Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2008 г. по делу № А50-17027/2008-А20

Резолютивная часть решения объявлена 3 декабря 2008 года
Полный текст решения изготовлен 5 декабря 2008 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Т.А. Трапезниковой, судей: С.А. Даниловой, А.Е. Алексеева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотниковой Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
гражданина М.Г. Каракулова
к Региональной энергетической комиссии Пермского края
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "Пермгазэнергосервис"
о признании нормативного правового акта незаконным
в судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - М.Г. Каракулов (предъявлен паспорт);
ответчика - О.А. Ватагина (доверенность № 5 от 28.02.2008 года, предъявлен паспорт); А.Г. Тихонова (доверенность № 20 от 13.11.2008 года, предъявлен паспорт);
третьего лица - М.Л. Малков (доверенность № 396 от 17.12.2007 года, предъявлен паспорт).

М.Г. Каракулов обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими пунктов 2, 3 Приложения к Постановлению Региональной энергетической комиссии Пермского края № 263-т от 30.11.2007 года "О тарифах на тепловую энергию для потребителей Очерского филиала ООО "Пермгазэнергосервис" (Очерский район) на 2008 год".
Требования заявитель обосновывает тем, что оспариваемые пункты постановления приняты в нарушение Федерального закона от 14.04.1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Считает, что превышен предельный индекс максимального возможного повышения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2008 год - 122% вместо установленных 118, 4%. Кроме того, по мнению заявителя, тариф в черте города должен быть единым.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает, что утвержденные тарифы не превышают предельный максимальный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги, установленный постановлением РЭК ПК № 9 для Очерского городского поселения (приложение № 2) от 20.07.2007 года. Установление же для потребителей Очерского филиала ООО "Пермгазэнергосервис" двух разных тарифов не противоречит действующему законодательству.
Рассмотрев материалы дела в соответствии со статьями 191, 193, 194 АПК РФ, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края № 263-т от 30.11.2007 года "О тарифах на тепловую энергию для потребителей Очерского филиала ООО "Пермгазэнергосервис" (Очерский район) на 2008 года", опубликованным в газете "Очерский край", № 97, 14.12.2007 года и в "Информационном бюллетене о тарифных решениях Региональной энергетической комиссии Пермского края на 2008 год", Пермь, 2008, с 01.01.2008 года был утвержден в том числе тариф на тепловую энергию в размере 897, 66 руб./Гкал (без НДС) для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (Очерское городское поселение, котельные № 4, № 5), и в размере 674, 98 руб./Гкал (без НДС) для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (Очерское городское поселение, котельные № 3, № 6, № 7.
Данный акт издан в установленной Федеральным законом от 14.04.1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" форме постановления.
Данное постановление издано уполномоченным органом, поскольку в соответствии с пунктами 1.1, 2.1.1, 3.2.5 Положения о Региональной энергетической комиссии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края 24.07.2006 года № 14-п, полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию обладает Региональная энергетическая комиссия Пермского края.
Постановление устанавливает определенную норму права - размер и срок действия тарифов.
Действие постановления распространяется на неопределенный круг лиц: потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (Очерское городское поселение), рассчитано на неоднократное применение, т.е. действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Данный акт в установленном законом порядке опубликован в газете "Очерский край", № 97, 14.12.2007 года.
Таким образом, оспариваемый акт органа местного самоуправления является нормативным актом, сфера действия которого относится к сфере экономической деятельности.
Согласно статье 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу статей 191, 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 29 и ч. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Согласно статье 7.1 Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, рассмотрение настоящего спора находится в компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьями 1, 2, 4 Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Основными принципами государственного регулирования тарифов являются обеспечение баланса экономических интересов поставщика и потребителей; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов. Согласно пункту 16 указанного постановления регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников и проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
Экспертиза представленных материалов была проведена с использованием методов экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004 года "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и пунктами 15, 16 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России 06.08.2004 года № 20/э-2. При использовании указанных актов тарифы рассчитывались на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
По результатам экспертизы было составлено экспертное заключение, на основании которого на 2008 год были установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей Очерского филиала ООО "Пермгазэнергосервис" от котельных № 4, № 5 в размере 897, 66 руб./Гкал (без НДС), от котельных № 3, № 6, № 7 в размере 674, 98 руб./Гкал (без НДС).
Основным критерием при установлении тарифов на тепловую энергию являются состав и объем расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии.
На установление двух тарифов на территории Очерского городского поселения повлияло также то обстоятельство, что на 2007 год на территории города Очера были утверждены тарифы на тепловую энергию для двух энергоснабжающих организаций - ОАО "КЭС-Прикамье" и ООО "Пермгазэнергосервис".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 27.10.2006 имеет номер 177-т, а не 177.

Постановлением РЭК ПК от 27.10.2006 года № 177 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "КЭС-Прикамье", производящего и передающего на тот момент тепловую энергию с использованием имущества котельных № 4, № 5, с 06.11.2006 года в размере 596, 06 руб./Гкал (без НДС), с 01.01.2007 года в размере 735, 79 руб/Гкал.
Для потребителей Очерского филиала ООО "Пермгазэнергосервис", производящего и передающего тепловую энергию с использованием имущества котельных № 3, № 6, № 7, постановлением РЭК ПК 13.10.2006 года № 151-т установлены тарифы в размере 512, 18 руб./Гкал (без НДС).
В связи с передачей осенью 2007 года котельных № 4 и № 5 и тепловых сетей от этих котельных до потребителей тепловой энергии в пользование ООО "Пермгазэнергосервис" в постановление РЭК ПК от 13.10.2006 года № 151-т были внесены изменения и действовавший в 2007 году тариф для потребителей ОАО "КЭС-Прикамье" был переутвержден для потребителей тепловой энергии от котельных № 4, № 5 ООО "Пермгазэнергосервис".
Установление единого тарифа привело бы к нарушению предельного максимального индекса изменения размера платы за коммунальные услуги.
При установлении регулируемых тарифов организации представляли в РЭК ПК пакет документов, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109, в том числе перечень имущества, участвующий в процессе выработки и передачи теплоэнергии. На основании представленных документов и были рассчитаны тарифы на тепловую энергию.
Таким образом, суд признал, что установленные тарифы утверждены на основе анализа представленных энергоснабжающей организацией материалов с учетом социально-экономических, ценовых и иных показателей, сформированы по итогам экспертной оценки видов и размеров затрат, включаемых в состав тарифа.
Довод заявителя о неправомерности установления двух тарифов в пределах населенного пункта судом исследован и отклонен. Заявителем не указана конкретная норма закона, запрещающая установление двух тарифов. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что установление для потребителей Очерского филиала ООО "Пермгазэнергосервис" двух разных тарифов законом не запрещается.
Несостоятельна также ссылка заявителя на превышение РЭК ПК при установлении тарифа предельного максимального индекса изменения размера платы за коммунальные услуги.
Так, постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 20.07.2007 года № 9 (приложение № 2) установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги для Очерского городского поселения в размере 120%.
Согласно представленному РЭК ПК расчету рост платы граждан за коммунальные услуги к 2007 году составил 119, 3 % (отопление ООО "Пермгазэнергосервис", котельные № 4, № 5) и 118, 6 % (отопление ООО "Пермгазэнергосервис", котельные № 3, № 6, № 7).
Рост тарифов на тепловую энергию по Очерскому району на 2008 год составил 113, 39 %, т.е. не превышает установленную Приказом ФСТ России от 11.04.2007 года № 68-э/5 максимальную величину роста тарифов на тепловую энергию в среднем по Пермскому краю - 118, 4 %.
Расчет заявителя судом исследован и отклонен как основанный на ошибочном применении норм материального права.
В силу вышеизложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины отнесены на заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 195 АПК РФ Арбитражный суд Пермского края

решил:

В удовлетворении требований Каракулова М.Г. отказать.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 2, 3 приложения к Постановлению.

Признать пункты 2, 3 постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края № 263-т от 30.11.2007 года "О тарифах на тепловую энергию для потребителей Очерского филиала ООО "Пермгазэнергосервис" (Очерский район) на 2008 год" соответствующими Федеральному закону от 14.04.1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Т.А.ТРАПЕЗНИКОВА

Судьи
С.А.ДАНИЛОВА
А.Е.АЛЕКСЕЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru