Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ямало-Ненецкий АО


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. № 1174-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ БЮДЖЕТНОЙ СТРАТЕГИИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

В соответствии с Программой Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению эффективности бюджетных расходов Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2012 года, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года № 548-П, в целях обеспечения связи систем стратегического и бюджетного планирования в долгосрочной перспективе Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную бюджетную стратегию Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года (далее - долгосрочная бюджетная стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа руководствоваться положениями долгосрочной бюджетной стратегии при разработке и утверждении государственных программ Ямало-Ненецкого автономного округа, а также иных стратегических документов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН





Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 27 декабря 2012 года № 1174-П

ДОЛГОСРОЧНАЯ БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

Долгосрочная бюджетная стратегия Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года (далее - долгосрочная бюджетная стратегия, автономный округ) основывается на положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, а также программных документах Правительства автономного округа. Разработка долгосрочной бюджетной стратегии проводилась с учетом достигнутого состояния экономики, прогнозов социально-экономического развития автономного округа, а также Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года № 839 "О Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития автономного округа). В соответствии со Стратегией социально-экономического развития автономного округа главной целью государственной социально-экономической политики автономного округа является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований.
Достижение этой цели может быть обеспечено при наличии эффективной и сбалансированной экономики, а также эффективной деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, что требует обоснованной оценки ресурсного потенциала автономного округа в достижении поставленной цели.
Одним из инструментов достижения цели государственной социально-экономической политики является бюджетная политика автономного округа, основные черты которой при различных вариантах развития российской и мировой экономики определяются в долгосрочной бюджетной стратегии.
Долгосрочная бюджетная стратегия призвана обеспечить связь системы стратегического (социально-экономического) и бюджетного планирования в долгосрочной перспективе, а также определить приоритеты развития бюджетной системы, включая установление принципов формирования доходов и расходов окружного бюджета, долговой политики и политики в сфере межбюджетных отношений.
Целью долгосрочной бюджетной стратегии является обеспечение предсказуемости реакции бюджетной системы автономного округа на внешние и внутренние макроэкономические вызовы и возможности, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития российской и мировой экономики, в том числе за счет определения превентивного применения необходимых мер при негативном воздействии внешних экономических факторов, а также обеспечения связи между долгосрочными целями государственных программ автономного округа, конкретными индикаторами их выполнения и бюджетными проектировками на среднесрочный период.

II. Социально-экономическое развитие автономного округа

Автономный округ является пятым крупнейшим по площади субъектом Российской Федерации (769,3 тыс. кв. км). Расположение в районе Крайнего Севера обуславливает сложные условия для проживания людей и в значительной степени влияет на систему расселения и инфраструктурное развитие территории.
Высокие темпы экономического развития автономного округа в последние десятилетия, связанные прежде всего с добычей углеводородного сырья, способствовали росту численности и общего уровня благосостояния населения, а бюджетная политика Российской Федерации, несмотря на централизацию многих источников бюджетных доходов, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой углеводородного сырья, тем не менее предполагала также и сохранение значительной части налоговых доходов на соответствующих территориях, что давало дополнительные возможности для ускоренного развития "точек роста", хотя и способствовало сохранению высокого уровня дифференциации бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (не свойственного для большинства государств с федеративным устройством). Это благоприятно сказалось на развитии общественного сектора экономики, предоставив возможности для сохранения и привлечения в него высококвалифицированных кадров, а также для опережающего развития социальной инфраструктуры.
По уровню валового регионального продукта (далее - ВРП) в расчете на одного жителя автономный округ входит в первую тройку субъектов Российской Федерации, что обуславливает и высокий уровень собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа. В автономном округе один из самых низких в Российской Федерации уровней безработицы (3,7% в 2011 году) - ниже, чем в среднем по Российской Федерации, а также в среднем по Уральскому федеральному округу (приложение № 1 к настоящей долгосрочной бюджетной стратегии).
Несмотря на высокий достигнутый уровень экономического развития, динамика основных параметров экономики автономного округа в последние годы свидетельствует об относительном замедлении темпов экономического роста. Так, в 2005 - 2012 годах средний индекс физического объема ВРП автономного округа (102,4%) был ниже среднего индекса физического объема ВВП Российской Федерации (104,1%) и не превышал также среднего по Уральскому федеральному округу, а значение показателя степени износа основных фондов (по состоянию на конец года) автономного округа с 2005 по 2010 год выросло с 50,7% до 57,0%, что как по абсолютной величине, так и по динамике существенно хуже среднего по Российской Федерации (рост с 44,1% до 45,7%) и находится на уровне среднего по Уральскому федеральному округу (рост с 52,4% до 57,1%). Динамику указанных показателей не смог исправить даже высокий уровень и положительная динамика объема инвестиций в основной капитал: удельный вес объема инвестиций в ВРП за 2005 - 2010 годы вырос с 32,0% до 50,2% и в 2012 году ожидается на уровне 60,4% ВРП (в целом по Российской Федерации удельный вес объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в ВВП вырос с 20,0% до 24,5%, а в целом по Уральскому федеральному округу - с 19,2% до 28,1%). При этом в 2010 году объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя в денежном выражении превысил соответствующий средний по Российской Федерации показатель в 11,6 раза, а средний по Уральскому федеральному округу - в 6,2 раза.
Относительное торможение темпов экономического развития не могло не сказаться на динамике показателей доходов консолидированного бюджета, которая в 2005 - 2012 годах была несколько слабее среднего по Российской Федерации, хотя и лучше среднего по Уральскому федеральному округу.
Основной особенностью экономики автономного округа является высокая доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП. Несмотря на снижение доли этого сектора экономики с 61,4% ВРП в 2005 году до 48,2% ВРП - в 2010, она по-прежнему остается крайне высокой - выше среднего по Уральскому федеральному округу (снижение с 43,5% ВРП до 33,0% ВРП) и существенно выше среднего по Российской Федерации (снижение с 12,8% ВВП до 10,5% ВВП). А так как основной объем добычи полезных ископаемых автономного округа приходится на добычу углеводородного сырья, значительная доля которого в дальнейшем экспортируется, то это обстоятельство делает всю экономику автономного округа (включая ее общественный сектор) крайне зависимой от мировых цен на энергоносители, а также общего состояния мировой экономики. Кроме того, значительная часть добываемых в автономном округе полезных ископаемых потребляется в других субъектах Российской Федерации, что распространяет зависимость экономики автономного округа и на внутреннее состояние экономики Российской Федерации.
Такая зависимость нашла свое отражение в динамике показателей социально-экономического развития автономного округа в течение мирового финансового и экономического кризиса 2008 - 2009 годов, а также последующего периода посткризисного восстановления. Так, в 2009 году ВРП автономного округа снизился на 10,2% относительно 2008 года, что выше как среднего снижения ВРП регионов Уральского федерального округа (8%), так и снижения ВВП Российской Федерации (7,8%), а его последующее восстановление в 2010 году (10,1%, что превышало и соответствующий средний показатель по федеральному округу (6,8%), и рост ВВП России (4,3%)) по итогам двух лет позволило обеспечить общую динамику ВРП на уровне, несколько лучшем чем в среднем по Российской Федерации, а также в среднем по Уральскому федеральному округу. Несмотря на относительно большее падение ВРП в 2009 году, динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа в этот период была менее волатильной, а поступления налога на прибыль организаций упали не так сильно, как в среднем по Уральскому федеральному округу или в среднем по всем субъектам Российской Федерации.
Общее сопоставление основных показателей социально-экономического развития автономного округа, Уральского федерального округа, а также соответствующих средних по Российской Федерации, приведены в приложении № 1 к настоящей долгосрочной бюджетной стратегии.
Таким образом, несмотря на высокую зависимость экономики, а вместе с ней и доходов окружного и местных бюджетов от состояния нефтегазового сектора экономики, подверженного сильным колебаниям мировых цен на энергоносители, динамика основных показателей социально-экономического развития автономного округа и в том числе доходов консолидированного бюджета автономного округа в кризис 2008 - 2009 годов позволяет утверждать, что их устойчивость в условиях краткосрочного падения цен на энергоносители не хуже устойчивости соответствующих средних показателей как по регионам Уральского федерального округа, так и в целом по всем субъектам Российской Федерации. Данное обстоятельство объясняется прежде всего наличием относительно гибкой системы регулирования налоговой нагрузки на организации нефтегазового сектора экономики, а также относительной стабильностью объемов потребления углеводородного сырья мировой экономикой и экономикой Российской Федерации.










│поступлений      │                                                                                         │
├─────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Отношение        │                                  не более 15% ежегодно                                  │
│дефицита бюджета │                                                                                         │
│к доходам без    │                                                                                         │
│учета объема     │                                                                                         │
│безвозмездных    │                                                                                         │
│поступлений (без │                                                                                         │
│учета изменения  │                                                                                         │
│остатков средств)│                                                                                         │
├─────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Отношение годовой│                                  не более 15% ежегодно                                  │
│суммы платежей по│                                                                                         │
│погашению и      │                                                                                         │
│обслуживанию     │                                                                                         │
│долга к доходам  │                                                                                         │
│бюджета          │                                                                                         │
├─────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Долговая емкость │                                    более 0% ежегодно                                    │
│(остаток средств │                                                                                         │
│после покрытия   │                                                                                         │
│всех             │                                                                                         │
│"обязательных"   │                                                                                         │
│расходов)        │                                                                                         │
├─────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Наличие          │                                                                                         │
│просроченных     │                                                                                         │
│долговых         │                                                                                         │
│обязательств     │                                                                                         │
├─────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Присвоенные      │                                          ruAAA                                          │
│кредитные        │                                                                                         │
│рейтинги         │                                                                                         │
│рейтинговых      │                                                                                         │
│агентств         │                                                                                         │
├─────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Доля             │                                          100%                                           │
│муниципальных    │                                                                                         │
│образований,     │                                                                                         │
│соблюдающих      │                                                                                         │
│требования,      │                                                                                         │
│установленные    │                                                                                         │
│бюджетным        │                                                                                         │
│законодательством│                                                                                         │
│Российской       │                                                                                         │
│Федерации        │                                                                                         │
└─────────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru