Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2012 г. по делу № А29-4011/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2012 года, полный текст решения изготовлен 2 ноября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИП Б.А., ИП П.В. (ИНН: <...>, <...>, ОГРН: <...>, <...>)
к Администрации МОГО Ухта (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: Б.А. (паспорт), П.В. (паспорт)
от ответчика: не явился

установил:

Индивидуальный предприниматель Б.А. (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Б.А.), индивидуальный предприниматель П.В. (далее - заявитель, Предприниматель, ИП П.В.) обратились в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - ответчик, Администрация) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Администрации МОГО "Ухта" от 19.03.2012 в переводе жилых помещений, расположенных по адресу: Республика Коми г. Ухта ул. Октябрьская кв. № 21 и кв. № 22, в нежилые помещения.
В целях устранения допущенных прав и законных интересов предприниматели просят суд обязать Администрацию выдать индивидуальным предпринимателям разрешение на перевод указанных помещений из жилых в нежилые.
Администрация в отзыве заявленные требования не признала, сославшись на то, что спорные жилые помещения являются объектом капитального строительства; в задании на проектирование, представленном проекте перепланировки не указан состав, функциональное назначение помещений; представленный ИП Б.А., ИП П.В. проект перепланировки не оформлен в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав заявителей, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ИП Б.А., ИП П.В. принадлежат на праве общей долевой собственности жилые помещения № 21 и № 22 (далее - спорные жилые помещения) и нежилое помещение № 1.001 по адресу: г. Ухта, ул. Октябрьской д. 15.
09.03.2011 Предприниматели обратились в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на перевод спорных жилых помещений в нежилые. К указанному заявлению приложены следующие документы: свидетельства о государственной регистрации права; технические паспорта БТИ; кадастровые паспорта помещений; поэтажные планы БТИ; проект перепланировки - рабочая документация "Расширение Медицинского центра "Авалон" (далее - проект перепланировки).
29.04.2011 ИП Б.А., ИП П.В. направили в Администрацию письмо, в котором, сославшись на неполучение в сроки, определенные пунктами 4, 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения межведомственной комиссии по заявлению от 09.03.2011, просили сообщить о решении, принятом по указанному заявлению.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ, а не часть 4 статьи 24.

Письмом от 24.05.2011 Администрация направила в адрес заявителей выписку из протокола от 19.05.2011 № 09-2011 - МВК заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов перепланировки, переоборудования и использования жилых и нежилых помещений (домов) на территории МОГО "Ухта". Из пункта 2 указанной выписки следует, что в связи с обращением Б.А. и П.В. о переводе жилых помещений, расположенных по адресу: г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 15, кв. 21, 22, в нежилые помещения для расширения медицинского центра "Авалон" комиссия, рассмотрев представленные материалы, приняла решение об отказе в переводе жилых помещений в нежилые помещения в связи с несоответствием проекта требованиям законодательства согласно части 4 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации; замечания направлены ранее письмом № 01-34-1131 от 07.04.2011.
Не согласившись с решением об отказе в переводе жилых помещений в нежилые, заявители обратились в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.10.2011 по делу № А29-4700/2011, вступившим в законную силу признан незаконным отказ Межведомственной комиссии от 19.03.2011 в переводе спорных жилых помещений в нежилые.
09.03.2011 заявители повторно обратились в Администрацию с аналогичным заявлением.
19.03.2012 Администрацией в адрес предпринимателей направлено уведомление № 01-34-643, в котором заявителям было отказано в переводе жилых помещений в нежилые со ссылкой на следующие основания.
Альбом 2-арх. № 3264/2 "Проект организации капитального ремонта" содержит разночтение с заданием на проектирование, которым определено выполнение ПОС и не отражает информацию по проведению полного перечня работ, предусмотренных проектными решениями, представленными в альбоме арх. № 3264/1, в том числе отсутствует информация об организации работ по демонтажу междуэтажных перекрытий; в представленных альбомах отсутствуют проектные решения по обязательным разделам проектной документации (раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка", раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", раздел 10 "Мероприятия по доступу инвалидов").
Содержание представленных проектных решений не отражает информацию обо всех необходимых мероприятиях при проведении реконструкции части многоквартирного дома с изменением его параметров и параметров переводимых квартир (не предусмотрены мероприятия по отделению проектируемых нежилых помещений от жилых противопожарными звукоизолирующими перекрытиями и перегородками, не представлена информация о видах врачебного приема в проектируемых кабинетах, не представлены решения по устройству обособленного от жилой территории входа, обособленного подъезда и площадки для парковки автомобилей, не представлены решения по отделению вентиляционных каналов жилых помещений от проектируемых, отсутствует согласования, требуемые в соответствии с имеющимися техническими условиями организаций, эксплуатирующих городские инженерные сети, отсутствуют технические условия по переустройству и перепланировке квартиры 21, а также технические условия и проектные решения по отключению переводимых квартир N№ 21 и 22 от общедомовых сетей газоснабжения, отсутствует информация об объемах образования строительного мусора и ТБО).
Не согласившись с данным решением, предприниматели обратились за защитой нарушенных прав в суд.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений) (часть 1). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (часть 2). Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений (часть 3). Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 4).
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (часть 1). Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (часть 2).
Как следует из материалов дела, Предприниматели вместе с заявлением предоставили в Администрацию документы, необходимые в соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на перевод спорных жилых помещений в нежилые, что подтверждается выданной им распиской.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в переводе жилых помещений в нежилые послужило то обстоятельство, что проектная документация не соответствует требованиям Положения о составе проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
Проектная документация должна соответствовать требованиям Положения о составе проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.
Вместе с тем, ответчиком не доказано, что представляемый предпринимателями проект на стадии принятия решения о переводе жилых помещений в нежилые должен соответствовать по всем параметрам требованиям "Положения о составе проектной документации и требованиях к их содержанию".
Согласно пояснительной записке рабочая документация на расширение Медицинского центра "Авалон" выполнена с учетом проектных решений ранее разработанной проектной документации по заказам 1835, 3004, 3099.
Реконструктивные мероприятия включают в себя следующие работы: демонтаж и монтаж перегородок, закладка и пробивка проемов, возведение металлической лестницы с ж/б проступами.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ № 624).
К видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, относится разбор (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов и их частей, т.е. перечень работ, предполагаемых к выполнению в ходе реконструкции спорных помещений при расширении медицинского центра.
Пунктом 2 Приказа установлено, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2006, № 1, ст. 21; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 48, ст. 6246; 2011, № 13, ст. 1688; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4563, ст. 4572, ст. 4591)
Согласно пунктам 13 и 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 2 статьи 51 Кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.
Согласно подпункту 4 пункта 17 статьи 51 Кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно акту обследования квартиры 22 в жилом доме № 15 от 01.02.2011 сделан вывод о возможности реконструкции квартиры под расширение медицинского центра при выполнении соответствующих архитектурно-строительных и инженерных мероприятий, не нарушающих несущую способность и конструктивную целостность здания.
Таким образом, если будет установлено, что при проведении работ по реконструкции объекта капитального строительства будут затрагиваться конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта заявители будут обязаны получить соответствующие разрешения на стадии строительства.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 22 Жилищного кодекса РФ, а не статья 21.

Вместе с тем, наличие в представленном проекте элементов реконструкции не создает препятствий в согласовании перевода жилого помещения в нежилое в порядке, предусмотренном статьями 21 - 24 ЖК РФ и Положением.
Учитывая требования действующего законодательства, согласование перевода жилого помещения в нежилое помещение не заменяет согласование реконструкции и получение необходимых разрешений в соответствии с градостроительным законодательством, а равно как и осуществить реконструкцию в отсутствие согласования перевода жилого помещения в нежилое помещение, невозможно.
Следует отметить, что законодательство не предусматривает возможность принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое при выдаче разрешения на реконструкцию в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Так же как и согласование реконструкции не входит в компетенцию межведомственной комиссии.
При этом, ответчиком доказательства того, что проект переустройства не соответствует требованиям законодательства, не представлены.
На основании изложенного, отказ ответчика в согласовании перевода жилых помещений в нежилые помещения нарушают права и законные интересы предпринимателей.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Муниципального образования городского округа "Ухта" от 19 марта 2012 г. № 01-34-643 в переводе жилых помещений, расположенных по адресу: Республика Коми г. Ухта ул. Октябрьская в нежилые помещения.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей.
Обязать Администрацию Муниципального образования городского округа "Ухта" выдать П.В. и Б.А. разрешение на перевод жилых помещений, расположенных по адресу: Республика Коми г. Ухта ул. Октябрьская в нежилые помещения.
Взыскать с администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) в пользу индивидуального предпринимателя Б.А. (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) 200 рублей судебных расходов на оплату госпошлины.
Взыскать с администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) в пользу индивидуального предпринимателя П.В. (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) 200 рублей судебных расходов на оплату госпошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru