МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 31 августа 2012 г. № 475/01-07
О ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ
СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Приказа
Минобразования Пензенской обл.
от 21.12.2012 № 679/01-07)
В соответствии с пунктом 4 статьи 127
Семейного кодекса Российской Федерации (с последующими изменениями), руководствуясь Положением
о Министерстве образования Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 № 485-пП
(с последующими изменениями), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области.
2. Утвердить прилагаемую Программу
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.09.2012.
4. Опубликовать настоящий приказ в газете "Пензенские губернские ведомости".
5. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
Г.И.БАТКАЕВА
Утвержден
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 31 августа 2012 г. № 475/01-07
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ
СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Приказа
Минобразования Пензенской обл.
от 21.12.2012 № 679/01-07)
1. Настоящий Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 127
Семейного кодекса Российской Федерации (с последующими изменениями).
2. Настоящий Порядок применяется для подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить или удочерить (далее - усыновление), установить опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье), на территории Пензенской области.
3. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в замещающие родители), осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц, в том числе:
подготовки кандидатов в замещающие родители к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (далее - приемного ребенка), выявления и формирования у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания приемного ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
(в ред. Приказа
Минобразования Пензенской обл. от 21.12.2012 № 679/01-07)
(см. текст в предыдущей редакции
)
помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание приемного ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями граждан, воспитывающих приемных детей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, воспитывающих приемных детей.
(в ред. Приказа
Минобразования Пензенской обл. от 21.12.2012 № 679/01-07)
Требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие
родители, успешно освоивших Программу
1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства приемного ребенка на воспитание в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.
2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
свои права и обязанности как замещающих родителей, в отношении приемного ребенка;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации приемного ребенка в замещающей семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания приемного ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье приемного ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Итоговая аттестация по Программе
Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в замещающие родители.
Кандидатам в замещающие родители, успешно прошедшим курс подготовки, выдается свидетельство
о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.