Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2012 г. по делу № 3-204/2012

Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре П.,
с участием прокурора Вохмяниной Ю.М., заявителя С., представителя Правительства Пермского края и Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края на основании доверенностей Л., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю на основании доверенности Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим нормативного акта в части,

установил:

С. обратился в суд с заявлением о признании недействующим п.п. 2.2.8.5 Постановления Правительства Пермского края от 11.08.2010 № 483-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов".
Данный документ опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов Пермского края № 32 от 16.08.2010. В соответствии с п.п. 2.2.8.5 в совокупности с п. 2.2.8 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов схема не должна предусматривать размещение нестационарных торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций. Полагает, что данное положение противоречит ст. 56 Земельного кодекса РФ, ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", п. 11 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 "О порядке установления охранных зон электросетевого хозяйства и особых условиях использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", п. 11 Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей", п. 48 Постановления Правительства РФ от 09.06.1995 № 587 "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации", п. 6 Приказа Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей". Оспариваемое положение привело к нарушению прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку на основании него решением органа местного самоуправления от 30.03.2012 С. отказано в предоставлении в аренду земельных участков для эксплуатации нестационарных торговых объектов по итогам рассмотрения заявления, поданного в Администрацию г. Соликамска.
Определением Пермского краевого суда от 22.10.2012 к участию по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
В судебном заседании С. на удовлетворении заявления настаивает, уточнил требования, просит признать незаконным п.п. 2.2.8.5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края № 483-п от 11.08.2010. Дополнительно представил письменные пояснения.
Представитель Правительства Пермского края и Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края Л. возражает против удовлетворения заявленных требований, полагает, что обжалуемое положение не противоречит действующему законодательству. Представлен письменный отзыв (л.д. 32-35).
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Б. полагает, что оспариваемые положения Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов создают на рынке оказания услуг розничной торговли хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в стационарных торговых объектах по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в нестационарных торговых объектах, преимущественные условия деятельности, что противоречит ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Прокурор Вохмянина Ю.М. полагает п.п. 2.2.8.5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов непротиворечащим действующим нормативным актам, запрещающим размещение нестационарных торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях и в пределах их охранных зон, а заявление С. неподлежащим удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает необходимым привлечь для участия в деле в качестве заинтересованных лиц, Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 6 названного Федерального закона предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности, в том числе, полномочия по реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; по разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом; по установлению нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов, согласно ч. 3 ст. 10 данного Федерального закона разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 № 483-п утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее Порядок).
В силу положений ст. 11 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
Таким образом, нормативный акт, положение которого оспаривается С., принят Правительством Пермского края в пределах его полномочий.
Кроме того, ранее вступившим в законную силу решением Пермского краевого суда от 14.01.2011, проверялась законность Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 № 483-п, в части соответствия действующему законодательству п.п. 1.2.2, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.8.1-2.2.8.3, 2.2.8.6, 4.1.9, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.7, 4.1.9 Порядка по заявлениям заместителя прокурора Пермского края, Г.; п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.8.2 Порядка признаны недействующими. В части требования о признании недействующими п.п. 1.2.2, 2.2.8.1, 2.2.8.3, 2.2.8.6, 4.1.9 Порядка производство по делу прекращено в связи с внесением в данный нормативный акт Постановлением Правительства Пермского края от 22.12.2010 № 1076-п изменений.
Постановление Правительства Пермского края от 11.08.2010 № 483-п об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов опубликованы в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края № 32 от 16.08.2010, вступило в законную силу с 27.08.2010.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов определяет принципы разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема), процедуру разработки и утверждения Схемы, а также внесение изменений в Схему. Порядок распространяется на нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности (п. 1.1 Порядка).
В соответствии с п.п. 2.2.8.5 Порядка Схема не должна предусматривать размещение нестационарных торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области торговой деятельности может осуществляться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации при условии из соответствия указанному Федеральному закону, другим федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд полагает, что п.п. 2.2.8.5 Порядка противоречит федеральному законодательству, которое ограничивает использование участков, на которых находятся инженерные сети и коммуникации, участков, входящих в охранные зоны инженерных сетей и коммуникаций; предусматривает определенные условия использования таких участков, но не запрещает размещение на них ряда объектов, включая нестационарные объекты торговли. При этом учитывается, что единое понятие инженерных сетей и коммуникаций в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует.
Так, в соответствии с абз. 6 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей, разработанные на основании Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и устанавливающие, в том числе, порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей. Данные Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность (п. 2 Правил...).
Согласно п. 14 Правил... на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременениями), которыми запрещается лицам, указанным в п. 2 Правил..., осуществление деятельности, прямо перечисленной в данном пункте. Данный перечень, исходя их толкования содержания Правил..., является исчерпывающим; запрет на размещение нестационарных объектов торговли на указанных участках отсутствует.
Пункт 15 Правил... предусматривает возможность производства лесохозяйственных, сельскохозяйственных и других работ, не подпадающих под ограничения, указанные в п. 14 настоящих Правил, и не связанных с нарушением земельного горизонта и обработкой почвы на глубину более 0,3 м, при условии предварительного письменного уведомления эксплуатационной организации.
В силу п. 16 Правил... хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не предусмотренная п.п. 14, 15 настоящих Правил, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей.
Пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ под нестационарным торговым объектом признает торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Таким образом, с учетом понятия нестационарного торгового объекта, особенностей возведения сооружений или конструкций, возможности передвижного сооружения, запрет на размещение такого объекта на объектах газоснабжения, в их охранной зоне в федеральном законодательстве, регулирующем порядок использования таких участков, отсутствует.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 № 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации в целях обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации. В силу п. 2 настоящих Правил они обязательны для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности.
Согласно п. 18 данных Правил на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации. Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и т.д.).
В п. 48 Правил... также приводится перечень работ, проведение которых в пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, запрещается.
Пункт 49 Правил... содержит исчерпывающий перечень действий, которые юридическим и физическим лицам запрещается производить, и которые могут нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации.
Возведение временных сооружений к таким работам не относится.
Вышеперечисленные положения не запрещают размещение нестационарных торговых объектов на соответствующих коммуникациях и в пределах их охранных зон.
Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 160 от 24.02.2009 и определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
Раздел 3 приведенных Правил содержит перечень действий, в том числе, по осуществлению хозяйственной деятельности, запрещенных к осуществлению в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства в любом случае (п.п. 8, 9) либо запрещенным без письменного решения о согласовании сетевых организаций (п.п. 10, 11). При этом пункт 10 разрешает размещение торговых точек в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, при наличии согласования с сетевой организацией.
Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197 и введенные в действие с 01.01.1993 в пункте 5 не допускает в пределах охранных зон тепловых сетей производить любые действия, в том числе устраивать неорганизованные рынки, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту. То есть фактически запрет на осуществление действий вводится под условием.
Пункт 6 Типовых правил... в пределах охранных зон тепловых сетей запрещает производить работы, в том числе строительство сооружений, без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети.
Таким образом, п.п. 2.2.8.5 Порядка, в полной мере не допускающий размещение нестационарных торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций, противоречит федеральным нормативным актам, регулирующим правоотношения в области размещения соответствующих инженерных сетей коммуникаций, не устанавливающим запрет на размещение нестационарных торговых объектов. Согласно приведенным выше положениям размещение нестационарных торговых объектов в пределах охранных зон инженерных сетей (коммуникаций) возможно либо без ограничений либо при определенных условиях, при согласии организаций, эксплуатирующих объекты инженерных сетей (коммуникаций).
Ссылка представителя Правительства Пермского края Л. в отзыве на п. 7.23 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" не может быть признана обоснованной, поскольку данный пункт предусматривает расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений при их размещении.
Кроме того, заслуживают внимания доводы заявителя С., представителя УФАС по Пермскому краю Б. о противоречии оспариваемого положения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 2 ч. 1 которой запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. При приведенных выше специальных нормах п. 2.2.8.5 Порядка ограничивает размещение нестационарных торговых объектов по сравнению со стационарными торговыми объектами при их размещении на территории муниципальных образований Пермского края.
При таких обстоятельствах п.п. 2.2.8.5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 № 483-п, следует признать недействующим.
Данный Порядок действует с 27.08.2010, применяется на территории Пермского края, порождая правовые последствия, в связи с чем оспариваемое положение Порядка следует признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199, ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявление С. удовлетворить: признать недействующим со дня вступления решения в законную силу подпункт 2.2.8.5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 № 483-п.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 26 ноября 2012 года.

Судья
Е.С.ФИЛАТОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru