Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2012 года

Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.
при секретаре судебного заседания Рябченко Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Центральный парк" о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части Постановления Правительства Красноярского края от 22.11.2011 года № 708-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края"

установил:

ЗАО "Центральный парк" обратилось в суд с заявлением, в котором оспорил соответствие федеральному законодательству подпункта 60997 Таблицы 48 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Красноярска" приложения № 1 Постановления Правительства Красноярского края от 22.11.2011 года № 708-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края" (далее - Постановление № 708-п).
Требование заявитель мотивировал тем, что показатель стоимости за квадратный метр и сама стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300287:11 в Постановлении № 708-п определена с нарушением положений Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года № 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", а также Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 29.06.2007 года № П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Заявитель указывает на то, что он является арендатором данного земельного участка и вынужден уплачивать арендную плату за него в большем размере, что нарушает его права.
В судебном заседании представитель заявителя Кастина Н.С. поддержала требование, представитель Правительства Красноярского края Полева Е.А., представитель администрации города Красноярска Глебова Е.Ю., заявленные требования не признали, представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю Черепахина О.В. не высказала определенного мнения по заявленному требованию. Прокурор Жилкин П.А. просил суд об отказе в удовлетворении заявления.
Суд, выслушав пояснения сторон, оценив их доводы в поддержку требований и возражений, исследовав содержание оспариваемого Постановления № 708-п и нормы федерального законодательства, приходит к следующему.
Пункты "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со статьей 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статья 65 ЗК РФ предусматривает, что использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая оценка земель в Российской Федерации производится в соответствии с ФЗ РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ).
В статье 5 Федерального закона № 167-ФЗ указано, что его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона № 167-ФЗ и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона № 167-ФЗ, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон № 167-ФЗ был опубликован 26 июля 2010 года в изданиях "Российская газета" и "Собрание законодательства РФ".
Следовательно, Постановление № 708-п было принято в тот период, когда подлежали применению нормы Федерального закона № 135-ФЗ.
Проверяя соблюдение порядка государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, предшествовавшего принятию Постановления № 708-п, необходимо исходить из следующего.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона № 135-ФЗ под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Абзац второй статьи 24.11 этого Федерального закона предусматривает, что рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 135-ФЗ.
Согласно статье 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 03.03.2011 № 128-р (далее - Распоряжение № 128-р) принято решение о проведении в 2011 году государственной кадастровой оценки земель водного фонда и земель населенных пунктов на территории Красноярского края и определен уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края, ответственный за размещение государственного заказа и заключение государственного контракта на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель водного фонда и земель населенных пунктов на территории Красноярского края.
Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Красноярского края в 2011 году осуществлялось в рамках государственного контракта от 25.02.2011 № 08-ЗР-005-028, заключенного между агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и ООО "Научно-производственная фирма "Недра" (л.д. 122 - 134), то есть после истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона № 167-ФЗ.
Статьей 24.15 Федерального закона № 135-ФЗ установлено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.21 Федерального закона № 135-ФЗ.
Абзацем вторым статьи 24.16 Федерального закона № 135-ФЗ определено, что отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет, выдаваемый саморегулируемой организацией оценщиков.
Саморегулируемой организацией оценщиков некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков" выдано положительное экспертное заключение № 022/09/11 от 13.09.2011 на отчет № 4-2011 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского (л.д. 109 - 121).
В силу статьи 24.17 Федерального закона № 135-ФЗ в течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края утверждены оспариваемым Постановлением № 708-п и в установленном порядке опубликованы в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края", № 62(503)/1-75, 29.11.2011 (л.д. 7 - 16).
Таким образом, предусмотренный федеральным законодательством порядок государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края и принятия Постановления № 708-п был соблюден.
Как следует из принятого филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю решения от 14.06.2012 года (л.д. 17) вид разрешенного использования земельного участка, "занимаемый имущественным комплексом парка" не соответствует 17 группе видов разрешенного использования, в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 года № 3).
Данным решением выявлена кадастровая ошибка, подлежащая устранению в порядке, установленным статьей 28 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрен порядок исправления кадастровых ошибок в отношении земельных участков, а также определен орган, в компетенцию которого входит внесение соответствующих изменений.
Как следует из представленных Правительством Красноярского края документов (л.д. 156 - 161), решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю от 14.06.2012 года (л.д. 17) о необходимости исправления кадастровой ошибки находится в стадии исполнения. Согласно пояснениям представителя Правительства Красноярского края в настоящее время готовится проект нормативного акта о внесении изменений в Постановление № 708-п, в том числе по исправлению подпункта 60997 Таблицы 48 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Красноярска" приложения № 1.
Из вышеприведенного следует, что исправление кадастровой ошибки невозможен посредством признания в порядке главы 24 ГПК РФ противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению нормативного акта, в данном случае Постановления № 708-п недопустимо.
Доводы представителя Правительства Красноярского края о подведомственности данного гражданского дела арбитражному суду не могут быть приняты.
Статья 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ указывает, на то, что в арбитражном суде могут быть оспорены результаты определения кадастровой стоимости. Заявитель же обратился в суд в порядке главы 24 ГПК РФ, регулирующей производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
Исходя из вышеприведенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

ЗАО "Центральный парк" в удовлетворении требования о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению подпункта 60997 Таблицы 48 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Красноярска" приложения № 1, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 года № 708-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края" определяющим показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300287:11 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца, со дня вынесения судом мотивированного решения.

Председательствующий судья
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru