Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


ПОСЛАНИЕ

ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОБРАНИЮ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!
Уважаемые товарищи!

Завершился еще один год в истории нашей республики. Он стал небывалым по насыщенности важнейшими событиями, результаты которых окажут огромное влияние на все дальнейшее развитие Мордовии.
Народ России избрал Президентом В.В.Путина. Жители Мордовии сплоченно подтвердили свой курс на стабильность и созидание, отдав за национального лидера 87% голосов.
Прошедший год навсегда войдет в историю как год Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства. В республике прошли юбилейные мероприятия, масштабы которых наша история не знала никогда ранее. В них приняли участие Президент России В.В.Путин, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, руководители ключевых федеральных министерств и ведомств, представители практически всех регионов России и ряда зарубежных стран.
Празднование Тысячелетия стало поистине всероссийской демонстрацией единения народов страны. Юбилей явился мощным рычагом подъема экономики и социальной сферы республики, придал новый импульс развитию производства, строительству дорог, жилья, других социальных объектов. То есть всего того, что будет служить людям, живущим в республике, долгие годы.
Конечно, все это далось нам непросто. Все объекты строились на основе совместного финансирования федерального и республиканского бюджетов. Основные затраты взял на себя федеральный центр. Но и нам пришлось приложить максимум своих усилий. Мы делали это осознанно: рывок в будущее, который совершила республика, того стоил.
В наступившем 2013-м и даже в следующем году нам предстоит продолжить работу над завершением строительства ряда очень значимых для республики социальных объектов. И мы их обязательно построим.
У нас появился еще один мощнейший стимул дальнейшего развития республики: Саранск стал городом, которому доверили проведение матчей футбольного чемпионата мира. Подготовка к нему - это огромные инвестиции. Масштабная программа реконструкции аэропорта и вокзалов, скоростного железнодорожного сообщения, строительства современных автомагистралей, переселения людей из аварийного и ветхого жилья, возведения спортивных объектов, создания гостиничной инфраструктуры, развития туризма, достижения европейского уровня нашей медицины и многого другого. По окончании Чемпионата все это останется в республике и значительно поднимет качество жизни живущих в ней людей.
В ушедшем году произошли перемены в руководстве республики. Но при этом неизменными остались наши главные цели, сохранилась команда и основополагающие принципы в нашей общей работе - принципы Согласия, Порядка, Созидания. И эта преемственность власти, общность ее интересов с народом республики, уверен, будут надежной основой дальнейшего безостановочного, стабильного движения вперед.
Сейчас мы продолжаем трудиться над решением стоящих перед республикой глобальных задач. Они действительно очень значительные. И проблем, которые нам предстоит преодолеть, пока еще много. На первое место в нашей работе сейчас выходят ускоренная модернизация и производства, и социальной сферы, и сферы обслуживания, сокращение неэффективных расходов, подготовка высокопрофессиональных кадров.
Обозначенная Президентом России В.В.Путиным цель - вернуть Россию в число передовых стран мира - для нас означает, что Мордовия должна стать конкурентоспособным, высокоэффективным инновационным регионом с самой современной инженерной и социальной инфраструктурой и максимально комфортными условиями для работы и жизни. Именно поэтому мы должны ежегодно по целому ряду направлений значительно превышать общероссийские параметры роста. В наступившем году нам необходимо обеспечить прирост валового регионального продукта на 10%, что в 2,5 раза выше общероссийского уровня.
Решению этих и многих других стоящих сегодня перед республикой исключительно важных и сложных задач посвящено настоящее Послание.

* * *

Прежде всего, нашей общей, наиглавнейшей задачей было и остается повышение качества жизни, создание благоприятных условий каждому человеку для личностного роста и творческого развития.
Для решения этих вопросов в последние годы мы сделали заметные шаги вперед. И теперь особое внимание нам предстоит уделить решению самой актуальной, важнейшей задачи, которая волнует сегодня практически каждого - повышению заработной платы. Сегодня она составляет основную долю доходов большинства людей, является одним из главных критериев уровня и качества жизни.
За прошлый год заработная плата в республике выросла на 15%, это выше, чем в среднем по стране. Такой темп ее роста должен как минимум сохраниться в ближайшие 6 лет. Мы должны сделать все, чтобы ее средний размер по республике максимально приблизился к среднероссийскому уровню. К 2018 году средняя зарплата по экономике должна вырасти более чем в 2 раза и составить 36 - 37 тыс. рублей. А у врачей и педагогов вузов она должна быть не менее 72 тыс. рублей. Зарплата работников образования, культуры, спорта, социального обеспечения должна быть не менее средней по экономике.
Резервы для этого повышения у нас есть. И мы уже приступили к реализации этих мер. За последнее время была существенно поднята заработная плата большой категории бюджетных работников. В дошкольных учреждениях она доведена до 80% от уровня заработной платы в сфере образования. А зарплата учителей по итогам четвертого квартала прошлого года сравнялась со средней по экономике региона.
Следующий этап этой работы будет намного сложнее. На его реализацию необходимы значительные собственные средства, которые мы должны получить, прежде всего, за счет роста бюджетных доходов. Сегодня это может быть обеспечено только в результате динамичного развития экономики на основе повышения производительности труда, активного внедрения новейших технологий и современных методов организации производства.
Прежде всего, нам необходим кратный рост производительности труда. Чтобы решить эту задачу, наряду с техническим переоснащением производства нам нужны еще и кадры, готовые работать по-новому. Нужны креативные специалисты, способные формировать интересный для инвесторов и бизнесменов портфель проектов, умеющие использовать механизмы управления проектами, решать вопросы их финансирования в рамках частно-государственного партнерства.
Под новые высокотехнологичные рабочие места, доля которых в республике постоянно растет, нам необходимы высококвалифицированные рабочие. И поэтому для нас по-прежнему актуальным остается формирование сквозной системы подготовки кадров и их закрепление в экономике республики.
Нужна повседневная и предметная работа по повышению качества производственной логистики. В последние годы мы уже неоднократно говорили о необходимости совершенствования систем организации производства и управления предприятием, внедрения систем бережливого производства. Сегодня эти меры становятся жизненно необходимыми. Поэтому Правительству республики следует увязать предоставление предприятиям государственной поддержки с наличием конкретного плана таких действий и реальными практическими мерами по их реализации.
Руководством республики, бизнес- и научным сообществом делается многое для переоснащения производства. Только за последние три года реализовано около 50 проектов по созданию новых и развитию действующих производств. И сегодня основная масса промышленной продукции в Мордовии производится на модернизированных или вновь построенных предприятиях, а 18% этой продукции является инновационной.
В результате сохраняется положительная динамика развития практически во всех отраслях хозяйственного комплекса республики даже при сильных колебаниях рыночной конъюнктуры. В прошлом году на 5% увеличился объем производства товаров и услуг, на 10% выросли инвестиции в основной капитал. Выполнена программа строительства социальных объектов. Заметны успехи в агропромышленном комплексе. Стабильна ситуация на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы в республике остается одним из самых низких и в России, и в округе.
Но теперь нам предстоит решать новые, еще более сложные задачи. В ближайшие годы фундаментом развития всей экономики Мордовии должны стать инновации. Для этого нам надо, прежде всего, укрепить свои позиции в заявленных на федеральном уровне таких приоритетных секторах, как силовая электроника, энергосбережение, современные материалы, энергоэффективная светотехника, био- и нанотехнологии, информационные технологии.
Объективные предпосылки и соответствующая база у нас есть. Это, прежде всего, наш главный инновационный проект - Технопарк в сфере высоких технологий. Его надо активнее развивать. В этом году должен быть запущен в работу Центр нанотехнологий и наноматериалов, выполнен намеченный объем работ по подготовке к эксплуатации Инновационно-производственного комплекса. Должен быть полностью укомплектован квалифицированным персоналом и выведен на запланированную мощность Информационно-вычислительный комплекс Технопарка. Вложенные в него почти 1 млрд. 800 млн. рублей должны как можно скорее дать отдачу.
Кроме того, для вовлечения талантливой молодежи в инновационный бизнес в Технопарке в первом полугодии должен заработать IT-акселератор (или специализированный бизнес-инкубатор), в котором на льготных условиях можно будет создавать новейшее программное обеспечение. Для нас это одна из важнейших задач.
Недавно Министерством образования и науки России объявлен всероссийский конкурс молодежных проектов по 11 направлениям, включая инновации и предпринимательство. Победителям конкурса выделяется тысяча грантов от 50 до 300 тыс. рублей. И важнейшая задача Государственного комитета по делам молодежи сделать так, чтобы наши представители приняли в этом конкурсе самое активное участие.
Министерство промышленности, науки и новых технологий должно помочь Технопарку приступить к созданию Центра энергосберегающей светотехники, первого в России Инжинирингового центра волоконной оптики, Центра экспериментального производства и проектирования инноваций. Оказать помощь Технопарку в привлечении новых резидентов. Хочу подчеркнуть, что текущий год в этом смысле должен стать решающим. В Технопарк должны придти представители крупных передовых компаний России и мира. Именно по наличию и значимости резидентов мы будем оценивать эффективность работы Министерства промышленности, науки и новых технологий и руководства Технопарка.
Прорыв в развитии промышленности должны обеспечить проекты "Сколково" и инновационные проекты резидентов Технопарка, нацеленные на создание новых технологий и материалов. В этих проектах будут участвовать такие ведущие научные и исследовательские центры и институты страны, как Физико-технический институт имени А.Ф.Иоффе, научный центр "ВИАМ", Научный центр волоконной оптики РАН, Федеральный ядерный центр (г. Саров), Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (г. Москва) и многие другие. Директору Технопарка Якубе В.В. необходимо особое внимание уделить проектам "Сколково", установить за ними личный контроль, сделать все для их осуществления.
Нам предстоит также реализовать целый ряд крупных проектов создания в республике производств на самой современной технологической базе практически во всех основных отраслях экономики. Назову только самые значимые из них.
В этом году нам необходимо:
запустить новый завод по производству светодиодных светильников на российско-корейском предприятии "Непес Рус";
ввести первую очередь первого в России завода по производству оптического волокна, который уже в этом году должен дать продукцию;
на площадях Технопарка совместно с Санкт-Петербургским Государственным политехническим университетом и ФТИ имени А.Ф.Иоффе запустить новое сборочное производство литий-ионных аккумуляторов и накопителей на их основе;
создать Центр радиационных технологий совместно с Федеральным ядерным центром (г. Саров);
приступить к реализации проекта по производству стекло-базальтопластиковых труб в г. Рузаевке;
с участием чешских компаний начать строительство завода по выпуску гофрокартона мощностью 120 млн. кв. метров в год;
построить новый кирпичный завод мощностью 40 млн. единиц в с. Дубенки;
запустить новый ликеро-водочный завод "Кристалл-Лефортово".
В г. Ковылкино обществу "Зернопродукт+" надо приступить к строительству современного высокотехнологичного предприятия по комплексной переработке зерна мощностью 200 тыс. тонн, а обществу "Мордовский бекон" - увеличить мощности существующего элеватора.
В текущем году необходимо также завершить ряд проектов по созданию новых производств на действующих предприятиях. В частности,
на площадке "Оптикэнерго" организовать выпуск оптических кабелей по технологии "оптическое волокно в дом";
на "Электровыпрямителе" запустить серийное производство энергоэффективного оборудования для электровозов на новой элементной базе, силовых полупроводниковых приборов на основе карбида кремния, и вместе с европейскими партнерами организовать выпуск инверторов для солнечных модулей.
Надо вывести на проектные мощности производство крупного вагонного литья на "ВКМ-Стали". Холдингу РКТМ совместно с Мордовским университетом на базе Технопарка надо создать инженерный Центр вагоностроения и профильную учебно-научную лабораторию.
На предприятии "Лидер-Компаунд" предстоит запустить производство "белых" компаундов для изоляции кабелей;
на Саранском телевизионном заводе организовать производство цифровых телевизионных приставок нового поколения, и при участии двух национальных исследовательских университетов - Московского института электронной техники и МГУ имени Н.П.Огарева - впервые в России организовать производство аэрологических радиозондов.
Надо завершить модернизацию производства энергосберегающих светильников на Кадошкинском электротехническом и Ардатовском светотехническом заводах, на Инсарском заводе "Ксенон".
Приступить к реализации новых инновационных проектов на Саранском кабельном заводе.
Запустить новую линию рукавного производства на заводе "Резинотехника".
Обеспечить создание на базе "Сарэкса" крупнейшего в Поволжье промышленного центра по производству техники и оборудования для сельского хозяйства, строительства и сферы ЖКХ.
Организовать выпуск новых видов сельскохозяйственной техники на "МордовАгроМаше".
В 2013 году необходимо:
запустить новую линию по производству творога стоимостью 500 млн. рублей на Молочном комбинате "Саранский";
приступить к строительству и модернизации тепличных комплексов в акционерном обществе "Мир цветов" и на госпредприятии "Тепличное";
приступить ко второму этапу развития производства на Большеберезниковском хлебозаводе.
Кроме того, в этом году надо окончательно определиться по модернизации "Лисмы". Заместителям Председателя Правительства - Министру экономики Мазову В.Н., Министру промышленности, науки и новых технологий Седову А.И. необходимо разработать четкую программу развития предприятия и приступить к ее реализации.
Для укрепления конкурентоспособности нашей экономики нам надо с максимальной выгодой использовать вступление России в ВТО и упрощение доступа к новейшим технологиям и оборудованию. Расширять контакты Мордовии с учеными и предпринимателями из Германии, Австрии, Италии, Китая, Южной Кореи и других стран, вывести на реальное сотрудничество наши договоренности с Технологическим университетом Тампере и фирмой "Некстрем" (Финляндия). Хочу подчеркнуть, для нас это особенно важно! Следует активнее привлекать к решению наших задач ведущие научные и исследовательские институты страны, с которыми у нас подписаны соглашения о сотрудничестве.
Для координации работы по реализации проектов и программ развития мы только что создали региональное Агентство инновационного развития, закрепив за ним все необходимые для этого компетенции. В ближайшее время надо завершить все формальные процедуры, чтобы Агентство быстрее приступило к выполнению задач, ради которых оно создано.
Реализация такой масштабной программы инновационного развития потребует привлечения значительных ресурсов. Поэтому Правительству, бизнес-сообществу республики необходимо активнее работать с федеральными институтами развития: Российской венчурной компанией, РОСНАНО, Российским фондом технологического развития, фондом "Сколково", Фондом перспективных исследований, Внешэкономбанком, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Использовать возможности, предоставляемые Российским фондом фундаментальных исследований, с которым мы недавно подписали соглашение о сотрудничестве. Налаживать контакты с партнерами по бизнесу и вместе преодолевать конкурсные процедуры.
Но для того, чтобы попасть в программы, финансируемые институтами развития, нашим предприятиям и научным учреждениям нужно иметь интересные для инвесторов новые идеи, новые проекты, которых, к сожалению, у нас еще недостаточно.
Необходимо сделать так, чтобы в республику пришли частные венчурные фонды и так называемые "бизнес-ангелы", работающие в наиболее рисковых зонах. Здесь у нас еще много пробелов.
Надо адаптировать к новым условиям применяемую нами систему преференций и льгот, оперативно изучить и внедрить схемы косвенной государственной поддержки, что давно и с успехом делается во многих странах - членах ВТО.
И в целом о работе в новых условиях. Правительством России на переходный период разработан и принят план, обеспечивающий подготовку экономики страны и отечественных предприятий к работе на общемировых условиях ведения бизнеса. Есть такой план и у нас. Задача Правительства республики выполнить намеченные в нем меры в полном объеме в установленные сроки. Прошу Председателя Правительства Сушкова В.Ф. взять это под личный контроль.
Очень важное значение для республики имеет проект создания кластера "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением". Он попал в число победителей конкурса и поддержан на федеральном уровне. Учитывая высокое доверие, оказанное нам руководством страны и федеральными министерствами, этот проект должен быть реализован в срок и в полном объеме.
Для повышения конкурентоспособности экономики необходимо активнее развивать кооперацию между нашими предприятиями. Делать все, чтобы как можно больше заказов для наших предприятий выполнялось не в других регионах, а внутри республики.
На развитие внутренней кооперации следует нацелить и механизм государственной поддержки хозяйственных субъектов. Приоритет должен иметь тот, кто в организации своей деятельности будет ориентироваться на наши предприятия, а значит, помогать республике в пополнении бюджета и финансировании программ развития. Это правило должно выполняться неукоснительно!
Заместителю Председателя Правительства - Министру промышленности, науки и новых технологий Седову А.И. вместе с руководителями предприятий надо вплотную заняться вопросами повышения эффективности использования производственных площадей и территорий. На неиспользуемых площадях промышленных предприятий приступить к созданию республиканских индустриальных парков.
Министерству экономики следует вернуться к вопросу создания в Мордовии особой экономической зоны. Одновременно с этим Правительству, администрациям городского округа Саранск и муниципальных районов необходимо готовить площадки для размещения на них новых производств, оснащать их необходимой инфраструктурой. Мы должны понимать, что инвестор пойдет, прежде всего, туда, где есть дороги, связь, куда подведены газ, вода, электроэнергия, то есть все условия для развития бизнеса. Именно так во всем мире развивается частно-государственное партнерство.
Для привлечения инвесторов надо активно использовать факторы, повышающие их интерес к республике. Такой, например, как лидирующие позиции Саранска среди столиц регионов по степени благоприятности условий для бизнеса по рейтингу Всемирного банка. Сегодня это приобретает особое значение.
Надо усилить механизм стимулирования наших предприятий к инвестиционной деятельности, но оказывать такую поддержку только по результатам конкурсных отборов. При этом каждый претендент должен обязательно иметь программу участия в проекте собственными средствами и долговременные планы развития, конкретно показывающие что именно, в каком объеме и в какие сроки нужно реализовать.
В решении многих значимых задач развития республики большую роль должно играть малое и среднее предпринимательство. Сегодня его доля в валовом региональном продукте не превышает 15%. Это положение надо решительно менять. Для нас жизненно важно довести вклад малых и средних предприятий в ВРП минимум до 50%, чтобы приблизиться к передовым странам мира.
Поэтому надо активнее расширять поддержку предпринимательской инициативы и, что очень важно, выявлять и устранять административные барьеры при открытии и развитии бизнеса. Несмотря на благоприятные выводы экспертов Всемирного банка об условиях ведения бизнеса в Саранске, нам еще многое нужно сделать для сокращения и упрощения процедур согласования и разрешения. Много претензий у предпринимателей к местным администрациям при оформлении документов, связанных с приобретением и арендой имущества, особенно земельных участков, излишне заформализованы процедуры у энергетиков, газовиков. Механизм решения этой проблемы есть. Правительством России предложен целый набор Дорожных карт, направленных на развитие предпринимательской инициативы. Нам также необходимо быстро разработать и реализовать аналогичные меры. Анализ показывает, что время на все разрешительные процедуры можно сократить как минимум в 2 раза. Такую задачу мы и должны ставить перед собой.
Особый акцент в наших планах нужно сделать на развитии малого предпринимательства, прежде всего, в производственной сфере. Оно обязательно должно быть интегрировано в цепочку крупного производства - на этом основано развитие крупного бизнеса во всем мире. Мировая практика убедительно показывает, что максимальная передача малому предпринимательству изготовления некоторых деталей и комплектующих, а также многих вспомогательных функций, таких, как питание работников крупных предприятий, их транспортное и бытовое обслуживание и т.д., неизменно обеспечивает укрепление конкурентоспособности крупного бизнеса. Руководителям наших крупных предприятий нужно повернуться лицом к малому предпринимательству. Вокруг каждого крупного завода должны создаваться сотни малых предприятий.
С открытием границ существенно изменится ситуация на отечественном продовольственном рынке и в агропромышленном комплексе республики. Он сегодня сохраняет положительную динамику роста основных показателей. В прошлом году объем реализации продукции сельского хозяйства достиг 20 млрд. рублей при росте к 2011 году на 18%. Производство мяса в живом весе в сельхозорганизациях достигло 113 тыс. тонн с годовым приростом 16 тыс. тонн. Впервые продуктивность коров превысила 4650 килограммов с прибавкой на 200 килограммов.
В прошлом относительно неблагополучном году собрано 880 тыс. тонн зерна, в том числе 37 тыс. тонн зерна кукурузы. Ее урожайность в ряде хозяйств и на отдельных участках достигла рекордных 115 - 120 центнеров с гектара.
Валовой сбор сахарной свеклы составил 1 млн. 70 тыс. тонн, или в 6 раз больше, чем в лучшие советские годы. А по ее урожайности - 483 центнера с гектара - мы занимаем второе место в стране после Ставропольского края.
И этого мы добились во многом благодаря значительной государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей. Только в прошлом году село получило на развитие более 4 млрд. рублей субсидий, в том числе 2,7 млрд. рублей из федерального бюджета, и 8,4 млрд. рублей кредитных ресурсов, из которых 1,2 млрд. рублей - инвестиционные.
Очень важно, что республика активно участвует в реализации практически всех целевых государственных программ в этой отрасли, что позволяет существенно продвинуться в вопросах технической и технологической модернизации аграрного производства. А по целевым программам развития семейных ферм и поддержки начинающих фермеров мы получаем государственную поддержку в объемах, существенно больших, чем многие крупные регионы страны.



Республике нужен и совершенно другой уровень профориентационной работы. В школе, в семье, в других сферах нашей жизни. Здесь необъятное поле деятельности для наших республиканских СМИ. Сейчас жизненно необходима пропаганда образа умного, уверенного в себе и своем будущем, успешного современного молодого рабочего. И с этого года объявлен отдельный конкурс журналистских работ по этой теме. Наряду с нашими ежегодными конкурсами "Лучший по профессии" и многими другими мерами, предпринимаемыми в этом направлении, это должно стать частью большой комплексной работы по повышению значимости человека труда.
Уважаемые коллеги! Одним из важнейших приоритетов в деятельности органов власти всех уровней остаются вопросы социальной защиты населения. И надо отметить, что в 2012 году вся система социальной защиты в республике работала слаженно и в целом эффективно.
Под особым контролем у нас всегда была и остается забота о пожилых людях, особенно ветеранах Великой Отечественной войны. Мордовия лидирует в стране по реализации программы обеспечения жильем участников войны и их вдов. У нас по этой программе уже получили жилье 5800 человек. Эта работа должна быть обязательно продолжена.
Необходимо также предметно заниматься вопросами социальной защиты и адаптации к жизни инвалидов, особенно инвалидов-детей, малообеспеченных слоев населения. Министерству социальной защиты населения надо уже сегодня готовиться к тому, чтобы с 2014 года обеспечить участие республики в Федеральной программе "Доступная среда", главной целью которой является улучшение качества жизни маломобильных групп населения. Одновременно с этим, не дожидаясь 2014 года, нужно искать любую возможность, чтобы решать проблемы наших инвалидов.
В связи с этим подниму еще одну очень важную тему - тему благотворительности. Сегодня у нас есть крепкие, эффективные предприятия и предприниматели, которые могли бы в дополнение к имеющимся в республике общественным благотворительным фондам создать свой объединенный фонд, который был бы в состоянии оказать и усилить помощь самым малообеспеченным людям. Это будет реальным вкладом в укрепление духовных основ нашего общества.
2012 год стал особым для развития культуры в республике. Его вершиной, самым ярким и запоминающимся событием, конечно же, стало празднование Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства. В преддверии юбилея и в ходе самого празднования в республике и по всей стране при активном участии мордовской диаспоры прошли сотни культурных мероприятий самого разного уровня. В этих торжествах приняли участие делегации из ряда стран мира и практически всех регионов России. Мы еще раз наглядно подтвердили, что Мордовия по праву является одним из центров финно-угорского мира. А театрализованное шествие-парад "Все мы - Россия!" стало символом дружбы народов нашей страны, укрепления межнационального согласия.
С успехом прошел традиционный фестиваль самодеятельного художественного творчества "Шумбрат, Мордовия!". В этом году в нем приняли участие 5 тысяч художественных коллективов республики и 80 тысяч самодеятельных артистов.
Год запомнился и такими событиями, как премьеры первого в истории республики национального балета "Алена Арзамасская" и оперы "Патриарх Никон", созданных и поставленных мордовскими композиторами и режиссерами.
Мордовия снова гостеприимно встречала фестиваль джаза, "Декабрьские дивертисменты", театральный фестиваль "Соотечественники". Эти и многие другие фестивали давно стали востребованными, нашли в республике благодарных зрителей. И Министерству культуры сейчас надо делать все, чтобы в полной мере использовать возможности наших новых залов, приглашать исполнителей самого высокого уровня, чтобы культурная жизнь республики стала более богатой и содержательной.
Вы знаете, что в ходе подготовки Тысячелетия мы значительно укрепили материальную базу учреждений культуры. Эту работу мы будем продолжать.
Надо завершить строительство республиканского хореографического училища на 130 учащихся, в котором только балетные залы займут площадь 900 кв. метров. Продолжить реконструкцию Саранского музыкального училища, главной особенностью которой станет создание первого в республике органного зала. В строящемся в г. Саранске современном Музейно-архивном комплексе площадью 11 тыс. кв. метров разместятся Краеведческий музей, Государственный архив, запасники музея Эрьзи. А сам музей Эрьзи тоже будет реконструирован.
Гордостью республики является наша Национальная библиотека имени А.С.Пушкина, стопроцентно компьютеризированная и автоматизированная. Очень важно, чтобы в этом году здесь была завершена масштабная работа по переводу фондов в электронный вид и обеспечен доступ к ним любому Интернет-пользователю.
В предстоящее пятилетие надо провести реконструкцию 14 районных Домов культуры. Уже в этом году надо завершить ремонт Домов культуры в Рузаевке, Ковылкине, Атяшеве, Атюрьеве, Ромоданове, Кочкурове.
В ближайшие годы мы должны полностью компьютеризировать сельские библиотеки, подключить их к сети Интернет.
Современная культурная политика, проводимая в республике, должна стать и частью политики развития сельских территорий, и составным элементом повышения качества жизни сельского человека. Министерству культуры необходимо приступить к разработке подпрограммы "Развитие сельской культуры в Республике Мордовия" в рамках республиканской целевой программы "Культура Мордовии".
Особо остановлюсь еще на одной очень важной теме. Сейчас в ведении Министерства культуры появилось новое направление - туризм. В настоящее время, скажем прямо, туристический комплекс республики развит очень слабо. Поэтому перед министерством стоит задача первостепенной важности - сформировать систему туристических услуг, работающую на укрепление имиджа республики, в том числе войти в число участников российского проекта "Малое Золотое кольцо России". Кроме всего прочего, туристский кластер должен стать одним из локомотивов социально-экономического развития республики, катализатором развития малого и среднего бизнеса и роста занятости населения, значимым источником доходов бюджета. Механизмом реализации всего намеченного призвана стать целевая комплексная программа развития туризма до 2018 года, которую Правительству необходимо разработать и принять в самое ближайшее время.
Уважаемые товарищи! Физическое развитие человека важно так же, как и его духовное развитие. Спорт - это особая тема для нашей республики. Он стал средством укрепления здоровья людей, пропаганды здорового образа жизни, роста целеустремленности и силы воли молодежи. Сегодня, в связи с участием г. Саранска в проведении Чемпионата мира по футболу, у нас появился еще один мощный стимул дальнейшего укрепления и развития физической культуры, спорта и его базы в республике.
Мордовия считается сегодня одним из самых спортивных регионов России. За последние годы в республике построено более сотни высококлассных спортивных объектов, проведено множество крупнейших спортивных мероприятий российского и мирового уровня. Только в прошлом году у нас прошли Кубки мира по спортивной ходьбе и греко-римской борьбе, чемпионаты России по тяжелой атлетике и греко-римской борьбе, Всероссийская спартакиада спортивных школ. В 2012 году Мордовия снова признана на всероссийском уровне лучшим спортивным регионом страны.
Одним из наиболее ярких спортивных событий прошлого года стал триумф мордовских спортсменов на Олимпийских играх в Лондоне - атлеты из Мордовии завоевали 5 наград в трех видах спорта. По числу олимпийских медалей Мордовия опередила такие спортивные державы, как Канада, Швеция, Норвегия, Финляндия и еще более 170 стран мира. Среди всех регионов России мы уступили лишь Москве, Санкт-Петербургу и Московской области, а на душу населения заняли по медалям абсолютное первое место в стране. Такого олимпийского успеха у нас еще не было!
Впервые спортсмен из Мордовии выиграл медали Паралимпийских игр - легкоатлет Евгений Швецов стал трехкратным олимпийским чемпионом. Этот феноменальный результат должен стать мощным стимулом развития паралимпийского спорта в республике, отправной точкой для создания необходимых условий по всесторонней поддержке спортсменов с ограниченными возможностями.
Большие задачи стоят в сфере строительства спортивных сооружений, многие из которых возводятся в соответствии с предвыборными обращениями и наказами граждан.
За год до старта Олимпиады в Сочи нам необходимо сконцентрировать все усилия на подготовке участников главного спортивного форума четырехлетия. Сейчас в национальную олимпийскую сборную входят 6 спортсменов Мордовии - биатлонисты, фигуристы и лыжники. Есть хорошие шансы на включение в сборную у еще нескольких наших перспективных спортсменов. Сейчас перед Министерством спорта и физической культуры стоит задача в полной мере обеспечить подготовку спортсменов Мордовии к крупнейшим международным стартам - Универсиаде в Казани, чемпионату мира по легкой атлетике в Москве в этом году, зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи и летней Олимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро.
Следует отметить, что многое из того, о чем мы только что говорили, касается спорта высоких достижений. Но созданная нами развитая спортивная база позволяет активно использовать ее для развития массовой физической культуры и пропаганды здорового образа жизни. Министерству спорта и физической культуры надо еще раз внимательно изучить проблему заполняемости спортивных объектов, обеспечить равный доступ к ним всех желающих с раннего утра и до позднего вечера.
Уже сейчас повсеместное вовлечение в массовый спорт населения, особенно молодежи, дает свои результаты. Мордовские призывники сегодня - самые здоровые в Поволжье. Общий уровень наркотизации населения в 2,6 раза ниже среднероссийского. Подростковой наркотизации в республике по статистике практически нет. Все это - достижения, имеющие огромное значение для будущего Мордовии. По сути, это самый главный вклад в ее будущее.
Особо скажу еще об одном исключительно важном моменте. Очень многие вопросы развития Мордовии так или иначе определяются демографической ситуацией. И задача задач для всех нас - остановить убыль населения и миграционный отток его из республики.
В настоящее время, несмотря на принимаемые нами меры по развитию экономики, одной из главных причин отъезда людей все-таки остается недостаточное количество современных высокооплачиваемых рабочих мест, разбалансированность на рынке труда. Надо настойчиво решать эти проблемы путем продолжения активной модернизации экономики, срочного перепрофилирования в системе подготовки специалистов в наших вузах, активного привлечения в республику молодежи из других регионов страны.
Правительству, депутатам Государственного Собрания, членам Координационного Совета республики по демографической и миграционной политике, который возглавляет Председатель Государственного Собрания Мордовии Чибиркин В.В., нашим вузам необходимо усилить работу в этом направлении, реализовать весь комплекс намеченных мер.

* * *

Большие задачи стоят сегодня перед республиканскими органами государственной власти и местного самоуправления. Основные направления совершенствования системы государственного управления определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601. Это, по сути, перечень ключевых принципов формирования современной модели государственного управления, во главу угла ставящий удовлетворенность граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг. Именно на основе этих принципов должна быть построена вся наша дальнейшая работа.
Инновационные подходы должны сделать исполнительную власть республики на всех уровнях более эффективной, еще более обращенной к каждому жителю Мордовии. И нам необходимо в полном объеме решить поставленную Президентом страны задачу - организовать к 2015 году предоставление гражданам государственных услуг по месту их обращения. Это станет важнейшим критерием оценки готовности Мордовии к Чемпионату мира и очень весомым аргументом в пользу привлекательности республики для инвесторов.
Надо выполнить намеченную программу создания сети многофункциональных центров, работающих по принципу "одного окна". Сейчас есть первые результаты: уже действуют 11 таких центров. По целому ряду услуг сокращены сроки их получения, меньше становится посредников, волокиты и хождений граждан по инстанциям, упорядочиваются и более понятными становятся процедуры оформления документов. Но в целом развитие республиканской сети МФЦ, внедрение в них новых информационных технологий и увеличение количества оказываемых ими услуг идет пока медленно. Учитывая жесткий лимит времени и большой объем работ, Правительству республики, муниципалитетам необходимо активнее преодолевать проблемы, сдерживающие этот процесс, в полном объеме выполнить все взятые на себя обязательства по расширению сети МФЦ.
Традиционно на высоком уровне в нашей республике ведется работа с обращениями граждан. Но сегодня необходимо расширить использование современных средств коммуникации между жителями республики и представителями власти всех уровней, уделять больше внимания работе с обращениями граждан в электронной форме.
Министерство экономики и Министерство информатизации и связи совместно со Сбербанком должны обеспечить выполнение программы внедрения универсальной электронной карты, которая будет удостоверением личности, водительскими правами, медицинским страховым полисом, платежным средством и средством получения госуслуг.
Соответствуя требованиям времени, в этом году в Правительстве республики появилась новая структурная единица. Исключительно важные, новые по своему содержанию задачи предстоит решать созданному Министерству целевых программ. В самом ближайшем будущем именно на это министерство ляжет основная ответственность за успешную подготовку и проведение матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. И сейчас надо максимально оперативно укомплектовать его энергичными и инициативными сотрудниками, способными быстро организовать рабочий процесс, умеющими взаимодействовать с общественностью и СМИ, и, конечно же, со знанием иностранного языка. И в ближайшие три месяца Правительству вместе с администрацией городского округа Саранск надо завершить разработку Программы подготовки к Чемпионату, согласовать все вопросы, в том числе вопросы финансирования, с федеральными министерствами и ведомствами. При этом все наши предложения и проекты должны быть максимально проработанными, вся подготовка должна осуществляться очень грамотно и с обязательным соблюдением всех международных стандартов!
На выполнение новых задач надо сориентировать систему материального стимулирования работников исполнительных органов власти. Хочу особо отметить, что некоторые показатели стимулирования, которые мы применяли последние годы, сейчас потеряли свою актуальность, другие не дают нужного эффекта. Поэтому их перечень и значимость необходимо максимально приблизить к реальным задачам, стоящим сегодня перед служащими, а также существенно сократить число и поднять значимость этих показателей. Кроме того, с этого года все поощрительные выплаты следует осуществлять исключительно за конкретный результат и увязать размер поощрения с объемом проделанной и полезной для республики работы. Администрация Главы республики и Правительство должны оперативно подготовить и внести соответствующие согласованные изменения в действующую систему премирования. Те же подходы должны быть использованы и в системе стимулирования муниципальных служащих.
Есть необходимость создания системы получения обратной информации о качестве предоставленных услуг. Правительство должно разработать такую систему, которая отражала бы реальное мнение людей, получивших эти услуги, позволяла бы оценить деятельность людей, работающих в исполнительных органах власти и бюджетных учреждениях.
Одновременно нам надо корректировать нашу систему межбюджетных отношений. Перечень и значимость показателей, влияющих на формирование субсидий, выделяемых муниципальным районам, необходимо максимально увязать с их полномочиями и компетенциями. При формировании размера субсидий исключить дублирование влияния некоторых показателей. Большее значение должны приобрести те из них, которые нацеливают органы местного самоуправления на развитие экономики территорий, повышение эффективности хозяйствования и всемерную экономию, на рост доходов бюджета, сокращение неэффективных расходов.
Вместе с этим необходимо решать острые проблемы в системе местного самоуправления.
Во-первых, на органы местного самоуправления сегодня возложен целый ряд дополнительных функций, которые они просто не в состоянии выполнить из-за отсутствия финансовых ресурсов.
Во-вторых, сейчас к местному самоуправлению приковано излишнее административное внимание со стороны контролирующих органов. Приведу пример: только за последние полгода на каждый орган местного самоуправления в республике пришлось в среднем по 4 - 5 проверок. Об этой же проблеме в своем Послании сказал и Президент страны. Эти вопросы мы будем активно решать в рамках вновь создаваемой при Главе республики по поручению полномочного представителя Президента России в Приволжском округе Бабича М.В. межведомственной комиссии по анализу эффективности контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления.
И, в-третьих, это низкая заработная плата муниципальных служащих, особенно на поселенческом уровне. Здесь нужно общими усилиями, и Правительству республики, и муниципальным администрациям, искать источники финансирования, работать над ростом объемов товаров и услуг, созданием новых производств, повышением занятости населения, привлечением других ресурсов, обеспечивающих развитие доходной базы бюджета. Это и будет являться основой повышения зарплаты наших муниципальных служащих.
Наконец, сейчас надо экономить везде и во всем, максимально сократить неэффективные расходы. В том числе за счет укрупнения муниципальных поселений и оптимизации структуры аппарата управления. Мы занимались этими вопросами на протяжении многих лет и всегда подходили к укрупнению очень бережно. И надо продолжить работу в этом направлении, но во главу угла, как и прежде, следует ставить интересы простых людей, делать все так, чтобы ни в коем случае не ухудшать их жизнь и качество предоставляемых им услуг.
Задачи исключительной важности стоят сегодня перед органами правопорядка и надзора. За последние годы полицией, прокуратурой, ФСБ и другими структурами было многое сделано по оздоровлению ситуации в республике. Люди увидели результаты вашей работы. Сегодня Мордовия - один из самых безопасных регионов страны. А в преддверии Чемпионата мира по футболу это особенно ценно и важно. Сегодня необходимо сохранить наступательный характер вашей деятельности в этом направлении, ни в коем случае не допустить возврата к прошлому, активнее вести профилактическую работу, прежде всего в молодежной среде.
При этом силовым структурам необходимо наполнять свою деятельность новым содержанием. В современных условиях на первое место должны выходить такие важные качества, как честность, порядочность, принципиальность, внимательность, общая культура.
Необходимо окончательно уйти от жонглирования цифрами в угоду узковедомственным интересам, отказаться от принципов "работы за галочки". Следует также продолжить работать над улучшением имиджа сотрудника правоохранительных органов как настоящего защитника граждан, на деле доказывать, что, "служа России и закону", вы действительно служите нашей стране и ее народу. И помните, что важнейшая цель вашей работы - спокойствие и безопасность людей.
Особо скажу о безопасности дорожного движения. Это комплексная государственная задача, и решать ее нужно по многим направлениям: искоренять коррупцию в дорожно-патрульной службе, при регистрации транспортных средств и выдаче водительских удостоверений, формировать культуру поведения на дорогах, детально заниматься транспортным планированием и эффективной организацией дорожного движения. В самое ближайшее время руководство МВД, служба ГИБДД вместе с городскими властями должны окончательно решить вопрос об организации парковок и соблюдении правил парковки в г. Саранске. Это только вопрос воли, и в его решении нет ничего архисложного.
Особая ответственность возлагается на правоохранительные органы по обеспечению безопасности и общественного порядка при подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу 2018 года. Во время Чемпионата мира нам предстоит принять свыше 100 тысяч иностранных гостей, и мордовские органы внутренних дел, наряду с другими республиканскими службами, должны быть к этому максимально готовы.
Уверен, тесное взаимодействие правоохранительных структур с органами власти и местного самоуправления, общественными организациями, наше взаимопонимание и взаимопомощь станут залогом успеха в обеспечении общественной безопасности, соблюдении законности, прав и свобод жителей Мордовии.
Свой вклад в укрепление общественного согласия, формирование созидательного настроя в нашем обществе должны активнее вносить сегодня политические партии и общественные движения. Мы вместе строим гражданское общество, и поэтому основные цели для всех нас едины.
Значительная роль в нацеленности общества на эффективный труд, на достижение каждым жителем республики максимальных результатов принадлежит сегодня нашим средствам массовой информации. Человек, работающий творчески, добросовестно, с большой самоотдачей, обладающий активной жизненной позицией, пользующийся заслуженным уважением, должен стать главным героем в материалах наших СМИ.
В целом, нам как никогда ранее нужно закреплять и развивать позитивный образ республики. Сейчас любой позитив работает на имидж Мордовии, привлечение в республику дополнительных инвестиций. Разумеется, это не исключает здоровой и конструктивной критики, помогающей расчищать дорогу, по которой мы идем, а значит, и наращивать скорость движения республики.

* * *

Уважаемые товарищи! Задачи, поставленные в настоящем Послании, призваны продолжить динамичное развитие нашей республики, придать новый импульс укреплению ее социально-экономического потенциала, дальнейшему росту благосостояния каждого ее жителя. И от их решения зависит как повсеместное улучшение качества жизни, так и судьба республики на многие годы вперед.
Сегодня у нас четко очерчены основные перспективы, намечены важнейшие вехи будущего пути. Мы постоянно ощущаем конкретную помощь и поддержку Президента России, Правительства страны. Поэтому мы не имеем никакого права сбавить темп своего движения.
Наша общая важнейшая задача - полностью использовать открывшиеся перед нами возможности, в конечном счете сделать так, чтобы наши дети, наши внуки и правнуки жили в инновационном, современном, комфортном регионе с уровнем жизни лучших европейских стран. Все это будет зависеть только от нас, от нашей работы, от работы каждого человека, живущего в республике.
Мы всегда были сильны верой в себя, в наши знания, умения и опыт, верой в наших людей.
Так пусть и дальше наш достойный труд, наше профессиональное отношение к делу и полная самоотверженность в достижении поставленных целей будут главными опорами на нашем пути созидания!
Пусть крепнет и процветает в веках наша великая Родина Россия, наша родная земля Мордовия!
Мира, счастья, благополучия, здоровья вам и вашим семьям, дорогие соотечественники!

Глава Республики Мордовия
В.Д.ВОЛКОВ
г. Саранск, 25 января 2013 года





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru