Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 октября 2012 г. по делу № А29-5407/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2012 года, полный текст решения изготовлен 22 октября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управдом" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Отделу надзорной деятельности г. Усинска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
о признании незаконным и отмене постановления № 73 от 22.05.2012 и недействительным предписания от 22.05.2012 № 123/1/1,
при участии представителей:
от заявителя - не явились,
от ответчика - К.А. (по доверенности),

установил:

В Арбитражный суд Республики Коми обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управдом" (далее - Общество) с заявлением о признании незаконным постановления о назначении административного наказания № 73 от 22.05.2012, вынесенного главным государственным инспектором города Усинска по пожарному надзору и признании недействительным предписания инспектора ОНД г. Усинска УНД ГУ МЧС России по Республике Коми от 22.05.2012 № 123/1/1.
Общество указало на нарушение административным органом положений статей 25.1, 28.2 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления и составлении протокола об административном правонарушении. Также заявитель считает, что Общество не обязано при обслуживании жилых домов обеспечивать пожарную безопасность, поскольку договорами на управление такая обязанность не предусмотрена.
Подробно доводы изложены в заявлении (л.д. 5 - 10).
Ответчик с заявленным требованием не согласился, указав, что оспариваемое постановление и предписание вынесены без нарушения закона, прав и законных интересов заявителя. Подробно доводы изложены в отзыве (л.д. 58).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 09.10. до 16.10.2012.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные в дело доказательства, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением № 73 от 22.05.2012 Общество привлечено к административной ответственности по части 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 150000 рублей (л.д. 71).
Основанием для привлечения к административной ответственности явилось нарушение Обществом требований пожарной безопасности (ППБ 01-03), НПБ 645; СНиП 2.01.02-85*; СНиП 21-01-97*.
Нарушения, допущенные Обществом при эксплуатации многоквартирных домов по ул. Парковая, д. 2, 4, 6, 8, 8а, 14, и перечисленные в оспариваемом постановлении, были выявлены в ходе проведения 22 мая 2012 года на основании распоряжения заместителя начальника Отдела надзорной деятельности г. Усинска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Коми от 19.04.2012 № 123 в отношении Общества плановой выездной проверки.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 22.05.2012 № 123 и выдано предписание от 22.05.2012 № 123/1/1 (л.д. 62, 68).
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ, органом пожарного надзора в отношении Общества были составлены протоколы об административных правонарушениях от 22.05.2012 N№ 142 - 153 (л.д. 74 - 85).
Однако, данные протоколы были составлены с нарушением требований статей 25.1, 28.2 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, "Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными".
Кроме того, в п. 24 постановления Пленума также разъяснено, что "при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является".
В рассматриваемом случае, административный орган не представил доказательств извещения юридического лица, его законного представителя о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении от 22.05.2012 N№ 142 - 153.
Имеющееся в деле извещение от 21.05.2012 № 590-2-7-16-13 (л.д. 66) не может служить таким доказательством, поскольку сведений об уведомлении Общества (законного представителя) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении оно не содержит.
В указанном извещении содержится лишь уведомление о явке "Для ознакомления и получения протоколов об административных правонарушениях, ...". Данная формулировка свидетельствует о том, что протоколы уже были составлены и представителю Общества нужно только ознакомиться и получить их.
Кроме того, данное ненадлежащее извещение было вручено 21.05.2012 П.Л., в отсутствие у нее надлежащих полномочий.
Доверенность П.Л. была выдана лишь 22.05.2012, т.е. в день составления протокола. Однако, в указанной доверенности отсутствуют полномочия на участие в составлении протоколов и рассмотрении административного дела.
Почтовой связью извещение от 21.05.2012 № 590-2-7-16-13 в адрес Общества не направлялось.
Таким образом, законный представитель Общества не был надлежащим образом извещен о дате и времени составления протоколов об административном правонарушении от 22.05.2012 N№ 142 - 153.
Суд, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, полагает, что извещение юридического лица (законного представителя) должно содержать уведомление о явке именно для составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, составив протоколы об административном правонарушении в отсутствие сведений об извещении юридического лица и его законного представителя о дате и времени составления протоколов, административный орган допустил существенное нарушение требований КоАП РФ, прав лица, привлекаемого к административной ответственности, гарантированных статьями 28.2 и 25.1 КоАП РФ.
Следовательно, при указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований закона и подлежит отмене в полном объеме.
Также суд считает, что предписание от 22.05.2012 № 123/1/1 (л.д. 62) в части пунктов 2, 4, 5, 7, 8, 10 - 12, 14 - 15, 17 подлежит признанию недействительным в силу следующего.
В пунктах 2, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 14 - 15 ответчик указал на нарушения п. 57 ППБ 01-03, выразившиеся в отсутствие колпаков на светильниках на лестничных площадках, а также в нарушении требований нормативных документов по электроэнергетике (не проведена проверка состояния электропроводки рабочего освещения, не проведено испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств).
Однако, п. 57 ППБ 01-03 не содержит требований о том, чтобы светильники на лестничных площадках были закрыты колпаками, а также о необходимости проведения проверки состояния электропроводки рабочего освещения, испытания и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств).
"Положение пункта 57 правил пожарной безопасности в Российской Федерации не создает собой состав административного правонарушения в области пожарной безопасности, т.к. не содержит предписания как такового, а лишь отсылает к иным нормативным документам по электроэнергетике. В данном случае квалификация административного правонарушения возможна только при нарушении требования, установленного конкретным нормативным документом по электроэнергетике" (письмо МЧС от 02.06.2011 № 19-3-1-2086 (л.д. 90)).
Следовательно, указанные в пунктах 2, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 14 - 15 нарушения нельзя признать доказанными надлежащим образом.
Кроме того, ответчик не представил в дело доказательств, подтверждающих факт наличия мусора на лестничной площадке (п. 11 предписания) и нарушения, указанного в п. 17 предписания.
В остальной части предписание является законным и обоснованным.
Наличие указанных в пунктах 1, 3, 6, 9, 13, 16, 18 нарушений заявителем не отрицается.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В частях 1 и 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, на организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, возложены обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности на подведомственных объектах, проведению осмотра пожарной сигнализации и средств тушения в домах
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16). Содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11). Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).
Таким образом, на управляющие организации, заключившие договор управления многоквартирным домом, возложены обязанности по содержанию общего имущества находящегося на обслуживании дома, в том числе обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Заключив договоры, Общество приняло на себя обязательства, в том числе, по обеспечению мер пожарной безопасности в данных жилых домах.
Следовательно, при исполнении договоров Общество обязано обеспечить соблюдение нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания № 73 от 22.05.2012, вынесенное главным государственным инспектором города Усинска по пожарному надзору в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управдом".
Признать недействительным предписание инспектора ОНД г. Усинска УНД ГУ МЧС России по Республике Коми от 22.05.2012 № 123/1/1 в части пунктов 2, 4, 5, 7, 8, 10 - 12, 14 - 15, 17.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru