Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ
НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

В целях усиления борьбы с преступностью в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд 22 сентября 2010 прокуратурой края, правоохранительными и контролирующими органами утвержден план совместных мероприятий в указанной сфере. В числе участников запланированных мероприятий - ГУ МВД по Пермскому краю, следственное управление Следственного комитета России по Пермскому краю, УФСБ по Пермскому краю, Управление ФАС России по Пермскому краю, ТУ Росфиннадзора по Пермскому краю, УФСКН по Пермскому краю, Контрольно-счетная палата Пермского края, Министерство общественной безопасности Пермского края, Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю.
В 2011 году прокуратурой края и горрайпрокурорами выявлено 706 нарушений закона, касающихся порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (в 2010 году - 763). В целях их устранения внесено 157 представлений, по результатам их рассмотрения 130 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности (в 2010 году соответственно 169 и 161). По постановлениям прокуроров 19 лиц привлечено к административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждено 3 уголовных дела (в 2010 году соответственно 4 и 2).
В 1 полугодии 2012 года прокурорами выявлено 784 нарушения закона, касающихся порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В целях их устранения внесено 160 представлений, по результатам рассмотрения которых 185 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокуроров 15 лиц привлечено к административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждено 1 уголовное дело.
Работа по надзору за исполнением законодательства в сфере закупок осуществляется прокуратурой края во взаимодействии с ГУ МВД по Пермскому краю, УФАС по Пермскому краю, Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю.
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что на территории края не в полной мере обеспечивается соблюдение требований пункта 12 статьи 7 ФЗ "О противодействии коррупции" о добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности размещения заказов: имеют место факты уклонения государственных и муниципальных заказчиков от соблюдения конкурсных процедур при размещении заказов, нарушения порядка создания и определения состава комиссий, случаи аффилированности между должностными лицами заказчика и участниками размещения заказов, а также непринятие своевременных мер по урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок.
Так, в 2012 году прокурорской проверкой в действиях государственного служащего - заместителя председателя Правительства Пермского края, руководителя проекта "Инновации в культуре и развитии городской среды" (ранее до замещения указанной должности - министра культуры и массовых коммуникаций Пермского края) Мильграма Б.Л. выявлены признаки возможного конфликта интересов.
Мильграм Б.Л., занимая должность министра культуры и массовых коммуникаций Пермского края, в последующем - заместителя председателя Правительства Пермского края, руководителя проекта "Инновации в культуре и развитии городской среды", и имея возможность как министр и заместитель председателя Правительства края влиять на деятельность государственного учреждения - КГАУК "Пермский академический Театр-Театр", заключал с этим учреждением возмездные договоры, государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг. При этом меры по урегулированию конфликта интересов, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Мильграм Б.Л. не принял.
Информация об установленных фактах прокуратурой края направлена и.о. председателя Правительства Пермского края.
04.05.2011 ГКУЗ "Коми-Пермяцкая окружная больница" на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (0356200002911000048) на приобретение (поставку) автомобиля Chevrolet Epica или эквивалента.
По результатам открытого аукциона в электронной форме 30.05.2011 между ООО "Автопрестиж-Полюс" и ГКУЗ "Коми-Пермяцкая окружная больница" заключен договор № ГПД061/2011 на поставку 2 транспортных средств Chevrolet Epica.
Однако уже 26.07.2011 Агентством по управлению имуществом Пермского края на основании обращений главного врача ГКУЗ "Коми-Пермяцкая окружная больница", директора ГКУЗ "Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф" и и.о. руководителя Агентства по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края принято решение об изъятии из оперативного управления ГКУЗ "Коми-Пермяцкая окружная больница" вышеуказанных транспортных средств и о передаче их ГКУЗ "Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф". При этом фактически одно транспортное средство используется должностными лицами Агентства по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края, что подтверждается путевыми листами.
Небольшой промежуток времени между размещением заказа и изъятием имущества, приобретенного по результатам размещения этого заказа, свидетельствует о том, что необходимость закупки данных транспортных средств для ГКУЗ "Коми-Пермяцкая окружная больница" отсутствовала, бюджетные средства в нарушение требований статьи 36 Бюджетного кодекса РФ использованы неэффективно.
Кроме того, закупка автомобилей при подобных обстоятельствах нарушает принципы прозрачности, гласности, поскольку эти транспортные средства приобретались заведомо не для удовлетворения заявленных нужд, их закупка явилась незаконным способом перераспределения бюджетных средств.
В связи с вышеуказанными нарушениями закона прокуратурой края губернатору внесено представление.
Одним из наиболее распространенных нарушений законодательства в сфере размещения заказов на протяжении последних лет остается уклонение от конкурсных процедур путем искусственного дробления заказов.
Так, в 2011 году по постановлениям прокурора Бардымского района УФАС по Пермскому краю к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ привлечены глава Сарашевского сельского поселения Масагутова А.А. и глава Брюзлинского сельского поселения Алапанов Р.А. Главы поселений подвергнуты штрафу в размере 30 тысяч рублей каждый за дробление заказов на ремонт и монтаж воздушных электрических линий.
В 2012 году по постановлению Чусовского городского прокурора к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ привлечен и.о. начальника Управления ЖКХ администрации г. Чусового Хуснулов Н.И., искусственно разделивший на части заказ на уборку снега на общую сумму около 300 тысяч рублей. По постановлению прокурора г. Чайковского по той же статье КоАП РФ привлечен к административной ответственности глава администрации Фокинского сельского поселения Файзрахманов Р.Н., который искусственно разделил на четыре части контракт на ремонт и наладку газопотребительского оборудования на общую сумму около 400 тысяч рублей.
Также в 2012 году выявлены факты уклонения от конкурсного размещения заказов путем необоснованного применения статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" либо вообще без какого-либо обоснования.
Так, прокурором Гайнского района возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ в отношении руководителя ДОУ "Солнышко", который без проведения торгов разместил заказ на реконструкцию котельной на сумму свыше 3 миллионов рублей. Виновному должностному лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.
Прокурором Усольского района возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ по факту размещения в текущем году администрацией Романовского сельского поселения заказа на содержание дорог на сумму 1 миллион рублей - без каких-либо конкурсных процедур соответствующий договор был заключен с унитарным предприятием, не являющимся получателем бюджетных средств. Виновному должностному лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей.
В предыдущие годы имело место уклонение от конкурсных процедур путем их размещения через автономные учреждения.
Формально законодательство РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд не распространяется на автономные учреждения. Однако согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится только в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, размещение заказов для государственных и муниципальных нужд через автономные учреждения, в обход конкурсных процедур, представляется незаконным.
Так, имело место незаконное размещение заказов через Государственное автономное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края (далее - ГАУ "Управтодор"), которому в соответствии с утвержденным Дорожным агентством Пермского края государственным заданием выделялись бюджетные средства для нужд дорожной отрасли.
ГАУ "Управтодор" самостоятельно размещало заказы за счет выделенных бюджетных средств, при этом данным автономным учреждением конкурсные процедуры хотя и проводились, но в произвольной форме, на основании локального акта, согласованного с руководителем Дорожного агентства Пермского края, - так как учреждение является автономным, то и требования Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ № 94) на проводимые им конкурсы не распространяются и потому не соблюдались.
Например, вопреки требованиям статьи 10 ФЗ № 94 для размещения заказа на выполнение работ по строительству перехода ул. Старцева - Ива и автодороги "Восточный обход г. Перми" (II очередь) ГАУ "Управтодор" вместо аукциона проведен открытый конкурс. 23.10.2009 Комиссией ГАУ "Управтодор" победителем указанного конкурса признано ЗАО "ВАД", 30.10.2009 с ним заключен контракт. По результатам конкурса на выполнение проектно-изыскательных работ ремонта автодороги "Барда - Куеда" 30-45 км, моста через р. Талканка в Бардымском районе Пермского края 26.10.2009 Комиссией ГАУ "Управтодор" признано победителем ООО "Дортехпроект". Контракт на выполнение указанных работ заключен 29.10.2009.
Заказчиком по указанным конкурсам выступило ГАУ "Управтодор" (не являющееся государственным заказчиком), конкурсная документация не содержала обязательные сведения (в том числе о максимальной цене контракта), сроки подачи участниками конкурсов заявок, ознакомления с конкурсной документацией, заключения контракта были значительно сокращены и т.д.
По инициативе прокуратуры края УФАС по Пермскому краю признало в данном случае нарушение антимонопольного законодательства.
Также прокуратурой края в суде оспорен Закон Пермского края от 16.12.2010 № 726-ПК "О бюджете Пермского края на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в части положений, предусматривающих расходы в виде субсидий автономным учреждениям в 2011 году и на плановый период 2012-2013 годов на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, текущий ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, научно-исследовательские и внедренческие работы по вопросам содержания, ремонта, реконструкции и строительства дорог и сооружений на них, предоставление услуги по осуществлению функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования и сооружениями на них и обеспечению функций заказчика-застройщика при строительстве, ремонте и содержании дорог, мостов и других дорожных объектов, поскольку указанные положения противоречат требованиям ст. 69.1, 69.2, 78.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". В новой редакции Закона № 174-ФЗ создание автономных учреждений в дорожной отрасли не допускается, созданные учреждения должны быть реорганизованы, ликвидированы или сменить тип до конца года.
По результатам судебных рассмотрений указанный Закон в части выделения автономным учреждениям субсидий на 2012-2013 годы признан незаконным.
В текущем году проблема размещения заказов через автономные учреждения в значительной степени решена в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Не всегда соблюдаются установленные ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 94-ФЗ ограничения в отношении членов соответствующих конкурсных комиссий: имеют место случаи аффилированности между должностными лицами заказчика и участниками размещения заказов.
Так, 22.06.2010 первый заместитель главы администрации Оханского муниципального района Гусев В.Ю. участвовал в заседании Единой конкурсной комиссии в качестве ее председателя при рассмотрении котировочных заявок на выполнение работ по текущему ремонту тротуара по муниципальной автомобильной дороге "Подъезд к Камской переправе". По результатам рассмотрения котировочных заявок победителем в проведении этого запроса котировок признано ООО "Союз Оханских коммунальных предприятий", директором которого является сын Гусева В.Ю. - Гусев В.В.
Комиссией по размещению заказа Частинского сельского поселения под председательством Голдобина П.А. в 2011-2012 годах неоднократно рассматривались котировочные заявки на уборку снега. При этом в ряде случаев победителем котировок признавался родственник Голдобина П.А. - предприниматель Голдобин А.П. По требованию прокурора все 5 членов котированной комиссии привлечены к дисциплинарной ответственности.
По-прежнему прокурорами выявляются нарушения требования статьи 7 ФЗ № 94 при создании комиссии, определении ее состава и порядка работы. В текущем году выявлены факты, когда комиссия принимала решение в отсутствие кворума, в ненадлежащем составе. Прокурорами Оханского и Орджоникидзевского районов выявлены факты работы комиссий, порядок деятельности которых вообще не был определен.
В нарушение части 20 статьи 65 ФЗ № 94 в 2011-2012 годах в состав комиссий по размещению заказов нередко не было включено лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков (Юрлинский, Добрянский, Еловский, Карагайский, Ординский районы, гг. Пермь, Горнозаводск, Краснокамск, Кизел). Противоречия в муниципальных правовых актах, регламентирующих состав комиссий, выявлены прокурорами Сивинского и Кишертского районов.
Одним из способов профилактики коррупции при размещении заказов является включение государственных служащих, участвующих в размещении заказов, в перечень лиц, которые обязаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - ФЗ № 273) представлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах).
Однако, как показали проверки, проведенные в 2012 году, в ряде государственных органов государственные служащие, участвующие в размещения заказов, необоснованно не были включены в перечни лиц, обязанных представлять сведения о доходах.
Например, такой факт выявлен в ходе совместной проверки, проведенной прокуратурой края и Министерством финансов Пермского края в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Пунктом 2 Указа губернатора Пермского края от 03.07.2009 № 27 "Об отдельных мерах по реализации нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции" (далее - Указ № 27) на руководителей исполнительных органов государственной власти Пермского края возложены обязанности по утверждению перечней конкретных должностей государственной гражданской службы Пермского края в соответствующих государственных органах края, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Пермского края обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При утверждении данных перечней руководители обязаны руководствоваться пунктом 1 Указа № 27, согласно которому граждане, замещающие должности государственной гражданской службы Пермского края, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление государственных закупок, обязаны представлять сведения о доходах.
31.05.2010 Приказом Министерства № СЭД-38-01-03-56 утвержден состав котировочной комиссии, согласно которому членом комиссии является в том числе главный специалист отдела правовой и кадровой работы Патракеева О.А. (в настоящее время замещающая должность консультанта отдела правовой и кадровой работы).
Однако в нарушение вышеуказанных норм в Перечень должностей государственной гражданской службы Пермского края, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Пермского края обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденный Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 29.03.2010 № СЭД-38-01-03-28 (с последующими изменениями), должность, замещаемая Патракеевой О.А., не была включена.
Соответственно с Патракеевой О.А., участвующей в работе по осуществлению государственных закупок, работодатель в нарушение статьи 8 ФЗ № 273 сведения о доходах за 2010 год не потребовал.
В связи с вышеуказанным нарушением прокуратурой края внесено представление, нарушение закона устранено.
Аналогичные нарушения закона выявлены в Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" установлено, что граждане, замещающие должности федеральной государственной службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление государственных закупок, обязаны представлять сведения о доходах.
В нарушение указанного требования сотрудники Управления, осуществляющие государственные закупки, - инспектор сельскохозяйственного отдела Управления Ефимова С.П., начальник юридической службы Управления Шилов Д.Ю. - сведения о доходах за 2010 год не представили.
По данному факту прокуратурой края также внесено представление, нарушения закона устранены.
В ходе прокурорских проверок в 2011-2012 годах выявлялись факты нарушения процедуры проведения торгов и осуществления запроса котировок для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
Нарушения процедуры, допускаемые заказчиками, касаются как организации проведения торгов и осуществления запроса котировок, так и их проведения, заключения государственных и муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров.


Так, прокурорами Карагайского и Чердынского районов выявлены нарушения процедуры котировок при размещении заказа на уборку снега, прокурорами г. Кудымкара, Частинского района и Кировского района г. Перми - на выполнение работ в жилищно-коммунальной сфере, прокурором г. Кизела - на приобретение медикаментов и лекарств, прокурором г. Кудымкара - на выполнение работ по содержанию дорог.
Продолжают выявляться нарушения порядка информационного размещения заказов, включая дорожную (Чердынский, Юрлинский районы, г. Кудымкар) и жилищно-коммунальную сферы (Кировский район г. Перми).
ГУ МЧС России по Пермскому краю в 2011 году неоднократно допускалось несвоевременное представление сведений об исполнении государственного контракта в федеральный орган исполнительной, уполномоченный на ведение реестров государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов. В связи с этим УФАС по Пермскому краю по постановлению и.о. прокурора края привлекло к административной ответственности по статье 19.7.4 КоАП РФ заместителя начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности финансово-экономического управления ГУ МЧС России по Пермскому краю Константинову Л.А. - ей назначен штраф в размере 20 тысяч рублей.
В отдельных случаях имел место необоснованный допуск к участию в котировках, в том числе на выполнение работ в жилищно-коммунальной сфере (Частинский район), на поставку лекарств (Кировский район г. Перми).
Выявлены прокурорами и факты необоснованного отказа в допуске к участию в котировках, в том числе в жилищно-коммунальной сфере (Частинский район, Кировский район г. Перми).
Допускаются факты необоснованного сокращения сроков подачи котировочных заявок, в т.ч. при размещении заказов в жилищно-коммунальной сфере, на поставку медицинских материалов.
По-прежнему многими прокурорами выявляются нарушения порядка и сроков заключения контрактов по итогам размещения заказов, в т.ч. в жилищно-коммунальной сфере (гг. Кудымкар, Чусовой, Чердынский район), на работы в сфере содержания дорог (Нытвенский, Октябрьский, Чердынский районы), на приобретение медикаментов и лекарственных средств (Куединский и Косинский районы).
В 2011-2012 годах имели место факты оплаты заказчиками невыполненных или ненадлежащим образом выполненных работ (город Кизел, Березовский, Большесосновский, Куединский, Октябрьский, Частинский районы и др.).
Так, 22 марта 2011 года СЧ ГСУ при ГУВД по Пермскому краю возбуждено уголовное дело по ч. 1 статьи 201 УК РФ в отношении бывшего руководителя ГУП "Управление капитального строительства Пермского края" Мишлановой Н.В. в связи с оплатой невыполненных работ по строительству краевого перинатального центра.
Решение о возбуждении уголовного дела было принято по материалам проверки Контрольно-счетной палаты Пермского края (заключение № 83 от 02.09.2010 о неправомерном расходовании бюджетных средств при осуществлении строительства краевого перинатального центра).
В ходе проверки, проведенной правоохранительными органами с использованием материалов Контрольно-счетной палаты Пермского края, установлено следующее.
Строительство объекта "Краевой перинатальный центр, г. Пермь" утверждено в составах краевых инвестиционных программ на 2008-2010 годы, на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов.
Ответственный исполнительный орган - Агентство по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 04.12.2007 № 1734-р между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Пермского края были заключены соглашения от 28.07.2008 № 286-п, от 29.07.2009 № 045 и от 19.03.2010 № 003.
По условиям этих соглашений было предусмотрено выделение бюджетных средств на строительство центра в общей сумме 2355807,30 тыс. рублей, в т.ч. средств федерального бюджета 1125000,00 тыс. рублей, краевого бюджета - 1230807,30 тыс. рублей.
В целях реализации Соглашения от 28.07.2008 № 286-п между Министерством градостроительства Пермского края (инвестором) и ГУП "Управление капитального строительства Пермского края" (организация-заказчик) заключен договор инвестирования в строительство объекта "Краевой перинатальный центр, г. Пермь" от 02.10.2008 № 15-КИП.
В соответствии с этим договором ГУП "Управление капитального строительства Пермского края" приняло на себя обязательства по организации строительства центра и обязалось сдать объект, полностью готовый к эксплуатации, в срок до 01.05.2010 (дополнительным соглашением от 19.03.2010 срок был продлен до 31.12.2010, объект не сдан до сих пор).
Одним из субподрядчиков строительства краевого перинатального центра выступило ООО "Ветлан-Комфорт".
При этом ООО "Ветлан-Комфорт" не выполнило в полном объеме работы. Несмотря на это, главный специалист ГУП "Управление капитального строительства Пермского края" 16.12.2009 подписала фиктивный акт выполненных ООО "Ветлан-Комфорт" работ формы КС-2 и фиктивную справку выполненных работ КС-3. Директор ГУП Мишланова Н.В., зная, что акт и справка о выполнении работ не соответствуют действительности, злоупотребляя своими полномочиями, 29.12.2009 подписала платежное поручение, на основании которого ООО "Ветлан-Комфорт" были перечислены бюджетные средства в размере 231334050 руб. 82 коп. При этом фактически не были выполнены работы на сумму 125890982 руб. 12 коп. Строительство перинатального центра было завершено лишь в конце 2011 года.
В вышеуказанном нарушении закона следственным органом усмотрена личная заинтересованность Мишлановой Н.В., т.к. за выполнение фактически неисполненных функций заказчика на содержание ГУП "Управление капитального строительства Пермского края" были перечислены бюджетные средства в размере 1165657 руб. 24 коп., из которых Мишланова Н.В. на основании собственного приказа от 30.12.2010 выплатила себе премию в размере 770910 рублей.
Возбуждение вышеуказанного уголовного дела стало результатом взаимодействия прокуратуры края и ГУВД по Пермскому краю. Уголовное дело направлено в суд, который вынес обвинительный приговор, вступивший в законную силу.
Многими прокурорами в 2011-2012 годах выявлены факты неприменения при наличии оснований заказчиками к недобросовестным подрядчикам (поставщикам) штрафных санкций, в т.ч. по контрактам в дорожной (г. Губаха, Чердынский район) и жилищно-коммунальной (г. Краснокамск, Карагайский район) сферах.
При этом выявлены единичные факты отсутствия в контрактах обязательного условия об ответственности поставщика (подрядчика). Некоторые контракты содержали условия, не соответствующие конкурсной документации в части цены или сроков оплаты, а также сроков выполнения работ, в том числе контракты на выполнение работ в дорожной (г. Краснокамск и Усольский район) и жилищно-коммунальной сферах (Частинский район). Допускались случаи последующего незаконного изменения цены контрактов - как на содержание дорог (г. Краснокамск), так и на выполнение работ в жилищно-коммунальной сфере (Частинский район).
Прокуратурой края нарушения закона при заключении и исполнении государственных контрактов в 2011 году выявлены в территориальном органе Росимущества.
Несмотря на запрет изменения цены контракта, предусмотренный пунктом 4.1 статьи 9 ФЗ № 94, в государственные контракты № 13 от 06.10.2010 и № 15 от 19.11.2010 включены положения, позволяющие "скорректировать" стоимость работ, предусмотренных контрактом (пункт 3.3 государственного контракта). Законом четко оговорены исключительные случаи изменения цены контракта, к которым отношения, регулируемые указанными контрактами, не относятся.
В нарушение части 10 статьи 9 ФЗ № 94 в указанные государственные контракты (№ 13 и № 15) не включены обязательные условия об ответственности исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным контрактом.
Государственные контракты № 21 от 15.03.2010 и № 22 от 04.06.2010 содержат внутренние противоречия в части установленного порядка оплаты выполненных по контракту работ. Так, согласно общему правилу, определенному в разделе 4 этих государственных контрактов, оплата предусмотренных контрактом земельно-кадастровых работ производится после подписания сторонами акта приемки-сдачи работ, который может быть подписан заказчиком только после получения результатов работ в виде письменного межевого плана и кадастровых паспортов земельных участков.
В то же время пунктом 6.1.6 тех же государственных контрактов было установлено право заказчика "принять часть работ, оказанных исполнителем по соответствующему акту, и оплатить в размере до 95% от суммы стоимости контракта при предъявлении расписки органа кадастрового учета в получении документов для проведения государственного кадастрового учета".
Таким образом, заказчику были предоставлены необоснованно широкие пределы усмотрения как при решении вопроса о выплате исполнителю указанной досрочной оплаты работ вообще, так и о размере такой оплаты в пределах 95% от стоимости работ. Наличие в государственном контракте положений, устанавливающих для заказчика необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, создает условия для проявления коррупции, что не отвечает основным принципам противодействия коррупции, закрепленным в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Более того, предусмотренная контрактом обязанность исполнителя предоставить по итогам выполнения работ кадастровый паспорт ставила его в зависимость от рассмотрения органом кадастрового учета пакета документов (включающего представленные заказчиком документы об объектах землеустройства и выполненный исполнителем план межевания).
Как правило, в связи с указанным обстоятельством исполнителями срывались сроки выполнения работ. Так, по государственному контракту № 21 от 15.03.2010 срок выполнения работ был установлен до 20.09.2010. По государственному контракту № 22 от 04.06.2010 - до 27.08.2010. Оба контракта не были исполнены на момент проверки (2011 год).
При этом заказчик, предусмотрев в контрактах положения об ответственности исполнителя за нарушение сроков выполнения работ (в виде выплаты неустойки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка РФ от общей цены работ по контракту), фактически не рассматривал вопрос их применения.
В адрес руководителя ТУ Росимущества было внесено представление, на основании которого 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Также в 2011 году прокуратурой края совместно с УФАС по Пермскому краю проведена проверка исполнения ГУЗ "Краевая клиническая инфекционная больница" законодательства о размещении государственных заказов в области пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлено незаконное изменение сроков исполнения заключенного в 2010 году между ГУЗ "Краевая клиническая инфекционная больница" и ИП Мясниковым В.Г. государственного контракта на выполнение работ по ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией. Кроме того, указанный государственный контракт был заключен до истечения семидневного срока со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. Сведения об исполнении ИП Мясниковым В.Г. государственного контракта в установленный законом трехдневный срок в Управление Федерального казначейства по Пермскому краю заказчиком направлены не были.
В связи с вышеуказанными фактами руководителю учреждения внесено представление.
Рядом горрайпрокуроров выявлены нарушения статьи 15 ФЗ № 94, требующей размещать от 10 до 20 процентов от годового объема заказа у субъектов малого предпринимательства, - по итогам минувшего года вышеуказанное требование закона нарушено заказчиками в гг. Перми, Березниках и Добрянке, Куединском, Красновишерском, Нытвенском, Юсьвинском районах.
В целях осуществления надзора за исполнением законодательства о размещении заказов путем электронных торгов прокуратурой края осуществляется взаимодействие с Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - УФК).
Работа по реализации функции по сопровождению Общероссийского официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" (далее - ООС) проводилась Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю с июня 2010 года.
Организационные мероприятия согласно плану, утвержденному 18.06.2010 руководителем Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - УФК), включали доведение до организаций информации о порядке регистрации пользователей официальным сайтом и выдачи сертификатов электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) через систему электронного документооборота, сайт УФК, периодические печатные издания. В УФК издан Приказ от 24.06.2010 № 115 о распределении обязанностей по приему, контролю, информированию, оформлению документов, выдаче ЭЦП государственным и муниципальным заказчикам и взаимодействию отделов. Определены ответственные сотрудники, сведения об их контактных телефонах размещены на Интернет-сайте УФК.
Мероприятия по подключению территориальных органов казначейства России к сети Интернет и по созданию рабочих мест для доступа к ресурсам официального сайта организаций, размещающих на нем информацию о размещении заказов, завершены до 01.01.2011.
По состоянию на 19.09.2012 на ООС было зарегистрировано 3938 потенциальных заказчиков Пермского края, что составляет 99,8% от общего количества организаций, включенных в Сводный перечень заказчиков.
Причинами, по которым не были зарегистрированы оставшиеся 6 организаций, являются: проблемы регистрации на сайте (предложено пройти регистрацию клиентского места управления), организация не осуществляет закупки в соответствии с требованиями ФЗ № 94 (на 2 организации распространяется ФЗ № 223).
Список организаций, не зарегистрированных на ООС, ежеквартально представляется Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю в прокуратуру края, в отношении этих организаций прокурорами проводится проверка. Фактов размещения заказов организациями, не зарегистрированными на ООС, не установлено. При этом в связи с непринятием руководителями организаций достаточных мер по регистрации на ООС прокурорами в текущем году внесено 4 представления, на основании которых 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Во всех Отделениях Управления Федерального казначейства по Пермскому краю созданы рабочие места для предоставления заказчикам, временно не имеющим доступа к сети "Интернет", возможности участия в проведении торгов в электронной форме.
Работа по выдаче уполномоченным лицам организаций сертификатов ключей ЭЦП ООС организована в соответствии с "Регламентом по организации выдачи пользователям общероссийского официального сайта сертификатов ключей электронных цифровых подписей" и осуществляется непосредственно самим УФК и подчиненными ему Отделениями.
Нарушения законодательства о размещении заказов, выраженные в нарушении порядка документооборота на электронной площадке и необеспечении непрерывности проведения открытого аукциона в электронной форме, ненадежности функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равного доступа участников открытого аукциона к участию в нем, прокурорами не выявлялись.
Вместе с тем в ходе проверок, проведенных прокурорами в 2012 году, в единичных случаях заказчики указывали на то, что возникали временные проблемы в работе с официальным сайтом.
Правоохранительными органами края в 2011 году выявлено 18 коррупционных и должностных преступлений в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, в 2012 году - 9 преступлений.
В крае практикуется межведомственное взаимодействие в форме оперативных совещаний по обсуждению хода проведения доследственных проверок и расследования конкретных уголовных дел коррупционной направленности, в т.ч. в сфере закупок, - они проводятся по большинству материалов и уголовных дел коррупционной направленности, находящихся в производстве аппарата ГУ МВД по Пермскому краю и следственного управления Следственного комитета России по Пермскому краю.
Также межведомственное взаимодействие осуществляется в форме совместных выездов сотрудников прокуратуры края, следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю и ГУ МВД России по Пермскому краю с оказанием практической помощи территориальным правоохранительным органам и проведением кустовых семинаров-совещаний для сотрудников прокуратуры, следственного комитета и полиции территорий по вопросам борьбы с коррупцией. В ходе этих выездов сотрудники правоохранительных органов ориентируются в том числе на выявление преступлений в сфере размещения заказов. В 2012 году осуществлено 5 таких выездов.
В целях оказания практической помощи горрайпрокурорам прокуратурой края в апреле 2012 года организован семинар-совещание, в работе которого приняли участие сотрудники УФАС по Пермскому краю и Министерства финансов Пермского края, выступившие с докладами по проблемам применения ФЗ № 94.
В сентябре 2011 года результаты совместных мероприятий прокуратуры, правоохранительных и контролирующих органов, направленных на борьбу с преступностью в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, обсуждены на межведомственном совещании, проведенном прокурором края.

Отдел по надзору за исполнением
законодательства о противодействии коррупции





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru