 2009 год.
На основании вышеизложенного, в действиях Думы города Ангарска по принятию решений от 25.12.2009 № 387-35гД "О бюджете города Ангарска на 2010 год", от 29.12.2008 № 217-18гД "О бюджете города Ангарска на 2009 год" отсутствуют признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Представитель администрации города Ангарска, привлеченной к рассмотрению дела № 318 в качестве заинтересованного лица, полностью поддержал доводы ответчика. По мнению представителя, решения Думы города Ангарска от 25.12.2009 № 387-35гД "О бюджете города Ангарска на 2010 год", от 29.12.2008 № 217-18гД "О бюджете города Ангарска на 2009 год" отвечают требованиям действующего законодательства РФ, в том числе требованиям Бюджетного кодекса РФ и ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Рассмотрев представленные материалы, доводы и возражения ответчика по делу, Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 318 установлено следующее.
Пунктом 27.1 решения от 29.12.2008 № 217-18гД "О бюджете города Ангарска на 2009 год" (в редакции решения Думы города Ангарска от 02.04.2009 № 254-21гД) предусмотрено, что администрация города Ангарска вправе в 2009 г. предоставлять муниципальным казенным предприятиям субсидии в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в порядке, установленном администрацией города Ангарска.
Пункт 23 решения от 25.12.2009 № 387-35гД "О бюджете города Ангарска на 2010 год" также предусматривает право администрации города Ангарска в 2010 г. предоставлять муниципальным казенным предприятиям субсидии в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в порядке, установленном администрацией города Ангарска.
Согласно распределению бюджетных ассигнований бюджета города Ангарска на 2010 г., 2009 г. по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов (приложение № 4 к решению Думы города Ангарска от 25.12.2009 № 387-35гД, приложение № 4 к решению Думы города Ангарска от 29.12.2008 № 217-18гД) решениями о бюджете на 2009, 2010 гг. предусмотрены бюджетные средства для предоставления субсидий муниципальным казенным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг: по содержанию автомобильных дорог; по текущему ремонту автомобильных дорог; по капитальному ремонту дорог; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; по озеленению.
Из решений о бюджетах на 2009, 2010 гг. следует, что бюджетные средства, предусмотренные на выполнение работ, необходимых для решения вопросов местного значения по содержанию автомобильных дорог; по текущему ремонту автомобильных дорог; по капитальному ремонту дорог; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; по озеленению в полном объеме предназначены для выплаты субсидий муниципальным казенным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, за исключением расходов, предусмотренных на выполнение функций органами местного самоуправления.
Согласно приложению № 4 к решению Думы города Ангарска от 25.12.2009 № 387-35гД (в ред. решения Думы города Ангарска от 02.06.2010 № 461-41гД) в рамках благоустройства:
по коду бюджетной классификации расходов бюджета - 05 03 6000200 на содержание автомобильных и инженерных сооружений на них в границах городских поселений предусмотрено 104183 тыс. руб., в том числе субсидий муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по коду 921 05 03 6000200 006 в сумме 98890 тыс. руб.;
по коду бюджетной классификации расходов бюджета - 05 03 6000300 на озеленение предусмотрено 11155 тыс. руб., в том числе субсидий муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по коду 05 03 6000300 006 в сумме 10 млн. руб.;
по коду бюджетной классификации расходов бюджета - 05 03 6000500 на прочие мероприятия по благоустройству городских поселений предусмотрено 47108 тыс. руб., в том числе субсидий муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по коду 05 03 6000500 006 в сумме 8808 тыс. руб.;
по коду бюджетной классификации расходов бюджета - 05 03 7951600 на целевую программу муниципального образования "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог города Ангарска" на 2010 год предусмотрено 58888 тыс. руб., в том числе субсидий муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по коду 05 03 7951600 006 в сумме 27856 тыс. руб.;
по коду бюджетной классификации расходов бюджета - 05 03 7951700 на целевую программу муниципального образования "Благоустройство жилых территории города Ангарска" на 2010 год предусмотрено 15800 тыс. руб., в том числе субсидий муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по коду 05 03 7951700 006 в сумме 13800 тыс. руб.;
по коду бюджетной классификации расходов бюджета - 05 03 7951800 на целевую программу муниципального образования "Развитие парков города Ангарска" на 2010 год предусмотрено 10420 тыс. руб., в том числе субсидий муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по коду 05 03 7951800 006 в сумме 6240 тыс. руб.
Всего: 164094 тыс. руб.
Согласно распределению бюджетных ассигнований бюджета города Ангарска на 2009 г. по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов (приложение № 4 к решению Думы города Ангарска от 29.12.2008 № 217-18гД (в редакции решения Думы города Ангарска от 30.11.2009 № 367-ЗЗгД)) в рамках благоустройства:
по коду бюджетной классификации расходов бюджета - 05 03 6000200 на содержание автомобильных и инженерных сооружений на них в границах городских поселений предусмотрено 89528 тыс. руб., в том числе субсидий муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по коду 921 05 03 6000200 006 в сумме 76218 тыс. руб.;
по коду бюджетной классификации расходов бюджета - 05 03 6000400 на организацию и содержание мест захоронения предусмотрено 7750 тыс. руб., в том числе субсидий муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по коду 05 03 6000400 006 в сумме 7750 тыс. руб.;
по коду бюджетной классификации расходов бюджета - 05 03 6000500 на прочие мероприятия по благоустройству городских поселений предусмотрено 34707 тыс. руб., в том числе субсидий муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по коду 05 03 6000500 006 в сумме 850 тыс. руб.;
по коду бюджетной классификации расходов бюджета - 05 03 7951400 на целевую программу муниципального образования "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог города Ангарска" на 2009 год предусмотрено 120404 тыс. руб., в том числе субсидий муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по коду 05 03 7951400 006 в сумме 37368 тыс. руб.;
по коду бюджетной классификации расходов бюджета - 05 03 7951500 на целевую программу муниципального образования "Благоустройство жилых территории города Ангарска" на 2009 год предусмотрено 15657 тыс. руб., в том числе субсидий муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по коду 05 03 7951500 006 в сумме 13000 тыс. руб.;
по коду бюджетной классификации расходов бюджета - 05 03 7951600 на целевую программу муниципального образования "Парки Ангарска" на 2009 год предусмотрено 11283 тыс. руб., в том числе субсидий муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по коду 05 03 7951600 006 в сумме 10863 тыс. руб.
Всего: 146225 тыс. руб.
Таким образом, решениями о бюджете на 2009, 2010 гг. установлены: цель - предоставление субсидий (возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг), общий размер денежных средств, виды деятельности получателей субсидии и категория юридических лиц, имеющих право на предоставление субсидий, а именно: муниципальные казенные предприятия города Ангарска.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных расходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете.
Согласно ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок и условия предоставления субсидий, порядок определения категории юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, установленные нормативными правовыми актами, не должны противоречить действующему законодательству, в том числе положениям ФЗ "О защите конкуренции".


Бюджетный кодекс РФ предусматривает право любых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ и услуг на получение субсидии из местного бюджета.
Решения Думы города Ангарска о бюджете на 2009, 2010 гг. устанавливают, что получателями субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по содержанию автомобильных дорог в границах муниципального образования; по текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог в границах муниципального образования; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; по озеленению территории поселения могут быть хозяйствующие субъекты только определенной организационно-правовой формы, а именно: муниципальные казенные предприятия города Ангарска.
Предоставление бюджетных средств в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг отдельным хозяйствующим субъектам определенной организационно-правовой формы создает муниципальным казенным предприятиям города Ангарска более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит каких-либо специальных требований к деятельности по озеленению, содержанию и ремонту автомобильных дорог, содержанию мест захоронения, организации мест захоронения, равно как и требований к организационно-правовой форме хозяйствующих субъектов, которые должны (могут) их осуществлять, в том числе в целях решения вопросов местного значения. Услуги по озеленению, содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, содержанию мест захоронения, организации мест захоронения - это конкурентные виды деятельности, которые могут осуществляться хозяйствующими субъектами с любой организационно-правовой формой в порядке, установленном законодательством.
Из вышеизложенного следует, что предоставление бюджетных средств в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по содержанию автомобильных дорог в границах муниципального образования; по текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог в границах муниципального образования; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; по озеленению территории поселения отдельным хозяйствующим субъектам определенной организационно-правовой формы также необоснованно ограничивает равный доступ хозяйствующих субъектов - юридических лиц иных организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей на соответствующие товарные рынки, что приводит к ограничению конкуренции, в связи с недопущением конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять работы на рынках оказания услуг по содержанию автомобильных дорог в границах муниципального образования; по текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог в границах муниципального образования; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; по озеленению территории поселения.
В силу ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статья 19 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает исключение из общего правила, предусмотренного ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", позволяющее органу местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно: предоставлять муниципальные преференции отдельным хозяйствующим субъектам, в том числе путем передачи муниципального имущества.
В соответствии с п. 20 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" муниципальные преференции - это предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
К объектам гражданских прав относится в том числе и предоставление денежных средств в виде субсидий.
Предоставление денежных средств из местного бюджета (субсидий) в целях компенсации понесенных затрат отдельным хозяйствующим субъектам - производителям товаров, работ и услуг подпадает под понятие муниципальной преференции, порядок и цели предоставления которой регламентированы ст.ст. 19 - 21 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ муниципальная преференция предоставляется исключительно в целях, предусмотренных ч. 1 ст. 19, и только с письменного согласия антимонопольного органа.
Часть 3 ст. 20 ФЗ "О защите конкуренции" определяет (в исчерпывающем перечне) случаи предоставления преимущества отдельным хозяйствующим субъектам (в том числе субсидий) за счет средств бюджетов различных уровней в форме муниципальной преференции, которые не требуют предварительного согласия антимонопольного органа:
1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.
Следовательно, органы местного самоуправления вправе в решении о бюджете на соответствующий год установить порядок определения размера муниципальной преференции, цели ее предоставления в соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ "О защите конкуренции", конкретного получателя.
В случае если в бюджете муниципального образования содержится указание на групповой признак получателей с указанием размера денежных средств, а порядок определения конкретного получателя муниципальной преференции устанавливается нормативным правовым актом администрации, то требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа в каждом случае предоставления муниципальной преференции отдельному получателю.
Вместе с тем, согласно п. 1 ч. 4 ст. 19 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135 ФЗ не является государственной или муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В этом случае преимущества отдельным лицам (категориям лиц) могут предоставляться в иных целях, чем цели, указанные в части 1 статьи 19 ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, не будет являться муниципальной преференцией предоставление денежных средств, предусмотренных решением органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год, каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленным требованиям к виду деятельности получателя и месту осуществления деятельности, т.е. определенной категории производителей товаров, работ, услуг, поскольку при таком предоставлении денежных средств не происходит предоставление преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
Цели предоставления субсидий (преимущества) отдельным хозяйствующим субъектам на основании решений о бюджете города Ангарска на 2009, 2010 гг. не соответствуют установленным ч. 1 ст. 19 ФЗ "О защите конкуренции" возможным целям предоставления муниципальной преференции.
Документы о проведении торгов по выбору хозяйствующих субъектов для предоставления субсидий в ходе рассмотрения дела не представлены.
Таким образом, решения о бюджете города Ангарска на 2009, 2010 гг. в части предоставления денежных средств (субсидий) в сумме, превышающей установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, хозяйствующим субъектам определенной организационно-правовой формы (муниципальные казенные предприятия) в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по содержанию автомобильных дорог в границах муниципального образования; по текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог в границах муниципального образования; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; по озеленению территории поселения, не наделенным правом на исключительное выполнение указанных видов работ или услуг, без проведения торгов по выбору хозяйствующего субъекта нарушают требования антимонопольного законодательства, поскольку ведут к созданию муниципальным казенным предприятиям города Ангарска более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках и необоснованно ограничивают доступ хозяйствующих субъектов - юридических лиц иных организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей на соответствующие конкурентные товарные рынки, что приводит к ограничению конкуренции в связи с недопущением конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять работы на рынках по содержанию автомобильных дорог в границах муниципального образования; по текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог в границах муниципального образования; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; по озеленению территории поселения.
Часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе предоставлять муниципальную преференцию в нарушение порядка, установленного главой 5 ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что решение от 29.12.2008 № 217-18гД "О бюджете города Ангарска на 2009 год" (в редакции решения Думы города Ангарска от 30.11.2009 № 367-ЗЗгД), решение от 25.12.2009 № 387-35гД "О бюджете города Ангарска на 2010 год" (в редакции решения Думы города Ангарска от 02.06.2010 № 461-41гД), принятые Думой города Ангарска, в части, предусматривающей предоставление хозяйствующим субъектам определенной организационно-правовой формы (муниципальные казенные предприятия), не наделенным правом на исключительное выполнение работ, оказание услуг по содержанию автомобильных дорог в границах муниципального образования; по текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог в границах муниципального образования; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; по озеленению территории поселения, денежных средств (субсидий) в сумме, превышающей установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг без проведения торгов по выбору хозяйствующего субъекта создает муниципальным казенным предприятиям города Ангарска более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках и необоснованно ограничивает равный доступ хозяйствующих субъектов - юридических лиц иных организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей на соответствующие товарные рынки, что приводит к ограничению конкуренции в связи с недопущением конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять работы на рынках оказания услуг по содержанию автомобильных дорог в границах поселения; по текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог в границах поселения; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; озеленения территории поселения.
Довод представителя администрации о том, что на основании ст. 20 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и финансировать выполнение указанных работ (оказание услуг) путем предоставления субсидий на основании ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, по мнению Комиссии, является необоснованным по следующим основаниям.
Бюджетным кодексом РФ не предусмотрена возможность финансирования (ассигнования) за счет бюджетных средств выполнения обязательных для исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, доведены до казенного предприятия собственником.
В соответствии со ст.ст. 113, 115 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 № 161-ФЗ (далее - ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ) унитарным казенным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником на праве оперативного управления.
Коммерческая организация - юридическое лицо, организация, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ коммерческая организация является хозяйствующим субъектом.
Часть 2 статьи 19 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ предусматривает, что деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
Учитывая, что муниципальное казенное предприятия является коммерческой организацией, финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов.
Кроме того, в соответствии с пунктами 5, 19, 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее - ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, содержание мест погребения относятся к вопросам местного значения поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают в том числе полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа (п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Часть 2 статьи 18 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст.ст. 1, 3 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, являются муниципальными нуждами.
В силу пп. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения муниципальных заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ст. 1).
Согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 2 ст. 10 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ установлено, что во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
В соответствии с пп. 5, 14 ч. 2 ст. 55 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), являющегося унитарным предприятием, осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ либо осуществляются выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке.
Муниципальные казенные предприятия, учрежденные администрацией города Ангарска, в силу законодательства не имеют статуса органа исполнительной власти или подведомственного ему государственного учреждения, государственного унитарного предприятия, наделенного правом на исключительное выполнение или оказание отдельных видов работ или услуг в соответствии с полномочиями, которые устанавливаются нормативными правовыми актами РФ или субъектами РФ.
Муниципальные казенные предприятия города Ангарска не единственные субъекты соответствующих товарных рынков, существуют хозяйствующие субъекты иных организационно-правовых форм, осуществляющие указанные виды деятельности, способные оказывать услуги, выполнять работы по озеленению, содержанию и ремонту автомобильных дорог, содержанию мест захоронения, организации мест захоронения в границах муниципального образования.
Таким образом, муниципальные казенные предприятия города Ангарска не наделены исключительным правом на выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд по озеленению, содержанию и ремонту автомобильных дорог, содержанию мест захоронения, организации мест захоронения без проведения торгов, в связи с чем предоставление бюджетных средств в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг исключительно муниципальным казенным предприятиям нарушает требования антимонопольного законодательства.
Указание ответчика на тот факт, что решением Думы города Ангарска от 02.06.2010 № 458-41г утвержден годовой отчет об исполнении бюджета города Ангарска на 2009 год, не имеет значения для принятия решения по делу № 318 в отношении действий Думы города Ангарска в связи с принятием решения от 29.12.2008 № 217-18гД "О бюджете города Ангарска на 2009 год" в связи со следующим.
Статья 41.1 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения. Таким образом, оснований для прекращения дела не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст.ст. 41, 41.1, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ Комиссия

решила:

1. Признать Думу города Ангарска <...> нарушившей п. 7 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ в связи с принятием решения от 29.12.2008 № 217-18гД "О бюджете города Ангарска на 2009 год" (в редакции решения Думы города Ангарска от 30.11.2009 № 367-ЗЗгД), решения от 25.12.2009 № 387-35гД "О бюджете города Ангарска на 2010 год" (в редакции решения Думы города Ангарска от 02.06.2010 № 461-41гД) в части, предусматривающей предоставление хозяйствующим субъектам определенной организационно-правовой формы (муниципальные казенные предприятия), не наделенным правом на исключительное выполнение работ, оказанием услуг по содержанию автомобильных дорог в границах муниципального образования; по текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог в границах муниципального образования; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; по озеленению территории поселения, денежных средств (субсидий) в сумме, превышающей установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг без проведения торгов по выбору хозяйствующего субъекта, что необоснованно создает муниципальным казенным предприятиям города Ангарска более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке и необоснованно ограничивает равный доступ хозяйствующих субъектов - юридических лиц иных организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей на соответствующие товарные рынки, что приводит к ограничению конкуренции, в связи с недопущением конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять работы на рынках оказания услуг по содержанию автомобильных дорог; по текущему ремонту автомобильных дорог; по капитальному ремонту дорог; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; по озеленению территории поселения.
2. Выдать Думе города Ангарска <...> предписание о прекращении в срок до 01.06.2011 нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135 ФЗ, выразившегося в принятии решения от 29.12.2008 № 217-18гД "О бюджете города Ангарска на 2009 год" (в редакции решения Думы города Ангарска от 30.11.2009 № 367-ЗЗгД), решения от 25.12.2009 № 387-35гД "О бюджете города Ангарска на 2010 год" (в редакции решения Думы города Ангарска от 02.06.2010 № 461-41гД) в части, предусматривающей предоставление хозяйствующим субъектам определенной организационно-правовой формы (муниципальные казенные предприятия), не наделенным правом на исключительное выполнение работ, оказанием услуг по содержанию автомобильных дорог в границах муниципального образования; по текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог в границах муниципального образования; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; по озеленению территории поселения, денежных средств (субсидий) в сумме, превышающей установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг без проведения торгов по выбору хозяйствующего субъекта, что необоснованно создает муниципальным казенным предприятиям города Ангарска более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке и необоснованно ограничивает равный доступ хозяйствующих субъектов - юридических лиц иных организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей на соответствующие товарные рынки.
А именно привести в соответствие с антимонопольным законодательством решения Думы, предусматривающие на момент вынесения предписания предоставление бюджетных средств (субсидий) без проведения торгов хозяйствующим субъектам определенной организационно-правовой формы (муниципальные казенные предприятия), не наделенным исключительным правом на выполнение работ, оказание услуг на товарных рынках по содержанию автомобильных дорог в границах муниципального образования; по текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог в границах муниципального образования; по благоустройству территории города; по содержанию мест захоронения; организации мест захоронения; по озеленению территории поселения, в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и не допускать подобных нарушений в дальнейшем.
3. Копию решения и предписания направить в адрес ответчика - Думы города Ангарска.
4. Копию решения направить в адрес заинтересованного лица - администрации города Ангарска.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru