Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2012 г. по делу № 3-46/12

Верховный суд Республики Саха (Якутия) составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Никитине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению подпункта "в" пункта 5.12.1 "Положения о порядке финансирования и расходования средств государственного бюджета РС(Я) на реализацию мероприятий по содействию занятости населения", утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2011 года № 659,

установил:

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2011 года № 659 утверждено "Положение о порядке финансирования и расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий по содействию занятости населения".
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта "в" пункта 5.12.1 указанного Положения, предусматривающего, что безработным гражданам при переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению центров занятости оказывается финансовая поддержка, включающая расходы, связанные с оплатой найма жилого помещения на время пребывания в другой местности, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение, в размере 550 рублей в сутки, но не более 3 месяцев.
В обоснование заявления указано, что данная норма вступает в противоречие с пунктом 3 части 2 статьи 22.1 Закона РФ от 1.9 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение. Таким образом, по мнению прокурора, расходы, связанные с проживанием в другой местности в период временного трудоустройства, подлежат оплате за весь период работы. Считает, что предусмотренное частью 4 ст. 22.1 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, не является основанием устанавливать срок, в течение которого осуществляется указанная финансовая поддержка.
В судебном заседании прокурор Ефремов Д.В. уточнил требования, указав, что подпункт "в" пункта 5.12.1 Положения оспаривается только в части установления срока предоставления финансовой помощи, то есть в части слов: "но не более 3 месяцев". Установление размера финансовой поддержки не противоречит федеральному законодательству. По его мнению, финансовая поддержка должна предоставляться только на период трудоустройства безработного лица, согласно пункту 3 части 2 статьи 22.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Заиченко Е.С., действующая на основании доверенности от 16 апреля 2012 года № 301-П1, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась. Пояснила, что как само Положение в целом, так и его оспариваемая часть приняты в пределах полномочий Правительства РС(Я). В соответствии с частью 4 статьи 22.1 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно указанной норме Правительство РС(Я) установило размер финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления. Трехмесячный срок предоставления финансовой поддержки, связанной с оплатой найма жилого помещения, охватывается понятием "условия предоставления финансовой поддержки". Положение в целом и его оспариваемые нормы были разработаны и приняты по согласованию с Рострудом и с учетом его рекомендаций.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 75 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Пунктом 8 части 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения отнесено содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Федеральный законодатель в качестве одной из гарантий социальной поддержки безработных предусмотрел в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки безработным гражданам, в том числе в виде оплаты найма жилого помещения при их переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов занятости.
Так, частью 1 статьи 22.1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности).
Пунктом 3 части 2 указанной статьи предусмотрено, что безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.
Размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 22.1 Закона РФ "О занятости населения в РФ").
Таким образом, федеральное законодательство установление размеров финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при их переезде для временного трудоустройства, относит к числу полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 22 Закона РФ "О занятости населения в РФ", мероприятия по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З № 51-1 (ред. от 24.01.2006) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
Частью 1 статьи 25 того же закона предусмотрено, что Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции принимает постановления, издает распоряжения и иные акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия). При этом согласно части 2 статьи 25 названного закона решения, имеющие нормативный характер, принимаются и оформляются в виде постановлений Правительства Республики Саха (Якутия).
Правительство Республики Саха (Якутия), реализуя предоставленные ей полномочия в области содействия занятости населения в РФ, приняло постановление от 28 декабря 2011 года № 659 "Об утверждении Положения о порядке финансирования и расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий по содействию занятости населения".
Указанное постановление опубликовано в печатном издании "Якутские ведомости" № 4 21 апреля 2012 года, вступило в силу 01 февраля 2012 года.
Подпунктом "в" пункта 5.12.1 указанного Положения предусмотрено, что безработным гражданам при переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению центров занятости оказывается финансовая поддержка, включающая расходы, связанные с оплатой найма жилого помещения на время пребывания в другой местности, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение, в размере 550 рублей в сутки, но не более 3 месяцев.
Таким образом, Правительство РС(Я), в силу прямого указания нормативного акта, имеющего большую юридическую силу, Закона РФ "О занятости населения в РФ", установило размер финансовой поддержки по оплате найма жилого помещения при переезде безработных граждан в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, порядок и условия его предоставления. Следует также подчеркнуть, что финансирование указанных расходов осуществляется исключительно за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
С доводом прокурора, изложенным в заявлении, о том, что в соответствии с пунктом 3 части 2 ст. 22.1 Закона РФ "О занятости населения в РФ" расходы, связанные с проживанием безработных граждан в другой местности в период временного трудоустройства, подлежат оплате за весь период их работы, нельзя согласиться по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 10 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации, срочный трудовой договор заключается с лицами, направляемыми органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы. Порядок направления граждан на временные работы регулируется Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства..., утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 28.06.2007 № 449 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые".
Согласно п. 8 данного Регламента проведение временного трудоустройства организуется органами и учреждениями, участвующими в предоставлении данной госуслуги, в соответствии с договорами о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан и безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, заключаемыми с работодателями. Работодатели, заключившие такой договор, представляют в центр занятости сведения о возможных рабочих местах, в том числе о сроках начала и окончания работ (п. 55 Регламента).
При этом никаких ограничений по продолжительности как в отношении временных, так и в отношении общественных работ не установлено. Таким образом, временные работы, срок которых не может превышать двух месяцев (пункт 2 ч. 1 ст. 59 ТК РФ) и временные (общественные) работы по направлению службы занятости - это самостоятельные основания для заключения срочного трудового договора. В связи с указанным срок трудового договора, заключаемого с лицами, направленными органами службы занятости, не ограничивается двумя месяцами и может продлиться до пяти лет (ч. 2 ст. 58 ТК РФ). Исходя из вышеизложенной позиции прокурора, в течение всего срока действия срочного трудового договора, какой бы продолжительности он не был, органы службы занятости за счет средств государственного бюджета Республики обязаны оказывать финансовую поддержку трудоустроенному гражданину. При этом прокурор не учитывает положения ст. 2, части 2 статьи 35 Закона РФ "О занятости населения в РФ", которыми предусмотрено, что занятые граждане, то есть граждане работающие по трудовому договору, в том числе на временной работе, а также безработные граждане при переезде или переселении их в другую местность, снимаются с учета в качестве безработных.
Анализ вышеприведенных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что финансовая поддержка осуществляется в период трудоустройства безработного лица на временную работу.
Пункт 3 части 2 статьи 22.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" является общей нормой, бланкетной. Конкретные порядок и условия ее применения должны определить органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 22.1 Закона РФ № 1032-1).
При этом регламентация порядка и условий предоставления финансовой поддержки безработным гражданам за счет средств государственного бюджета республики, предполагающая, в том числе, соблюдение баланса частных и публичных интересов, не может осуществляться без установления конкретного периода, в течение которого эта поддержка осуществляется.
В данном случае определение срока финансовой поддержки лиц, направленных для трудоустройства на временную работу в другую местность, по найму ими жилого помещения на срок до трех месяцев, вносит определенность при применении норм федерального законодательства и не свидетельствует о нарушении или ограничении прав указанных лиц.
Изложенное свидетельствует, что оспариваемое в части Положение принято Правительством РС(Я) в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит законодательному акту большей юридической силы и отвечает требованиям определенности.
В соответствии с ч. 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, а также иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению подпункта "в" пункта 5.12.1 "Положения о порядке финансирования и расходования средств государственного бюджета РС(Я) на реализацию мероприятий по содействию занятости населения", утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2011 года № 659, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 27 июля 2012 года.

Судья
З.С.ДЬЯКОНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru