Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2012 г. по делу № А03-19277/2011

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи И.Л.Ю., при ведении протокола секретарем Б.А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "С", п. Потеряевка Алтайского края к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, о признании незаконным Решения от 25.10.2011 № 28,
при участии в заседании представителей сторон:
от заявителя - К.В.В. по доверенности от 20.01.2012 № 14;
от заинтересованного лица - Т.Л.П. по доверенности от 29.08.2011 № 11-32-115,

установил:

Открытое акционерное общество "С" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным Решения от 25.10.2011 № 28 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и обязании возместить расходы по оплате государственной пошлины 2 000 рублей.
В обоснование заявления указано, что в рассматриваемой ситуации оплата вахтовым работникам проезда от места их постоянного жительства до места нахождения работодателя (пункта сбора) и обратно предусмотрена локальным нормативных актом - Положением о вахтовом методе организации работ в ОАО "С" (приложение к Коллективному договору), и, соответствующие денежные выплаты производятся вахтовым работникам не в качестве оплаты их труда, а в целях возмещения фактических издержек в размере документально подтвержденной стоимости проезда на транспорте от места постоянного жительства до пункта сбора и обратно, в связи с чем, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление указало, что от обложения страховыми взносами освобождаются только те компенсационные выплаты лицам, работающим вахтовым методам, которые предусмотрены законодательством, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в статье 302 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), оплата проезда от места проживания работников до места сбора (места работы) при вахтовом методе работ к компенсационной выплате не относится и указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал, представитель Управления против удовлетворения требований возражал.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Филиалом № 7 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка Открытого акционерного общества "С" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
В ходе проведения проверки Управление пришло к выводу о неправомерном невключении Обществом в базу, облагаемую страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 сумм компенсационных выплат работникам за работу вахтовым методом.
Проверка завершена 29.07.2011, по результатам которой 26.09.2011 составлен акт № 135 с/с-Д. На акт проверки Общество представило возражения.
По результатам рассмотрения возражений страхователя и материалов проверки принято 25.10.2011 г. решение № 28 о привлечении плательщика страховых взносов (ОАО "С") к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Заявителю предложено уплатить недоимку в сумме 47 743,29 руб., штраф в сумме 1 503,17 руб., пени - 362,86 руб.
Названное решение 25.10.2011 получено генеральным директором ОАО "С".
Общество, полагая, что решение фонда от 25.10.2011 № 28 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, действий, бездействия незаконными, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Принимая во внимание, что решение № 135 принято Фондом 25.10.2011, а с настоящим заявлением об оспаривании названного решения Общество обратилось в арбитражный суд 15.12.2011, - срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, страхователем соблюден.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, контроль за уплатой страховых взносов осуществляется посредством проведения камеральных и выездных проверок, целью которых является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Порядок проведения выездной проверки определен в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ, целью которой является проверка правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов по месту нахождения плательщика на основе изучения документальных источников информации за период не более трех лет. Плательщик страховых взносов обязан обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры принятия решения от 25.10.2011 № 135, поскольку Фондом соблюдены положения, определенные в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в части обеспечения заявителю возможности представить возражения на акт проверки, участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои объяснения; решение подписано директором филиала № 7 Т.О.С., рассматривавшим акт и материалы проверки.
Из материалов дела следует, что ОАО "С" в соответствии с п. 1 пп. 1 ст. 5 Федерального Закона № 212-ФЗ, относится к лицам, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и является плательщиком страховых взносов. Общество зарегистрировано в качестве страхователя 12.05.2003 г. с присвоением регистрационного номера 2207691868.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 ФЗ № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать, перечислять страховые взносы.
Статьей 7 Закона 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности, компенсации, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, а также признается заявителем, Общество за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 не включило в базу для начисления страховых взносов выплаты работникам за вахтовый метод в размере 1 401 359 руб., считая их не подлежащие обложению страховыми взносами на основании пункта 2 части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
В силу статьи 15 ТК РФ трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсацией понимается денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
В статье 297 Трудового кодекса Российской Федерации под вахтовым методом понимается особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями.
В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 5 Трудового кодекса трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Под соглашением понимается в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах компетенции.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (статья 40 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом в статье 41 Трудового кодекса Российской Федерации содержится указание на то, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями.
В соответствии с частью 1 статьи 302 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы. Работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором (часть 4 статьи 302 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, согласно Коллективному договору ОАО "С" от 29.01.2010, Положению о вахтовом методе организации работы в ОАО "С" от 01.01.2006 и 29.12.2009 заявителем работникам, выполняющим работы вахтовым методом и проживающим в вахтовом поселке, за каждый календарный день пребывания на местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути к месту работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - 100 руб.
Согласно 129 Трудового Кодекса Российской компенсационные выплаты и надбавки являются составной частью заработной платы только в случае выплаты их в качестве вознаграждения за труд в зависимости от условий выполняемой работы (за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению).
Поскольку надбавка за вахтовый метод компенсирует затраты работника на проезд к месту работы, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, ее нельзя признать вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, т.е. оплатой труда.
Кроме того, в судебном заседании было установлено, что какого-либо дохода от указанных компенсационных выплат работники Общества не получали, расходы компенсировались строго в том размере, который понесли работники на оплату проезда.
Таким образом, у Фонда отсутствовали основания для доначисления страховых взносов и привлечения общества к ответственности в связи с начислением и выплатой работникам компенсационных выплат за вахтовый метод работы взамен суточных, в связи с чем решение от 25.10.2011 № 135 в оспариваемой части подлежит признанию недействительным.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Учреждение не доказало правомерность доначисления страховых взносов за 2010 г. на сумму оплаты проезда на транспорте работников работающих вахтовым методом от места постоянного жительства до места работы и обратно.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая результат рассмотрения спора, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные заявителем по уплате платежным поручением от 25.11.2011 № 9023 государственной пошлины в размере 2 000 руб., подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требования Открытого акционерного общества "С", п. Потеряевка Алтайского края, удовлетворить.
Признать недействительным решение от 25.10.2011 № 28 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала № 7), г. Барнаул Алтайского края, в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 47 743,29 руб., штраф в размере 1 503,17 руб., пени в размере 362,86 руб., как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Барнаул Алтайского края, в пользу Открытого акционерного общества "С", п. Потеряевка Алтайского края, ИНН 2259002376, ОГРН 1022200864510, 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлине.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru