ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 29 декабря 2012 г. № 6
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПО КВАЛИФИКАЦИИ
НАРУШЕНИЙ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ В ЦЕЛЯХ УНИФИКАЦИИ
ВЫЯВЛЯЕМЫХ ФИНАНСОВЫХ НАРУШЕНИЙ
В соответствии с пунктом 9.5
приложения № 1 Плана мероприятий по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 31 марта 2011 года № 49-п, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации
для органов исполнительной власти Омской области по квалификации нарушений в финансово-бюджетной сфере в целях унификации выявляемых финансовых нарушений.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти Омской области в части, не урегулированной Положением
о формах и порядке осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 14 апреля 2010 года № 65-п, руководствоваться положениями настоящих Методических рекомендаций.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Главного управления финансового контроля Омской области В.В. Трофимова.
Начальник Главного управления
А.Ю.Винокуров
Приложение
к приказу Главного управления
финансового контроля Омской области
от 29 декабря 2012 г. № 6
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для органов исполнительной власти Омской области по
квалификации нарушений в финансово-бюджетной сфере
в целях унификации выявляемых финансовых нарушений
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации статей 34
, 38
, 158
, 269
, 270
Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и совершенствования механизмов государственного финансового контроля в Омской области в рамках осуществления органами исполнительной власти Омской области полномочий по финансовому контролю и квалификации нарушений в финансово-бюджетной сфере при проведении контрольных мероприятий.
Методические рекомендации предлагается применять при квалификации нарушений, выявляемых органами исполнительной власти Омской области в рамках деятельности, направленной на контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; результативностью, эффективностью и целевым использованием средств областного бюджета; за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям бюджетной отчетности.
Государственный финансовый контроль осуществляется органами исполнительной власти Омской области в соответствии с требованиями Положения
о формах и порядке осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 14 апреля 2010 года № 65-п.
Органы исполнительной власти Омской области в рамках бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств, определенных статьей 158
БК РФ, обеспечивают результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, организуют и осуществляют ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности, а также контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК
РФ, условий, установленных при их предоставлении.
Право главных распорядителей средств областного бюджета на осуществление финансового контроля в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств и государственными унитарными предприятиями, получателями субсидий, субвенций установлено статьей 269
БК РФ.
Выявленные в ходе проверок органами исполнительной власти Омской области нарушения, связанные с действием (бездействием) в части использования (расходования) средств областного бюджета, предлагается квалифицировать как финансовые нарушения.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств установлен статьей 38
БК РФ и означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 289
БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств. За нецелевое использование бюджетных средств Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность руководителей получателей бюджетных средств, а при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом
Российской Федерации.
С учетом положений указанной статьи БК
РФ и анализа результатов проверок соблюдения принципа адресности и целевого характера бюджетных средств к числу нарушений, квалифицируемых как нецелевое использование бюджетных средств, предлагается относить следующие выявленные факты использования средств областного бюджета:
- на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом;
- на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным бюджетной росписью;
- на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным уведомлением о бюджетных ассигнованиях;
- на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным бюджетной сметой;
- на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным иным правовым основанием их получения.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, определенный статьей 34
БК РФ, заключается в составлении и исполнении бюджетов участниками бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий, исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В случае установления в ходе осуществления государственного финансового контроля фактов нарушения указанного принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств рекомендуется применять квалификацию неэффективного использования средств областного бюджета с учетом положений Методических рекомендаций
по проведению органами исполнительной власти Омской области проверок эффективности использования средств областного бюджета и имущества, находящегося в собственности Омской области, утвержденных приказом Главного управления финансового контроля Омской области от 29 декабря 2012 года № 5.
Квалификацию финансовых нарушений также рекомендуется применять при установлении фактов невозврата либо несвоевременного возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, и фактов неперечисления либо несвоевременного перечисления процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. При выявлении вышеуказанных фактов статьями 290
, 291
БК РФ соответственно предусмотрена административная ответственность руководителей получателей бюджетных средств.
В ходе осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Омской области в рамках реализации полномочий главных распорядителей бюджетных средств могут быть установлены иные факты ненадлежащего исполнения бюджетного процесса, в том числе несоблюдения финансово-бюджетной дисциплины:
- осуществление деятельности, не предусмотренной учредительными документами, а также при отсутствии необходимых разрешений (лицензий, аттестации, аккредитации) или с их нарушением;
- неисполнение закона (решения) о бюджете;
- несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
- несвоевременное представление проектов бюджетов, отчетов об исполнении бюджетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
- неперечисление, неполное, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
- несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
- несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
- осуществление планирования, утверждения и распределения бюджетных ассигнований с нарушением указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;
- нарушение порядка составления и утверждения бюджетной сметы;
- нарушение порядка ведения кассовых операций;
- нарушение порядка ведения бюджетного учета;
- непринятие мер по ликвидации кредиторской и дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
- отсутствие обязательных реквизитов при оформлении платежно-расчетных документов.
Установление и квалификация нарушений, связанных с исполнением областного бюджета, согласно положениям статьи 283
БК РФ влечет возникновение оснований для применения установленных статьей 282
БК РФ мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.